Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В конце упражнения можно задать ряд вопросов.




Примеры вопросов для обсуждения с детьми:

· Понравилось вам это упражнение?

· Какой из цветов радуги был вам наиболее комфортен?

· Отличались ли ваши ощущения от разных цветов?

· Подходит ли музыка к цвету?

· Что вы чувствовали, когда комнату наполнял цвет (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый)?

· Чем отличались ваши чувства, когда комнату наполнял красный и оранжевый цвет, синий и голубой, голубой и фиолетовый, желтый и красный и т.д.?

«Маленькое привидение»

У пражнение направлено на отреагирование чувства гнева. В процессе выполнения упражнения развивается умение пользоваться жестами, совершенствуются двигательные способности детей, а также формируется умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки.Упражнение состоит из двух частей. В первой части психолог предлагает детям сыграть роль злых привидений, и под музыку исполнить танец. Во второй части дети превращаются в маленьких добрых привидений, которым хочется немного похулиганить, порезвиться, пошалить, но они уже никого не обижают. Музыку под этот танец необходимо подобрать быструю, но без агрессии.

Примеры вопросов для обсуждения с детьми:

· Чем отличались танцы добрых и злых привидений?

· Какой танец вам понравился больше и почему?

· Как отличались движения в танцах?

· К какой музыке относятся слова «веселая, задорная, озорная, шутливая»?

· К какой музыке относятся слова «злая, острая, не добрая»?

 

Танцевальная терапия

Часто выделяется в совершенно самостоятельное психотерапевтическое направление. В танцевальной терапии мы больше интересуемся тем, как движение ощущается, чувствуется, а не тем, как оно выглядит.Танец, мимика и жест, как и музыка, являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Язык человеческого тела для опытного наблюдателя может дать сведений подчас больше, нежели то, что сообщает данный че­ловек о себе словами. Танцетерапия основана на выражении пластикой тела опреде­ленных чувств и переживаний. В качестве главного средства выра­жения этих состояний в танце является пантомимика, жесты, кото­рые составляют особый выразительный язык, передающий внутрен­нее состояние человека. Благодаря своеобразию языка танец способен из сферы бессознательного извле­кать подавленные влечения, желания и конфликты человека и делать их доступными для осознания и катарсистической разрядки.

Положительный эффект использования танцетерапии, двига­тельных ритмических упражнений в коррекции психоэмоциональных состояний и других нарушений подтверждается рядом авторов (В. М. Бехтерев, А. М. Бернштейн, В. А. Гиляровский, В. А. Гринер, Д. С. Озерецкий, Г. А. Волкова и др.). В основе применения танцетерапии лежит снятие через танец мышечного напряжения, появив­шегося в результате стресса.

Танец помогает процессу личностной интеграции и роста. Основной принцип танцевальной терапии – это взаимоотношение между движением и эмоцией. Любое наше переживание, будь то порыв гнева или любви, в конце концов заканчивается напряжением какой-либо груп­пы мышц. На это указывал в своих исследованиях великий русский физиолог В.М. Сеченов. На этом же принципе тесной связи эмоциональных переживаний и напряжений мышц по­строена известная биоэнергетическая теория телесной терапии

. Гибкое и расторможенное тело оказывается более способным к широкому и к богатому спектру эмоциональных переживаний. Точно так же богатство и свобода разнообразных физических поз, движений, жестов говорит о внутренней свободе человека и открытости его новым чувствам и мыслям. Знаменитая система К.С. Станиславско­го, развивающая технику актера и его воображение, построена на методе физических действий. Следовательно, танец есть внешнее проявление внутреннего состояния вплоть до самых глубинных слоев, естественный способ выразить невыразимое. Тело человека создано для движения, которое естественно, как дыхание, так как в природе все совершает движения. Движение дает нам энергию, позволяет выйти за пределы обыденного восприятия, движение уравновешивает, исцеляет, порождает психическую энергию, необходимую во всех жизненных ситуациях вплоть до смерти. Поэтому расширение репертуара эмоций всегда тесно связыва­ется с расширением круга физических движений, доступных данному человеку. Осознание возможностей своего тела в вы­полнении тех или иных поз, движений, жестов означает вмес­те с тем и осознание своих чувств. Овладение новыми позами и движениями означает и овладение новыми чувствами. Это в свою очередь способствует личностному росту, что всегда на субъективном уровне переживается положительно.

Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психи­ческое напряжение, помогают участнику группы быстро и лег­ко устанавливать дружеские связи с другими членами группы, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

В процессе танцевальной терапии происходит:

Стимуляция творческости личности.

Катарсическое высвобождение подавляемых эмоций и отношений.

Создание более положительного образа тела у участников группы. Принятие тела.

Развитие экспрессивного репертуара участников группы

Расширение сферы осознания членами группы своего тела.

Становление более индивидуализированного самовосприятия.

Развитие членов группы как субъектов невербального общения.

В рамках танцевальной терапии можно выделить несколько разновидностей танца:

1) индивидуальный спонтанный танец, отражающий уникальную индивидуальную манеру исполнителя.

2) диадный танец, при исполнении которого участники получают опыт взаимодействия с совершенно разными с точки зрения темпераментных и характерологических свойств личностями, а также возможность изучения характерных для них паттернов близких эмоциональных отношений.

3) групповой танец, при исполнении которого участники получают опыт множественного взаимодействия с другими и многократного отражения себя в других людях.

4) групповой круговой танец, который дает участникам чувства принадлежности, сопричастности, общности, солидарности.

5) кинестетическая эмпатия (эмпатическое принятие партнера путем отзеркаливания его движений) дает уникальный опыт «соприкосновения» с личностью другого через экспрессию, а также развивает способность к установлению и поддержанию отношений с другим человеком.

6) ритмическая групповая активность (совместное движение группы под единый ритм). Совместное движение приводит к возникновению общих позитивных чувств участников.

Упражнения

«Лидер»

Группа выстраивается в ряд. Звучит музыка, и участники начинают двигаться, причем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник тренинга спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар. Остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через некоторое время первый участник переходит в конец ряда и становится ведомым. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый из участников не побывает в роли ведущего.

Примеры вопросов для обсуждения:

- что чувствовали участники, будучи ведущими? А ведомыми?

- что чувствовали участники, танцуя, как другой человек, примерив на себя его экспрессию? Какой Я, когда я танцую так, как Он?

- когда участникам было более комфортно – когда повторяли движения других или когда сами были ведущими?

Используемая музыка: музыкальные записи совершенно разных стилей, что стимулирует танцевальную экспрессию (африканская музыка, диско, рок-н-ролл, танцевальная музыка 30-х годов, национальные мелодии).

-

-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...