Исследование лексики у детей со стертой дизартрией
Речевой материал подобран с учетом программы детского сада. Программа исследования: /. Исследование пассивного словаря: —существительные —глаголы —прилагательные II. Исследование активного словаря: —существительные —глаголы —прилагательные ///. Исследование семантической структуру слова и лексической системности: 1. Классификация. 2. Группировка:
—существительных —глаголов —прилагательных
3. Подбор синонимов. 4. Подбор антонимов. 5. Объяснение значения слов:
—существительных — прилагательных — глаголов 6. Добавление одного общего слова к двум словам. 7. Дополнение к глаголу. 8. Дополнение последнего слева в предложении. 1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных. 2. Образование прилагательных: - относительных, прилагательных - качественных прилагательных - притяжательных прилагательных - уменьшительно-ласкательных прилагательных
3.Образование названий детенышей животных. 4.Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. 5.Словообразование профессий женского рода. 6.Словообразование по дефиниционному типу. 7.Дифференциация глаголов, образованных префиксальным способом. Обследование словаря детей со стертой дизартрией I. Исследование пассивного словаря: Цель: определить объем пассивного словаря. Материал для исследования: предметные, сюжетные картинки, реальные предметы. Существительные 1. Инструкция; «Покажи, где нарисовано...?» мяч дерево ручка пирамида кружка блюдце Примечание: предлагают предметные картинки. 2. Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?»
ресницы локоть подоконник плечо Примечание: предлагают картинки. X Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?» (проверяется малочастотная лексика) клумба памятник клубок табуретка торшер половник Примечание: предлагают сюжетные картинки. 4. Инструкция: «Покажи, где нарисовано.,.?» осень утро облако зима вечер молния лето день луна весна ночь туча Примечание: предлагают сюжетные картинки, 5. Инструкция: «Покажим, где нарисовано...?» воротник карман ствол листья рубашки, дерева. 6. Инструкция: «Покажи, где нарисовано...?» нора берлога гнездо скворечник Примечание: предлагают сюжетные картинки. 7. Инструкция: «Покажи на себе...?» брови.грудь щеки спину подбородок плечо ногти локоть Критерии оценки: 4 балла — все задания выполнены правильно. 3 балла — задания выполнены в пределах 75%. 2 балла — задания выполнены в пределах 50%. 1 балл — задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов — задания не выполнены. Глаголы 1. Инструкция: «Покажи, кто...?» прыгает причесывается рубит ползет моется моет летает подметает режет Примечание: предлагают сюжетные картинки с изображением действий. 2. Инструкция: «Покажи, кто...?» чирикает гогочет пищит кукарекает крякает рычит воет квакает мычит Примечание: предлагают предметные картинки: голубь, воробей, петух, волк, курица, гусь, утка, лягушка, ворона, мышка, медведь, корова. 3. Инструкция: «Покажи, кто....?» учит (учитель) летает (летчик)
работает (рабочий) лечит (врач) Примечание: предлагают сюжетные картинки с изображением профессий. 4. Инструкция: «Покажи, чем...?» шьют рубят причесывают гладят рисуют прибивают, режут красят копают Примечание: предлагают предметные картинки с изображением соответствующих предметов, например: пила, иголка с ниткой, утюг, полотенце, нож, топор, карандаш, кисть, веник, расческа, молоток, лопата. Критерии оценки: 4 балла — все задания выполнены правильно. 3 балла — задания выполнены в пределах 75%. 2 балла — задания выполнены в пределах 50%. 1 балл — задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов — задания не выполнены Прилагательные 1. Инструкция: «Покажи, где...?» (проверяется понимание названий формы, цвета, величины и веса) круглый красный большой овальный синий средний квадратный зеленый маленький прямоугольный желтый легкий треугольный черный тяжелый Примечание: предлагают картинки и реальные предметы из окружающей обстановки. 2. Инструкция: «Покажи, что бывает...?» кислым горячим пушистым сладким холодным теплым горьким колючим мокрым соленым гладким сухим Примечание: предлагают соответствующие картинки и реальные предметы например: лимон, мед, перец, огурец в банке, чайник, лед, снег, ежик, котенок, зонт, сено и др. 3. Инструкция: «Покажи, где...?» (проверяют понимание названий, обозначающих высоту, толщину, длину, ширину) высокий — низкий толстый — тонкий длинный — короткий широкий — узкий Примечание: предлагают парные картинки с предметами, отличающимися этими свойствами. Критерии оценки: 4 балла — все задания выполнены правильно. 3 балла — задания выполнены в пределах 75%, 2 балла — задания выполнены в пределах 50%. 1 балл — задания выполнены в пределах 25%. 0 баллов — задания не выполнены. II. Исследование активного словаря: Цель: Определить объем активного словаря. Материалом исследования служат предметные и сюжетные картинки, реальные предметы, окружающая обстановка и т.д. Существительные 1. Инструкция: «Скажи, кто это?» (теми: домашние животные и птицы, дикие животные и птицы)
ласточка лошадь лев олень гусь голубь воробей собака тигр еж утка собака снегирь корова волк лиса петух цапля галка коза кабан белка курица кошка лось заяц свинья зебра 2. Инструкция: «Назови, кто это?» (темы: рыбы, насекомые, морские животные)
3. Инструкция: «Назови, что это?» (темы: фрукты, ягоды, овощи, деревья, цветы)
4. Инструкция: «Назови, что это?» (темы: обувь, головные уборы, мебель, посуда)
5. Инструкция: «Назови, что это?» (времена года, время суток, явления природы, транспорт)
6. Инструкция: «Назови, что это? (одежда, части тела человека)
Критерии оценки:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|