Особенности фонетических нарушений у детей со стертой дизартрией
Многие исследователи отмечают, что фонетические нарушения являются распространенными, ведущими в структуре речевого дефекта у детей со стертой дизартрией. Нарушения произносительной стороны речи, в числе и звукопроизношения, имеют стойкий характер, сходны по своим проявлениям с другими артикуляционными расстройствами и представляют значительные трудности для дифференциальной диагностики и коррекции. Вторично из-за нарушений произносительной стороны речи страдает формирование и развитие других сторон речи (фонематической, лексической, грамматической). В школьном периоде эти нарушения затрудняют процесс школьного обучения, вызывая специфические ошибки при письме и чтении. Нарушения звукопроизносительной стороны речи детей со стертой формой дизартрии выражаются в искажении, смешении, замене, в пропусках звуков, что сближает ее с дислалией. Но при стертой дизартрии причина и механизм этих нарушений иные, чем при дислалии. При стертой дизартрии нарушения звукопроизношения и просодических компонентов речи обусловлены органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата (дыхательного, голосового артикуляционного отделов периферического речевого аппарата). При дислалии нет нарушений иннервации мышц речевого аппарата. Большинство авторов, изучающих проблему звукопроизношения при стертой дизартрии, указывают, что для всех детей характерно полиморфное нарушений звуке произношения. Распространенность нарушения произношения различных групп звуков у детей характеризуете* определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов и акустической близостью звуков.
Механизм звукопроизношения рассматривается перцептивной и артикуляционной позиций. Перцептивная — это восприятие фонетических единиц, значение их с эталонами и дифференциация. Артикуляционная база — это готовность артикуляционного аппарата выполнять тонкие дифференцированные движения, Дислалия — нарушения звукопроизношения при нормальнее слухе и сохраненной иннервации речевого аппарата. Таким образом, в норме ребенок для овладения к пяти годам правильным звукопроизношением должен уметь четко воспринимать и дифференцировать звуки речи на слух, а для правильного их воспроизведения иметь достаточно подготовленную артикуляционную базу: — уметь выполнять тонкие дифференцированные движения органами артикуляции; — не иметь патологических симптомов: гипертонуса, гипотонуса, гиперкинезов, девиации и других неврологических симптомов. Нарушения, возникающие при артикуляции звуков, не позволяют формироваться четким и правильным кинестезиям, необходимым при становлении звукопроизношения. Это влечет за собой недоразвитие фонематического слуха, которое, в свою очередь, тормозит процесс формирования правильного произношения звуков у детей со стертой дизартрией. Взаимозависимость этих процессов и является причиной стойких нарушений звукопроизношения у детей со стертой дизартрией. В исследованиях Л.В. Лопатиной, посвященных изучению звукопроизношения детей со стертой формой дизартрии, приводятся статистические данные. Полиморфные нарушения представлены следующим образом: —нарушение двух фонетических групп звуков — 16,7%; —нарушение трех фонетических групп звуков — 43,3%; — нарушение четырех и свыше фонетических групп звуков — 40%. Наиболее сохранными являются заднеязычные и звук.
Самыми распространенными у дошкольников со стертой дизартрией являются нарушения произношения свистящих звуков. За ними следуют нарушения произношения шипящих звуков. Менее распространенными оказываются нарушения произношения слогов [р] и [л]. Характер нарушений звукопроизношения звуков у детей со стертой дизартрией, по мнению Лопатиной, определяется соотношением акустических и артикуляторных характеристик различных групп звуков. Группы акустически близких звуков усваиваются хуже, чем группы звуков акустически более далеких, хотя и более сложных по артикуляции. Это подтверждает наличием у детей со стертой дизартрией определенных нарушений слухового восприятия речи и фонематического слуха, в связи с чем акустическая близость звуков оказывает отрицательное влияние на усвоение правильного произношения. Нарушения в произношении звуков проявляются следующим образом: — нарушения звукопроизношения, характеризующиеся одинаковым видом искажений различных групп звуков (23,3%) (межзубное и боковое произношение — нарушения звукопроизношения, характеризующиеся различным видом искажений звуков (33,3%) (межзубный сигматизм и боковой ротацизм); — звуков (33,7%) (межзубный сигматизм и отсутствие звуков [р], [л];4 — искажение и замена различных групп звуков (6,7%) (межзубный сигматизм и замена звука [ч] на звук [т']). Исследования О.Ю. Федосовой (2005) посвящены: изучению особенностей звукопроизношения у детей стертой дизартрией. Использована определенная система обследования с учетом усложняющегося фонетического контекста. Конкретный звук обследуется в следующей последовательности: -изолированно; - в составе слога: СГ, ГС; - интервокально: ГСГ; - слоги со стечением согласных: ССГ, ГСС; - слова, разные по слоговой структуре (13 классов); - фразы; - связная речь. При этом учитывается фонетический контекст, т.е положение звука в слове: в начале, в конце, в середин слова; сочетаемость с соседними звуками; длина слое (количество слогов), ключевая структура слова, различная частотность слов. Федосовой были выявлены следующие особенно звукопроизношения у детей со стертой дизартрией, нарушения звукопроизношения проявляются в зависимости от фонетических условий и носят в ряде случае
непостоянный характер, В зависимости от фонетических условий звук может произноситься по-разному: в одних случаях звук произносится верно, в других искажается или даже заменяется. Характер произношения зависит от места звука в слове, от длины слова и от слоговой структуры слова, от расширения контекста. Наиболее благоприятной для верного произношения звуков является сильная (ударная) позиция звука, нахождение его в начале слова, в коротких словах и в словах простой слоговой структуры. И, напротив, качество звука ухудшается в слабой позиции (безударной), при удлинении слова, при усложнении слоговой структуры и расширении контекста. В ранних исследованиях Гуровец, Маевской указывается на следующие типичные звуковые расстройства при стертой дизартрии: 1. Межзубное произношение переднеязычных зву 2. Боковое произношение свистящих, шипящих, звуков [р]-[р'], замена [р]-{р'] на [д]-[д'].
3. Смягчение согласных звуков обусловлено спасти еским напряжением средней части спинки языка. 4. Шипящие звуки оформляются в более простом, нижнем произношении и заменяют свистящие звуки. 5. Дефекты озвончения, которые рассматриваются как одно из проявлений голосового расстройства. Впервые в исследованиях этих авторов описаны случаи голосовых расстройств у детей с легкой степенью дизартрии: голос тихий, хриплый, назализированный. В исследованиях Федосовой указывается на следующие особенности звукопроизношения у детей со стертой дизартрией: - антропофонические (искажение, пропуски); - фонологические (замена, смешение). Указанные нарушения звукопроизношения носят непостоянный характер и зависят от фонетических условий. Кроме того, прослеживается корреляционная зависимость этих непостоянных нарушений от лингвистических факторов: места звука в слове, слоговой структуры слова и других. Анализируя специальную литературу, Б.Ж. Мондлаерс систематизировал симптомы «вербальной диспраксии» (DAS) и предложил следующие диагностические критерии:
—Нестабильный характер ошибок звукопроизношения и ограниченность звукового репертуара. —Затруднения в произношении звуков, правильная произносимых изолированно, в потоке речи. —Повышение количества ошибок при: усложнении-артикуляции; увеличении длины слова; произношений последовательности звуков; произношении звуков речи —Поиск нужной артикуляции. —Оглушение звонких согласных из-за позднего —Нарушение просодических характеристик речи. В исследовании Карелиной «Логопедическая работа с детьми с минимальными дизартрическими расстройствами» отмечается, что общим характерным признаком для этой категории детей является полиморфное нарушение звукопроизношения. Результаты обследования состояния произносительной стороны речи детей «с минимальными дизартрическими расстройствами» отражены на гистограмме. Наиболее трудными в произношении для детей со стертой дизартрией оказываются твердые свистящие: [с] — 98%, [з] — 96%. Для свистящих характерно межзубное произношение, реже встречается губно-зубное и призубное произношение. Аналогичные нарушения наблюдаются в группе шипящих: [ш], [ж] — 95%. Иногда шипящие заменяются искаженными свистящими. Среди аффрикат чаще страдает произношение [ц] и составляет 95% от нарушений всей группы аффрикат. Нарушение произношения [ч] — 80%, отмечается реже. Звук [ц] — обычно заменяется на [с'] или искаженное [с], а звук [ч] заменяется на [т5] или искажается, звук [щ} — заменяется на искаженное [ч] или [ш], реже на звук [с']. Сонорные нарушаются следующим образом: среди нарушений произношения звука [л] преобладают нарушения, выражающиеся в искажении звука [л] — 85%: имеет место губно-губной, губно-зубной и межзубный ламбдацизм. Звук [л'] заменяется на Ц]. Часто звук [л] отсутствует. Среди расстройств произношения звуков [р}> [р'1 — 80% по самым распространенным искажением является велярное произношение. Иногда [р'] заменяется звуком [Л- Заднеязычные [г] — 25% и [к] заменяются на [т] и [д! или отсутствуют. Основным вариантом дефектного произношения твердых переднеязычных [т] и [д] является межзубное произношение, которое сочетается с межзубным произношением свистящих и шипящих. Частый дефект мягких переднеязычных [т'], [д'] — боковое произношение, которое сочетается с бо^ ковым сигматизмом. Встречается смягченное произношение всех согласных, возникающее вследствие спастичного напряжения средней части спинки языка.
Остальные согласные, как правило, остаются относительно сохранными. Твердые звуки у детей со стертой дизартрией нарушаются чаще, чем мягкие. Глухие и звонкие пары звуков в произношении нарушены одинаково, например: если глухой свистящий звук [с] имеет боковое или Межзубное произношение, то и его звонкая пара, звук [з], тоже имеет боковое или межзубное произношение. Нарушения звукопроизношения у детей со стертой дизартрией стабильно и зависит, например, от позиции звука в слове. Наибольшие трудности возникают при позиции звука в середине слова и в безударном слоге. При выраженном нарушении звукопроизношения сохраняется ритмический абрис (рисунок) слова, т.е. число слогов и ударность. Сложным для детей являются слова со стечением согласных. Чаще в этих случаях выпадает один согласный звук. Вследствие трудностей, возникающих при переключении с ддного артикуляционного уклада к другому (кинетическая диспраксия), встречаются случаи нарушения слоговой структуры слова. В исследованиях А.М. Пискунова отмечается, что в одних случаях во время произношения артикуляция осуществляется вяло, без активности и четкости. Двигательный акт не завершается, как бы «замирает» на полпути, тогда звук замещается гласным или паузой. В других случаях артикуляция неотрегулирована, уклад приблизительно соответствует фонеме, при этом язьш может чрезмерно сближаться с твердым небом и отклоняться в сторону, кончик может проходить в межзубную щель, а корень излишне приподниматься к мягкому небу, вследствие чего возникает искажение (шипящие и свистящие сигматизмы, гортанный [р], смягчение) и замены на другие (чаще оппозиционные) звуки. Недостаточно тонкая дифференцировка артикуляционных движений нижней челюсти, языка, губ ведет к нечеткому звучанию гласных. Так, например, звук [у] приближается к [о], звук [и] к [э]. Могут быть замены на гласные, близкие по артикуляции [а == о], [о - у], [э = и]. Гласные иногда «смягчаются», произносятся редуцированно (кратко), усредненно. Согласные нарушаются по-разному, например, при произнесении [т]> [д] кончик языка находится между зубами (неравномерность поражения черепно-мозговых нервов), передняя часть спинки языка смыкается с твердым небом. При спастическом парезе корень языка прикасается к тонически напряженному мягкому небу и язычку, под воздействием воздушной струи язычок вибрирует, тело языка, опущенное на дно полости рта, во время произнесения остается неподвижным, что приводит к искаженному произнесению [р]. Задняя область полости рта сужена приподнятым корнем языка и получается звук, близкий к [и, ы, э]; возможны близкие замены на [д, л], отдаленные замены на [в, г, к] (при спастике). Спастические парезы или параличи приводят в основном к дефектам формирования проторных щелевых звуков. Массивный корень языка и его напряжение приводят к задненебному (носовому) оттенку при произнесении [л], похожему на [г, х], [н, г]; при интенсивной моторике в органах артикуляции кончик языка может прилегать к твердому небу на значительном участке, получается звук, похожий на мягкий [л5] или французский [L]. При произнесении [с], [з], [ш], [ж] корень языка приподнят к мягкому небу, что приводит к носовому сигматизму (А.М. Пискунов). При анализе особенностей звукового состава речи выделяют три аспекта, характеризующие механизм отклонения от нормы. 1. Фонологический аспект. Характерной для всех детей со стертой дизартрией является следующая особенность: группы акустически близких звуков усваиваются 2. Артикуляционный аспект. Качественный анализ 3. Взаимовлияние артикуляционного и фонологического аспектов. При овладении звукопроизношением сенсорный и моторный компоненты речи образуют единую функциональную систему, в которой слуховые и артикуляционные образы элементов речи находится в тесной взаимосвязи. В случаях нарушения функции речедвигательного анализатора между сенсорным и моторным компонентом образуются сложные отношения, отличающиеся от существующих в норме. Существование нечетких артикуляционных образов приводит к стиранию граней между слуховыми дифференциальными признаками звуков. Таким образом, создаются необходимые условия для их различения. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения в слуховой дифференциации звуков. В свою очередь, отсутствие четкого слухового восприятия и их контроля способствует стойкому сохранению нарушения звукопроизношения в речи. Это объясняют причины нарушения фонематического слуха у детей, а в дальнейшем и появление специфических дисграфических ошибок на письме.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|