Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Усиление агрессивного поведения




Усиление агрессивного поведения

В целом имеются свидетельства непрерывного снижения уровня агрессии с возрастом (см.: Loeber & Stouthamer-Loeber, 1998), таким образом прекращение агрессивного поведение может отражать связанный с возрастом поведенческий норматив. Однако ясно и то, что значительная доля субъектов, выказывавших агрессию в детском возрасте, продолжает оставаться агрессивными и далее. Учитывая, что агрессия проявляется в разных формах, различающихся по степени используемого насилия, важно понять, насколько стабилен уровень агрессии для данных индивидов и имеет ли их агрессивное поведение тенденцию к усилению и переходу от менее серьезных к более серьезным формам проявления на протяжении индивидуального развития человека. Долгосрочное усиление агрессии означает постепенное возрастание жестокости агрессивных действий в детско-юношеский период, тогда как краткосрочное усиление агрессии означает резкое увеличение насилия у тех индивидов, которые в более позднем возрасте только начинают проявлять агрессию. На уровне группы источником сведений об эффекте долгосрочного усиления агрессии являются исследования, в которых изучалась совокупная динамика начала проявления агрессивного поведения в различных по жестокости формах. Пример данного подхода представлен на рис. 3. 2, где изображены результаты проведенного Лоубером и Хейем анализа возраста первого проявления у мальчиков незначительной агрессии, физического нападения и жестокого насилия.

 

Рис. 3. 2. Начало проявления незначительных форм агрессии, физического нападения и насилия в группе мальчиков (адаптировано по Loeber & Hay, 1997, p. 379; с разрешения «Ежегодного психологического обозрения» (Annual Review of Psychology) © by Annual Reviews www. Annual Reviews. org)

Рисунок 3. 2 показывает, что незначительные формы агрессии (досаждение другим, задирание) возникали самыми первыми, затем следовало физическое нападение. Несмотря на более позднее начало проявления физической агрессии, наблюдается более значительный подъем ее показателей па фоне незначительных форм агрессии, и к 15‑ летнему возрасту обе кривые достигают одинакового уровня. Позже всего проявляется и характеризуется самой медленной динамикой, согласно проведенным наблюдениям, насилие (вооруженное и иное нападение, изнасилование). Как и ожидалось, его уровень в возрасте 16 лет хотя и был довольно впечатляющим и составлял 20% общего числа обследованных, был значительно ниже, чем в случае других, менее серьезных форм агрессии.

На межличностном уровне существуют убедительные данные о том, что большая доля индивидов, проявляющих насилие, ранее демонстрировала слабые и/или умеренные формы агрессии. Моффит и др. (Moffit et al., 1996) показали, что 73% мальчиков-подростков, обвиненных в совершении насильственных деяний, уже начиная с детского возраста устойчиво демонстрировали асоциальное поведение. Однако верно и то, что индивиды могут приобрести склонность к насилию, и не имея агрессивного прошлого. В проведенном Моффитом и др. исследовании было выявлено, что 23% обвиненных в совершении насилия не проявляли асоциального поведения вплоть до подросткового возраста. Пока до конца не ясно, почему некоторые индивиды в подростковом возрасте начинают становиться крайне агрессивными, не выказывая постепенного нарастания моделей агрессивного поведения начиная с самого детства. Некоторые авторы выдвигают предположение, что те индивиды, для которых характерно позднее начало проявления склонности к насилию, – это люди, которые зачастую чрезмерно контролируют свое поведение, пытаясь подавить свою тягу к агрессии и выказывая ее только в том случае, когда побуждение (фрустрация, возбуждение гнева) к агрессии достаточно сильно, чтобы преодолеть эти сдерживающие механизмы. Возможно и то, что социальная организация насилия в подростковом возрасте, принимающая форму молодежных группировок, может быть привлекательна для уязвимых индивидов как следствие их проблем другого рода, как то низкая самооценка или социальная изоляция.

Эмоциональные и когнитивные предпосылки агрессивного поведения

Еще один важный аспект в понимании индивидуальных различий в агрессивном поведении в детском и подростковом возрасте связан с ролью личностных характеристик, особенно эмоционального контроля и когнитивных механизмов. Дети, для которых характерна недостаточная эмоциональная регуляция и контроль побуждений, скорее будут развивать и поддерживать модели агрессивного поведения. Таких детей часто считают обладателями трудных характеров, и им сложно сдерживать свои агрессивные побуждения в соответствии с нормами, адекватными их возрасту (Kingston & Prior, 1995). Различия в характерах возникают уже в раннем возрасте и влияют на отношение к детям окружающих.

На общекогнитивном уровне проводилось довольно ограниченное количество исследований, в которых рассматривались вопросы возможного влияния низкого интеллекта и недостатка внимания. Имеющиеся данные говорят о том, что обе эти переменные можно связать с агрессивным поведением, однако конкретная природа этой связи и ее взаимосвязи с другими переменными продолжает требовать уточнения. Среди конкретных когнитивных предпосылок агрессии важную роль, как было выявлено, играют агрессивные установки. Например, Эрдли и Ашер (Erdley & Asher, 1998) обнаружили, что те дети, которые считали агрессию правомерной формой социального поведения, демонстрировали более высокий уровень фактического агрессивного поведения (что следует из оценок их сверстников и из собственных реакций детей на неоднозначные ситуации, предлагаемые им в гипотетических сценариях). Различия в агрессивном поведении, зависящие от убеждений в его правомерности, обнаружились и у мальчиков и у девочек, однако в целом уровень агрессии у девочек был ниже.

Убеждения относительно правомерности агрессии можно рассматривать как часть агрессивного сценария личности, формируемого на основе непосредственного и опосредованного научения (см. главу 2, где рассматривается сценарный подход к агрессии, а также главу 5, где обсуждается изображение правомерной агрессии в средствах массовой информации). Другим свойством сценариев детей, демонстрирующих высокий уровень агрессии, может быть наблюдение враждебности других. Эти дети трактуют поведение своих сверстников на основе уже сформированной структуры представлений, предполагающей враждебное намерение, и они чаще будут агрессивно реагировать на проявление враждебности. Каждый раз, когда наблюдают враждебность и проявляют в качестве реакции агрессивное поведение, происходит укрепление связи между восприятием враждебных намерений и агрессии, и этот цикл может сформировать долгосрочную стабильность агрессивного поведения. Эти рассуждения получили подтверждения в лонгитюдном исследовании Беркса и др. (Burks et al., 1999). Учеными были получены оценки матерями и учителями агрессивного поведения их детей в детском саду и в 8-м классе. В 8-м классе также оценивалось, чему дети приписывают враждебные намерения в гипотетических ситуациях конфликта, а также описывались структуры их представлений о враждебности (т. е. выраженность враждебных мыслей). Гипотезы Беркса и др. подтвердило следующее их наблюдение: дети, имевшие враждебные структуры представлений, чаще приписывали враждебность конкретному социальному контакту, а также характеризовались как более агрессивные их матерями и учителями. Кроме того, ученые обнаружили, что связь между ранними проявлениями агрессии и агрессивным поведением в 8-м классе опосредовалась враждебными структурами представлений. Таким образом, индивидуальные различия в агрессивном поведении могут быть результатом шаблонных, т. е. привычных, способов обработки информации, вследствие которых индивид видит агрессию в качестве вполне адекватной реакции на социальные стимулы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...