Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Физиологические основы формирования речевой функции




Речь представляет собой сложнейшую совокупность нервных процессов, осуществляемых при совместно* деятельности различных стволово-подкорковых и корковых участков головного мозга.

Для формирования речевой функции необходимы биологические предпосылки: сохранность слухового, зрительного, кинестетического анализаторов и определенный уровень зрелости нервной системы, своевре­менный поток информации от внешних объектов и рецепторов собственного организма в виде, импульсов, идущих в центральную нервную систему по восходящим; афферентным путям. Система афферентаций играет; важную роль в становлении речевых, двигательных, эмоционально-волевых функций ребенка.

Восприятие речи основывается на анализе и синтезе элементов звукового потока и осуществляется совмест­ной работой слухового и кинестетического анализато­ров. Процесс произношения звуков речи является слож­ной системой координированных артикуляторных дви­жений, сформированных в прежнем индивидуальном опыте и имеющих в своей основе работу кинестетиче­ского и слухового анализаторов.

Сложные корковые системы осуществляют переработку, хранение поступающей информации и выработку программы ответного действия. Речевая функциональная система реализует передачу речевых сообщений. Для этого используются двигательные эфферентные системы мозга. При поражении этих систем возникает
дизартрия, то есть расстройство непосредственно двигательного механизма речи.

Все органы, принимающие участие в речи, иннервируются двенадцатью парами черепно-мозговых нервов (лицевым, языкоглоточным, блуждающим, подъязыч­ным и др.). Двигательные центры в коре больших полу­шарий связаны с ядрами в столовых отделах мозга кортико-нуклеарными путями. Речевой акт, как и другие проявления высшей нервной деятельности, носит реф­лекторный характер. Речевые рефлексы связаны с де­ятельностью всей коры больших полушарий и составля­ют вторую сигнальную систему.

Все движения губ, языка определяются работой дви­гательного анализатора. Его функцией является восп­риятие, анализ и синтез раздражений, идущих в кору от движения органов речи. В речедвигательной зоне про­исходит сложная и тонкая дифференциация речевых движений, организация их последовательности.

Корковым ядром Двигательного анализатора являет­ся сенсомоторная кора, морфологически дифференци­рованная, но выступающая как функциональное един­ство. Передняя центральная извилина коры является областью двигательных проекций, постцентральная — сенсорных проекций. Эти системы находятся в тесном взаимодействии и взаимосвязи друг с другом.



Чтобы движение получило нужную организацию, необходимо, чтобы импульсы направлялись в соответст­вующие группы мышц и чтобы в направлении и в силе этих импульсов были учтены положения, в которых данные мышцы уже находятся, и те движения, которые к началу данного акта этими мышцами совершались. Для этого необходимо постоянное сохранение аффе­рентных импульсов, которые сигнализировали бы о по­ложении, о схеме органов тела в данный момент. Эти функции выполняются теменными «заднецентральными» областями коры головного мозга. Стойкость двига­тельной задачи, выбор автоматизмов и формирование «кинетической мелодии» регулируются лобными доля­ми. Незрелость этих областей коры приводит к тому, что движения ребенка, перестающего получать нужные афферентные импульсы, теряют свой четкий характер.

Кинестетические импульсы, идущие от речевой мус­кулатуры в кору головного мозга, усиливаются дейст­виями ретикулярной формации ствола мозга и зрительного бугра и вызывают как общую (неспецифическую так и избирательную (специфическую) активацию речевых зон коры, что имеет ведущее значение в механизмах речевой деятельности, особенно в период становления детской речи.

Как показали исследования физиологов, в основ образования речедвигательных навыков и, в частые артикуляции лежит выработка динамического стер типа — относительно устойчивой системы условных рефлексов, которые формируются в результате многократного воздействия условных сигналов, повторяйщихся во времени и следующих в определенном рядке.

При. произнесении элементов речи раздражай рецепторы мышц языка, губ, мягкого неба, щек, гор ни. Достигая коры, эти раздражения вызывают возбуждение в сенсорных и двигательных клетках коркового отдела речедвигательного анализатора. Это возбужден совпадает по времени с раздражением от звучания произносимых слов, вызывающих возбуждение в слухе речевом анализаторе, и одновременно от непосредственного воздействия на кору предметов и явлений обозначаемых воспринятыми словами. Вследствие одновременности двигательных и слуховых раздражении формируются временные межнейронные связи менееэффекторными нейронами коры и сенсорными корке клетками анализаторов.

В результате многократного повторения вырабатываются довольно стойкие динамические стереотипы виде сложных счетаний движений мускулатуры языка, гортани, дыхательного аппарата и издаваемые ими звуковых комплексов.

У детей со стертой дизартрией выработка динамиче­ского стереотипа представляет определенную слож­ность, что проявляется в трудностях автоматизации правильного произнесения звуков в спонтанной речи.

Изложенное показывает сложность функциоональной системы речи управление которой осуществляется -центральной нервной системой. Для управления двига­тельным механизмом речи необходимо полноценное функционирование различных мозговых структур, к ко­торым относятся:

—стволово-подкорковые ядра и их связи, осуществляющие управление врожденными безусловными реакциями;

—мозжечок, его ядра и проводящие системы, которые осуществляют регуляцию мышечного тонуса, коор­динируют работу периферического речевого аппарата,
способствуют выработке на основе врожденных синергии условно-рефлекторных двигательных навыков;

— корковые структуры, формирующие моторные
программы, навыки речевого праксиса;

—структуры лимбико-ретикулярной системы, обеспечивающие необходимый уровень активности перечисленных отделов мозга;

—проводящие системы, обеспечивающие проведение импульсов к нижележащим структурам мозга, в первую очередь, к ядрам черепно-мозговых нервов
ствола мозга.

Таким образом, речевая артикуляция осуществляет­ся в результате комплексной, интегрированной деятель­ности пирамидной, экстрапирамидной и мозжечковой систем с участием кинестетической афферентации.

Звуковая речь осуществляется благодаря воздейст­вию трех физиологических функций: дыхания, голосообразования, артикуляции. Эти функции возникают в определенных органах нашего тела: легких, диафрагме, гортани с голосовыми складками и артикуляционном аппарате, к которому относятся полости рта и носа. В образовании звуков принимают участие активные ор­ганы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, мягкое небо; голосовой аппарат: гортань с голосовыми склад­ками и глотка; неподвижные органы артикуляции: твер­дое небо, зубы, верхняя челюсть.

Энергетический или дыхательный отдел включает легкие, дыхательные пути, межреберные мышцы, гру­добрюшную перегородку (диафрагму). Регуляцию энергетической системы обеспечивает мощный компонент в виде афферентных и Центробежных импульсов. Речевое дыхание формируется на основе обычного физиологического дыхания. Характер речевого дыхания меняется
в зависимости от громкости, интонационной и ритмической структуры речи.

Голосообразующий отдел представлен гортанью с расположенными в ней голосовыми складками. Возникающие в гортани в результате иннервации и под воз­
действием дыхательной струи воздуха звуковые колебания воспринимаются слуховым органом как звук голоса, который обладает тремя качествами:

— высотой (зависит от частоты колебаний-голосовых складок); .

силой (зависит от амплитуды колебаний);

— тембром (зависит от формы резонаторных полос­тей и особенностей строения гортани);

В образовании' звуков речи большое значение имеют резонаторы — надгортанные полости (ротовая, носовая, полость глотки). Наличие двух звеньев резонанса обес­печивает набор постоянных элементов (формант) в зву­ковом спектре — «статику речи», и одновременно — «динамику речи, слоговое квантование» (Н.И. Жинкин). Динамической единицей в процессе артикуляции является слог. Поэтому импульсы к сокращению мышц голосовых складок посылаются центральной нервной системой одновременно с импульсами к сокращению мышц артикуляционного аппарата. Качества ротовой полости как резонатора определяются формой твердого неба и характером прикуса, величиной и формой рото­вого отверстия, положением языка и небной занавески, состоянием тонуса мышц мягкого, неба и задней стенки гортани. Кроме основных резонаторов, в усилений и модуляции голоса принимают участие полости трахеи, бронхов, грудной клетки в целом.

Деятельность активных органов в полости рта называется артикуляцией и обеспечивает образование звуков речи. Положение, которое принимают органы артикуляции при произнесении того или иного звука, называют; артикуляционным укладом. Каждый отдельный звук характеризуется только ему присущей комбинацией различных артикуляционных и акустических признаков.

Общим признаком для всех гласных звуков является отсутствие препятствий на пути выдыхаемого воздуха. При образовании согласных звуков на пути выдыхаемой струи воздуха в надставной трубе возникают различного рода препятствия. Преодолевая их, воздушная струя производит шумы, являющиеся специфическими для каждой фонетической группы согласных. Так же, как различно место образования преграды, может быть раз­личным и способ ее образования. В соответствии с этим различают согласные смычные ([б], [б’], [п], [п'], [д], [д ']’ [т], [т']1, [к], [к'],[г], [г']); щелевые <[ф], [ф'], [в], [в'], [с],. [с'], [з], [з']1, [ш], [ж], [щ], [х] [х'] [й]); смычо-щелевые ([ц], [ч]) и смычно-проходные ([м], [м'], [н], [н'] [л], [л'], [р], [p']).

Характерной чертой согласных является различение в них твердых и мягких звуков. Смягчение звука дости­гается его палатализацией, то есть дополнительным со­кращением мышц языка с подниманием его спинки кверху и продвижением всей артикуляции вперед.

Р речевом потоке звуки речи почти никогда не про­износятся изолированно. Они произносятся в составе более или менее автоматизированных звуковых после­довательностей — слогов, слов (группы слогов, объеди­нённых единым ударением), синтагм (цельных интона­ционно-смысловых тактов), фраз. В таких звуковых последовательностях звучание отдельных звуков приоб­ретает различные позиционные особенности. С физио­логической точки зрения эти особенности артикуляции являются результатом запаздывания предшествующей звукоустановки («прогрессивная ассимиляция») и более раннего включения артикуляторных движении, харак­терных для соседних звуков («регрессивная ассими­ляция»). В результате происходит взаимное приспо­собление артикуляционных укладов, облегчающих про­изношение. Проявлению позиционных особенностей произношения способствует ускоренный ритм речи.

Таким образом, речевой аппарат человека сложен. Конечным суммарным эффектом его Деятельности яв­ляются звуки речи. Управление этим аппаратом осу­ществляется нервной системой, которая иннервирует мышцы периферического речевого аппарата.

Основную роль в иннервации мышц перифериче­ского речевого аппарата играют лицевой, тройничный, языкоглоточный, блуждающий, подъязычный нервы.

VII — Лицевой нерв является двигательным. Его ветви — височные, скуловые, щечные, краевая ветвь нижней челюсти и шейная — иннервируют все мими­ческие мышцы лица, кожу головы, затылочную часть, мышцы ушной раковины, частично мышцы дна полос­ти рта и подкожную мышцу шеи.

V — Тройничный нерв является смешанным: он со­держит двигательные и чувствительные волокна. Трой­ничный нерв иннервирует кожу головы и лица. Он об­разует три ветви:

первая — глазной (лобный) нерв, иннервирующий кожу лба, верхнего века, слизистую оболочку полости

носа;

вторая — верхнечелюстной (подглазничный) нерв, иннервирующий кожу нижнего века, боковой поверх­ности носа и верхней губы, слизистую оболочку щеки, верхней губы, верхние зубы, десну;

третья — нижнечеяюстной (Подбородочный) нерв, иннервирующий кожу лица ниже угла рта, переднюю часть языка, нижние зубы и десну, слюнные железы, жевательные мышцы.

IX — Языкоглоточный нерв иннервирует мышцы глотки, языка, мягкого неба.

X — Блуждающий нерв обеспечивает иннервацию глотки, надгортанника, корня языка, мягкого неба, обеспечивает иннервацию акта глотания.

XII — Подъязычный нерв иннервирует мускулатуру языка, обеспечивает выдвижение языка вперед, подни­мание и опускание кончика языка в состоянии покоя, в широком положении и другие.

При поражениях указанных нервов могут наблю­даться нарушения артикуляции и фонации, приводящие к возникновению дизартрии.

Так, при поражении V-й пары — тройничного не­рва— нарушаются движения нижней челюсти. На сто­роне поражения щека свисает, сглажена носогубная складка, опущен угол рта.

 

Рис, 11. Нервы головы и шеи:

1 — лицевой нерв; 2 — ветви лобного нерва (от первой ветви тройничного нерва); 3 — подглазничный нерв (от вто­рой ветви тройничного нерва); 4 — подбородочный нерв (от третьей ветви тройничного нерва)

При поражении VII-й пары — лицевого нерва — на­рушается артикуляция звуков: [б], [п], [в], [ф] из-за не­возможности сложить губы трубочкой. У детей со стер­той дизартрией характерно выполнение движений не в полном объеме, неточно, с пониженным мышечным то­нусом, при наличии синкинезий. Во всех случаях отме­чается трудность удержания артикуляторной позы. На­рушение функции лицевого нерва проявляется в невоз­можности или трудности выполнения мимических движений.


При поражении IX-й пары — языкоглоточного не­рва — возникает в тяжелых случаях

 

Рис. 12. Ротовая полость:

1 Губной желобок

2.Бугорок верхней губы

3.Шов нёба

4.Твердое нёбо

5.Мягое нёбо

6.Небная миндалина

7.Небно-глоточная дужка

8.Язычок

Нижняя губа паралич мышц глот­ки, языка, мягкого неба, нарушается фонация и арти­куляция, а при стертой дизартрии характерно недо­статочное поднятие мягкого неба, в ряде случаев с отклонением маленького язычка в сторону. Задания, связанные с переключением движения, совершаются с трудом, при длительных поисках артикуляции, в непол­ном объеме, медленном темпе, с появлением сопутст­вующих движений в мимической мускулатуре, с нару­шением легкости, плавности, с возникновением пер­севераций и . перестановок. Нарушается возможность одновременного выполнения движений? Имеют место беспорядочные движения языком.

При поражении XII-й пары — подъязычного нерва — возникает в тяжелых случаях паралич соответствующей половины языка! Наблюдаются атрофия мышц языка (ис­тончение парализованной половины), гипотония (язык при этом тонкий, удлиненный), отклонение языка при его высовывании в сторону паралича. Движения языка в пораженную сторону ограничены или невозможны. Ограничение подвижности языка вверх, вперед. Даже незначительные поражения этого нерва нарушают произношение [с], [з], [т], (д], [н], [ч, ц, щ], [р, л].

При стертой дизартрии значительные трудности вы­зывают такие движения, как высовывание языка и удер­жание его в спокойном состоянии, поднимание и опус­кание кончика языка, удержание языка в широком и узом состоянии. Выполнение этих движений характери­зуется нарушением объема выполняемых движений, беспокойством языка, тремором кончика языка, пони­женным мышечным тонусом, наличием синкинезий, трудностью удержания заданной позы.

При поражении Х-й пары — блуждающего нерва — возникает паралич мышц глотки, мягкого неба, горта­ни, надгортанника, вследствие чего возникает наруше­ние артикуляции и фонации.

Приводим в качестве иллюстраций анатомо-физиологического аппарата список мышц

Рис. 13. Мышцы головы и шеи:

/. Жевательная мышца — поднимает опущенную нижнюю челюсть, участвует в выдвижении челюсти вперед;

2.Височная мышца — поднимает опущенную челюсть, вы­
двинутую вперед челюсть "тянет назад;

3.Крыловидные мышцы — смещают нижнюю челюсть в
сторону, выдвигают вперед и поднимают опущенную нижнюю
челюсть.

Рис. 14. Мимические мышцы:

/. Затылочно-лобная мышца — производит смещение кожи головы, лобная часть поднимает брови и расширяет глазную щель.;

2.Мышца, сморщивающая брови — сводит кожу бровей к серединной линии, образуя вертикальные складки у переносицы;

3.Мышца гордецов — образует у корня носа поперечные
складки;

4.Круговая мышца глаза — осуществляет сужение глазной
щели, смыкание век;

Носовая мышца — оттягивает книзу ноздри, суживая их

 

 

Рис. /5. Мышцы окружности рта:

1. Круговая мышца рта — суживает ротовую щель, вытягивает губы вперед;

2. Большая скуловая мышца — тянет угол рта вверх и кнаружи;

3. Малая скуловая мышца; мышца, поднимающая верхнююубу, и мышца, поднимающая верхнюю губу и крыло носа, — поднимают верхнюю губу и подтягивают крыло носа;

4. Мышца, поднимающая угол рта, — тянет угол рта вверх;

5. Мышца смеха — оттягивает угол рта кнаружи;

6. Щечная мышца (мышца трубачей) — оттягивает угол рта)
в сторону, при двустороннем сокращении растягивает ротовую щель, прижимает внутреннюю поверхность щек к зубам;

7. Мышца, опускающая угол рта, — тянет угол рта книзу и кнаружи.

 

Рис. 16. Мышцы полости рта Скелетные мышцы

1. Шилоязычная мышца тянет язык, особенно корень
его, вверх и назад;

2.Подъязычно-язычная мышца — тянет язык назад и вниз;

3.Подбородочно-язычная мышца — тянет язык вперед
и вниз;

4.Хрящеязычная мышца тянет язык назад и вниз.

 

Рис. 17. Собственно мышцы языка:

/. Нижняя продольная мышца— укорачивает язык;

2. Верхняя продольная мышца — укорачивает язык и поднимает его кончик;

3.Поперечная мышца языка — делает язык узким и выпуклым кверху;

4.Вертикальная мышца языка — делает язык плоским.

 

Рис. 18. Мышцы шеи

/. Подкожная мышца шеи — натягивает кожу шеи, опускает нижнюю челюсть и оттягивает угол рта книзу;

2. Грудинно-ключично-сосцевидная мышца — при наклоне головы происходит одностороннее сокращение это мышцы с одновременным поворотом лица в противоположную сторону. При двустороннем сокращении мышцы удерживают голову в вертикальном положении;

3. Надподъязычные мышцы (двубрюшная, шилоподъязыная, челюстно-подьязычная, подбородочно-подъязычная) - образуют дно полости рта и принимают участие в опускав
нии нижней челюсти, а также в движении языка, в том числе его кончика;

 

4. Подъязычные мышцы (грудинно-подъязычная, щито-подъязычная, лопаточно-подъязычная и др.) — изменяют положение гортани;

5. Трапециевидная мышца — осуществляет движения лопатки, при двустороннем ее сокращении голова отклоняется назад.





©2015- 2017 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов.