Лексическое развитие ребенка в онтогенезе
Слово — это номинативная единица языка, которая служит названием предмета, его признака и действия. Лексика (от греч. lexicos — «словарный, словесный») — это совокупность слов, входящих в состав языка. Словарный запас обозначается термином «лексика». Лексика русского языка представляет собой не простое множество слов, а систему взаимосвязанных и взаимообусловленных единиц одного уровня — лексическую систему. Ни одно слово в языке не существует отдельно, изолированно. Лексические единицы входят в сеть разнообразных и пересекающихся структурно-системных отношений — в семантические поля. Человек в речевом акте оперирует не словами, а семантическими полями, и уже из них он подбирает нужное слово, чтобы с возможной точностью выразить в речи свою мысль. Наличие в языке одних только слов не обеспечивает никакой коммуникации. Главным условием осознания речи является понимание ее смысла, ее значения. Знание является ключевым моментом процесса речевого общения, восприятия и передачи информации, оно является основой речевого мышления. Различают ГРАММАТИЧЕСКОЕ значение слова (принадлежность слова к определенному классу, особенности его сочетания, изменения); ЛЕКСИЧЕСКОЕ значение слова, которое определяется как соотнесенность слова соответствующим понятием, так и его местом в лексической системе языка; ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ значение слова — это обобщенное отражение деятельности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятий, значения или умения как обобщенного образа действия (А.Н. Леонтьев). Слова выполняют определенные функции: 1. Номинативная, или дефинитивная, функция — является средством четкого обозначения, и тогда это простой знак, или средством логического определения —
Слова, взятые вне системы языка в целом, лишь в их отношении к вещам и явлениям действительности служат различными знаками, названиями этих вещей, отраженных в общественном сознании. 2. Функция обобщения — как указывал Л.С. Выготский, «слово всегда относится не к одному какому-нибудь отдельному предмету, а к целой группе или целому 3. Коммуникативная функция — связывает с переходом от номинативной функции к семантическим формам самого слова. Так, вещественное отношение и значение слова могут расходиться. Это особенно ощутимо тогда, когда слово не называет предмет или явление, а образно его характеризует. Вне зависимости от данного употребления слово присутствует в сознании со всеми своими значениями. 4. Слово выражает оценку субъекта — круг экспрессивных оттенков, выражаемых словом, называется экспрессией слова. Она всегда лична, субъективна. Предметно-логическое значение слова окружено особой экспрессией, которая определяется в зависимости от Таким образом, слово — это основной элемент языка и речи, обладающий единством лексического, грамматического, психологического значения и выполняющий определенные функции. Л.С. Выготский отмечал, что развитие значения слова у детей тесно связано с развитием познавательной деятельности и отражает процесс формирования понятий. Он выделил этапы понятийного обобщения. Выготский и Шахнарович доказали, что этим этапам свойственны и определенные уровни овладения семантикой слова. Они выделили три уровня отражения: образ (представление), псевдопонятие (переходное явление от образца) и понятие. Усвоение ребенком родного языка начинается с самых первых дней. Около полутора-двух месяцев у ребенка появляются отчетливо артикулируемые звуки, это
Следующая стадия предречевых вокализаций — лепет. Лепетать ребенок начинает в возрасте около полугода. Вначале ребенок произносит один слог, затем появляются цепочки из трех, четырех и более одинаковых слогов. Постепенно слоговые цепочки становятся асе более разнообразными, появляется некое подобие интонации. Лепет может представлять собой «предречье». Происходит упражнение голосовых связок, ребенок прислушивается к себе, соизмеряет слуховые и двигательные реакции. Переход от лепета к словесной речи — это переход от дознакового общения к знаковому. К этому времени в пассивном словаре ребенка насчитывается примерно 50-70 слов. В активный словарь слово попадает, когда ребенок может начать употреблять его в спонтанной речи, только после короткой, а иногда и достаточно длительной стадии пребывания этого слова в пассивном словаре. Вначале ребенок пользуется упрощенными и модифицированными в соответствии с его произносительными возможностями звуковым абрисом слова. Имеют значения частность ситуации, в которой это слово должно быть произнесено, и невозможность для ребенка заменить слово, т.е. указать на предмет или определить его жестом. Если такая возможность есть, ребенок не спешит переходить к словесным знакам. Ведущим мотивом является необходимость номинации явления в процессе общения. В начальной лексике ребенка преобладают лепетные слова и звукоподражательные комплексы («ав-ав», «ням-ням», «бо-бо», «би-би» и др.). Постепенно дети переходят к нормативным словам. Развитие словаря у ребенка тесно связано, с одной стороны, с развитием мышления и других психических процессов, а с другой стороны, с развитием всех компонентов языковой системы: фоне-тико-фонематического и грамматического строя речи. Формирование лексики в онтогенезе обусловлено также развитием представлений ребенка об окружающей действительности. Освоение окружающего мира ребенком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при непосредственном взаимодействии с реальными объектами и явлениями, а также через общение со взрослыми.
Первоначально общение с ребенком носит односторонний и эмоциональный характер и вызывает желание ребенка вступить в контакт и выразить свои потребности. Затем общение взрослых стимулирует внимание ребенка к знаковой системе языка с помощью звуковой символики. Ребенок подключается к речевой деятельности сознательно, приобщается к общению с помощью языка. Такое «подключение» происходит, прежде всего, через простейшие формы речи с использованием понятных слов, связанных с определенной, конкретной ситуацией. По мнению А.Р. Лурии, первоначально при формировании предметной соотнесенности на слова большое влияние оказывают побочные, ситуационные факторы, которые в дальнейшем перестают играть роль в этом процессе. На раннем этапе развития речи на предметную отнесенность слова" оказывает влияние ситуация, жест, мимика, интонация; слово имеет диффузное, расширенное значение. В этот период предметная отнесенность и приобретает расплывчатое значение, например, словом «киса» ребенок может назвать и шапку, и шубу, так как они по внешнему виду напоминают мех кошки. Развитие связи между языковыми знаками и действительностью является центральным процессом при формировании речевой деятельности в онтогенезе. На начальном этапе овладения языка имя предмет является как бы частью или свойством самого предмета. Л.С. Выготский назвал этот этап развития значения слова «удвоение предмета», а Е.С. Кубрякова называет данный период этапом «прямой референции». На данном этапе значение слова является способом закрепления в сознании ребенка представления об этом предмете.
На первых стадиях знакомства со словом ребенок не может еще усвоить слово в его «взрослом» значении. Отмечается при этом феномен неполного овладения значением слова, так как первоначально ребенок понимает слово как название конкретного предмета, а не как название класса предметов. В процессе развития значения слов, в основном у детей от 1 до 2,5 лет, отмечается явление вдвинутой референции, или «растяжения» значений слов, «сверхгенерализация». При этом отмечается перенесение значения одного предмета на ряд других, ассоциативно связанных с исходным предметом. Ребенок вычленяет признак знакомого ему предмета и распространяет его название на другой предмет, обладающий тем же признаком. Он использует слово для названия целого ряда предметов, которые имеют один или несколько общих признаков - «форма, размер, движение, материал, звучание, вкусовые качества и др.», а также общее функциональное название предметов. Л. П. Федоренко выделяет несколько степеней обобщения слов по смыслу: - нулевой стадией обобщения являются обобщенные имена и названия единичного предмета; в возрасте от одного года до двух лет дети усваивают слова, соотнося название только с конкретным предметом, таким образом, слова являются для них такими же именами собственными, как и имена людей; - ко второму году жизни ребенок усваивает слова первой степени обобщения, т.е. начинает понимать обобщающие значения наименований однородных предметов, действий, качеств - имен нарицательных; —в возрасте трёх лет дети начинают усваивать слова второй степени обобщения, обобщающие родовые понятия («игрушка», «посуда», «одежда»), передающие —примерно к пяти-шёсти годам жизни дети усваивают слова, обозначающие родовые понятия, т.е. слова третьей степени обобщения («растение» — «деревья», «травы», «цветы»; «движение» — «бег», «плавание», «полет»; «цвет» — «чернота», «белизна»), которые являются более высоким уровнем обобщения для слов второй Обогащение жизненного опыта ребенка, усложнение его деятельности и развития общения с окружающими людьми приводит к постепенному количественному росту словаря. В литературе отмечаются некоторые расхождения в отношений абсолютного состава словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условия их жизни и воспитания. По данным Е.А. Аркина, рост словаря характеризуется следующими количественными особенностями: 1 год — 9 слов, 1 год 6 мес. — 39 слов, 2 года — 300 слов, 3 года 6 мес. — 1110, 4 года — 1926, 6 лет — 4000.
По данным В. Штерна, к полутора годам у ребенка насчитывается около 100 слов, к 2 годам — 300—400, к 3 годам — 1000-1100, к 4 годам — 1600, к 5 годам —2200 слов. Ш. Бюллер, сопоставляя данные изучения словаря детей в возрасте от 1 до 4 лет, указывает для каждого возраста минимальный словарь и показывает существующие в этом отношении индивидуальные различия: 1 год — минимальный словарь 3 слова, максимальный словарь 58 слов, полтора года — 44 и 383 слова соответственно, 2 года — 45 и 1227 слов, 2 года 6 месяцев — 171 и 1509 слов. Если до 1 года 6 месяцев активный словарь пополняется плавно, то к 2 годам наблюдается быстрое его увеличение. Это совпадает с переходом от однословных предложений к многословным. Пополнение словаря — необходимое условие для пополнения цепочек синтаксических компонентов предложений. Продвижение ребенка в когнитивном развитии требует все нового и нового лексического материала. По данным А.Н. Гвоздева, в словаре четырехлетнего ребенка наблюдается 50,2% существительных, 27,4% глаголов, 11,8% прилагательных, 5,8% наречий, 1,9% числительных, 1,2% союзов, 0,9% предлогов и 0,9% междометий и частиц. Формирование словаря ребенка тесно связано с процессами словообразования, так как по мере развития словообразования словарь, ребенка быстро обогащается за счет производных слов. Лексический уровень языка представляет собой совокупность лексических единиц (лексем), которые являются результатом действия и механизмом словообразования. Результатом отражения и закрепления в сознании системных связей языка является формирование у ребенка языковых обобщений. В процессе восприятия и использования слов, имеющих общие элементы, в сознании ребенка происходит членение слов на единицы (морфемы). Если ребенок не владеет готовым словом, он «изобретает» его по определенным, уже усвоенным, ранее правилам, что проявляется в детском словотворчестве. Взрослые замечают и вносят коррективы в самостоятельно созданное ребенком слово, если это слово не соответствует нормативному языку. В случае, если созданное слово совпадает с существующим в языке, окружающие не замечают словотворчества ребенка. Детское словотворчество является отражением сформированности одних и в то же время недостаточной сформированности других языковых обобщений. Механизм детского словотворчества связывается с формированием языкового обобщения, с явлением генерализации, со становлением системы словообразования. У детей растет опыт речевого общения, закрепляются навыки словообразования разными способами: суффиксальным префиксальным и т.д. Усвоение предметного, глагольного словаря и словаря признаков проходит параллельно с овладением грамматического строя языка, Уже в 3 года дети употребляют винительный падеж с предлогом «под», родительный падеж с предлогом «через», «без», «для», «после». От трех до четырех лет усваивается родительный падеж с предлогом «по» для образования предела: «до леса», с предлогом «вместо». К пяти годам дети не только правильно произносят, но и различают все фонемы родного языка. Дети, употребляя новые лексико-грамматические категории, постепенно усваивают согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах, предложные конструкции («Дети вышли на улицу с красными красивыми шарами»). Достаточно свободно пользуются согласованием числительных и существительных («На картинках много лошадей, собак и медведей»). Характерным для нормы является то, что в случае неправильного употребления грамматической формы достаточно небольшого обучающего момента (дать правильный образец), и ребенок произносит нормативную грамматическую форму. Качественный состав словарного запаса в дошкольный период развивается следующим образом. 4-й год жизни — словарь пополняется названиями предметов и действий, с которыми дети сталкиваются в быту: части тела у животных и человека; предметы обихода; контрастные размеры предметов; некоторые цвета, формы; некоторые физические качества («холодный, гладкий»), свойства действий («бьется, рвется»). Проявляется способность обозначать одним словом группу одних и тех же предметов, Дети знают определенные материалы («глина, бумага, дерево»), их качества и свойства («мягкий, твердый, тонкий; рвется, бьется, ломается; шероховатый»); умеют обозначать ориентиры во времени и пространстве («утро,(вечер, потом, сначала, назад, вперед»). 5-й год жизни — активное использование названий предметов, входящих в тематические циклы: продукты питания, предметы обихода, овощи, фрукты, различные материалы («ткань, бумага» и т.д.). 6-й год жизни — дифференцированные по степени выраженности качества и свойства («кисловатый, светло-синий, прочный, прочнее, тяжелый, тяжелее»). Рас ширяютсязнания о материалах, домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птицах, формируются видовые и родовые понятия. 7-й год жизни — подбор антонимов и синонимов к словосочетаниям, усвоение многозначности слов, самостоятельное образование сложных слов, подбор родственных слов. Лексика (словарь) ребенка развивается постепенно в ходе речевого общения окружающих с ребенком и знакомства с окружающим миром. Словарь представлен в двух аспектах: пассивный словарь (импрессивная лексика) — это те слова, которые ребенок знает, понимает их значение. Активный словарь (экспрессивная лексика) — это те слова, которые ребенок использует в общении с окружающими. В норме пассивный словарь преобладает над активным. Понимание речи у детей формируется также в процессе речевого общения с окружающим миром. Литературные данные по вопросу формирования лексики (пассивной и активной) в норме широко представлены. Остановимся на развитии понимания речи в онтогенезе. Обобщенно развитие понимания речи детей представлено в работе Н.С. Жуковой, где выделяются шесть уровней понимания речи. Характеристика уровней заимствована из методических рекомендаций по проведению клинико-лсихологического обследования детей раннего возраста, страдающих церебральным параличом, составленные Е.М. Мастюковой и Н.В. Симоновой (1972). Уровни понимания речи. Прежде всего важно отметить уровень понимания ребенком обращенной речи. Рекомендуется следующая оценка понимания ребенком обращенной речи. I уровень — выражено речевое внимание, прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 3 до 6 месяцев. II уровень — понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «Поцелуй маму», «Где папа?», «Дай ручку», «Нельзя» и т.д. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 6 до 10 месяцев. III уровень — понимает названия отдельных предметов и игрушек: а) понимает только название предметов и игрушек10-12 мес); б) узнает их на картинках (12—14 мес); в) узнает их на сюжетных картинках (15—18 мес). IV уровень — понимает название действий в разных ситуациях: «Покажи, кто сидит», «Кто спит?» и т.д. а) понимает двухступенчатую инструкцию (2 года): «Пойди на кухню, принести чашку», «Возьми платок, вытри нос» и т.д.; б) понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации, в привычной ситуации начинает понимать вопросы косвенных падежей: «На чем ты сидишь?», «Во что играешь?» и т.д. (2 года 6 мес); в) установление первых причинно-следственных связей (2 год 6 мес). V уровень — понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (2 года 6 мес. — 2 года). VI уровень — понимает значение сложноподчиненных предложений, понимает значение предлогов внепривычной конкретной ситуации (к 4 годам). Если у ребенка есть речь, ее уровень развития оценивается по методикам, принятых в логопедии (Р.Е. Левина, 1968). Если у ребенка отсутствует понимание речи и отсутствует собственная речь, важно оценить, как он понимает жесты и мимику и как пытается их использовать в общении с окружающими. Это обследование проводится в порядке обучающего эксперимента. Многие авторы отмечают скачкообразное развитие активного словаря, в то время как пассивный развивается равномерно и с опережением. Перевод слов из пассива в актив, т.е. актуализация, проходит ступенчато. Есть ряд исследований, определяющих состав лексики детей дошкольного возраста. По данным Е.А. Аркина, словарь четырехлетнего ребенка распределяется между различными грамматическими категориями сле дующим образом: существительные (включая 9 местоименных существительных) — 968 (50,2%), глаголы 528 (27,4%), прилагательные (включая 20 местоименных прилагательных) — 227 (11,8%), наречия — 112 (5,8 %), числительные 37 (1,9%), союзы — 22 (1,2%), предлоги — 15 (0,8%), междометия и частицы — 17 (0,9%). Имеющиеся в словаре имена существительные своему содержанию распределяются следующим образом: жилище (обстановка, утварь, помещение) — 15,25 пища — 9,6%, одежда — 8,8%, животные — 8,8%, растения -6,6%, город — 5,5%, части тела— 4,3%, абстрактные слова —. 0,7%, профессия -4%, неживая природа — 3,4%, время — 3,3%, социальные явления -3,3%, родовые понятия — 1,6%, медицина — 1%, геометрические формы — 0,9%, ругательные слова — 0,9%. По мнению многих авторов, в словаре 5—7-летний детей преобладают имена существительные с конкретным значением, глаголы прошедшего и настоящего времени, обозначающие различные виды движения. А. В. Захарова приводит данные о соотношении частей речи в словаре 6-летнего ребенка: существительные -42,3%, глаголы -23,8%, наречия— 0,3% прилагательные - 8,4%, частицы — 3,9%, местоимения — 2,4% числительные—1,2%, союзы — 0,3%. Можно проследить особенности усвоения ребенком разных частей речи. Существительные — самые первые слова, чаще употребляются в именительном падеже, т.к. «именно так взрослый называет предметы, игрушки («стол», «чашка», «мяч» и т.д.). Постепенно начинают появляться множественное число существительных, винительный падеж. С увеличением словаря появляются первые изменения форм слов по аналогии (словоизменения). Глаголы — появляются позже существительных (кроме слова «дай»). Чаще глагол используется как инфинитив или императив и не согласуется с существительным. Значительно позднее появляется согласование субъекта и предиката в числе, потом в лице и роде. Формирование словоизменения глаголов — длительный процесс в онтогенезе/ Прилагательные — появляются следом за существительными и глаголами. В высказывании детей прилагательные некоторое время употребляются после существительных. Прилагательные используются в ограниченном количестве и обозначают величину, цвет, вкус качество предметов. Сначала усваивается именительный падеж прилагательных, появляются формы мужского v женского рода прилагательных, появляются согласование прилагательных с существительным сначала в мужском и женском роде, потом в среднем. Наречия — появляются достаточно рано. К 2 годам 8 месяцам дети используют много наречий, выражающих разные отношения: «там», «здесь», «туда» (место); «сейчас», «скоро» (время); «много», «еще» (количество); «надо», «можно» (модальность); «горячо», «холодно» (температура); «вкусно», «горько» (вкус); «хорошо», «плохо» (оценка). Числительные — появляются позже и усваиваются медленно. «Два» и «три» появляются в трем годам, а «четыре» и «пять» ближе к четырем годам. Согласование числительных с существительными усваивается медленно Служебные слова (предлоги). — появляются поздно и в определенной последовательности. В 2 года 1 мес. — 2 года 3 мес. — предлоги: «в, на, у, с»; 2 года 3 мес. — 2 года — предлоги; простые употребляются верно; союзы: «если, чтобы»; 3—4 года — предлоги: «по, до, вместо, после»; союзы: «куда, сколько, что». Для иллюстрации количественного и качественного состава словаря дошкольника приводим данные исследования А.Н. Гвоздева, опубликованные в книге «Вопросы изучения детской речи» (1961). По этим материалам Н.С. Жукова составила схему системного развития Первые слова детей многозначны и могут обозначать как предмет, так и признак, действие с предметом Слова дополняются выразительными жестами, мимикой, т.е. широко используются паралингвистические средства для уточнения значения слов. Постепенно слова кроме предметной соотнесенности, приобретают и понятийную соотнесенность. Путь от конкретной предметной соотнесенности проходит к формированию обобщенного понятийного соотнесения слова и предмета, т.е. определяются ведущие признаки предмета и далее, но уже к концу дошкольного возраста вырабатывается контекстуальное значение слов, переносное их значение. Таким образом, можно выделить следующие основные компоненты значения слова: — Денотативный компонент, т.е. отражение в значении слова особенностей предмета (денотата); — Понятийный, или лексико-семантический компонент, отражающий формирование понятий, связи слов в языковой системе, т.е. сигнификата; — Коннотатиеный компонент, определяющий эмоциональное отношение ребенка к значению слова; — Контекстуальный компонент, обусловлен различными типами ситуаций, контекстов. (А.А. Леонтьев, Н.Г. Комлев, Н.Я. Уфимцева и др.) В процессе развития значения слова, в основном у детей от 2 до 2,5 года, отмечаются явления «сверхгенерализации». Ребенок вычленяет признак знакомого ему предмета и распространяет его название на другой предмет, обладающий тем же признаком. Так, словом «киса» может быть и кошка, и меховой воротник, и меховая шапка, и даже целая шуба. Но это явление в детской речи, если речевое развитие укладывается в нормативные сроки, долго не задерживается. По мере роста активного словаря сверхгенерализация достаточно быстро сокращается. В процессе развития ребенка слово изменяет свою смысловую структуру, обогащается системой связей и становится обобщением более высокого типа. При этом значение слова развивается в двух аспектах: смысловом и системном. Смысловое развитие значения слова заключается в том, что в процессе развития ребенка изменяется отнесенность слова к предмету, системе категорий, в которую включается данный предмет. Системное развитие значения слова связано с тем, что меняется система психических процессов, которая стоит за данным словом. Для маленького ребенка ведущую роль в системном значении слова играет аффективный смысл, для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста — наглядный опыт, память, которая воспроизводит определенную ситуацию. Для взрослого же человека ведущую роль играет система логических связей, включение слова в иерархию понятий. Значение слова, таким образом, развивается от конкретного к абстрактному, обобщенному. «Слова не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических полей» (А. Р. Лурия). По мере развития ребенка лексика не только обогащается, но и систематизируется. Слова как бы группируются в семантическое поле. Семантическое поле — это функциональное образование, группировка слов на основе общности семантических признаков. Слова не только объединяются, но и распределяются; внутри семантического поля, Формируется ядро и периферия. Ядро составляют наиболее частотные слова, обладающие выраженными семантическими признаками, а периферия — малочастотные слова. Маленькие дети объединяют слова преимущественно на основе тематического принципа («санки - горка», «чайник — стол»). А.И. Лаврентьева, изучая особенности лексикр-семантической системы у детей от 1 года 4 месяцев до 4 лет, выделяет четыре этапа развития системной организации детского словаря. На первом этапе словарь ребенка представляет собой бессистемный набор лексем. На вторам этапе формируется система слов, относящихся к одной ситуации, образуются их группы — ситуационные поля. На третьем этапе ребенок осознает сходство определенных элементов ситуации и объединяет лексемы в тематические группы. Это вызывает развитие лексической антонимии («большой — маленький», «хороший — плохой»). Эти противопоставления на данном этапе заменяют всё варианты качественно-оценочных прилагательных. На четвертом этапе происходит преодоление этих замен, а также возникновение синонимии. По мнению ряда авторов, Организация лексической системности и семантических полей связана с развитием логических операций классификации, сериации, которые интенсивно формируются в 6-8 лет. Слова в процессе развития ребенка группируются, объединяются в семантические поля.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|