Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности фонетических нарушений у детей со стертой дизартрией




Многие исследователи отмечают, что фонетические нарушения являются распространенными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизарт­рией.

Нарушения произносительной стороны речи, в числе и звукопроизношения, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляцион­ными расстройствами и представляют значительные труд­ности для дифференциальной диагностики и коррекции. Вторично из-за нарушений произносительной стороны речи страдает формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, граммати­ческой). В школьном периоде эти нарушения затрудня­ют процесс школьного обучения, вызывая специфические ошибки при письме и чтении.

Нарушения звукопроизносительной стороны речи детей со стертой формой дизартрии выражаются в ис­кажении, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового артикуляционного отделов периферического речевого аппарата). При дислалии нет нарушений иннервации мышц речевого аппарата.

Большинство авторов, изучающих проблему звукопроизношения при стертой дизартрии, указывают, что для всех детей характерно полиморфное нарушений звуке произношения. Распространенность нарушения произношения различных групп звуков у детей характеризуете* определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков.

Механизм звукопроизношения рассматривается перцептивной и артикуляционной позиций. Перцептивная — это восприятие фонетических единиц, значение их с эталонами и дифференциация. Артикуляционная база — это готовность артикуляционного аппарата выполнять тонкие дифференцированные движения,
необходимые для произнесения звуков — единиц языковой системы.

Дислалия — нарушения звукопроизношения при нормальнее слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата.

Таким образом, в норме ребенок для овладения к пяти годам правильным звукопроизношением должен уметь четко воспринимать и дифференцировать звуки ре­чи на слух, а для правильного их воспроизведения иметь достаточно подготовленную артикуляционную базу:

— уметь выполнять тонкие дифференцированные движения органами артикуляции;

— не иметь патологических симптомов: гипертонуса, гипотонуса, гиперкинезов, девиации и других неврологических симптомов.

Нарушения, возникающие при артикуляции звуков, не позволяют формироваться четким и правильным кинестезиям, необходимым при становлении звукопроиз­ношения. Это влечет за собой недоразвитие фонемати­ческого слуха, которое, в свою очередь, тормозит про­цесс формирования правильного произношения звуков у детей со стертой дизартрией. Взаимозависимость этих процессов и является причиной стойких нарушений звукопроизношения у детей со стертой дизартрией.

В исследованиях Л.В. Лопатиной, посвященных изу­чению звукопроизношения детей со стертой формой дизартрии, приводятся статистические данные. Поли­морфные нарушения представлены следующим образом:

—нарушение двух фонетических групп звуков — 16,7%;

—нарушение трех фонетических групп звуков — 43,3%;

— нарушение четырех и свыше фонетических групп звуков — 40%.

Наиболее сохранными являются заднеязычные и звук.

Самыми распространенными у дошкольников со стертой дизартрией являются нарушения произношения свистящих звуков. За ними следуют нарушения произ­ношения шипящих звуков. Менее распространенными оказываются нарушения произношения слогов [р] и [л].

Характер нарушений звукопроизношения звуков у де­тей со стертой дизартрией, по мнению Лопатиной, опре­деляется соотношением акустических и артикуляторных характеристик различных групп звуков. Группы акустиче­ски близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков акустически более далеких, хотя и более сложных по артикуляции. Это подтверждает наличием у детей со стертой дизартрией определенных нарушений слухового восприятия речи и фонематического слуха, в связи с чем акустическая близость звуков оказывает отрицатель­ное влияние на усвоение правильного произношения. Нарушения в произношении звуков проявляются следующим образом:

— нарушения звукопроизношения, характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков (23,3%) (межзубное и боковое произношение
различных групп звуков);

— нарушения звукопроизношения, характеризующиеся различным видом искажений звуков (33,3%) (межзубный сигматизм и боковой ротацизм);

— звуков (33,7%) (межзубный сигматизм и отсутствие звуков [р], [л];4

искажение и замена различных групп звуков (6,7%) (межзубный сигматизм и замена звука [ч] на звук [т']).

Исследования О.Ю. Федосовой (2005) посвящены: изучению особенностей звукопроизношения у детей стертой дизартрией. Использована определенная система обследования с учетом усложняющегося фонетического контекста. Конкретный звук обследуется в следующей последовательности:

-изолированно;

- в составе слога: СГ, ГС;

- интервокально: ГСГ;

- слоги со стечением согласных: ССГ, ГСС;

- слова, разные по слоговой структуре (13 классов);

- фразы;

- связная речь.

При этом учитывается фонетический контекст, т.е положение звука в слове: в начале, в конце, в середин слова; сочетаемость с соседними звуками; длина слое (количество слогов), ключевая структура слова, различная частотность слов.

Федосовой были выявлены следующие особенно звукопроизношения у детей со стертой дизартрией, нарушения звукопроизношения проявляются в зависимости от фонетических условий и носят в ряде случае

непостоянный характер, В зависимости от фонетиче­ских условий звук может произноситься по-разному: в одних случаях звук произносится верно, в других иска­жается или даже заменяется. Характер произношения зависит от места звука в слове, от длины слова и от сло­говой структуры слова, от расширения контекста.

Наиболее благоприятной для верного произношения звуков является сильная (ударная) позиция звука, на­хождение его в начале слова, в коротких словах и в сло­вах простой слоговой структуры. И, напротив, качество звука ухудшается в слабой позиции (безударной), при удлинении слова, при усложнении слоговой структуры и расширении контекста.

В ранних исследованиях Гуровец, Маевской указы­вается на следующие типичные звуковые расстройства при стертой дизартрии:

1. Межзубное произношение переднеязычных зву
ков [т], [д], [н], [л], [с}, [з] сочетается с отсутствием или горловым произношением звука [р].

2. Боковое произношение свистящих, шипящих, звуков [р]-[р'], замена [р]-{р'] на [д]-[д'].

 

3. Смягчение согласных звуков обусловлено спасти еским напряжением средней части спинки языка.

4. Шипящие звуки оформляются в более простом, нижнем произношении и заменяют свистящие звуки.

5. Дефекты озвончения, которые рассматриваются как одно из проявлений голосового расстройства.

Впервые в исследованиях этих авторов описаны слу­чаи голосовых расстройств у детей с легкой степенью дизартрии: голос тихий, хриплый, назализированный.

В исследованиях Федосовой указывается на следую­щие особенности звукопроизношения у детей со стер­той дизартрией:

- антропофонические (искажение, пропуски);

- фонологические (замена, смешение).

Указанные нарушения звукопроизношения носят непостоянный характер и зависят от фонетических ус­ловий. Кроме того, прослеживается корреляционная за­висимость этих непостоянных нарушений от лингвис­тических факторов: места звука в слове, слоговой струк­туры слова и других.

Анализируя специальную литературу, Б.Ж. Мондлаерс систематизировал симптомы «вербальной диспраксии» (DAS) и предложил следующие диагностические критерии:

—Нестабильный характер ошибок звукопроизноше­ния и ограниченность звукового репертуара.

—Затруднения в произношении звуков, правильная произносимых изолированно, в потоке речи.

—Повышение количества ошибок при: усложнении-артикуляции; увеличении длины слова; произношений последовательности звуков; произношении звуков речи
со сходными фонетическими характеристиками; малой длительности произнесения звуков и слогов.

—Поиск нужной артикуляции.

—Оглушение звонких согласных из-за позднего
включения фонации и нарушенной координации тонких движений артикуляционных органов.

—Нарушение просодических характеристик речи.

В исследовании Карелиной «Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстрой­ствами» отмечается, что общим характерным признаком для этой категории детей является полиморфное нару­шение звукопроизношения. Результаты обследования состояния произносительной стороны речи детей «с ми­нимальными дизартрическими расстройствами» отраже­ны на гистограмме.

Наиболее трудными в произношении для детей со стертой дизартрией оказываются твердые свистящие: [с] — 98%, [з] — 96%. Для свистящих характерно меж­зубное произношение, реже встречается губно-зубное и призубное произношение. Аналогичные нарушения на­блюдаются в группе шипящих: [ш], [ж] — 95%. Иногда шипящие заменяются искаженными свистящими. Сре­ди аффрикат чаще страдает произношение [ц] и состав­ляет 95% от нарушений всей группы аффрикат. Нару­шение произношения [ч] — 80%, отмечается реже. Звук [ц] — обычно заменяется на [с'] или искаженное [с], а звук [ч] заменяется на [т5] или искажается, звук [щ} — заменяется на искаженное [ч] или [ш], реже на звук [с']. Сонорные нарушаются следующим образом: среди на­рушений произношения звука [л] преобладают наруше­ния, выражающиеся в искажении звука [л] — 85%: име­ет место губно-губной, губно-зубной и межзубный ламбдацизм. Звук [л'] заменяется на Ц]. Часто звук [л] отсутствует. Среди расстройств произношения звуков [р}> [р'1 — 80% по самым распространенным искажени­ем является велярное произношение. Иногда [р'] заме­няется звуком [Л- Заднеязычные [г] — 25% и [к] заменя­ются на [т] и [д! или отсутствуют. Основным вариантом дефектного произношения твердых переднеязычных [т] и [д] является межзубное произношение, которое соче­тается с межзубным произношением свистящих и ши­пящих. Частый дефект мягких переднеязычных [т'], [д'] — боковое произношение, которое сочетается с бо^ ковым сигматизмом. Встречается смягченное произно­шение всех согласных, возникающее вследствие спастичного напряжения средней части спинки языка.

Остальные согласные, как правило, остаются отно­сительно сохранными. Твердые звуки у детей со стертой дизартрией нарушаются чаще, чем мягкие. Глухие и звонкие пары звуков в произношении нарушены одина­ково, например: если глухой свистящий звук [с] имеет боковое или Межзубное произношение, то и его звонкая пара, звук [з], тоже имеет боковое или межзубное про­изношение.

Нарушения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией стабильно и зависит, например, от позиции звука в слове. Наибольшие трудности возникают при позиции звука в середине слова и в безударном слоге. При выраженном нарушении звукопроизношения со­храняется ритмический абрис (рисунок) слова, т.е. чис­ло слогов и ударность.

Сложным для детей являются слова со стечением согласных. Чаще в этих случаях выпадает один соглас­ный звук. Вследствие трудностей, возникающих при пе­реключении с ддного артикуляционного уклада к дру­гому (кинетическая диспраксия), встречаются случаи нарушения слоговой структуры слова. В исследованиях А.М. Пискунова отмечается, что в одних случаях во вре­мя произношения артикуляция осуществляется вяло, без активности и четкости. Двигательный акт не завер­шается, как бы «замирает» на полпути, тогда звук заме­щается гласным или паузой.

В других случаях артикуляция неотрегулирована, ук­лад приблизительно соответствует фонеме, при этом язьш может чрезмерно сближаться с твердым небом и отклоняться в сторону, кончик может проходить в меж­зубную щель, а корень излишне приподниматься к мяг­кому небу, вследствие чего возникает искажение (ши­пящие и свистящие сигматизмы, гортанный [р], смягче­ние) и замены на другие (чаще оппозиционные) звуки.

Недостаточно тонкая дифференцировка артикуляци­онных движений нижней челюсти, языка, губ ведет к нечеткому звучанию гласных. Так, например, звук [у] приближается к [о], звук [и] к [э]. Могут быть замены на гласные, близкие по артикуляции [а == о], [о - у], [э = и]. Гласные иногда «смягчаются», произносятся ре­дуцированно (кратко), усредненно.

Согласные нарушаются по-разному, например, при произнесении [т]> [д] кончик языка находится между зу­бами (неравномерность поражения черепно-мозговых нервов), передняя часть спинки языка смыкается с твердым небом.

При спастическом парезе корень языка прикасается к тонически напряженному мягкому небу и язычку, под воздействием воздушной струи язычок вибрирует, тело языка, опущенное на дно полости рта, во время произ­несения остается неподвижным, что приводит к иска­женному произнесению [р]. Задняя область полости рта сужена приподнятым корнем языка и получается звук, близкий к [и, ы, э]; возможны близкие замены на [д, л], отдаленные замены на [в, г, к] (при спастике). Спас­тические парезы или параличи приводят в основном к дефектам формирования проторных щелевых звуков. Массивный корень языка и его напряжение приводят к задненебному (носовому) оттенку при произнесении [л], похожему на [г, х], [н, г]; при интенсивной мото­рике в органах артикуляции кончик языка может при­легать к твердому небу на значительном участке, полу­чается звук, похожий на мягкий [л5] или французский [L]. При произнесении [с], [з], [ш], [ж] корень языка приподнят к мягкому небу, что приводит к носовому сигматизму (А.М. Пискунов).

При анализе особенностей звукового состава речи выделяют три аспекта, характеризующие механизм от­клонения от нормы.

1. Фонологический аспект. Характерной для всех де­тей со стертой дизартрией является следующая особенность: группы акустически близких звуков усваиваются
хуже, чем группы акустически белее ярких звуков, хотя и более сложных по артикуляции. Этот факт объясняется наличием у данной категории детей определенных
нарушений слухового восприятия речи, в связи с чем акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения. Так как акустически близкие звуки нарушаются чаще, чем артикуляционно более сложные, но акустически противоположные, то необходимо перед вызыванием и пос­тановкой звуков добиваться их различения на слух.

2. Артикуляционный аспект. Качественный анализ
произношения звуков показывает, что нарушения произношения проявляются одновременно в искажении и отсутствии различных групп звуков. Менее распространенными оказываются нарушения звукопроизношения, проявляющиеся одновременно в искажении и замене звуков. Случаев только замен, или искажения звуков не было выявлено. Нарушения произношения у дан­ной категории детей носят полиморфный характер и проявляются преимущественно в искажении звуков ре­чи, которые обусловлены взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов.

3. Взаимовлияние артикуляционного и фонологического аспектов. При овладении звукопроизношением сенсор­ный и моторный компоненты речи образуют единую функциональную систему, в которой слуховые и арти­куляционные образы элементов речи находится в тес­ной взаимосвязи. В случаях нарушения функции речед­вигательного анализатора между сенсорным и мотор­ным компонентом образуются сложные отношения, отличающиеся от существующих в норме. Существова­ние нечетких артикуляционных образов приводит к сти­ранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Таким образом, создаются необхо­димые условия для их различения. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков. В свою очередь, отсутствие четкого слухового восприятия и их контроля способствует стойкому сохранению нару­шения звукопроизношения в речи. Это объясняют при­чины нарушения фонематического слуха у детей, а в дальнейшем и появление специфических дисграфических ошибок на письме.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...