Рекомендации взрослым при общении с ребенком, пережившим экстремальную ситуацию
· дайте ребенку понять: вы всерьез относитесь к его переживаниям, и вы знали других детей, которые тоже через это прошли («Я знаю одного смелого мальчика, с которым тоже такое случилось»). · создайте атмосферу безопасности. · посмотрите вместе с ребенком «хорошие» фотографии - это позволит обратиться к приятным образам из прошлого, ослабит неприятные воспоминания. · сведите разговоры о событии с описания деталей на чувства. · помогите ребенку выстроить жизненную перспективу. · повторяйте, что чувствовать беспомощность, страх, гнев совершенно нормально. · повышайте самооценку ребенка (чаще хвалите его за хорошие поступки). · поощряйте игры ребенка с песком, водой, глиной (помогите ему вынести вовне свои переживания в виде образов). · нельзя позволять ребенку стать тираном. Не исполняйте любые его желания из чувства жалости.
Психологическое консультирование и психотерапия являются неотъемлемой частью процесса реабилитации детей и подростков, поскольку способствуют достижению его основной цели посредством разрешения внутриличностных проблем, затрудняющих психологическую адаптацию детей, пострадавших в зоне локального военного конфликта. Общим алгоритмом консультирования детей и подростков является следующая последовательность шагов: · восстановление у ребенка/подростка позитивного самоотношения, доверия к миру; · анализ проблем, возникающих после пережитой травмы · постановка позитивной цели в виде описания желаемого разрешения проблемы и необходимого для этого поведения; · построение шагов роста (описание конкретных достижений через день, неделю, месяц); · определение возможных ресурсов и союзников - тех, кто может помочь в достижении желаемого результата
· коррекция агрессивного поведения · проработка рецидивов старого поведения, препятствующего достижению поставленной цели. Психотерапия с детско-подростковым контингентом имеет свою специфику, существенно отличающую ее от психотерапии взрослых. Она заключается, прежде всего, в том, что для ее проведения предпочтительнее использование «деятельностных» методов (игротерапия, аниматерапия, арт-терапия, музыкотерапия, данстерапия и т.д.), поскольку эффективности «терапии словом» препятствует несформированный рефлексивный потенциал. Поскольку детям может быть трудно говорить о той катастрофе, которая произошла, рекомендуется «проработать» психологическую травму в игре. Эго могут быть физические упражнения, направленные на психологическую разрядку и релаксацию, психодраматические упражнения, например разыгрывания сказок. Это могут быть сюжеты, придуманные самими детьми, или готовые сюжеты. Необходимо учитывать следующие моменты. Сказки должны иметь позитивное разрешение. Всегда должен быть найден и проигран приемлемый выход из сложной ситуации, даже если его нет в самой сказке. После проигрывания сюжета должно последовать обсуждение того психологического опыта, который ребенок получил, находясь в своей роли. К средствам неспецифической терапии относятся всевозможные песочницы и ванночки с водой, чтобы дети могли играть с водой и песком. Известно, что игры с песком и водой обладают сильнейшим терапевтическим эффектом. При проведении консультационной и психотерапевтической работы с детьми, пострадавшими в зоне локального военного конфликта необходимо учитывать высокую вероятность проявления различных психогенных реакций, в частности: · страха смерти и одиночества; · ощущения потери стабильной жизненной ситуации;
· чувства вины; · аутоагрессии; · агрессии, направленная вовне, и т.д. Подобные эмоциональные проявления следует рассматривать как основу для построения работы на следующих этапах психотерапии и/или консультирования, поскольку они свидетельствуют о наличии у детей глубоких внутриличностных противоречий, требующих не только эмоциональной разрядки, но и разрешения. Рекомендации при оказании психологической помощи ребенку, пережившему экстремальную ситуацию
1. Помощь в выражении скрытых переживаний события 2. Помощь в идентификации и выражении воспоминаний, тревог и в предупреждении их генерализации 3. Разрешение говорить и играть; разбор искажений, знания о нормальности чувств и реакций 4. Стимуляция выражения страха, гнева, печали и т.д. в поддерживающем присутствии взрослого, чтобы предупредить чувство захваченности переживанием 5. Стимуляция сообщать родителям и учителям, когда мысли и чувства мешают учебе 6. Поддержка в рассказах о снах, объяснения — почему бывают плохие сны 7. Помочь поделиться беспокойством, успокоить реальной информацией 8. Помощь в совладании с переживаниями с апелляцией к самоконтролю (например, сказав: "Наверное, это тяжело — чувствовать себя таким сердитым") 9. Помочь идентифицировать испытанные во время события телесные ощущения 10. Предложение встреч с детьми и родителями, чтобы помочь детям дать знать родителям — что они чувствуют 11. Поощрение конструктивных действий в интересах пораженных и погибших 12. Помощь в сохранении позитивных воспоминаний о том, чтоон делал в трудный момент (Каган) Рекомендации родителям при общении с ребенком, пережившим экстремальную ситуацию · Разговаривайте со своим ребенком, отвечая на его вопросы, обязательно сообщайте только верные сведения, давайте только верные ответы. · Говорите с вашим ребенком о ваших собственных чувствах. · Внимательнейшим образом прислушивайтесь к тому, что говорит ребенок и как он это говорит: слышится ли вам страх, тревога, · Не уставайте уверять ребенка: «Мы вместе. Мы заботимся о тебе. Мы всегда будем заботиться о тебе». Возможно, вам придется повторять эти уверения многократно.
· Дотрагивайтесь до ребенка, обнимайте его как можно чаще. Такие прикосновения очень важны для ребенка в этот период. · Не жалейте времени, укладывая ребенка спать. Разговаривайте с ним, успокаивайте его. Если нужно, оставьте ночник включенным. · Наблюдайте за ребенком, когда он играет. Слушайте то, что и как он говорит, следите и замечайте то, как он играет. Часто именно в · Способствуйте играм, разряжающим напряжение. Имеются в виду игры с водой, песком. Если ребенку хочется что-либо ударить, дай · Если ребенок потерял или сломал любимую игрушку, позвольте ему быть грустным или поплакать. · Если вы не справляетесь и вам нужна помощь, свяжитесь со специалистами
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|