Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диагностика нарушений моторного развития




Данные, полученные в ходе анализа специальной литературы, свидетельствуют о том, что дети со стертой дизартрией не могут спонтанно выйти на онтогенетиче­ский путь развития речи и моторных функций, свойст­венный нормально развивающимся детям, так как их раз­витие протекает на фоне нарушения деятельности цент­ральной нервной системы. Однако опыт обучения и воспитания детей с данной речевой патологией показыва­ет, что они обладают довольно большим потенциалом и в результате правильно организованного коррекционного воздействия могут достигнуть значительных успехов. Для организации коррекционного воздействия необхо­димо исследовать двигательные функции детей со стер­той дизартрией, чтобы определить структуру их дефекта.

Для проведения исследования двигательной сферы и состояния мелкой ручной моторики у детей предлага­ются следующие тесты:

1. Обследование общей произвольной моторики.

2. Исследование ориентации в сторонах собственного тела и тела сидящего напротив.

3. Исследование дифференциации пространственных понятий.

4. Исследование зрительно-пространственной ориентации движения (проба Хэда).

5. Исследование развития кинестетической основы движений руки.

6. Исследование оптико-кинестетической организации движений («праксис позы»).

7. Определение конструктивного праксиса.

8. Выявление синкинезий.

9. Исследование кинетической основы движений руки.

10.Исследование пространственного восприятия.

11.Исследование зрительно-моторной координации (графические пробы).

12.Монометрический тест.

13.Исследование скорости движений (начертание вертикальных линий).

Обследование общей произвольной моторики

Инструкции:

а) «Постой на одной ноге: левой, правой».

б) «Попрыгай на двух ногах с продвижением».

в) «Подбрасывай и лови мяч».

г) «Походи на одном месте».

д) «Поднимись и спустись по ступенькам лестницы».
Критерии оценки:

4 балла — все задания выполняются правильно;

3 балла — все задания выполняются правильно, но в за­медленном темпе;

2 балла — задания выполняются недостаточно точно, ре­бенок вытягивает руки в стороны для сохранения равновесия;

1 балл — плохо удерживает равновесие, стоя на одной но­ге, быстро оступается, ищет опору; мяч подбрасывает очень низко; не удерживает равновесия при остановке по команде;

0 баллов — задание не выполняется.

Исследование умения ориентироваться в сторонах собственного тела и в сторонах тела сидящего напротив

Инструкции:

а) «Покажи твою левую (правую) руку. Покажи твое левое (правое) ухо. Покажи твою левую (правую) ногу».

б) «Покажи мою левую (правую) руку. Покажи мое левое (правое) ухо. Покажи мою левую (правую) ногу».

Критерии оценки:

4 балла — задание выполняется правильно; 3 балла — задание выполняются правильно, но замедленно; 2 балла — ребенок ориентируется в сторонах собственного тела, но с затруднением ориентируется в сторонах тела сидя­щего напротив;

1 балл — ребенок затрудняется с ориентацией в сторона собственного тела и тела сидящего напротив;

О баллов — ребенок не ориентируется в сторонах собст­венного тела и тела сидящего напротив.

Исследование дифференциации пространственны) понятий (иа листе бумаги)

Инструкция: «Покажи, что находится в центре ри сунка? Что слева от квадрата? Что справа от квадрата? Что находится под маленьким треугольником? Что между кружком и большим квадратом? Какие фигуры вверху рисунка? Какие фигуры внизу рисунка?» (см. рис. 5)

Критерии оценки:

4 балла — задания выполняются правильно;

3 балла — задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно;

2 балла — задания выполняются с минимальной помощь взрослого;

1 балл — для выполнения задания требуется активная помощь со стороны взрослого;

0 баллов—задание не выполняется.

Ребенку предлагается лист бумаги с изображением геометрических фигур (см. рис.4)

 

 

Рис. 4.

4. Исследование зрительно-пространственной органи­зации движений (проба Хэда)

1) Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку». «Подними пра­вую руку!» «Возьми правой рукой левое ухо». «Подними левую руку!» «Возьми левой рукой правое ухо».

Критерии оценки:

4 балла — все задания выполняются правильно;

3 балла — все задания выполняются правильно, но в за­медленном темпе;

2 балла — правильно выполняются задания; ошибки заме­чаются и исправляются самостоятельно;

1 балл — эхопраксия возникает при выполнении первого задания и удерживается при выполнении последующих, ошибки замечает самостоятельно;

О баллов — стойкие эхопраксии, ошибок самостоятельно не замечает.

Экспериментатор и ребенок сидят напротив друг друга.

2) Инструкция* «Та, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, Ты будешь делать сво­ей (прикоснуться) левой' рукой».

Предлагается выполнение сначала одноручных проб (экспериментатор постоянно меняет руки), затем дву­ручных проб, отраженных на рисунке 5.

После выполнения каждой пробы принимается сво­бодная поза.

При эхопраксиях для исключения зрительных обра­зов то же задание предлагается выполнить по словесной инструкции: «Подними правую руку», «Возьми правой рукой левой ухо» и т.д.

Критерии оценки:

4 балла — задание выполняется правильно, в предложен­ном темпе;

3 балла — задание выполняется правильно, но в замедлен­ном темпе;

2 балла — правильно выполняются 5-7 заданий, после че­го возникают эхопраксии, ошибки замечаются и исправляются самостоятельно;

1 балл –эхопраоксии возникают после первого задания удерживаются при выполнении последующих; 0 баллов – стойкие эхопраксии, ошибок самостоятельно не замечает.

 


Рис. 5. Исследование зрительно-пространственной организации движений (проба Хэда)

- эхопраксии возникают после первого задания

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...