Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Балла —все задания выполнены правильно.




3 балла —задания выполнены в пределах 75%.

2 балла —задания выполнены в пределах 50%.

1 балл —задания выполнены в пределах 25%.

Баллов -задания не выполнены.

Глаголы

1. Инструкци «Скажи, кто что делает?»

лошадь — (скачет) строитель — (строит)

гусеница — (ползает) врач — (лечит)

птица — (летает) продавец — (продает)

рыба — (плавает) солдат — (служит)

собака — (бегает) спортсмен — (соревнуется)

повар — (варит) учитель (учит)

рыбак — (ловит рыбу)

2. Инструкция: «Скажи, кто как подает голос?»
голубь — (воркует) курица — (кудахчет)

лягушка — (квакает) воробей — (чирикает)

медведь — (рычит) кукушка — (кукует)

ворона — (каркает) волк — (воет)

мышка — (пищит) петух — (кукарекает)

собака — (лает) соловей — (поет)

3. Инструкция: «Скажи, что делают?»

пилой— утюгом — молотком—

иглой —ножницами —ложкой —

ручкой—топором—ножом—

краской — карандашами —расческой —

Критерии оценки:

4 балла — все задания выполнены правильно.

3 балла — задания выполнены в пределах 75%.

2 балла — задания выполнены в пределах.50%.

1 балл — задания выполнены в пределах 25%.

0 баллов — задания не выполнены.

Прилагательные

1. Инструкция: «Скажи, этот предмет какой?» (темы: прилагательные, обозначающие вес, цвет, форму, величину предметов)

геометрическая фигура — (треугольный)

геометрическая фигура — (квадратный)

кирпич — (прямоугольный)

мяч — (круглый)

цветок — (красный) перо — (легкое)

кружок — (синий) камень — (тяжелый)

лист — (зеленый) корабль — (большой)

лимон — (желтый) палец — (средний)

фломастер — (черный) гриб — (маленький)

2. Инструкция: «Скажи,... (лимон) какой?»

(темы: прилагательные, обозначающие вкус, температуру, тактильные ощущения)

лимон — (кислый)

чайник— (горячий)

варенье — (сладкое)

лед — (гладкий)

перец — (горький)

ежик — (колючий)

огурец — (соленый) снег — (холодный)

3. Инструкция: «Скажи, какой (какая)?»

(темы: прилагательные, обозначающие высоту, тол­щину, длину, ширину) дом (высокий — низкий) дерево (толстое — тонкое) карандаш (короткий — длинный) шарф (широкий — узкий)

Критерии оценки:

4 балла— все задания выполнены правильно.

3 балла— задания выполнены в пределах 75%.

2 балла — задания выполнены в пределах 50%.

1 балл — задания выполнены в пределах 25%.

0 баллов — задания не выполнены.

III. Исследование семантической структуры слова и лексической системности:

1. Классификация

1. Классификация семантически далеких предметов. Материал для исследования: группы предметных кар­тинок с изображением:

1 гр.: мебель — насекомые;

II гр.: посуда — звери.

Инструкция:

«Разложи картинки на две группы и назови их».

I гр. стол диван

бабочка паук

шкаф жук

II гр. тиф волк

тарелка чашка

заяц кастрюля

2. Классификация семантически близких предметов.
Материал для исследования:
группы предметных картинок с изображением:

I гр.: дикие животные — домашние животные;

II гр.: птицы — насекомые.

Инструкция: «Разложи картинки на две группы и на­зови их».

1 гр. лиса медведь

кошка собака

заяц корова

II гр. бабочка синица

пчела стрекоза

воробей снегирь

Критерии оценки:

4 балла — все задания выполнены правильно.

3 балла — задания выполнены в пределах 75%.

2 балла — задания выполнены в пределах 50%.
1 балл — задания выполнены в пределах 25%.
0 баллов — задания не выполнены.

2. Группировка слов

Существительные

1. Серии семантически далеких слов, по три слова в каждой:

Материал для исследования:

#стол, бабочка, диван

# тигр, тарелка, ложка

# береза, яблоко, рябина

1. Инструкция: «Логопед будет называть по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее».

# стол, бабочка, диван

II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лишнее».

2. Серии семантически близких слов, по три слова в
каждой:

Материал для исследования:

# волк, собака, лиса

# лимон, свекла, яблоко

# сорока, бабочка, скворец

# тарелка, стол, стакан

I. Инструкция: «Логопед будет называть1 по три слова, а ты скажи, какое слово лишнее».

# волк, собака, лиса

II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лиш­нее».

Критерии оценки (для всех заданий): 4 балла — все задания выполнены Правильно. 3 балла — задания выполнены в пределах от 51% до 75%. 2 балла — задания выполнены в пределах от 26% до 50%. 1 балл — задания выполнены в пределах от 11 % до 25%. 0 баллов — задания выполнены в пределах 10% или не вы­полнены.

Глаголы

Материал для исследования: серии слов, по три слова в каждой:

# налил, насорил, вылил

# подбежал, вошел, подошел

# стоит, растет, сидит

# идет, цветет, бежит

# вошел, вылетел, выбежал

I. Инструкция: «Логопед будет показывать по три
слова, а ты скажи, какое слово лишнее.

# налил, насорил, вылил

II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лишнее».

Прилагательные

Материал для исследования: серии слов, по три слова в каждой:

# большой, желтый, маленький

# хороший, деревянный, плохой

# высокий, низкий, маленький

# большой, маленький, низкий

# желтый, длинный, зеленый

# тяжелый, длинный, легкий

# круглый, большой, овальный

I. Инструкция: «Логопед будет называть по три сло­ва, а ты скажи, какое слово лишнее».

# большой, желтый, маленький

. II. Инструкция: «Объясни, почему это слово лиш­нее».

3. Подбор синонимов к словам:

Материал для исследования: слова различных частей речи:

здание— глядеть —

парк— шагать —

улица— огромный —

боец — радостный —

доктор — торопится —

Инструкция: «Логопед скажет слова, а ты ответь, как это можно назвать другим словом. Например, зда­ние = дом, строение; парк =...?»

4. Подбор антонимов к словам:

Материал для исследования: слова и словосочетания: слова: день, горе, шум, поднимать, говорить, холод­ный, плохой, легкий, быстро, далеко и др.

словосочетания: холодный зимний день, холодный день, холодная вода в реке, холодная вода в кастрюле, холодная вода.

I. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты ответь
«наоборот». Например, день — ночь>.

горе — говорить —

шум — холодный —

поднимать— плохой—
быстро — легкий —

далеко — утро -

II. Инструкция: «Замени в предложении слово «холодный» словом «наоборот»».

холодный зимний день — холодная вода в реке — холодная вода в кастрюле — холодная вода — холодный день —

5. Объяснение значения слов:

Существительные

Материал для исследования: существительные, яв­ляющиеся обобщающими словами; существительные, обозначающие конкретные предметы.

I. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни,
что это слово значит».

овощи дерево.

мебель одежда

посуда обувь

фрукты животные

цветы насекомые

II. Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».

свекла стол

яблоко вилка

астра шуба

паук сапоги

береза собака

Прилагательные

Материал для исследования: слова, обозначающие раз­ные признаки предметов: высоты («низкий»), ширины («узкий»), веса («тяжелый»), длины («короткий»), цвета («желтый»), величины («маленький»), вкуса («соле­ный»), температуры («холодный»), формы («круглый»).

Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни,
что это слово значит».

высокий тяжелый

маленький круглый

желтый легкий

короткий низкий

длинный широкий

соленый холодный

Глаголы

Материал для исследования: слова, обозначающие действия.

Инструкция: «Логопед скажет слово, а ты объясни, что это слово значит».

идти летать

ползти тащить

ехать торопиться

нести светить

везти лезть

6. Добавление одного общего слова к двум словам:

Материал для исследования: пары слов и общий воп­рос.

Инструкция: «Логопед назовет два слова и вопрос, а ты ответь одним словом. Например, «дерево» — «цве­ты». Что делают? — «растут» (одно слово)».

фрукты — овощи (какие?)

кошка — собака (что делают?)

дождь — снег (что делают?)

сидит — стоит (кто?)

льется — журчит (что?)

шумит — дует (что?)

светит — греет (что?)

одевается — обувается (кто?)

7'. Дополнение к.глаголу:

Материал для исследования: глаголы: «стучит, летит, плывет, бежит, сидит, растет, светит, умывается, идет, лежит».

Инструкция: «Назови как можно больше слов, к сло­ву. Например, «идет»: «идет человек, идет поезд, идет снег, идет дождь» и т.п.

сидит = светит = стучит==

растет = умывается = летит =

лежит = бежит = плывет =

8. Дополнение последнего слова в предложении:

Материал для исследования: незаконченные логопедом предложения.

Инструкция: «Логопед начнет говорить предложе­ние, а ты закончи это предложение».

Из крана льется...

Солнце светит...

Лимон желтый, а помидор.*.

Фрукты моют, а белье...

Яйцо овальное, а шар...

Кофта шерстяная, а шуба...

Молоко жидкое, а сметана...

Лимон кислый, а мед...

IV. Исследование словообразования

1. Образование уменьшительно-ласкательных сущест­вительных:

Материал для исследования: слова, предметные кар­тинки.

Инструкция:, «Как назвать предмет, если он маленький?»

таз — ухо — лист — снег —
гриб — лиса — дом — окно —
грузовик — солнце — кружка.— кольцо —
одеяло — береза — дерево — стакан —

Критерии оценки (для всех заданий):

4 балла — все задания по словообразованию выполнены верно самостоятельно.

3 балла — задания по словообразованию выполнены пра­вильно в пределах 75%, наличие самокоррекции.

2 балла — задания по словообразованиию выполнены правильно в пределах 50%, после стимулирующей помощи.

1 балл — задания выполнены правильно в пределах 25%,
после стимулирующей помощи. Большинство ответов — не­
верно образованная форма.

0 баллов — задания выполнены в пределах 10% или не вы­
полнены, отказы выполнения задания.

2. Образование прилагательных.

2.1. Образование относительных прилагательных (из чего сделано?)

Материал для исследования: словосочетания.
Инструкция: «Если предмет сделан из..., например
из стекла, то он какой? — стеклянный»,
компот из яблок — лист клена —

горка изо льда — кубик из дерева —

салат из моркови - шишка ели —

суп из грибов — куртка из кожи —-

варенье из малины - стакан из стекла -

2.2. Образование качественных прилагательных.
Материал для исследования: слова, словосочетания.

2.3. Инструкция: «Какой,..., например, день, если днем

жарко?»

жарко — мороз —

душно— снег —

солнце — дождь —

ветер — туман —

холодно— пасмурно —

Критерии оценки:

4 балла — все задания по словообразованию выполнены верно самостоятельно.

3 балла — задания по словообразованию выполнены пра­вильно в пределах 75%, наличие самокоррекции.

2 балла — задания по словообразованию выполнены пра­вильно в пределах 50%, после стимулирующей помощи.

1 балл — задания выполнены правильно в пределах 25%,
после стимулирующей помощи. Большинство ответов — не­ верно образованная форма.

0 баллов — задания выполнены в пределах 10% или не вы­полнены, отказы выполнения задания.

2.3. Образование притяжательных прилагательных.

Материал для исследования: слова, словосочетания, предметные картинки. I. Инструкция: «Как сказать: чьи ухо, нос, лапа у животных?

Например, кошка —кошачье кошачий кошачья*

 

ухо нoc лапа ^
     
     
     
     
     
     
     

 

медведь — волк — белка — собака — лиса — заяц — лев —

 

 

I. Инструкция: «Как сказать: чей дом? Чье гнездо? Чья вещь? Чей след? Например, гнездо орла — орлиное».

# ружье охотника —

# дупло белки —

# клюв птицы —

# берлога медведя —

# хвост рыбы —

# гнездо воробья —

# яйцо курицы —

# следы зайца —

# следы волка —

# свисток милиционера —

2.4. Образование уменьшительно-ласкательных при­лагательных.

Материал для исследования: словосочетания, пред­метные картинки с изображением одинаковых по цвету, но разных по величине предметов.

Инструкция: «Как сказать про маленький предмет? Например, дом желтый, а домик? — желтенький».

# Лиса рыжая, а лисенок —

# Волк серый, а волчонок —

# Шуба» пушистая, а шубка —

.# Сапоги зеленые, а сапожки —

# Звезда красная, а звездочка —

# Машина белая, а машинка —

# Огурец соленый, а огурчик—

# Яблоко вкусное, а яблочко —

3. Образование названий детенышей животных.

Материал для исследования: слова, предметные кар­тинки с изображением животных и их детенышей.

Инструкция: «Как назвать одного детеныша у жи­вотных? Как назвать если их несколько? Например, у овцы — ягненок, а если их несколько, то — ягнята».

один несколько
... ...
... ...
... ...
... ...
... ...
один несколько
   
   
   
   
   

 

у коровы-у козы — у льва — у волка — у птицы -
у кошки у собаки у курицы у утки у лисы

 

4. Дифференциация глаголов совершенного и несовер­шенного вида.

Материал для исследования: парные сюжетные кар­тинки с изображением действий: в стадии выполнения и в стадии завершения действия.

Инструкция. «Посмотри на 2 картинки. Где ребенок выполняет действия (задания), а где уже закончил? Как сказать? Например, этот ребенок рисует, а этот уже на­рисовал».

# Этот пишет, а этот уже...

# Этот снимает, а этот уже...

# Этот вешает, а этот уже...

# Этот стирает, а этот уже...

# Этот режет, а этот уже...

# Этот пилит, а этот уже...

# Этот льет, а этот уже...

# Этот ест, а этот уже...

# Этот умывается, а этот уже...

# Этот моет, а этот уже...

5. Словообразование профессий женского рода. Материал для исследования: слова или предметные картинки с изображением разнообразных профессий.

Инструкция: «Скажи, как будете называться профес­сия, если ее выполняет женщина?»

# учитель —... # крановщик —...

# певец —;.. # каменщик —...

# воспитатель —... # артист —...

# портной —... # повар —...

# продавец —... # проводник —...

6, Словообразование по дефиниционному типу.
Материал для исследования:
словосочетания, которые

нужно заменить одним словом. Например, «чинит сапо­ги — сапожник», «собирает грибы — грибник», «пилит дрова — пильщик»..

Инструкция: «Скажи, как называют человека, кото­рый...?»

# водит машину —...

# играет в теннис —....

# водит поезд —...

# ловит рыбу —...

# подстригает волосы —...

# сочиняет стихи —...

# играет на скрипке —...

# играет в футбол —...

# чинит часы —...

# ведет самолет —...

7. Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом.

Материал для исследования: сюжетные картинки с изображением действий и пары слов (глаголов).

Сюжетные картинки: Пары слов:

мальчик залез на дерево залез — облез

мальчик перешел дорогу перешел — обошел

заяц обогнал волка прогнал — обогнал

мальчик разбил вазу разбил — пробил

птичка вылетела из клетки влетела —вылетела

дети поливают огород заливают — поливают

мальчик порвал рубашку порвал — сорвал

мама пришила пуговицу пришила — вышила

мама стирает белье моет — стирает

мальчик спускается поднимается — спускается по лестнице

Инструкции:

1. Посмотри на картинку.

2. Послушай два слова. Одно из них подходит к картинке, например, на картинке девочка развесила белье. Два слова — «развесила» — «обвесила», какое слово
подходит?

3. Назови слово.

4. Произнеси все предложение.

Для иллюстрации результатов исследования словаря приводим график № 5, на котором отражается степень сформированности пассивного и активного словаря, со­стояние семантической структуры слова и лексической системности, а также специфика словообразовательных процессов у ребенка со стертой дизартрией и общим не­доразвитием речи III уровня, обучающегося в Логопеди­ческой группе по программе ОНР (возраст 6 лет 3 мес).

Параметры исследования:

1 Понимание существительных

2 Понимание глаголов

3 Понимание прилагательных

4 Активный словарь существительных

5 Активный словарь глаголов

6 Активный словарь прилагательных

7 Классификация

8 Группировка существительных

9 Группировка глаголов

10 Группировка прилагательных Подбор синонимов

11Подбор антонимов

12Объяснение значения существительных

13Объяснение значения прилагательных

14Объяснение значения глаголов

15Добавление слова к двум словам

16Дополнение к глаголу

17Дополнение слова в предложение

18Образование уменьшительно-ласкательных существительных

19Образование относительных прилагательных

20Образование качественных прилагательных

21Образование притяжательных прилагательных

22Образование уменьшительно-ласкательных прилагательных

23Образование названий детенышей животных

24Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов

25Словообразование профессий женского рода

26Словообразование по дефиниционному типу

27Дифференциация глаголов, образованных пре­фиксальным способом

Выводы

1. Различают грамматическое, лексическое и психологическое значение слова.

2. Слова выполняют определенные функции: номинативную (дефинитивную), обобщения, коммуникативную, экспрессивную.

3. Л.С. Выготский отмечает, что развитие значения слова у детей связано с развитием познавательной деятельности и отражает процесс формирования понятий.

4. Развитие словаря у ребенка тесно связано с раз­витием мышления, а также с развитием всех компонентов языковой системы: фонетико-фонематического и
грамматического строя речи.

5. Обогащение словаря зависит от жизненного опыта ребенка, усложнения вида его деятельности, общения с окружающими людьми.

6. Количественная и качественная характеристики словаря детей в онтогенезе изучены достаточно полно и представлены верхней и нижней границами нормы, что
отражает индивидуальные особенности ребенка и усло­вия воспитания.

7. В детском словотворчестве отражается постепенный процесс формирования языкового обобщения, становление системы словообразования.

8. Развитие понимания речи, т.е. пассивная лексика (импрессивная речь) идет поэтапно. Условно выделяют шесть уровней развития понимания речи (ЕМ. Мастю-
кова).

9. Обобщенно развитие лексики представлено в ис­следовании А.Н. Гвоздева. На основании этих данных Н.С Жукова разработала схему системного развития
нормальной детской речи.

 

10.Слова не являются изолированными единицами, а соединяются друг с другом разнообразными смысловыми связями, образуя сложную систему семантических
полей.

11.У детей со стертой дизартрией отмечается ряд особенностей лексики, проявляющиеся в неточном упо­треблении слов, ограничении словарного запаса; вербальных парафазиях, несформированности семантических полей, трудности актуализации словаря.

12.Н.В. Серебряковой выделены этапы организации семантических полей у дошкольников.

13.Условно выделяют три группы детей со стертой дизартрией (ФН, ФФН, ОНР) в зависимости от сформированности языковых средств.

Учебные вопросы и задания

1.Сравните данные по развитию словаря детей в он­
тогенезе разных авторов: Гвоздева, Аркина, Штерн.

2.Как характеризует Л.П. Федоренко путь формиро­
вания обобщения слов по смыслу в зависимости от воз­
раста?

3.Как можно охарактеризовать качественный состав
словарного запаса дошкольника?

4. Какие уровни развития понимания речи в онто­
генезе проходит ребенок? «^

5. Какие части речи появляются первыми в словаре
ребенка?

6. Когда в речи ребенка появляются наречия, слу­
жебные слова, числительные?

7. Проследите по схеме системного развития нор­
мальной детской речи (см. табл. 1) начало появления
прилагательных и их согласование с существительными!

8. Какие этапы развития системной организации
детского словаря выделяет А. И. Лаврентьева?

9. Какие особенности лексики детей со стертой ди­
зартрией отмечает Л. В. Лопатина?

 

10.Какие особенности лексики выявлены Н.В. Се­
ребряковой?

11.Проведите обследование пассивного и активного
словаря ребенка-дошкольника, используя балльные
критерии оценки.

12.Проведите обследование семантической структу­
ры слова, используя балльные критерии оценки.

13.Проведите обследование навыка словообразова­
ния ребенка, используя балльную систему оценки.

14.Составьте график профиля развитая лексики ре­
бенка.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...