Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общие сведения о Республике Татарстан




Введение

В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации «…территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий, исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» (гл. 3, ст. 9).

Схема территориального планирования Республики Татарстан (далее – СТП РТ) имеет большое значение для стратегического планирования регионального развития, являясь проекцией на территорию республики стратегий социально-экономического развития. Она предполагает взаимосвязь и согласование федеральных, региональных, межрегиональных и межотраслевых приоритетов развития, а также муниципальных интересов и позволяет выстроить механизм наиболее эффективного использования имеющихся ресурсов.

СТП РТ разработана на основе:

официальных показателей государственной статистики и отчетности;

анализа материалов, предоставленных министерствами и ведомствами Республики Татарстан, территориальными органами государственной власти Российской Федерации по Республике Татарстан, органами местного самоуправления, эксплуатирующими организациями;

научных и проектных разработок республиканских организаций, в том числе Казанского (Приволжского) федерального университета и Казанского государственного архитектурно-строительного университета.

При разработке СТП РТ использовались следующие программы и проекты:

Федеральные программы

1. Приоритетный национальный проект «Здоровье».

2. Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

3. Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса».

4. Федеральная целевая программа «Культура России (2006 – 2010 годы)».

5. Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2012 года».

6. Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 – 2012 годы».

7. Федеральная целевая программа «Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса в 2009 – 2013 годах».

8. Федеральная целевая программа «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 – 2013 годы)».

9. Приоритетный национальный проект «Образование».

10. Федеральная целевая программа «Школьный автобус».

11. Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы».

12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

13. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.

14. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)».

Республиканские программы

1. Программа «Развитие и размещение производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года».

2. Республиканская целевая программа «Общеврачебная (семейная) практика».

3. Республиканская целевая программа «Модернизация амбулаторно-поликлинической службы в Республике Татарстан на 2007 – 2009 годы».

4. Программа социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 – 2010 годы.

5. Целевая комплексная программа сохранения культурного наследия «Мирас-Наследие» на 2007 – 2009 годы.

6. Республиканская целевая программа «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009 – 2011 годы».

7. Стратегия развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года.

8. Республиканская целевая программа «Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006 – 2010 годы.

9. Приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса в Республике Татарстан».

10. Республиканская целевая программа «Развитие сельского хозяйства Республики Татарстан на 2008 – 2012 годы».

11. Концепция экологической безопасности Республики Татарстан (на 2007 – 2015 годы).

12. Целевая комплексная программа «Охрана и рациональное использование водных ресурсов Республики Татарстан».

13. Целевая комплексная программа «Строительство и реконструкция объектов водопроводно-канализационного хозяйства на 2004 – 2010 годы».

14. Программа реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Татарстан на 2004 – 2010 годы.

15. Долгосрочная стратегия развития транспортного комплекса Республики Татарстан (с позиции устойчивого развития).

16. Проект программы «Развитие сети автомобильных дорог на территории Республики Татарстан на 2008 – 2012 гг. и перспективы развития до 2017 года».

17. Концепция формирования российского участка «Санкт-Петербург – Казахстан» в составе нового автодорожного коридора «Балтика – Китай» по территории Республики Татарстан.

18. Комплексная программа демографического развития Республики Татарстан до 2010 года и на перспективу до 2030 года.

19. Стратегия развития лесного хозяйства Республики Татарстан на период до 2018 года.

20. Лесной план Республики Татарстан.

21. Целевая программа «Развитие мощностей по глубокой переработке древесины и освоение новых лесных массивов на период до 2013 года».

22. Республиканская программа «Питьевая вода до 2010 года».

23. Долгосрочная целевая программа развития водопроводно-канализационного хозяйства и систем теплоснабжения в коммунальном комплексе Республики Татарстан до 2015 года.

24. Программа развития топливно-энергетического комплекса Республики Татарстан на 2006 – 2020 годы.

25. Республиканская целевая программа «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан («Электронный Татарстан» 2008 – 2010 годы)».

26. Программа «Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006 – 2010 годы».

27. Республиканская программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004 – 2010 годы.

28. Концепция развития легкой промышленности Республики Татарстан на 2007 – 2010 годы.

29. Концепция развития сферы потребления, производства и реализации спирта и алкогольной продукции на 2006 – 2010 годы.

30. Региональная программа (Комплексный план) упреждающих мер по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в Республике Татарстан.

СТП РТ разработана на следующие проектные периоды:

I этап (первая очередь) – 2010 - 2015 годы.

II этап (расчетный срок) – 2016 - 2030 годы.

III этап (перспектива) – 2030 - 2050 годы.

Основные положения СТП РТ должны стать базовыми при создании республиканских целевых программ, разработке градостроительной документации всех уровней в Республике Татарстан.

СТП РТ выполнена в соответствии с утвержденным техническим заданием. При разработке СТП РТ использовались топографические основы масштаба 1:200 000 (на бумажных носителях и цифровые в виде растров), а также имеющиеся картографические материалы и материалы аэрофотосъемки.

СТП РТ выполнена авторским коллективом ГУП Республики Татарстан «Татинвестгражданпроект», Министерства экономики Республики Татарстан, Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан, ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт по разработке генеральных планов и проектов застройки городов» (г.Санкт-Петербург), ООО «Фирма «Эпос» (г.Санкт-Петербург), факультета географии и экологии Казанского (Приволжского) федерального университета, Приволжского филиала ОАО «Объединение ВНИПИэнергопром».

Положения о территориальном планировании Республики Татарстан содержат цели и задачи территориального планирования и перечень мероприятий по территориальному планированию.

В положениях и схемах представлены мероприятия по территориальному планированию регионального значения, определенные с учетом федеральных интересов, интересов субъектов, с которыми Республика Татарстан имеет общие границы, и муниципальных образований республики.

 

Графические материалы к положениям о территориальном планировании Республики Татарстан

№ п/п Наименование Масштаб
  Границы земельных участков, предоставленных для размещения объектов капитального строительства регионального значения (основной чертеж) 1:200000
  Изменение границ сельскохозяйственных угодий земель сельскохозяйственного назначения 1:400000
  Границы земель особо охраняемых природных территорий 1:400000
  Границы земель лесного фонда 1:400000
  Границы зон с особыми условиями использования территории. Природно-экологические ограничения 1:200000
  Границы зон с особыми условиями использования территории. Границы территорий объектов культурного наследия 1:400000
  Границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера 1:400000
  Схема современного использования территории Республики Татарстан 1:200000
  Схема пространственного развития Республики Татарстан 1:200000

1. Цели и задачи Схемы территориального планирования Республики Татарстан

Цели и задачи территориального планирования ориентированы на максимально эффективное использование всех ресурсов с целью повышения внутреннего регионального продукта республики, повышения качества жизни, уровня предоставляемых благ и повышения рейтинга территории среди субъектов Российской Федерации.

Целью работы является пространственная организация территории Республики Татарстан на базе ресурсного и социально-экономического потенциалов развития республики со взаимоувязкой и согласованием федеральных, межрегиональных, региональных и межотраслевых интересов.

Основными задачами СТП РТ являются:

Оценка современного уровня социально-экономической и территориальной развитости республики, выявление ресурсных потенциалов для выработки стратегических направлений развития.

Прогнозирование базовых параметров развития территории.

Совершенствование региональной и местной систем расселения, развитие городских агломераций, городских и сельских населенных мест.

Разработка планировочной организации территории республики, определение зон различного функционального назначения и ограничений на их использование при осуществлении градостроительной деятельности.

Формирование принципов развития социальной сферы и подготовка предложений по основным экономико-градостроительным параметрам (жилищное, культурно-бытовое строительство, развитие рекреации и туризма).

Выявление ресурсов территории по долгосрочному отраслевому развитию производственного комплекса республики.

Территориальное развитие социальной инфраструктуры, способствующей удовлетворению потребности населения в особом социально-экономическом продукте – услугах.

Развитие транспортного каркаса республики с его ориентацией на усиление как межрегиональных, так и внутриреспубликанских связей.

Создание устойчивой и надежной инженерной инфраструктуры регионального и межселенного значения во взаимосвязи с федеральной инфраструктурой.

Улучшение экологической обстановки градостроительными средствами с выделением зон, выполняющих средозащитные и санитарно-гигиенические функции, для территорий с неблагополучной экологической обстановкой; использование и воспроизводство природно-ресурсного потенциала.

Сохранение и расширение особо охраняемых территорий природного характера и зон с объектами историко-культурного наследия.

Выявление факторов риска природного и техногенного характера. Определение основных мероприятий по защите территории Республики Татарстан от воздействия чрезвычайных ситуаций.

Согласование градостроительных решений и землепользования, в том числе целесообразности изменения:

границ муниципальных образований и статуса поселений;

границ земель лесного фонда;

границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения;

границ зон с особыми условиями использования территорий;

границ земель особо охраняемых природных территорий регионального значения;

границ территорий объектов культурного наследия;

границ земельных участков, предоставляемых для размещения объектов капитального строительства и регионального значения.

Выявление «точек роста» - опорных территорий роста экономики и качества жизни населения (территорий концентрации градостроительной активности – зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения).

Материалы СТП РТ должны стать основой информационно-аналитической базы мониторинга градостроительной деятельности, обеспечивающего принятие решений, связанных с эффективным использованием территориальных, природных и социально-экономических ресурсов республики, поддержкой мероприятий по развитию территорий муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений.

 

Общие сведения о Республике Татарстан

2.1. Современное состояние и потенциал территориального развития Республики Татарстан

Республика Татарстан занимает выгодное экономико-географическое положение на востоке европейской части России, находясь на пересечении важнейших магистралей, соединяющих восток и запад, север и юг страны, имеет достаточную ресурсную обеспеченность (нефть, водные, лесные, земельные ресурсы).

Административный центр республики – г.Казань, находится на расстоянии 797 км к востоку от Москвы.

На территории республики площадью 67,8 тыс.кв.км (6,5 процента Приволжского федерального округа (ПФО)) проживают 3,76 млн.человек (12,4 процента ПФО). Удельный вес республики в среднегодовой численности занятых в экономике Приволжского федерального округа – 12,1 процента.

По потенциалу населения республика находится на 8 месте среди субъектов Российской Федерации – 3762,8 тыс.человек на начало 2008 года, за 2000 – 2008 годы эта численность уменьшилась на 0,48 процента, тогда как население России – на 3,34 процента, а в Приволжском федеральном округе – на 4,0 процента. Коэффициент естественной убыли в республике существенно меньше общероссийского (-2,1 и -3,3 промилле соответственно на начало 2008 года) за счет более низкого уровня смертности. Рождаемость в последний период несколько увеличилась, прежде всего в результате демографической волны.

В настоящее время в соответствии с законами Республики Татарстан, устанавливающими границы муниципальных образований и наделяющими соответствующие муниципальные образования статусом городского поселения, сельского поселения, муниципального района и городского округа, в Республике Татарстан насчитывается 989 муниципальных образований, из них:

43 муниципальных района (административными центрами которых являются 21 город, 9 поселков городского типа и 13 сельских населенных пунктов);

2 городских округа (г.Казань и г.Набережные Челны);

38 городских поселений;

906 сельских поселений.

Республика Татарстан расположена в центральной части европейской России, по ее территории проходят система магистральных газопроводов и нефтепроводов, федеральные магистральные железнодорожные пути и автомобильные дороги, единая водная система европейской части России с выходом к Каспийскому, Средиземноморскому и Балтийскому бассейнам, воздушные трассы, которые обеспечивают перемещение потоков грузов и пассажиров с запада на восток и с севера на юг во многие континенты мира, регионы Российской Федерации и внутри Республики Татарстан. Центром пересечений указанных магистральных транспортных коммуникаций является Казанский транспортный узел, который, кроме железнодорожного узла, включает Казанский речной порт, автомобильные федеральные и республиканские дороги, аэропорт и строящийся Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр.

Республика Татарстан является одним из самых мощных по экономическому потенциалу субъектов Российской Федерации, развитие которого характеризуется устойчивой экономикой.

По абсолютным значениям показателей валового регионального продукта (далее - ВРП) и промышленного производства на душу населения Республика Татарстан стабильно входит в первую десятку регионов России, занимая 6 место в Российской Федерации по абсолютному объему производимого ВРП и 12 место по объему ВРП на душу населения. В Приволжском федеральном округе Татарстан лидирует по обоим показателям. Промышленность является наиболее динамичным сектором экономики Татарстана, обеспечивающим высокие темпы роста производства. Структура промышленности в регионе диверсифицирована, тем не менее преобладание сырьевого сектора, представленного добычей нефти, является очевидным.

Республика Татарстан располагает мощным обрабатывающим сектором, доля которого превышает долю добывающего сектора по численности занятых, основным фондам и инвестициям, уступая только по доле в производимой валовой добавленной стоимости (далее - ВДС).

В сервисном секторе Татарстана занято 56,3 процента всех работников республики, сосредоточено 60 процентов основных фондов, однако производится лишь 32,6 процента ВДС.

Основой экономики республики является промышленность, на долю Татарстана в 2008 году приходилось 3,9 процента российского промышленного производства (5 место по доле в промышленном производстве России). В силу проводимой в республике политики «мягкого вхождения в рынок» спад производства в Татарстане в 90-е годы был заметно меньше среднероссийского. В результате Республика Татарстан превзошла объем промышленного производства 1990 года уже в 2004 году, тогда как по Российской Федерации в целом выпуск продукции в промышленности даже в 2006 году составлял лишь 76 процентов от уровня 1990 года.

Крупнейшими промышленными предприятиями республики являются ОАО «Татнефть» (г.Альметьевск), ОАО «КАМАЗ» (г.Набережные Челны), ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Нижнекамскшина» (г.Нижнекамск), ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «Татэнерго», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «Нэфис Косметикс» (г.Казань).

По данным международных рейтинговых агентств, на сегодняшний день Республика Татарстан является одним из наиболее привлекательных для инвестирования регионов Российской Федерации.

К числу наиболее очевидных инвестиционно значимых преимуществ Республики Татарстан, безусловно, относится наличие углеводородных ресурсов, которые в настоящее время представляют собой основной «магнит» для инвесторов и с наличием которых неразрывно связаны и такие составляющие инвестиционного потенциала республики, отражающие масштаб и развитость всего ее производственного комплекса, как значительные объемы промышленного производства и экспорта продукции. Так, по уровню развития промышленности (в душевом исчислении) республика превышает среднероссийские параметры на 40 процентов, уступая в Приволжском федеральном округе только Самарской области (где он на 70 процентов выше среднего по Российской Федерации), а по объемам экспорта продукции (в душевом исчислении) республика превышает среднероссийский уровень на 37 процентов, занимая 2 место в Приволжском федеральном округе после Оренбургской области (где он на 42 процента выше, чем в среднем по Российской Федерации).

Республика Татарстан обладает мощным агропромышленным комплексом. По объему сельскохозяйственного производства Республика Татарстан занимает 4 место в Российской Федерации и 2 место в Приволжском федеральном округе, уступая только Краснодарскому краю, Ростовской области и Республике Башкортостан. Динамика производства сельскохозяйственной продукции в республике была довольно устойчивой, исключая период 1999-2001 годов, тем не менее индексы производства сельскохозяйственной продукции в течение всего периода превышали среднероссийские.

Доля посевных площадей для всех сельскохозяйственных культур Республики Татарстан составляет 3,84 процента посевных площадей Российской Федерации. В 2007 году Республика Татарстан по показателю валовой сельскохозяйственной продукции заняла 1 место среди субъектов Приволжского федерального округа. Темп прироста валовой сельскохозяйственной продукции здесь выше, чем в среднем по России (5,4 процента против 3,4 процента). Республика Татарстан занимает ведущие места по производству основных видов продукции растениеводства (3 место по валовому сбору зерна, 1 место по валовому сбору картофеля, 1 место по валовому сбору ярового рапса) и животноводства (2 место по производству молока, 4 место по производству скота и птицы).

Республика Татарстан как один из наиболее развитых в экономическом отношении регионов является активным участником внешнеэкономической деятельности среди регионов Российской Федерации.

География внешнеэкономических партнеров насчитывает более 100 государств. Республика Татарстан соблюдает баланс между сотрудничеством со странами Запада и Востока. Наряду с развитием контактов с Нидерландами, Францией, Германией, Италией, США и другими западными партнерами традиционно укрепляются многосторонние связи с Турцией, расширяются внешнеэкономические связи с Республикой Корея, Китаем, Индией, Ираном, ОАЭ, другими восточными государствами.

Республика Татарстан в настоящее время поддерживает торгово-экономические связи практически со всеми субъектами Российской Федерации. Среди основных торговых партнеров республики в течение последних нескольких лет выделяется сложившаяся группа регионов, на долю которых приходится в совокупности порядка 60 процентов межрегионального товарооборота. В их число входят: г.Москва, Республика Башкортостан, Московская, Самарская, Челябинская, Нижегородская, Свердловская и Тюменская области, г.Санкт-Петербург, Пермский край.

Территория Республики Татарстан располагает большим спектром рекреационных, особенно туристских, ресурсов, который определяется:

уникальным культурно-историческим наследием;

богатыми природно-ресурсными возможностями;

разнообразным этнографическим составом;

выгодным географическим положением в месте слияния крупнейших рек европейской части России – Волги и Камы;

наличием мегаполиса – г.Казани.

Это делает Республику Татарстан идеальным регионом для развития туристско-рекреационного комплекса.

Многовековое прошлое региона оставило богатое историческое наследие. На территории Республики Татарстан сосредоточено 13 исторических населенных пунктов, каждый из которых обладает памятниками российской истории и культуры, некоторые из них имеют федеральное значение.

Этнографическое наследие и потенциал определяются проживанием на территории республики народов различных культур: татар, русских, чувашей, башкир и других национальностей. В районах республики сохранились народные промыслы.

 

2.2. Учет интересов Российской Федерации при разработке Схемы территориального планирования Республики Татарстан

2.2.1. Распределение федеральных земель на территории Республики Татарстан

По данным государственных статистических наблюдений, осуществляемых Управлением Роснедвижимости по Республике Татарстан, в собственности Российской Федерации на территории республики на 1 января 2008 года зарегистрировано 17,5 тыс.га земель (из 1678,8 тыс.га земель, находящихся в распоряжении Российской Федерации).

Основанием возникновения права собственности на земельные участки являются действующие федеральные законы, прямо указывающие на принадлежность земель, и акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков.

Земли, прошедшие процедуру разграничения государственной собственности в собственность Российской Федерации, представлены земельными участками, относящимися:

к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (11,4 тыс.га), – представлены в основном землями обороны и безопасности, а также землями железнодорожного транспорта;

к категории земель населенных пунктов (2,3 тыс.га), – в основном заняты объектами обороны и безопасности;

к категории земель сельскохозяйственного назначения (3,8 тыс.га).

В перечень объектов, под которые сформированы земельные участки с целью регистрации права собственности Российской Федерацией, в основном входят:

на землях населенных пунктов – объекты Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, предприятия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, научно-исследовательские институты и образовательные учреждения;

на землях промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и другого специального назначения 21,7 процента площади земель федеральной собственности составляли земельные участки, занятые объектами железнодорожного транспорта, и 38,3 процента - объектами обороны и безопасности.

Самые активные работы по разграничению земель наблюдались на землях автомобильного и железнодорожного транспорта.

По отчетности Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Татарстан, распределение федеральных земель в республике по распоряжению, по регистрации права федеральной собственности и категориям на 01.01.2008 представлено в таблице 2.2.1.

 

 

Таблица 2.2.1

Распределение федеральных земель на 01.01.2008, тыс.га

 

№ п/п Категории земель Земли, находящиеся в распоряжении Российской Федерации, всего, тыс.га Собственность Российской Федерации, зарегистрированная на территории Республики Татарстан, тыс.га
  Земли сельскохозяйственного назначения 3,8 3,8
  Земли населенных пунктов 2,3 2,3
  Земли промышленности и иного назначения 11,4 11,4
  Земли особо охраняемых территорий и объектов - * -
  Земли лесного фонда 1223,3 -
  Земли водного фонда 437,9 -
  Земли запаса - -
  Итого земель 1678,8 17,5

* В соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» территории под Волжско-Камским государственным заповедником и Национальным парком «Нижняя Кама» площадью 28,63 тыс.га являются федеральной собственностью.

 

Территориальное распределение федеральных земель по территории Республики Татарстан представлено на схеме «Границы зон объектов федерального значения».

Объектами федерального значения на территории Республики Татарстан являются:

особо охраняемые природные территории - Волжско-Камский природный биосферный заповедник, Национальный парк «Нижняя Кама»;

объекты историко-культурного наследия федерального значения;

объекты федерального транспорта, путей сообщения;

объекты обороны и безопасности;

объекты федеральных энергетических систем;

линейные объекты, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;

объекты промышленности;

объекты социальной инфраструктуры;

лесной фонд;

водный фонд;

участки недр федерального значения.

 

2.2.2. Воздействия на объекты федерального значения при реализации проектных предложений Схемы территориального планирования

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...