7. Предмет патопсихологии, практические задачи и актуальные проблемы.
Стр 1 из 6Следующая ⇒ Патопсихология - практическая отрасль клинической психологии, исследующая структуру нарушений психической деятельности, закономерности ее распада в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме (Зейгарник). Предмет патопсихологии - расстройства психики. Объект патопсихологии - человек с психическим нарушением. Основные проблемы патопсихологии: 1. Изучение психологических механизмов в становлении сложных психопатологичесхих симптомов. 2. Исследование структуры и динамики нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при разных психических расстройствах. 3. Возможность психологической коррекции этих нарушений. 4. Роль личности больного как в становлении болезненной симптоматики, так и в ее психологической коррекции. 5. Выделение и описание структуры патопсихологических синдромов. 6. Соотношение первичных и вторичных расстройств в структуре синдрома. 7. Проблема соотношения распада и развития психики. Задачи: В сферу интересов патопсихологии, как отмечает Н. Л. Белопольская, входит решение следующих задач: 1. Диагностическая – выявление и оценка психических нарушений с помощью патопсихологических методов. 2. Коррекционная – проведение психотерапевтической работы с взрослыми больными и коррекционно-развивающей работы в области детской патопсихологии. *Первая и вторая задачи часто решаются в рамках консультативной практики. 3. Исследовательская – получение новых научных данных и теоретических обобщений, важных как для патопсихологии, так и для психологии в целом. 4. Профилактическая – проведение превентивных мероприятий, создающих положительную атмосферу в рабочем коллективе, в семье и в обществе, а также проведение пропаганды и популяризации патопсихологических знаний о здоровом образе жизни.
Несколько иные практические задачи патопсихологии обозначает Б. Д. Карвасарский: Рассмотрим каждую задачу подробно. 1 – дифференциальная диагностика психических расстройств. Патопсихологическое исследование выступает в качестве источника дополнительной информации для уточнения нозологического диагноза в случаях атипичной, стѐ ртой (с маловыраженной симптоматикой) картины различных психических заболеваний, проявляющейся на начальных стадиях или в период ремиссии. Так, необходимость в дифференциальной диагностике обнаруживается при проявлении первых симптомов вялотекущих форм шизофрении, при распознавании стѐ ртых или «маскированных» депрессий, диссимулируемых бредовых переживаний и некоторых форм патологии старческого возраста. 2 – оценка структуры и степени психических расстройств. Решение данной задачи заключается в исследовании характера и выраженности нарушений отдельных психических процессов, а также в изучении компенсаторных возможностей их восстановления с учѐ том психологических особенностей того или иного вида деятельности. Необходимость такой оценки возникает при квалификации состояния больного и установлении функционального диагноза, при определении путей трудового приспособления и социального восстановления больного, при проведении психокоррекционных, реабилитационных и профориентационных мероприятий. 3 – диагностика психического развития и его аномалий (дизонтогенеза). Эта задача направлена на выявление степени и структуры различных форм дизонтогенеза, определение путей общеобразовательного и трудового обучения детей с нарушениями развития, разработку коррекционных мероприятий, программ и рекомендаций для педагогов и родителей.
4 – исследование личности, социальной среды и социальных позиций больного включает в себя сбор данных для функционального диагноза. «Функциональный диагноз, представляющий синтез клинической и психологической оценки больного в реальных условиях жизни и деятельности, выражает динамическую характеристику состояния индивида и его связи с социальной средой и отражает степень, способ и основные тенденции компенсации нервно-психических расстройств». В процессе исследования личностных особенностей основное внимание уделяется изучению системы взаимоотношений больного с окружающим миром, его установкам и социальным позициям. При постановке функционального диагноза, прежде всего, учитываются компенсаторные механизмы психики, которые могут быть использованы для социальной и профессиональной адаптации больных. 5 – оценка динамики психических нарушений и учѐ т эффективности терапии, ориентирована на лонгитюдный подход исследования психических нарушений, позволяющий отследить динамику изменений психики в процессе психотерапевтического воздействия и оценить степень эффективности этого процесса. Также данная задача может быть актуальна на этапе постановки функционального диагноза при отсутствии чѐ тких клинических критериев, при необходимости более глубокого суждения о динамике отдельных психических процессов и состояний, а также для прицельной оценки фармакодинамических эффектов и оценки эффективности реабилитационных методов. 6 – участие в экспертной работе. Решение данной задачи заключается в проведении психодиагностического обследования и в составлении экспертного заключения в отношении определѐ нного объекта и направления экспертизы (врачебно-трудовой, военноврачебной, медико-педагогической, судебно-психиатрической). В зависимости от вида экспертизы и содержания, поставленных перед экспертом вопросов, психологическое обследование подчиняется тем или иным специальным задачам. 7 – реабилитационная и психокоррекционная работа. Эта задача направлена на участие в системе комплексных психотерапевтических мероприятий, целью которых является оценка психологических факторов окружения больного, укрепление его личностного и социального статуса, оптимизация внешних условий для его адаптации, а также предотвращение инвалидизации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|