Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

7. Предмет патопсихологии, практические задачи и актуальные проблемы.




Патопсихология  - практическая отрасль клинической психологии, исследующая структуру нарушений психической деятельности, закономерности ее распада в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме (Зейгарник).

Предмет патопсихологии - расстройства психики.

Объект патопсихологии - человек с психическим нарушением.

Основные проблемы патопсихологии:

1. Изучение психологических механизмов в становлении сложных психопатологичесхих симптомов.

2. Исследование структуры и динамики нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при разных психических расстройствах.

3. Возможность психологической коррекции этих нарушений.

4. Роль личности больного как в становлении болезненной симптоматики, так и в ее психологической коррекции.

5. Выделение и описание структуры патопсихологических синдромов.

6. Соотношение первичных и вторичных расстройств в структуре синдрома.

7. Проблема соотношения распада и развития психики.

Задачи:

В сферу интересов патопсихологии, как отмечает Н. Л. Белопольская, входит решение следующих задач:

1. Диагностическая – выявление и оценка психических нарушений с помощью патопсихологических методов.

2. Коррекционная – проведение психотерапевтической работы с взрослыми больными и коррекционно-развивающей работы в области детской патопсихологии.

*Первая и вторая задачи часто решаются в рамках консультативной практики.

3. Исследовательская – получение новых научных данных и теоретических обобщений, важных как для патопсихологии, так и для психологии в целом.

4. Профилактическая – проведение превентивных мероприятий, создающих положительную атмосферу в рабочем коллективе, в семье и в обществе, а также проведение пропаганды и популяризации патопсихологических знаний о здоровом образе жизни.

Несколько иные практические задачи патопсихологии обозначает Б. Д. Карвасарский:

Рассмотрим каждую задачу подробно.

1 – дифференциальная диагностика психических расстройств. Патопсихологическое исследование выступает в качестве источника дополнительной информации для уточнения нозологического диагноза в случаях атипичной, стѐ ртой (с маловыраженной симптоматикой) картины различных психических заболеваний, проявляющейся на начальных стадиях или в период ремиссии. Так, необходимость в дифференциальной диагностике обнаруживается при проявлении первых симптомов вялотекущих форм шизофрении, при распознавании стѐ ртых или «маскированных» депрессий, диссимулируемых бредовых переживаний и некоторых форм патологии старческого возраста.

2  – оценка структуры и степени психических расстройств. Решение

данной задачи заключается в исследовании характера и выраженности нарушений отдельных психических процессов, а также в изучении компенсаторных возможностей их восстановления с учѐ том психологических особенностей того или иного вида деятельности. Необходимость такой оценки возникает при квалификации состояния больного и установлении функционального диагноза, при определении путей трудового приспособления и социального восстановления больного, при проведении психокоррекционных, реабилитационных и профориентационных мероприятий.

3  – диагностика психического развития и его аномалий (дизонтогенеза). Эта задача направлена на выявление степени и структуры различных форм дизонтогенеза, определение путей общеобразовательного и трудового обучения детей с нарушениями развития, разработку коррекционных мероприятий, программ и рекомендаций для педагогов и родителей.

4  – исследование личности, социальной среды и социальных позиций больного включает в себя сбор данных для функционального диагноза. «Функциональный диагноз, представляющий синтез клинической и психологической оценки больного в реальных условиях жизни и деятельности, выражает динамическую характеристику состояния индивида и его связи с социальной средой и отражает степень, способ и основные

тенденции компенсации нервно-психических расстройств». В процессе исследования личностных особенностей основное внимание уделяется изучению системы взаимоотношений больного с окружающим миром, его установкам и социальным позициям. При постановке функционального диагноза, прежде всего, учитываются компенсаторные механизмы психики, которые могут быть использованы для социальной и профессиональной адаптации больных.

5 – оценка динамики психических нарушений и учѐ т эффективности терапии, ориентирована на лонгитюдный подход исследования психических нарушений, позволяющий отследить динамику изменений психики в процессе психотерапевтического воздействия и оценить степень эффективности этого процесса. Также данная задача может быть актуальна на этапе постановки функционального диагноза при отсутствии чѐ тких клинических критериев, при необходимости более глубокого суждения о динамике отдельных психических процессов и состояний, а также для прицельной оценки фармакодинамических эффектов и оценки эффективности реабилитационных методов.

6 – участие в экспертной работе. Решение данной задачи заключается в проведении психодиагностического обследования и в составлении экспертного заключения в отношении определѐ нного объекта и направления экспертизы (врачебно-трудовой, военноврачебной, медико-педагогической, судебно-психиатрической). В зависимости от вида экспертизы и содержания, поставленных перед экспертом вопросов, психологическое обследование подчиняется тем или иным специальным задачам.

7  – реабилитационная и психокоррекционная работа. Эта задача направлена на участие в системе комплексных психотерапевтических мероприятий, целью которых является оценка психологических факторов окружения больного, укрепление его личностного и социального статуса, оптимизация внешних условий для его адаптации, а также предотвращение инвалидизации.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...