Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проявление агрессивного поведения в период от детского до юношеского возраста




Проявление агрессивного поведения в период от детского до юношеского возраста

Первый предвестник агрессивного поведения на лицах взрослых – выражение гнева, которое способен распознать трехмесячный младенец. Затем следует проявление ребенком гнева в ответ на фрустрацию, начинающееся во второй половине первого года его жизни. Во второй и третий годы жизни в конфликтах с ровесниками и взрослыми возникают поведенческие модели агрессии в форме вспышек разражения и применения физической силы (например, ударов, толчков, лягания). В первые школьные годы становятся заметны гендерные различия в агрессии: мальчики обычно проявляют более высокие уровни физической агрессии, чем девочки. Девочки, однако, в значительной степени выказывают вербальную агрессию (ругательства, брань) и агрессивное отношение (исключение сверстников, сплетни) (Crick & Grotpeter, 1995; Rys & Bear, 1997). Агрессивное поведение имеет тенденцию к снижению ближе к середине детского периода как функция возрастающих социальных навыков и саморегуляции, однако это, по-видимому, не касается агрессии в отношении братьев и сестер, которая в равной степени характерна для обоих полов.

Лоубер и Хей (Loeber & Hay, 1997) отмечают, что в подростковом и юношеском возрасте агрессивное поведение меняется по силе и характеру проявления. Как правило, оно приобретает более опасный характер, не в самую последнюю очередь вследствие широкого распространения огнестрельного и других видов оружия среди мальчиков-подростков (Verlinden, Hersen & Thomas, 2000). Пример крайнего случая юношеской агрессии представлен на рис. 3. 1. В заголовке сообщается о действиях 12-летних главарей армии повстанцев на острове Шри-Ланка, которые взяли в заложники всех людей, находившихся в госпитале, убив при этом нескольких из своих пленников.

 

Рис. 3. 1. Пример раннего проявления сильной агрессии
(воспроизводится с разрешения агентства печати The Independent Syndication)

В Каролинском лонгитюдном исследовании, которое проводилось Р. Кэрнсом и Б. Кэрнсом (Cairns & Cairns, 1994), более половины мальчиков младше 16 лет сказали, что у них есть огнестрельное оружие, а 81% сообщил, что оружие есть у кого-то из членов семьи. Это тревожные цифры – и не только с точки зрения Европы, где законодательство в области огнестрельного оружия гораздо более жесткое, чем в Соединенных Штатах. Лоубер и Хей также отмечают, что наблюдаемый в последнее десятилетие существенный рост числа убийств, совершаемых несовершеннолетними, может в значительной степени быть приписан широкой доступности огнестрельного оружия, применявшегося более чем в половине случаев из всех подростковых убийств.

Важное изменение в характере агрессивного поведения, происходящее в детско-юношеском возрасте, заключается в том, что агрессия и насилие приобретают тенденцию к большей социальной организации. В подростковые группировки входят те несовершеннолетние, которые встречают социальное отвержение со стороны своих менее агрессивных сверстников. Они привлекательны для крайне агрессивных индивидов, и на них приходится немалая доля подростковой агрессии, в том числе драки между соперничающими группировками. В то время как групповое насилие продолжает считаться явлением, главным образом характерным для мальчиков, учащаются сообщения о группах девочек, демонстрирующих высокий уровень агрессии (см. также главу 6, где рассматривается групповое насилие). Однако все же гендерные различия, по-видимому, существуют, поскольку агрессивное поведение девочек в большей степени замещается неагрессивными стратегиями разрешения конфликта, тогда как у мальчиков склонность использовать для разрешения социальных конфликтов агрессию в подростковом и юношеском возрасте сохраняется.

Устойчивость агрессивного поведения при переходе от детского к подростковому и юношескому возрасту

С нестандартно высокими показателями агрессии в детском возрасте связан следующий важный вопрос: останутся ли данные склонности ярко выраженными в последующие периоды индивидуального развития? Согласно данным лонгитюдных исследований, агрессивное поведение, действительно, относительно стабильно во времени (см.: Laub & Lauritsen, 1995, где приведен обзор имеющихся данных). На основе результатов 16 исследовании устойчивости агрессивности среди лиц мужского пола Олвеус (Olweus, 1979) установил, что в годичном периоде коэффициенты стабильности составляют r = 0, 76, за период 5 лет r = 0, 69, а в 10-летнем интервале r = 0, 60 (см. также: Lumkley, 1994). Эти цифры говорят о том, что агрессия почти столь же стабильна, как интеллект, даже на протяжении значительных периодов времени. Из данного вывода следует, что агрессия в раннем возрасте – это не такая проблема, которую с возрастом дети смогут преодолеть, если только не происходит вмешательства каких-либо особых целевых программ. Лоубер и Хей отмечают, что устойчивость чаще имеет более высокие показатели у тех индивидов, для которых характерны крайние показатели на шкале агрессии, то есть которые наименее или наиболее агрессивны в момент времени 1.

Однако, несмотря на обнаруженные высокие коэффициенты стабильности агрессивного поведения при переходе от детского к подростковому и юношескому возрасту, исследователи не должны упускать из виду индивидуальную вариативность в агрессивном поведении. Даже когда на уровне группы коэффициенты стабильности имеют высокие значения, у отдельных индивидов характер агрессивного поведения может со временем меняться. Например, человек, бывший неагрессивным в момент времени 1, может проявить в момент времени 2 увеличение агрессии, то есть позднее начало агрессии. И наоборот, человек, который в момент времени 1 был агрессивен, может воздерживаться от агрессивного поведения в момент времени 2. Относительно обоих вариантов изменения имеются подтверждающие эмпирические данные. Например, Кингстон и Прайор (Kingston & Prior, 1995) трижды измеряли агрессию в группе австралийских детей, которым в начале исследования было по 2–3 года, а в конце – по 7–8 лет. Выяснилось, что 55% мальчиков и 41% девочек, проявлявших агрессию в возрасте 2 лет, продолжали оставаться агрессивными и в 8-летнем возрасте, т. е. демонстрировали стабильность. В противоположность этой группе. 31% агрессивных в возрасте 2 лет мальчиков и 24% агрессивных девочек к 8 годам перестало быть свойственно агрессивное поведение. Помимо этого, исследователи обнаружили, что около четверти агрессивных детей в возрасте 8 лет впервые проявили себя агрессивно в возрасте 5 лет. Каждая из двух последних групп демонстрировала неустойчивость агрессивного поведения во времени, хотя и в разных направлениях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...