Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнение «Разрывание бумаги»




Данная игра способствует снижению напряжения, дает ребенку возможность выразить эмоции и снизить состояние тревоги у детей.

Для работы необходимо иметь старые газеты или любую другую ненужную бумагу. В начале игры взрослый может, не объясняя правил, просто предложить ребенку рвать бумагу. Затем он сам берет газету и начинает ее рвать и бросать кусочки в центр комнаты, говоря при этом ребенку, что размер кусочков не важен. Если ребенок не подключается сразу к работе, его нельзя заставлять. Можно встать спиной к ребенку, делая вид, что не замечаете его. Как правило, дети включаются в игру. Когда куча в центре комнаты становится большой, ребенку предлагают поиграть с кусочками и начинают энергично подбрасывать их вверх, разбрасывать по комнате. Можно также делать кучки и прыгать на них, обсыпать кусочками друг друга или подбрасывать кусочки горстями вверх. «Радуга»

Комментарий психолога - упражнение направлено на знакомство с эмоцией спокойствия. Упражнение предваряет рассказ психолога на фоне звуков природы. В процессе упражнения необходимо оказать помощь детям, обучая их смешивать цвета. Чтобы хорошо запомнить, как расположены в радуге цвета, можно рассказать считалку: «Каждый (красный) охотник (оранжевый) желает (желтый) знать (зеленой), где (голубой) сидит (синий) филин (фиолетовый)».

Ход упражнения. Рассказ психолога.Однажды в волшебном лесу был сильный дождь, гремела гроза, сверкали молнии, вода в озере колыхалась под порывами ветра. Потом дождь стих, умытое озеро замерло в ожидании чуда, стало тихо, тихо, потом тихонько запели птицы. Казалось, время остановилось. И вдруг появилась радуга. И лес замер от этого чуда.

После этого подросткам предлагается нарисовать эту радугу.

Используемая музыка. Звуки природы.

 

 

«Нарисуй облако»

У пражнение направлено на развитие способности распознавать эмоции, на развитие воображения. Детям предлагаются краски, карандаши, мелки, кисти. Игру уместно делать несколько раз. В процессе прослушивания музыки детям предлагается нарисовать облако, каждому свое, с определенным настроением.

После выполнения упражнения проходит обсуждение. Примеры вопросов для обсуждения

· Понравилась ли вам игра?

· Хотели бы вы повторить эту игру?

· Какие чувства вы испытали во время прослушивания музыки?

· В каких ситуациях у вас возникают эти чувства?

· Покажите это чувство.

 

«Танцующие руки»

У пражнение дает возможность прояснить свои чувства и внутренне расслабиться, способствует отреагированию негативных эмоций. Это упражнение направлено на развитие способности к дифференциации эмоций. В ходе упражнения детям предлагается два-три музыкальных отрывка разной эмоциональной насыщенности. В процессе упражнения происходит актуализация опыта и знаний, относящихся к эмоциональной сфере.

Психолог дает детям инструкцию: « Разложите большие листы оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Начните слушать музыку. Возьмите каждый по 2 мелка. Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Вы не должны рисовать никаких картинок, используйте только линии – быстрые, медленные, светлые, темные, гладкие, шершавые, ломаные – какие вы считаете подходящими для того, чтобы выразить музыку. Передайте линиями, как вы ощущаете музыку. Потом вы сможете посмотреть, что получилось» (2-3 минуты рисования под каждый музыкальный отрывок).

После проведения упражнения необходимо обсудить с детьми их рисунки, поддерживая и одобряя каждого участника. По желанию детей рисунки можно повесить на стенд. Такая своеобразная галерея усиливает позитивный эффект упражнения.

В конце упражнения можно задать ряд вопросов.

Примеры вопросов для обсуждения с детьми:

· Чем отличаются рисунки?

· На каких рисунках линии плавные, на каких резкие?

· Почему так получилось?

· Какое чувство получилось на каждом из рисунков?

· В каких ситуациях мы испытываем эти чувства?

· Отличаются ли цвета на рисунках?

· Почему?

 

Упражнение «Волшебный салют»

Это упражнение направлено на спонтанное выражение эмоций, на формирование позитивного эмоционального настроя. Необходима музыка, передающая торжественность, ощущение праздника.

Детям предлагается прослушать музыкальный отрывок, после чего после прослушивания обсудить, какие чувства вызывает эта музыка, и какие ситуации в их жизни она напоминает. После этого на полу расстилают газету, кладут большой лист бумаги. Нужны жидкие краски, тазик с водой, тряпочки, кисти, либо старая зубная щетка.

Манипулируя любым способом кистью или зубной щеткой, брызгают на лист бумаги, устраивая «волшебный салют».

Упражнение «Самоцветы»

Это упражнение дает возможность свободно экспериментировать с цветом, помогает пережить эмоцию радости. Перед началом упражнения взрослый предлагает детям представить, что они находятся в пещере с сокровищами. Мокрый лист бумаги - это сундук с драгоценными камнями. Все они имеют свой неповторимый цвет. Детям предлагается попробовать все возможные сочетания трех красок, разную яркость и насыщенность красочных смесей, наполнить сундук разными самоцветами, просто ставя разноцветные точки.

 

«Мусорная скульптура»

Это упражнение направлено на ф ормирование позитивного отношения к будущему, это своеобразный ритуал избавления от неприятностей - препятствий: испорченных отношений, негативных переживаний, неудач, болезней и т.д. Способствовать формированию восприятия неприятностей и преград, как уроков, умению видеть во всем позитивный смысл.

Организация: Для упражнения понадобятся: мелкий, бытовой мусор (коробочки, пластиковые упаковки, баночки из-под лекарств, старые бумаги, что-то ломанное и ненужное) – все это приносят участники. Кроме этого - скотч, пластилин, ножницы, клей, мусорные пакеты по кол-ву участников, вырезанные из блестящей, клейкой бумаги звездочки или другие украшения. Хорошо, если есть возможность провести работу при свечах. Во время упражнения включите негромкую музыку. Упражнение проводится на полу.

Длительность упражнения: 45-50 мин.

1. Визуализация:

«…Представь себе уходящий год. Что произошло в этом году? Вспомни события этого года – приятные, радостные, счастливые. Пусть они пройдут перед твоим внутренним взором в виде ярких воспоминаний. Мысленно поблагодари уходящий год за все хорошее, что он тебе принес.

А теперь вспомни и представь те события, которые принесли тебе боль и разочарования. Может быть, в твоей жизни есть что-то, с чем хочется расстаться и больше никогда не встречаться: тягостные для тебя отношения, переживания, чувства, болезни, неудачи. Может быть, в уходящем году тобой были совершены поступки, о которых ты сожалеешь? Может быть, ты чувствуешь себя виноватым перед кем-то?

Мысленно попроси прощения у этих людей и выскажи свое сожаление. А теперь поблагодари уходящий год за все испытания и уроки, которые он принес. Быть может, смысл этих уроков тобою еще не понят, но это обязательно случится, когда пройдут твои обиды и утихнет боль.

А теперь представь, что ты делаешь уборку в своей душе, подобно тому, как убирают квартиру. Все нужное и ценное ты расставляешь по местам, а ненужное и лишнее убираешь в мусорный пакет. Что бы ты выбросил в этот пакет? Что тяготит тебя и засоряет душу? Ты проходишься по всем закоулочкам своей души, ты отыскиваешь все застаревшее и ненужное. Постепенно твой пакет наполняется, и ты чувствуешь, как свободнее и легче стало у тебя на душе…»

2. Всем участникам предлагается сделать свою мусорную скульптуру. Каждый её элемент должен символизировать что-то от чего хочется избавиться. Скульптуры делаются на полу, для скрепления используется клей, пластилин, скотч. Во время работы звучит музыка, и участники не разговаривают.

3. После того, как скульптуры будут готовы, ведущий предлагает посмотреть и подумать, какой смысл, какой урок сокрыт в каждом переживании: «Посмотри и подумай – зачем мне это было дано? Что я получил в итоге? Как я изменился? Куда меня ведет жизнь? Чему я сопротивляюсь?»

Вопросы к упражнению:

· Что я выбрасываю и почему?

· Что я понял из этого упражнения?

· Какие чувства оно у меня вызвало?

После общего обсуждения все скульптуры упаковываются в мусорные мешки и торжественно выносятся на помойку или сжигаются.

«Страшный сон»

Сны, как известно, выполняют терапевтическую функцию: неосознаваемые или очень сильные переживания, которые вытесняются сознанием, приходят к нам во снах. Сновидец может пережить страх и даже ужас, но его психика при этом получит снятие напряжения. Образы сна могут так же нести важную информацию о потенциалах, которые могут способствовать избавлению от страхов.

Это упражнение с пособствует снятию тревожности через рисование страшных образов и проговаривание страхов. Формирует ощущение преодоления страхов, нахождение способов работы с тревожностью. Упражнение лучше проводить лежа на полу, но при этом должно быть готово все для рисования: краски, карандаши, бумага. Визуализация проводится под музыку. Характер музыки для первой картинки должен быть спокойный, но с нарастанием напряжения. Во время рисования первого рисунка музыка не выключается, она просто приглушается. Вторая картинка представляется и рисуется в сопровождении позитивной, светлой музыки.

«…Представь себе, что ты укладываешься спать. Ты совершаешь свой привычный ритуал, укладываешься в свою постель, выключаешь свет. Какое- то время ты лежишь с открытыми глазами, видишь обстановку своей комнаты, слышишь привычные, приглушенные звуки, которые доносятся с улицы, чувствуешь приятную тяжесть своего одеяла, поверхность подушки… Постепенно веки твои опускаются, ты укладываешься поудобнее и погружаешься в сон.

В начале перед твоим взором мелькают неясные образы, но постепенно они становятся четкими и узнаваемыми. Ты начинаешь понимать, что сон твой тревожный, в нем происходит то, чего ты боишься на самом деле. Твой реальный страх ожил и пришел к тебе во сне… События сна разворачиваются, и, в самый ужасный момент ты резко просыпаешься и открываешь глаза. Ты лежишь в своей постели, среди ночи, сердце твое гулко стучит, и ты заново переживаешь весь ужас своего сна…»

Далее участники рисуют на тему «Мой страшный сон». Во время рисования они не разговаривают и не перемещаются по комнате. После того, как рисунки будут закончены, предложите опять лечь и закрыть глаза.

«…Постарайся вернуться в состояние своего страшного сна. Представь себе все происходящее… Но, в тот момент, когда должно произойти самое ужасное, твой сон неожиданно меняется. Что-то происходит такое, от чего ужас отступает, и сон становится спокойным и даже радостным. Ты участвуешь в этих событиях, досматриваешь свой сон до конца и открываешь глаза. Ты лежишь в своей постели, твоя комната залита солнечным светом, наступило утро. Ты лежишь и вспоминаешь, какой необычный сон тебе приснился…»

Предложите нарисовать участникам счастливый конец страшного сна. Если есть возможность, то лучше сделать это на том же листе, где нарисован первый рисунок. Если нет - на другом.

В парах участники рассказывают о том, что они нарисовали и о том, что они себе представили.

Вопросы к упражнению:

· Какие чувства вы пережили во время упражнения?

· Удалось ли «переиграть» свой сон? Каким образом?

· Какое отношение имеет это к вашей реальной жизни?

В качестве аналитического продолжения, можно рассказать, что наши поведенческие реакции на ситуации страха могут быть трех видов:

1. замереть (ждать помощи извне);

2. убежать (звать на помощь);

3. напасть (помочь себе самостоятельно).

В зависимости от того, какое продолжение придумано в страшном сне, можно с большой долей вероятности судить о типичных поведенческих реакциях человека. Хорошо это или плохо - решает каждый сам для себя. Но, чем более разнообразны мы в выборе поведения, тем более приспособлены к жизни и неуязвимы.

Работа с масками

Маска – это то, что дает возможность спрятаться, не показать себя настоящего. Человек носит много социальных масок.

Психотерапевтическая помощь становится необходимой в тех случаях, когда: масок слишком мало (низкая адаптивность), масок слишком много (низкая адаптивность), когда носят чужие маски (сценарные проблемы), путают маску со своим собственным лицом (низкая аутентичность), и т.п

Способы изготовления масок: рисование на бумаге, картоне, пластике; использование готовых масок; изготовление из папье-маше, глины, гипса и пр.

Варианты заданий для масок:

Я себя такого не знаю.

Я себя такого боюсь.

Моя любимая маска.

Твоя любимая маска.

Я не хочу, чтобы меня таким видели.

Я хочу, чтобы вы меня таким видели.

Такого меня никто не знает и т.п.

Диалог масок.

создание двух масок («Я вчерашний» и «Я завтрашний») с их обсуждением

Расширение репертуара (изготовление набора масок под роли, субличности, состояния).

Выбор амплуа под готовую маску (этюд без слов).

 

Использования грима

Работа с гримом дает самые широкие терапевтические возможности.

Разрисовывать можно только лицо (грим), лицо и тело или создавать любые варианты (например, одна рука и половина лица и т.п.). Для лица используется театральный грим и белила, гуашь, декоративная косметика, для тела - гуашь, акварель, декоративная косметика).

Возможные варианты заданий для грима:

1. Разделить лицо чертой пополам и гримировать (я себя такого знаю и не знаю, люблю и не люблю, показываю и не показываю другим и т.п.).

2. “Моя любимая маска”

3. Взаимное парное гримирование (“Я тебя таким вижу, хочу видеть, не хочу видеть” и т.п.).

4. “Маска страха”

5.Гримирование (на себе или другого) напряженных и расслабленных зон на лице.

6. Фантазийное гримирование (себя или другого).

7. “Тень”.

8.“Сражение” (конфликтные субличности одновременно).

9. Грим на себе на заданную тему (любовь, гнев, смирение, гордыня, равновесие, закрытость и т.п.).

10. “Мое животное” (грим включает лицо, тело до пояса, руки).

 

Если данная арт-техника применяется в ситуации острого стресса, полезно предложить участникам смять лист бумаги с контурами рисунка, затем опустить его в воду, расправить и только потом добавить цвет, «проявить», «раскрасить» нарисованный простым карандашом образ.

Данный прием имеет глубокий психологический смысл и заметный терапевтический эффект, поскольку работа на текстурированной мокрой бумаге позволяет добиться большей выразительности и одновременно эмоциональной разрядки.

 

Музыкотерапия

Музыкотерапия — это вид арттерапии, где музыка исполь­зуется в лечебных или коррекционных целях. В настоящее время музыкотерапия является целым психокоррекционным направлением (в медицине и психологии), имеющим в своей основе два аспекта воздействия: психосоматическое (в процессе которого осуществляется лечебное воздействие на функции организма) и психотерапевтическое (в процессе которого с помощью музыки осуществляется коррекция отклонений в личностном развитии, психоэмоциональном состоянии). Именно катарсистическое (очищающее) воздействие музыки позволяет использовать ее в таком качестве в коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

Во многих исследованиях по музыкотерапии (В. М. Бехтерев, С.С.Корсаков, И.М.Догель, С. И. Консторум, Г. П. Шипулин, Б. В. Асафьев, Л. А. Мадель, Л. С. Брусиловский, В. И. Петрущин, В. С. Шущарджан) в качестве проявлений лечеб­ного и коррекционного воздействия этого вида арттерапии выделя­ются следующие:

—регулирование психовегетативных процессов, физиологиче­ских функций организма;

—катарсис, регуляция психоэмоционального состояния;

—повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии;

—облегчение усвоения новых положительных установок и форм поведения, коррекция коммуникативной функции;

— активизация творческих проявлений.
Непродуманное использование мощи воздействия музыки на человека может привести к разрушительным последствиям. Используя музыку в психотерапевтической работе, надо быть очень осторожным. Например, один и тот же музыкальный инструмент совершенно по-разному воспринимается в разных культурах (звук флейты в восточной культуре - медитативный, релаксационный, он же в западной - тревожен и печален, таких примеров можно привести множество). Конкретная музыка актуализирует длинную цепочку ассоциаций, проследить которую пациент не может (а терапевт - тем более). Условно можно выделить две школы: «американскую» (использование музыки как мощнейшего катализатора эмоционального состояния, при этом музыка является лишь подспорьем) и «шведскую» (прямое прописывание определенной музыки как лекарственного средства, при этом музыка является главенствующей). Музыкотерапия организуется в индивидуальной и групповой

формах. Каждая из этих форм может быть представлена в трех ви­дах: рецептивной, активной, интегративноп музыкотерапии.

Рецептивная форма музыкального воздействия направлена на моделирование положительного психо-эмоционального состояния, релаксацию, катарсис. Данный метод используется для устранения невротических явлений, снижения уровня тревоги, направлен на оптимизацию мышечного тонуса, повышение эмоционального тонуса, снятие чрезмерного возбуждения у школьников с легкой степенью умственной отсталости, что является очень важным моментом в психокоррекционной работе. При занятиях релаксацией важно дать ребенку почувствовать свое тело, показать возможности им управлять, научиться расслабляться при напряжении.

Этот метод помогает выразить безопасным, щадящим образом подавленные чувства, потребности. В этом ему помогает метафорическая сила музыки. Варианты использования рецептивной музыки могут быть различны. Специально подобранная музыка помогает ребенку сосредоточиться на создаваемых образах, почувствовать мышечное расслабление. Важно, чтобы ребенок научился музыкальную интонацию выражать через движения своего тела. Такие упражнения способствуют расширению спектра невербальной коммуникации, что в дальнейшем поможет ребенку более точно распознавать эмоциональное состояние других людей и более адекватно выражать свои собственные эмоции. Кроме того, значительно улучшается координация движений.

 

Можно использовать три модели рецептивного музыкального воздействия:

Музыкальные картинки

В данном случае музыка служит отправной точкой для фантазии. Музыка создает у ребенка соответствующее эмоциональное состояние, которое может проявляться визуальным образом (например - метод направленных фантазий В.Оклендер). При проведении таких сеансов используются классические инструментальные произведении, но только те, которые мало знакомы школьникам с легкой степенью умственной отсталости. Помимо музыки, здесь могут быть использованы различные природные звуки (пение птиц, шум моря, и т.д.).

Музыкальное моделирование

Этот вариант музыкального рецептивного воздействии направлен на моделирование положительного психоэмоционального состояния. Коррекционный эффект может быть достигнут, если составлена мини-программа из фрагментов классических музыкальных произведений. При этом важно, что первоначальный музыкальный отрывок соответствует первоначальному эмоциональному состоянию ребенка с легкой степенью умственной отсталости, которое он испытывает в данный момент. Последующие три, четыре отрывка представляют собой комбинацию произведений, слушание которых постепенно выводит ребенка из неблагоприятного состояния и переключает на противоположное.

Музыкальные программы тонизирующей или успокаивающей направленности созданы на основе метода моделирования эмоций, предложенного В.И. Петрушиным. Первые один-два фрагмента должны быть направлены на активное изживание подавляемых или подавленных ранее отрицательных переживаний, их разблокировку, отреагирование и устранение травмирующей остроты.

Возможный вариант успокаивающей программы

А. Вивальди. Фрагмент из концерта «Времена года».

Н. Паганини. Концерт для скрипки с оркестром. 1 часть.

И.С. Бах. Шутка.

Боккерини. Менуэт.

Глюк. Мелодия.

Возможный вариант тонизирующей программы:

П.И. Чайковский. Осенняя песня из цикла «Времена года».

П.И. Чайковский. Баркарола из цикла «Времена года».

Ф. Шуберт. Музыкальный момент.

Ф. Шопен. Экспромт.

В.А. Моцарт. Турецкий марш.

Регулярное использование тонизирующих и успокаивающих программ, построенных на основе метода моделирования эмоций, позволяет, с одной стороны, воздействовать на негативное эмоциональное состояние подростков.

 

3. Живая музыка

В этом варианте ребенок входит в образ исполнителя и представляет, что он сам играет на инструменте. Разрядка внутреннего переживания выражается во внешних движениях (в зависимости от темпа музыки легкое покачивание рук, тела). Музыка вызывает различные двигательные реакции организма. С.В.Шушарджан Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., 1998

При восприятии музыки возникающие двигательные реакции тесно связаны с сопутствующими им эмоциональными, коммуникативными проявлениями. Возникающий под влиянием слуховых ощущений образ является сложной, интермодальной ассоциацией слуховых, зрительных, временных и пространственных представлений. Производимые движения ребенок синхронизирует с музыкой. Чувство ритма проявляется не только в его восприятии музыки, но и в способности воспроизводить движения, соответствующие ритмическому построению музыкального произведения. Так, например, плавной мелодии должны соответствовать плавные движения, отрывистым звукам - резкие движения.

 

 

Активная форма музыкального воздействия предусматривает занятия вокалотерапией. Здесь следует отметить, что данное упражнение направлено не на овладение вокально-хоровыми навыками, а на формирование с помощью пения оптимистического настроя, выработку психологической устойчивости и навыков расслабления. С этой целью используются адаптированные песенки-формулы (из методики В.И.Петрушина) – «формула радости», «я хороший - ты хороший», «колыбельная самому себе», основанные на самовнушении положительных установок.В благоприятном воздейст­вии пения на человека можно выделить два аспекта:

—коррекция психоэмоционального состояния (Л. С. Брусиловский, В. И. Петрушин);

—лечебно-оздоровительная направленность пения (В. С. Шушарджан, А. И. Попов, Е. В. Макаров).

 

 

Интегративная форма музыкального воздействия построена на синтезе музыки и изобразительного искусства, музыки и движения.

Упражнения.

«Три характера»

Упражнение направлено на развитие способности к дифференциации эмоций и на повышение способности экспрессивно передавать эмоциональные состояния. Если дети затрудняются мимически передать настроение пьесы, необходимо помочь им соотнести свои движения с музыкальным ритмом. Дети прослушивают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского «Злюка», «Плакса», «Ревушка»; затем определяют, что за чувства проявились в этих пьесах, а также дают моральную оценку злости и плаксивости, сравнивают эти состояния с настроением ревушки. Далее каждая пьеса слушается повторно, и дети должны мимически показать героиню каждой пьесы, а остальные должны догадаться по мимике и жестам, кто есть кто.

Используемая музыка. Д. Кабалевский, «Злюка», «Плакса», «Ревушка».

 

«Рисуем музыку»

У пражнение направлено на развитие способности к дифференциации эмоций, отреагированию эмоций. В одном упражнении не должно быть более двух - трех музыкальных отрывков.

Инструкция: Приготовьте все для рисования по мокрому листу. Можно сначала договориться, какие цвета будут добрыми (желтый, голубой), грустными (зеленый, светло-синий), злыми (темно-красный, темно-синий). Затем эти правила лучше исключить и дать ребенку свободу в выборе цветов, отражающих его восприятия музыки. После выполнения упражнения необходимо провести обсуждение о том, какие чувства возникали у детей при прослушивании музыки и в каких ситуациях они их испытывают.

Используемая музыка. Шуман, «Грезы»,

Радостная грустная еще подобрать

«Музыка в красках, формах и линиях»

У пражнение направлено на развитие способности к дифференциации эмоций. Для этого упражнения подбираются несколько музыкальных отрывков с разной эмоциональной насыщенностью. При этом важно, чтобы эмоциональные состояния, отраженные в музыке были не только четкими и контрастно различимыми, но и выражали оттенки переживаний. Например - от печали до легкой грусти, от бурной радости до умиротворения. Это упражнение необходимо выполнять красками. После выполнения упражнения в группе происходит обсуждение рисунков.

Ход упражнения. Детей просят изобразить музыку на бумаге, используя для этого только линии (прямые и кривые, широкие и тонкие, раз­ных цветов) и формы, ничего конкретного.

 

«Времена года в цвете и музыке»

Систематическое включение этой игры в коррекционно-развивающий процесс помогает развить эмоциональную стабильность и способность к распознаванию более тонких нюансов и оттенков эмоциональных переживаний. В ходе выполнения упражнения у детей развивается умение передавать в образах характер и настроение прослушиваемой музыки. Упражнение дополняется рисованием времен года. Завершается упражнение обсуждением, в котором участвует вся группа. В ходе обсуждения необходимо акцентировать внимание подростков на том, что любое эмоциональное состояние необходимо и полезно для человека. По желанию детей рисунки можно повесить на стенд. Это усиливает позитивный эффект упражнения, способствует большему самопринятию.

После прослушивания музыки П.И.Чайковского детям предлагается нарисовать весну, лето, осень и зиму.

Используемая музыка. П.И. Чайковский, «Времена года».

Это упражнение можно выполнить еще раз, на другом занятии, используя другую музыку.

Используемая музыка. «Утро», Григ, «Кукушка» В. Речменский, «Осенняя
песня», П.И. Чайковский, «Зима», Г. Крутитский.

 

Музыка по-своему передает жизнь окружающего мира, мысли и чувства человека, красоту природы. Прослушав другие музыкальные произведения, передающие времена года, можно предложить ребенку передать свои впечатления от услышанного каким-либо рисунком. Пусть он рисует то, что ему представляется, когда он слушает то, или иное произведение. Пусть не боится фантазировать и старается искренне выразить свои чувства. Это поможет глубже проникнуть в содержание и настроение музыки. Возможно, в результате работы появится натюрморт, пейзаж, а может быть просто орнамент или цветовая композиция. Это неважно. Главное, чтобы ребенок почувствовал и передал по-своему свои впечатления от услышанного. В процессе обсуждения важно акцентировать внимание детей на том, какими разными получились рисунки, и какими разными бывают времена года. Принимая во внимание интеллектуальное развитие подростков, возможно разделить прослушивание и рисование времен года по частям (по временам года).

«Полет птицы»

У пражнение основано на мышечном напряжении и расслаблении. Оно помогает детям найти внутреннее спокойствие, и научиться лучше владеть своим телом. Упражнение также направлено на освоение навыков пантомимики. Систематическое включение этой игры в коррекционный процесс помогает развить мышечную ловкость и эмоциональную стабильность. В конце упражнения уместно задать ряд вопросов. Упражнение следует выполнять под спокойную, медленную музыку.

Инструкция: Всем нам часто снятся прекрасные сны. В них мы превращаемся в принцев и принцесс, зайчиков и белочек, понимаем язык птиц и зверей. Давайте сегодня попробуем превратиться в птицу. Мы узнаем секрет красоты и легкости, полетаем над землей, почувствуем свежесть ясного голубого неба. Оно очень похоже на море, тело в нем такое же легкое, гибкое, как в воде. Небо – это голубое царство великолепных птиц. Одна из самых красивых лебедь: белая, как снег, с длинной гибкой шеей, золотистым клювом. Поднимите подбородок вверх. Да, именно такая шея у лебедя! Выпрямите спинку, расправьте плечики. Вы прекрасны, такая шея у лебедя! Закройте глаза. Давайте подышим, как птицы. Вдох – выдох. После вдоха говорите про себя: «Я – лебедь», потом выдохните. Вдох: – «Я – лебедь» – выдох (3 раза). Хорошо!

Шея лебедя вытянута, напряжена, спина гордая, прямая. Широко раскиньте руки-крылья, шире, плавно... Молодцы!

Согните чуть-чуть в коленях ноги, напрягите их и... резко выпрямите... Глубокий вдох... и... о, чудо! Мы взлетели... Вдох – выдох (3 раза). Вдох – выдох... Можете свободно взмахнуть крыльями. Тело, как пушинка, легкое, мы совсем его не чувствуем. Как радостно и свободно! Чистое голубое небо вокруг, приятная мягкая прохлада... тишина... покой... Вдох – выдох... (3 раза).

Под нами, как зеркало, блестит озеро. Можно присмотреться и увидеть в нем себя. Какая красивая, гордая птица!.. Вдох – выдох. Мы плавно летим, нам нравится и совсем не страшно.

Спустимся пониже, еще ниже, еще ниже... Вот уже совсем близко поле, лес, дом, люди... И вот ноги легко коснулись земли... Вытянем шейку, расправим плечи, опустим крылья.

Замечательным был полет!

Пусть у кого-то не очень получилось. Не беда! И лебедь-красавец не сразу взлетел. Когда-то он был Гадким утенком, перенес много горя и бедствий, над ним смеялись, его обижали, и никто не понимал. Но не страшно родиться Гадким утенком, важно хотеть быть Лебедем! Все прекрасное когда-нибудь сбывается. Нужно только очень-очень верить в себя!

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...