Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воздействие на лесной фонд




 

1. В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2008 № 955 «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие сферы туризма в Республике Татарстан на 2009 – 2011 годы» на территории 5 районов Республики Татарстан (Нижнекамского, Мамадышского, Елабужского, Чистопольского, Рыбно-Слободского муниципальных районов) планируется организовать туристско-оздоровительный парк «Камские Поляны».

На территории парка предполагается разместить санаторно-оздоровительный комплекс с использованием имеющихся инженерных коммуникаций, энергетических сетей, ландшафтных достопримечательностей; тематический парк «Диснейленд» как центр организации детского и семейного досуга в рамках типовой инфраструктуры аналогичных парков; зеленую стоянку в непосредственной близости от пгт.Камские Поляны, предусматривающую комплексное предложение пляжного отдыха; рыбное хозяйство с гостевыми домами («Рыбацкая деревня»), используя инженерные сооружения бывшей атомной электростанции (дамба и причальная стенка, сформированные каналы). На этой же базе предполагается создание яхт-центра с соответствующей инфраструктурой; кемпингов для туристов и многое другое.

В результате организации парка в его границы будут вовлечены земли лесного фонда, являющиеся федеральной собственностью, которые разрешается использовать для осуществления рекреационной деятельности с учетом оптимальных рекреационных нагрузок на лесные экосистемы (письмо Министерства лесного хозяйства Республики Татарстан от 01.07.2009 № 04-2436, ст.ст.21, 41, 71, 103 и 105 Федерального закона от 04.12.2006 № 200-ФЗ «Лесной кодекс Российской Федерации»).

2.Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[1] экономическое развитие Приволжского федерального округа будет опираться на модернизацию крупного промышленного потенциала регионов.

В соответствии с этой концепцией в Республике Татарстан наибольший эффект могут дать два промышленных кластера, формируемые на базе предприятий автомобилестроительного и нефтехимического комплексов (см. раздел «Мероприятия по развитию промышленности»).

Одно из инновационных направлений развития промышленности Республики Татарстан на основе высокотехнологичных производств будет формироваться в г.Нижнекамске (нефтеперерабатывающая промышленность).

Появление новых промышленных предприятий, реконструкция существующих даже в границах действующих промышленных зон, как это наблюдается в Нижнекамском промузле, повлияет на земли лесного фонда.

Леса, расположенные в санитарно-защитной зоне Нижнекамского промышленного узла, по данным ГБУ «Нижнекамское лесничество», в восточной части отнесены к защитным полосам лесов вдоль железнодорожных путей и автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Республики Татарстан, в южной части – к эксплуатационным лесам. Эти леса будут также выполнять санитарно-гигиеническую функцию в составе санитарно-защитной зоны Нижнекамского промышленного узла.

Индустриальное развитие предполагает внедрение новых технологий, что позволит снизить негативное воздействие на окружающую среду, что, в свою очередь, позволит в дальнейшем сократить размер санитарно-защитной зоны Нижнекамского промышленного узла.

3. Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, экономического роста, повышения конкурентоспособности и качества жизни населения республики в условиях инновационного пути развития требуется развитие информационных и транспортных коммуникаций.

На сегодняшний день в Республике Татарстан создана и устойчиво функционирует современная транспортная система. Однако динамично развивающаяся экономика региона ставит перед транспортной системой дополнительные требования по повышению качества обслуживания, пропускной способности транспортной инфраструктуры, ускорению товарооборота и вместе с тем снижения издержек и устранения непропорциональности развития транспортной системы между отдельными районами и населенными пунктами республики.

В разделе «Транспортная инфраструктура Республики Татарстан» СТП РТ предлагается ряд мероприятий по улучшению и развитию транспортной системы республики. Данные мероприятия разрабатывались на основании следующих программ:

Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года.

Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 – 2015 годы)».

Республиканская целевая программа «Развитие транспортного комплекса Республики Татарстан на 2006 – 2010 годы».

Программа модернизации и развития сети автомобильных дорог Приволжского федерального округа до 2010 года с прогнозом на 20-летний период.

Концепция формирования российского участка «Санкт-Петербург – Казахстан» в составе нового автодорожного коридора «Балтика – Китай» по Республике Татарстан.

Проект программы «Развитие сети автомобильных дорог на территории Республики Татарстан на 2008 – 2012 годы и перспективы развития до 2017 года».

Долгосрочная стратегия развития транспорта Республики Татарстан с позиций устойчивого развития.

Данные мероприятия связаны как с реконструкцией существующей дорожной сети, так и с новым строительством. При заданных направлениях развития дорожной сети могут быть задействованы не только сельскохозяйственные, но и лесные земли (см. схему «Границы земель лесного фонда»).

Общая протяженность предлагаемых дорог, проходящих по землям лесного фонда ГБУ «Лесничество», будет составлять ориентировочно 158,4 км, из них автомобильных дорог – 70,8 км, железных дорог – 87,6 километра.

Общая площадь, занимаемая дорогами, составит 413,6 га, из них автомобильных дорог – 173 га, железных дорог – 240,6 гектара. Ориентировочно под строительство дорог в первую очередь (до 2015 года) будет задействовано 78,6 га земель лесного фонда, на расчетный срок (до 2030 года) – 335 гектаров.

В процессе строительства будут затронуты эксплуатационные леса – 144,6 га, в большей степени будут затронуты все категории защитных лесов – 269 гектаров.

Приведенные расчетные значения являются ориентировочными и могут быть изменены в процессе разработки и утверждения проекта строительства дорог.

С целью уменьшения потерь от вырубки лесов при прокладке дорог предлагается использовать земли лесного фонда, не покрытые растительностью (вырубки, гари, участки, редины, прогалины и др.), неиспользуемые земли. Прокладку трассы автомобильных дорог вести по возможности с использованием просек, территорий, предназначенных для противопожарных разрывов, по границам предприятий и лесничеств с учетом категорий защитности лесов и данных экологических обследований. Направление трасс автомобильных дорог I – III категорий по лесным массивам по возможности должно совпадать с направлением господствующих ветров в целях обеспечения естественного проветривания и уменьшения заносимости дорог снегом. Плодородный слой почвы, который снимается под прокладку дорог и ее сооружений, следует использовать для объектов предприятий лесного хозяйства. При пересечении автомобильной дорогой путей миграции животных необходимо разрабатывать специальные мероприятия по обеспечению безопасного и беспрепятственного их передвижения.

Для восстановления растительности взамен используемых участков предусматривается выделение малопродуктивных, заброшенных участков сельскохозяйственных земель.

Информация по изменению границ лесного фонда на территории Республики Татарстан представлена на соответствующей схеме и в приложении 7 к СТП РТ.

 

Воздействие на недра

В соответствии с Перечнем участков недр федерального значения и письмом Управления по недропользованию по Республике Татарстан на территории республики находятся участки недр федерального значения:

Ромашкинское и Ново-Елховское месторождения углеводородного сырья;

Биклянское месторождение бентонитовых глин;

Камско-Устьинское и Сюкеевское месторождения гипса.

Добычей нефти и газа на Ромашкинском и Ново-Елховском месторождениях занимается, в основном, ОАО «Татнефть» им.В.Д.Шашина.

На Биклянском месторождении ОАО «Альметьевский завод глинопорошка» проводит работы по разведке и добыче бентонитовых глин.

Предприятия ОАО «Камско-Устьинский гипсовый рудник» и ООО «Фоника гипс» ведут добычу гипса на Камско-Устьинском и Сюкеевском месторождениях соответственно.

3. Мероприятия по территориальному планированию Республики Татарстан и последовательность их выполнения

Схемой территориального планирования Республики Татарстан предусмотрены мероприятия регионального значения и учтены мероприятия федерального значения, которые определены федеральным законодательством, федеральными и республиканскими программами.

 

3.1. Территориально-пространственное развитие Республики Татарстан

3.1.1. Пространственное развитие территории

Пространственная составляющая сценария инновационного развития Республики Татарстан заключается в полном использовании ее потенциала, сконцентрированного в крупных городах республики и городах в составе Казанской, Набережночелнинской и Альметьевской агломераций.

При этом важнейшее значение имеет «инфраструктурный эффект» развития и формирования городских агломераций, связанный с реализацией проектов строительства новых энергомощностей, крупных транспортных комплексов, мультимодальных логистических центров и информационных узлов, образовательной и инновационной инфраструктур.

Планировочная структура строится на завершении формирования планировочного каркаса путем усиления значения широтных и меридиональных направлений планировочных осей.

Приоритеты первоочередного развития: направления Казань – Набережные Челны, Казань – Чистополь – Альметьевск, Казань – Буинск, Чистополь – Нурлат, а также, помимо центра Республики Татарстан – г.Казани, опорные центры Набережные Челны, Чистополь, Альметьевск, Буинск, Нурлат и ряд центров городского расселения вдоль основных осей планировочного каркаса.

Предполагается интенсивное развитие потенциала столицы Республики Татарстан – г.Казани.

Усиление урбанизированной планировочной оси Казань – Набережные Челны позволит увеличить зону влияния города Набережные Челны.

Активизация планировочной оси Чистополь – Нурлат организует южную часть центра республики, преимущественно сельского типа расселения.

Рост города Буинска как урбанизированного промышленного центра усилит значение заволжской территории.

Строительство моста через р.Волгу в районе г.Тетюши свяжет заволжскую территорию с закамской, в результате сформируется южная широтная ось Буинск – Альметьевск.

Замкнутость и устойчивость перспективного каркаса пространственной организации должна реализовываться вследствие развития урбанизированных опорных центров Буинск и Чистополь, а также населенных пунктов, расположенных вдоль создаваемой перспективной планировочной оси Буинск – Альметьевск.

Зона активного градостроительного развития формируется в границах шести групповых систем расселения – Казанской, Набережночелнинской, Альметьевской, Чистопольской, Нурлатской и Буинской.

На территории республики выделяются «точки роста», которые, в свою очередь, разделяются на подтипы.

Тип «первый город» – это город Казань – столица Республики Татарстан, крупнейший город, который выполняет роль центра республиканской системы расселения, многофункционального промышленного (машиностроение, нефтехимия, металлургия), инфраструктурного, научного, культурного, инновационного и столичного центра. Значимость г.Казани как «точки роста» и Казанской групповой системы расселения для социально-экономического и градостроительного развития республики очень велика. Высокая степень зрелости системы и ее центра, значимость ее в структуре республики определяют динамичность развития.

Тип «вторые города» и зоны их влияния – города Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга, Альметьевск, крупные, большие и средние города, являющиеся центрами и подцентрами крупных групповых систем расселения на территории Республики Татарстан – Набережночелнинской (центр и подцентры) и Альметьевской (центр), крупными производственными (кластеробразующими) центрами, многопрофильными, инфраструктурными городами, которые по производственному и финансовому потенциалу, динамичности развития становятся сопоставимыми со столицей республики.

Тип «третьи города» и зоны их влияния – это средние и малые города – «точки роста» в муниципальных районах, динамика развития которых определяется значимостью в пространственно-планировочной структуре республики: cредние города – г.Зеленодольск, входящий в Казанскую групповую систему расселения, г.Бугульма, входящий в состав Альметьевской групповой системы расселения, г.Чистополь – центр Чистопольской групповой системы расселения; малые города Нурлат – центр Нурлатской системы расселения, Буинск – центр Буинской системы расселения.

Для целей устойчивого пространственного развития Республики Татарстан особое значение имеют крупные транспортные и коммуникационные системы и такие их элементы, как пересечение скоростных автотрасс, крупные железнодорожные станции, аэропорты, логистические центры, речные порты. Их влияние распространяется за пределы непосредственно примыкающей территории, охватывая весь регион.

Планировочная структура республики характеризуется наличием сформированного транспортного каркаса, основой которого является система магистральных федеральных и региональных автомобильных дорог.

Развитие транспортно-коммуникационного каркаса Республики Татарстан будет связано с развитием и активизацией существующих и формированием новых транспортно-коммуникационных сетей в направлениях запад-восток, север-юг, северо-запад – юго-восток.

Исходными пунктами для разработки транспортно-коммуникационного каркаса стали ключевые положения Долгосрочной стратегии развития транспортного комплекса Республики Татарстан с позиций устойчивого развития.

Проектный транспортный каркас будет состоять на 90 процентов из существующих автодорожных, водных и железнодорожных путей.

Развитие транспортно-коммуникационного каркаса республики планируется за счет:

Развития северного широтного коридора (входит в международный коридор «Транссиб» (TS)) – полная реконструкция автомобильной дороги федерального значения М-7 с расширением проезжей части. Строительство кольцевой автомобильной дороги (КАД) с целью «перехвата» транзитного транспорта дальше от столицы и снятия транзитной нагрузки с северного обхода г.Казани (участок автодороги М-7 «Волга») и мостового перехода через р.Волгу (с.Набережные Моркваши). Формирование скоростных железных дорог за счет реконструкции существующих и строительства новых.

Формирования нового южного широтного коридора – строительства автомобильной магистрали регионального значения по направлению Старое Дрожжаное – Буинск – Тетюши – Болгар – Базарные Матаки – Аксубаево –Черемшан – Альметьевск – Муслюмово – Актаныш на базе существующих автомобильных дорог.

Развития западного меридионального транспортного каркаса за счет реконструкции и модернизации существующих автомобильных и железных дорог (формирование скоростных пассажирских сообщений).

Строительства в северной части коридора нового участка автомобильной дороги Казань – Арск – Балтаси с продолжением к северу на Киров.

Дальнейшего развития восточного меридионального коридора за счет реконструкции, модернизации и нового строительства скоростных автомобильных и железных дорог.

Продолжения развития транспортного коридора в направлении северо-запад – юго-восток. В этом направлении в рамках формирования автомобильного маршрута по направлению Санкт-Петербург – Вологда – Кострома –Киров – Казань – Оренбург – граница Республики Казахстан в составе нового автодорожного коридора «Балтика – Китай» на территории Республики Татарстан уже реализуется проект строительства скоростной автомобильной дороги Шали – Сорочьи Горы – Алексеевское – Альметьевск – М5 (Бавлы) – дублера автомобильной дороги Казань – Оренбург. Строительство скоростной железной дороги в этом направлении еще более усилит значимость этого коридора.

Формирования срединного меридионального межрегионального транспортного коридора по направлению Балтаси – Богатые Сабы – Тюлячи – Чистополь – Нурлат. В пределах расчетного срока схемы территориального планирования должна сформироваться южная часть коридора по направлениям Чистополь – Нурлат и Алексеевск – Базарные Матаки с продолжением на Самару.

Развития инфраструктуры аэропортов международного и регионального значения. Завершение реконструкции международного аэропорта «Казань», реконструкция аэропортов «Бегишево», «Бугульма» (обновление объектов наземной авиатранспортной инфраструктуры аэропортов, оснащение оборудованием авиационной безопасности).

Основным мероприятием в развитии водного транспорта, который на территории Республики Татарстан входит в систему широтных и меридиональных транспортных коридоров, является обеспечение регулярных скоростных судоходных трасс по двум направлениям Тетюши – Камское Устье – Зеленодольск и Мензелинск – Камское Устье, которые имеют продолжение на юг в сторону Волгограда, Ростова-на-Дону, Астрахани, Каспийского, Азовского и Черного морей. В западном направлении осуществляется регулярная связь с Нижним Новгородом, Ярославлем, Москвой и северными регионами России. В восточном направлении - с Уфой и Пермью.

Реализация Большого водного кольца Европы (р.Волга – р.Дон – Азовское море – Черное море – р.Дунай – р.Майн – р.Рейн – Балтийское море – р.Волга) будет иметь уникальное значение не только и не столько для грузовых международных перевозок, хотя и они могут быть значительными для внутренних стран Европы, сколько для развития международного туризма. Вне всякого сомнения, этот коридор будет иметь хорошее экономическое развитие.

 

3.1.2. Социально-экономическое развитие территории Республики Татарстан до 2030 года

Перспективы развития Республики Татарстан до 2030 г. были сформированы на основании:

Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;

Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005 – 2010 годы;

Программы развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года;

Программы развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан на 2004 – 2008 годы;

Республиканской программы развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004 – 2010 годы.

Прогноз развития Республики Татарстан разработан в Программе развития и размещения производительных сил Республики Татарстан на основе кластерного подхода до 2020 года и на период до 2030 года в соответствии с предполагаемыми сценариями развития в двух вариантах: инерционном и инновационном. В СТП РТ за базовый принят инновационный сценарий.

Инновационный сценарий развития Республики Татарстан на перспективу до 2030 года разрабатывался в рамках сценариев развития российской экономики, представленных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.

Территориальные приоритеты развития Российской Федерации в Концепции долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года определены на основе прогнозов развития национальной экономики, учитывающих специализацию регионов в национальном и международном разделении труда, а также развития региона в системе межрегиональных взаимодействий. Базовыми направлениями специализации Поволжского макрорегиона, составной частью которого является Республика Татарстан, будут оставаться сферы обрабатывающей промышленности, добычи и первичной переработки сырья, нефтехимии и нефтепереработки, административного управления и рекреационных услуг (культурно-исторический туризм).

Гипотезы относительно конкретных параметров развития экономики в долгосрочной перспективе определялись на основе общих ограничений и приоритетов развития Республики Татарстан и Российской Федерации в целом. Прогнозные параметры Российской Федерации выступали отчасти в качестве целевых параметров, отчасти – в качестве ограничений для развития республики.

Сценарий инновационного развития отражает использование инновационных источников роста за счет реализации конкурентных преимуществ российской экономики как в традиционных (энергетика, транспорт, аграрный сектор), так и в новых наукоемких секторах и экономике знаний на основе научно-технологической интеграции с транснациональными компаниями.

В рамках инновационного развития России перспективы развития Республики Татарстан могут базироваться на оптимистических оценках развития ключевых отраслей и секторов экономики с учетом реализации на ее территории крупных инвестиционных проектов в нефтеперерабатывающем, нефтехимическом, машиностроительном комплексах, производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, региональной инфраструктуре.

Сценарий инновационного развития предусматривает:

создание в республике эффективной инновационной системы и развертывание проектов, обеспечивающих лидирующие позиции республики на рынках высокотехнологичных товаров и услуг, что позволит реализовать конкурентные преимущества Татарстана в условиях вступления России в ВТО;

глубокую модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, жилищный сектор, обеспечивающую значительное повышение качества человеческого капитала и стандартов жизни населения;

модернизацию инфраструктурных отраслей экономики – транспорта, электроэнергетики, связи и информационно-коммуникационных технологий при повышении эффективности энергосбережения.

Характерными чертами инновационного сценария станет последовательная реализация существующих конкурентных преимуществ республики на базе рационального использования ее природно-ресурсного потенциала, а также проявление нового качества экономического роста, основанного на влиянии новых технологий в различных отраслях хозяйства и ускоренном развитии информационно-коммуникационного комплекса.

Ключевым направлением структурной перестройки республиканской экономики в прогнозный период станет ускоренный рост отраслей нефтехимии и машиностроения, ориентированных на внешний и российский рынки. Предполагается организация и выход на проектные мощности высокотехнологичных производств (машиностроения, электроники, деревопереработки), создание в республике мощного транспортно-логистического центра, развитие высокоэффективного агрокомплекса, повышение степени диверсификации топливно-энергетического комплекса на основе применения современных технологий.

Наряду с отмеченными отраслями ускоренное развитие в республике получат пищевая промышленность, а также отрасли строительного комплекса, что позволит реализовать опережающий рост объемов инвестиций в основной капитал.

Возрастающий вклад в обеспечение устойчивого развития экономики республики и повышение благосостояния населения будет вносить быстро развивающаяся сфера услуг. В ее рамках опережающий рост ожидается в секторе рыночных услуг, включая транспорт, туризм, торговлю, финансовые услуги, сферу бытовых услуг, информационно-коммуникационный комплекс.

Особое место в реализации инновационного развития отводится инновационно-образовательному кластеру, который должен охватить всю территорию Татарстана.

Размещение и развитие высокотехнологичных производств запланировано на территории особой экономической зоны промышленно-производственного типа «Алабуга» (далее – ОЭЗ «Алабуга»). Здесь будут развиваться машиностроение, электроника, деревообработка, нефтехимия.

Ускоренными темпами будет развиваться малый бизнес, чья роль в обеспечении занятости населения, а также вклад в ВРП будут неуклонно возрастать.

В течение прогнозного периода преобладающая доля инвестиций из бюджетных источников будет направляться на строительство транспортных коммуникаций, а также в сферу нерыночных (социальных) услуг, охватываемых реализуемыми в настоящий период общенациональными проектами. Это обеспечит к концу прогнозного периода модернизацию системы коммунальных сетей, объектов здравоохранения и образования.

Благодаря опережающему росту сферы услуг, а также развитию различных сетевых структур значительно повысится степень интегрированности внутреннего пространства республики, произойдет заметное смягчение межрегиональных различий в уровне социально-экономического развития.

В инновационном сценарии в целях улучшения качества жизни и здоровья населения в республике предполагается значительное внимание к проблемам охраны окружающей среды. Несмотря на сокращение в последнее десятилетие объемов выбросов и сбросов вредных веществ, уровень загрязнения воздуха, водных объектов и земель все еще превышает установленные нормативы. Новые обстоятельства развития республики требуют принятия дополнительных мер по защите окружающей среды, прежде всего необходимо направить главные усилия на снижение выбросов загрязняющих веществ предприятиями, наносящими наибольший вред окружающей среде.

Прогнозный период включает несколько этапов, которые будут различаться характером структурных преобразований и параметрами динамики.

Основные тенденции развития республики, которые будут определять параметры ее развития, в среднесрочном периоде уже сформированы, также и крупные инвестиционные проекты, которые могут существенным образом изменить траекторию развития региона, преимущественно определены. Данный этап, вероятнее всего, будет характеризоваться продолжением реструктуризации регионального хозяйства и реализацией положительных тенденций роста основных показателей, имевших место в 2007 – 2008 годах. На период до 2010г. разработан прогноз Министерства экономики Республики Татарстан, в соответствии с которым среднегодовые темпы прироста ВРП в Татарстане будут находиться примерно на уровне 7 процентов, рост ВРП в 2010 г. к базе 2005 г. с учетом фактических данных за 2006 г. и оценки на 2007 год в соответствии с прогнозом составит 140 процентов. Оценка социально-экономического развития республики и сложившихся в ее экономике тенденций показывает, что предполагаемая в указанных документах динамика оправдана, параметры роста ВРП при инновационном варианте развития близки к уровню указанных прогнозов.

Период 2011 – 2020 гг. будет характеризоваться условиями, благоприятными для ускоренного экономического роста. Для такого предположения имеется несколько оснований. Во-первых, к этому времени уже четко определятся производства и корпорации, обладающие достаточной конкурентоспособностью, исчезнут или перепрофилируются неэффективные предприятия традиционных отраслей экономики. Во-вторых, сформируются эффективные наукоемкие и высокотехнологичные производства – основа постиндустриального развития. В-третьих, в результате реструктуризации экономики и реализации различных программ можно ожидать масштабного притока инвестиций и новейших технологий в республику. В-четвертых, научный и кадровый потенциал станет активно работать на развитие «новой экономики» и преобразование сферы услуг. В результате можно ожидать роста ВРП темпами, превышающими прогнозируемые по России в целом.

После ускоренного роста в период 2011-2020 гг. российская экономика может перейти на более спокойный устойчивый рост в пределах 4-5,5 процента годовых. В случае Татарстана приняты более оптимистические гипотезы, поскольку предполагается, что основным фактором, определяющим рост республики после 2020 г., будут высокотехнологичные инновационные отрасли, способные обеспечить высокие темпы роста производства в республике.

В случае реализации инновационного варианта ВРП Татарстана в 2015 г. увеличится в 1,56 раза по сравнению с уровнем 2008 г., в последующий период до 2030 г. объем ВРП увеличится почти в 3 раза. В целом за 2008 - 2030 гг. объем ВРП республики возрастет более чем в 4,5 раза.

Основным источником роста будут являться высокотехнологичные инновационные отрасли, за счет которых темпы роста обрабатывающих производства в течение всего периода предполагается поддерживать на уровне примерно 7 процентов, при этом производство добывающих отраслей в 2020 г. сократится по сравнению с 2005 годом на 10 процентов, а в 2030 г. – на 18 процентов.

Основным направлением структурных сдвигов в производстве является значительное сокращение доли добывающих отраслей, рост доли обрабатывающих отраслей и сферы услуг. Доля обрабатывающих отраслей увеличивается с 16,7 процента в 2005 г. до 33,4 процента в 2030 г. за счет высокотехнологичных отраслей, которые могут обеспечить значительный рост производительности труда, темпы которой в инновационном варианте в 1,4 раза превышают средние темпы роста производительности труда в случае реализации инерционного варианта.

Инновационный вариант требует значительного роста инвестиций в республике, среднегодовые инвестиции 2030 г. более чем в 7,8 раза должны превысить объем инвестиций 2005 года.

Предполагаемая к 2030 г. численность населения республики по сравнению с 2008 г. увеличится на 419,6 тыс.человек, в этом случае среднедушевое производство ВРП вырастет к концу периода в 5,1 раза и составит порядка 44 тыс.долларов США.

В инновационном варианте прогнозируется высокий уровень занятости экономически активного населения, предполагается, что рост численности занятых в экономике составит более 26 процентов, высокие темпы роста производства могут быть обеспечены при среднегодовых темпах прироста производительности труда на уровне 6,2 процента за период в целом.

В СТП РТ реализованы следующие основные направления долгосрочной стратегии градостроительного развития Республики Татарстан:

Обеспечение градостроительными средствами реализации инновационного сценария социально-экономического развития республики, функциональное зонирование территории на основе приоритетов социально-экономического развития.

Приведение сложившейся территориальной структуры экономики в соответствие с современными представлениями о наиболее эффективных подходах к развитию и размещению производительных сил, выявление и стимулирование развития зон опережающего развития и точек роста.

Развитие существующих крупных опорных центров – г.г.Казани, Набережные Челны, Нижнекамска, Альметьевска, Елабуги, Зеленодольска, а также формирование новых точек роста – г.г.Чистополя, Нурлат, Буинска, Бугульмы, Лениногорска, Азнакаево, Бавлы.

Развитие агломераций постиндустриального типа: «Казанская агломерация», «Набережночелнинская агломерация», «Альметьевская агломерация» с инновационной диверсификацией их экономики, транспортной, инфокоммуникационной и социальной инфраструктурой, формированием новых высокотехнологичных производств в обрабатывающих отраслях экономики, развитием сервисно-управленческих комлексов.

Опережающее развитие транспортной и энергетической инфраструктуры, сети транспортных узлов и коммуникаций в районах.

Трансформация региональных систем расселения, преобразование отдельных локальных систем расселения во взаимосвязанные групповые системы расселения.

Рациональная, экологически обоснованная пространственная организация территорий региональных промышленных, агропромышленных и рекреационных кластеров, промышленных зон и узлов.

Строительство транспортной сети регионального, межмуниципального значения, способствующей расширению транспортной доступности территорий республики, усилению связей между населенными пунктами, росту роли городов и райцентров как центров межселенного и муниципального (районного) обслуживания населения.

Застройка новых жилых территорий качественно нового типа с комплексным благоустройством, благоприятной средой проживания.

Диверсификация экономики южных районов республики, развитие существующих и формирование новых туристско-рекреационных зон.

Сохранение и благоустройство крупных естественных зеленых зон в урбанизированных районах республики для рекреационного использования и обеспечения благоприятной экологической обстановки.

Формирование регионального природно-экологического каркаса, системы особо охраняемых природных территорий как неотъемлемого элемента пространственной структуры республики, обеспечивающего устойчивое развитие территории и благоприятные условия жизнедеятельности.

Проведение активной градостроительной политики на территориях со средним и низким уровнями социально-экономического развития, основанной на выявлении региональных точек роста и стимулировании их развития.

 

Перечисленные основные направления долгосрочной стратегии градостроительного развития, обеспечивающие устойчивое повышение качества пространственной среды жизнедеятельности населения на территории республики, отражены в СТП РТ.

 

 

3.2. Мероприятия по развитию производственной инфраструктуры

3.2.1. Мероприятия по развитию промышленности

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года[2] экономическое развитие Приволжского федерального округа будет опираться на модернизацию крупного промышленного потенциала регионов и одновременно развитие сектора современных услуг в полицентрической системе агломераций. Индустриальное развитие непосредственно связано с внедрением новых технологий, позволяющих перейти к выпуску конкурентоспособной продукции, улучшением менеджмента, привлечением внешних инвесторов и технологических разработок, а для отраслей оборонной промышленности - со стабильным государственным заказом. Это позволит повысить конкурентоспособность ведущих отраслей машиностроения, в том числе авиационно-космического и автомобилестроения, химической и нефтехимической промышленности.

Во многом успехи в развитии индустриального сектора экономики Республики Татарстан в период до 2030 г. будут зависеть от правильной реализации кластерного подхода, который в условиях рынка в противовес отраслевому подходу фокусируется на усилении конкуренции.

В Республике Татарстан на сегодняшний день существуют три промышленных кластера:

автомобилестроительный (на базе якорного предприятия – ОАО «КАМАЗ», г.Набережные Челны);

нефтехимический (на базе якорного предприятия – ОАО «Нижнекамскнефтехим», г.Нижнекамск Нижнекамского муниципального района);

энергетический (г.Казань). Якорные предприятия – Казанская ТЭЦ–1, Казанская ТЭЦ–2.

В Республике Татарстан наибольший эффект могут дать два промышленных кластера, формируемые в инновационной сфере на базе предприятий автомобилестроительного и нефтехимического комплексов с созданием при них сети самостоятельных малых инновационных предприятий. На перспективу необходимо продолжить формирование территориально-производственных кластеров, ориентированных на высокотехнологичные производства в приоритетных отраслях экономики, с концентрацией таких кластеров в урбанизированных районах.

Усилия государственного управления необходимо направить на создание кластеров в области IT-технологий, аграрно-промышленного комплекса и строительства.

 

Инновационное направление развития промышленности Республики Татарстан на основе высокотехнологических производств будет формироваться в ОЭЗ «Алабуга» в Елабужском муниципальн

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...