Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Резюме. Рекомендуемая литература




Резюме

· Теоретические подходы, объясняющие агрессивное поведение, включают в себя биологическое и психологическое направления рассуждений и исследований.

· Биологические модели обращаются к эволюционному и генетическим принципам толкования агрессии. Согласно социобиологическому подходу, агрессия возникла как адаптивная форма социального поведения в процессе эволюции. Этологический подход трактует открытое проявление агрессии как функцию внутренней агрессивной энергии, высвобождаемой внешними сигналами, которые связаны с агрессией. Сведения, которыми располагает генетика поведения, говорят, что склонность к агрессивным поступкам, по крайней мере отчасти, определяется генетическими факторами.

· Первые психологические модели агрессивного поведения тоже рассматривали агрессию как врожденную предрасположенность к определенного рода реакциям. Выдвинутое Фрейдом предположение о том, что агрессия – это инстинкт, действующий согласно принципу удовольствия, дало толчок для развития фрустрационной теории агрессии. Согласно данной теории, агрессия побуждается желанием преодолеть фрустрацию. Более поздние психологические подходы расширили понимание взаимосвязи между фрустрацией и агрессией, и в их рамках была разработана более общая модель отрицательных эмоций, где подчеркивалась роль когнитивных факторов, научения и процессов принятия решений в предсказании агрессивных реакций.

· Общим для психологических объяснений агрессии является положение о том, что агрессивного поведения можно избежать: вероятность его возникновения зависит от влияния множества способствующих и препятствующих агрессии факторов, связанных как с самой личностью, так и с внешней средой.

Рекомендуемая литература

Berkowitz L. (1998а). Affective aggression: The role of stress, pain, and negative affect. In R. G. Geen & H. Donnerstein (eds. ), Human aggression: Theories, research and implications for social policy (p. 49–72). San Diego. CA: Academic Press.

Geen R. (1998a). Aggression and antisocial behavior. In D. T. Gilbert, S. T. Fiskе & G. Lindzеy (Eds. ), The handbook of social psychology (4th ed., Vol. II, p. 317–356). Boston, MA: McGraw-Hill.

Tedeschi J. T. & Felson, R. B. (1994). Violence, aggression, and coercive actions. Washington, DC: American Psychological Association.

Б. Крэйхи. 3. Индивидуальные различия в агрессии

Рассмотренные в предыдущей главе теории предлагают различные объяснения приобретения и выражения агрессивных склонностей. В настоящей главе мы познакомимся с эмпирическими данными о происхождении индивидуальных различий в агрессивном поведении. В первом разделе будут описаны подходы к возникновению агрессивного поведения в детском репертуаре социального поведения. В частности, мы рассмотрим типичные изменения, происходящие в агрессивном поведении при переходе из детского в подростковый период, а также факторы этих изменений. Во втором разделе будут приведены данные о взаимосвязи между устойчивыми личностными чертами и индивидуальными различиями в агрессии в зрелом возрасте. Наконец, в третьем разделе мы обратимся к различиям в агрессивном поведении в связи с определенной индивидуальной характеристикой – половой принадлежностью. Здесь мы рассмотрим вопрос о том, существуют ли какие-либо различия в агрессивном поведении мужчин и женщин, и если они есть, то как их лучше объяснять. В данной главе будут рассматриваться только те исследования, которые сосредоточены преимущественно на индивидуальных различиях в агрессии. Те же исследования, в которых вопрос факторов индивидуальных различий затрагивается наряду с какими-либо другими или имеет второстепенное значение, будут разобраны в соответствующем контексте (например, обсуждение гендерных различий в реакциях на насилие в средствах массовой информации см. в главе 5).

Возникновение агрессивного поведения

Как отмечают Лоубер и Хей (Loeber & Hay, 1997), агрессия у детей и подростков в определенной степени является возрастной нормой. Это значит, что поведение с намерением причинить вред другому демонстрируют, по крайней мере изредка, многие, а то и большинство представителей данных возрастных групп. Однако определенная доля детей и подростков отклоняется от этой нормальной линии развития и проявляет устойчиво высокие уровни агрессивного поведения, которые уже нельзя считать возрастной нормой. Именно поведение таких индивидов и представляет особый интерес для исследователей вопросов возникновения агрессии.

В объяснении причин возникновения необычно сильных агрессивных наклонностей и их проявления в последующих периодах индивидуального развития ключевое значение имеют следующие вопросы (Loeber & Hay, 1997):

1. Когда впервые возникает агрессивное поведение и какие формы оно принимает в детстве, подростковом и юношеском возрасте?

2. Насколько стабильны проявления агрессивного поведения по мере взросления ребенка?

3. Идет ли развитие агрессивного поведения по пути обострения, вследствие чего более умеренные формы агрессии сменяются более резким агрессивным поведением?

4. Каковы эмоциональные и когнитивные предпосылки агрессивного поведения?

5. Какова роль социальной среды (родителей, сверстников и непосредственного окружения) в формировании и сохранении моделей агрессивного поведения?

Мы коротко рассмотрим имеющиеся по каждому из данных вопросов данные, обобщенные в недавних, отражающих современное состояние дел обзорах, проведенных Койем и Доджем (Coie & Dodge, 1998), а также Лоубером и Хейем (Loeber & Hay, 1997).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...