Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследование лексики у детей со стертой дизартрией




Речевой материал подобран с учетом программы детского сада.

Программа исследования:

/. Исследование пассивного словаря:

—существительные

—глаголы

—прилагательные

II. Исследование активного словаря:

—существительные

—глаголы

—прилагательные

///. Исследование семантической структуру слова и лексической системности:

1. Классификация.

2. Группировка:

 

—существительных

—глаголов

—прилагательных

 

3. Подбор синонимов.

4. Подбор антонимов.

5. Объяснение значения слов:

 

—существительных

— прилагательных

— глаголов

6. Добавление одного общего слова к двум словам.

7. Дополнение к глаголу.

8. Дополнение последнего слева в предложении.
IV. Исследование словообразования:

1. Образование уменьшительно-ласкательных су­ществительных.

2. Образование прилагательных:

- относительных, прилагательных

- качественных прилагательных

- притяжательных прилагательных

- уменьшительно-ласкательных прилагательных

 

3.Образование названий детенышей животных.

4.Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида.

5.Словообразование профессий женского рода.

6.Словообразование по дефиниционному типу.

7.Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом.

Обследование словаря детей со стертой дизартрией

I. Исследование пассивного словаря:

Цель: определить объем пассивного словаря.

Материал для исследования: предметные, сюжетные картинки, реальные предметы.

Существительные

1. Инструкция; «Покажи, где нарисовано...?»
(проверяется высокочастотная лексика)

мяч дерево

ручка пирамида

кружка блюдце

Примечание: предлагают предметные картинки.

2. Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?»
(проверяется среднечастотная лексика)
колено форточка

ресницы локоть

подоконник плечо

Примечание: предлагают картинки.

X Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?»

(проверяется малочастотная лексика)

клумба памятник

клубок табуретка

торшер половник

Примечание: предлагают сюжетные картинки.

4. Инструкция: «Покажи, где нарисовано.,.?»
(проверяется знание времен года и суток, явлений природы)

осень утро облако

зима вечер молния

лето день луна

весна ночь туча

Примечание: предлагают сюжетные картинки,

5. Инструкция: «Покажим, где нарисовано...?»
(проверяется знание частей предмета)

воротник карман ствол листья
петля рукав ветки плоды
манжета пояс корни почки
Примечание: предлагают картинку с изображением

рубашки, дерева.

6. Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?»
(проверяется знание названия жилищ)
дупло будка

нора берлога

гнездо скворечник

Примечание: предлагают сюжетные картинки.

7. Инструкция: «Покажи на себе...?»
(проверяется знание названий частей тела)
лоб колено

брови.грудь

щеки спину

подбородок плечо

ногти локоть

Критерии оценки:

4 балла — все задания выполнены правильно.

3 балла — задания выполнены в пределах 75%.

2 балла — задания выполнены в пределах 50%.

1 балл — задания выполнены в пределах 25%.

0 баллов — задания не выполнены.

Глаголы

1. Инструкция: «Покажи, кто...?»
скачет стирает вяжет

прыгает причесывается рубит

ползет моется моет

летает подметает режет

Примечание: предлагают сюжетные картинки с изо­бражением действий.

2. Инструкция: «Покажи, кто...?»
воркует кудахчет каркает

чирикает гогочет пищит

кукарекает крякает рычит

воет квакает мычит

Примечание: предлагают предметные картинки: го­лубь, воробей, петух, волк, курица, гусь, утка, лягушка, ворона, мышка, медведь, корова.

3. Инструкция: «Покажи, кто....?»
варит (повар) пашет (тракторист)

учит (учитель) летает (летчик)

работает (рабочий) лечит (врач)
шьет (портниха) продает (продавец)

Примечание: предлагают сюжетные картинки с изо­бражением профессий.

4. Инструкция: «Покажи, чем...?»
пилят вытираются подметают

шьют рубят причесывают

гладят рисуют прибивают,

режут красят копают

Примечание: предлагают предметные картинки с изображением соответствующих предметов, например: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, нож, топор, ка­рандаш, кисть, веник, расческа, молоток, лопата.

Критерии оценки:

4 балла — все задания выполнены правильно.

3 балла — задания выполнены в пределах 75%.

2 балла — задания выполнены в пределах 50%.

1 балл — задания выполнены в пределах 25%.

0 баллов — задания не выполнены

Прилагательные

1. Инструкция: «Покажи, где...?»

(проверяется понимание названий формы, цвета, ве­личины и веса)

круглый красный большой

овальный синий средний

квадратный зеленый маленький

прямоугольный желтый легкий

треугольный черный тяжелый

Примечание: предлагают картинки и реальные пред­меты из окружающей обстановки.

2. Инструкция: «Покажи, что бывает...?»
(проверяют понимание названий вкусовых, температурных, тактильных ощущений)

кислым горячим пушистым

сладким холодным теплым

горьким колючим мокрым

соленым гладким сухим

Примечание: предлагают соответствующие картинки и реальные предметы например: лимон, мед, перец, огу­рец в банке, чайник, лед, снег, ежик, котенок, зонт, се­но и др.

3. Инструкция: «Покажи, где...?»

(проверяют понимание названий, обозначающих высоту, толщину, длину, ширину)

высокий — низкий

толстый — тонкий

длинный — короткий

широкий — узкий

Примечание: предлагают парные картинки с пред­метами, отличающимися этими свойствами.

Критерии оценки:

4 балла — все задания выполнены правильно. 3 балла — задания выполнены в пределах 75%, 2 балла — задания выполнены в пределах 50%. 1 балл — задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов — задания не выполнены.

II. Исследование активного словаря:

Цель: Определить объем активного словаря.

Материалом исследования служат предметные и сю­жетные картинки, реальные предметы, окружающая об­становка и т.д.

Существительные

1. Инструкция: «Скажи, кто это?» (теми: домашние животные и птицы, дикие живот­ные и птицы)

ласточка лошадь лев олень гусь голубь

воробей собака тигр еж утка собака

снегирь корова волк лиса петух цапля

галка коза кабан белка курица

кошка лось заяц

свинья зебра

2. Инструкция: «Назови, кто это?» (темы: рыбы, насекомые, морские животные)

щука паук муха
сом оса муравей
рак жук кузнечик
лещ комар стрекоза
акула кит дельфин

3. Инструкция: «Назови, что это?» (темы: фрукты, ягоды, овощи, деревья, цветы)

Яблоко Клубника Картофель Сосна Мак
Груша Малина Морковь Ель Ромашка
Лимон Арбуз Капуста Дуб Роза
Виноград Смородина Помидор Береза Колокольчик
Слива Клюква Огурец клен ландыш
апельсин   Лук    
    тыква    

4. Инструкция: «Назови, что это?» (темы: обувь, головные уборы, мебель, посуда)

Ботинки Шляпа Стул Ложка
Туфли Шапка Стол Вилка
Тапочки кепка Кресло Тарелка
Валенки   Торшер Чашка
сапоги   Диван Сахарница
    шкаф Сковорода
       

 

5. Инструкция: «Назови, что это?» (времена года, время суток, явления природы, транспорт)

Лето День Дождь Снег Автобус
Осень Утро Гроза Луна Поезд
Зима Вечер Туча Молния Корабль
Весна ночь облако месяц самолет
         
         
         

 

 

6. Инструкция: «Назови, что это? (одежда, части тела человека)

 

рубашка воротник шея ресницы
брюки петля волосы губы
пальто манжеты лицо подбородок
шарф карман лоб плечо
кофта рукав брови локоть
костюм пояс щеки ногти

Критерии

оценки:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...