Разработка ИС – типовой или уникальный проект?
Общие методологические аспекты. За последние несколько десятилетий в мире накоплен большой опыт по использованию информационных технологий в целом и информационных систем (ИС) в частности. Любая информационная система в коммерческой компании внедряется исключительно ради эффективности бизнеса. По словам Чипа Глидмана, аналитика Giga Information Group: «Неважно, с помощью какого инструмента будет решена задача, но ее суть состоит в том, чтобы чисто технологические концепции трансформировались в понятную бизнес-выгоду». С точки зрения ведения бизнеса ИС – это организационное и управленческое решение, основывающееся на инфо-коммуникационных технологиях (ИКТ). На этом ставился акцент в предыдущих темах, когда рассматривалась методика SAT. Рис.1 Представление ИС в виде организационно-управленческого решения, базирующегося на ИКТ-инфраструктуре. В организации с любым видом бизнеса существуют стратегический, управленческий, профессиональный (знаний) и операционный уровни, подразделяемые на пять основных функциональных областей: продажи и маркетинг, производство, финансы, бухгалтерия, управление кадрами. Информационные системы используются на всех этих уровнях и во всех областях. Они строятся так, чтобы охватывать все стороны деятельности организации и могут охватывать и большее количество функциональных областей. Экономические подходы, бизнес-методики как правило не акцентируют внимание на специфике бизнеса, что вполне очевидно: действие экономических законов едино для всех сфер деятельности. Поэтому с этой точки зрения разработку ИС можно считать типовым проектом и полагать, что овладевший соответствующими бизнес-методиками специалист, способен оказать ИT-консультацию в любой сфере. На этом собственно и основана деятельность всех консалтинговых компаний.
Примерный состав инфраструктуры, играющей роль фундамента для создания ИС, приведён на рис.1. Он примерно одинаков для ИС из различных сфер. Это аппаратное и программное обеспечение, технологические платформы для хранения данных и знаний, а также транспортная среда для обмена информацией (сети). Большая часть аппаратно-программных средств является типовой для проектов ИС из самых разных сфер деятельности. Отличие в информационном наполнении баз данных, баз знаний, а также в составе прикладных программ, поддерживающих бизнес-процессы, специфичные для конкретного вида бизнеса. Перспективы типизации ИТ-проектов. Мир идет к унификации и стандартизации, и через определенное время все базовые проекты ИС будут разрабатываться на основе проектов-аналогов. Доля работ, отклоняющихся от типовых, станет неуклонно сокращаться. Очевидно, унификация затронет и специфичные отраслевые решения, которые станут базовыми стандартами, с ними будет знаком широкий круг специалистов. Всё меньше особенностей будет оставаться у ИС из различных сфер. Типовой проект ИС - это завтрашний день. Особенности ИС. Сегодня ИС из различных областей применения имеют особенности. Сформированы они, в первую очередь, под влиянием технологий, присущих той или иной отрасли. Рассмотрим это далее в разделе «Специфика ИС в различных сферах». Немаловажным фактором, влияющим на динамичность развития ИС, является то, какое значение придаётся в конкретной отрасли развитию ИКТ. По существу речь идёт о том, сколько средств та или иная отрасль может вкладывать в создание ИС. Ответ на этот вопрос – в разделе «Динамика и особенности развития ИС в различных отраслях». Там же отмечаются особенности внедрения ИС в малый и средний бизнес в России. В заключительном разделе дана характеристика того, как методика SAT учитывает особенности сферы деятельности консультируемой компании и какое значение имеет знание особенностей ИС в различных отраслях для ИT-консультантов.
Отраслевая специфика ИС. Области применения ИС. Области применения ИС разнообразны: производство, финансы, банковское дело, страхование, медицина, транспорт, образование и т. д. Трудно найти область деловой активности, в которой сегодня можно было бы обойтись без использования информационных систем. Глобальное развитие мировой ИТ-индустрии последнего десятилетия не обошло стороной Россию: отечественный рынок ИС бурно эволюционирует. От первичной автоматизации бухучета в начале 90-х мы перешли в эпоху активного применения ИС и в других функциональных областях (рис.1): продажи и маркетинг, производство, финансы, управление кадрами. В большей степени внедряются отечественные разработки, в меньшей - западные (типовые настраиваемые программные продукты класса MRP, MRP II, ERP, SCM, CRM и т.п.). У ИС для различных сфер есть много общего: материал предыдущих модулей курса подтверждает это. Сейчас обратим внимание на особенности, связанные со сферой деятельности. Очевидно, например, что конкретные задачи, решаемые строительными ИС, отличаются от задач, для решения которых создаются медицинские ИС. Рассмотрим частные примеры построения ИС в различных отраслях. Информационные системы в строительстве. Особенность применяемых ИС в том, что они связаны с автоматизацией «рутинных операций», поддержкой сметных и проектных расчётов. Примеры: а) широкое использование программ по составлению смет, предназначенных как для использования на локальных рабочих местах, так и в локальных сетях с возможностью одновременного доступа к сметным документам нескольких сотрудников; б) программные комплексы для расчета и проектирования конструкций. ИС в медицине. Это сугубо специфические ИС для лечебного процесса, а также диагностические ИС, относящиеся к классу экспертных. ИС в сфере производства. Пример внедрения ИС на базе программного продукта Axapta в компанию по производству цемента. Типовая система класса ERP настраивается на специфичные потребности Заказчика. Методический интерес представляет чётко планируемая этапность (см.предыдущий материал курса – главное «ключевые процессы», направленные на повышение эффективности конкретного производства, отсюда выстраивается этапность работ). На первом этапе в системе будет автоматизировано управление закупками и складская логистика, на втором - управление продажами, производственное планирование, производственная логистика и расчет себестоимости, на третьем – бюджетирование. Заключительным этапом проекта станет реализация в системе бухгалтерского учета, в том числе и в формате МСФО.
Информационные системы на транспорте. Особенность применяемых ИС в том, что они решают не только вопросы учёта перевозок, но и проблемы оптимального использования имеющегося транспорта за счёт автоматизация обмена информацией между участниками перевозок и с диспетчером. Примеры: а) ИС «АвтоТрансИнфо» обеспечивает обмен информацией между участниками рынка автомобильных грузоперевозок: грузовладельцами, перевозчиками, экспедиторами; в системе ежедневно размещается информация о тысячах грузов и свободных (попутных) машинах, позволяя пользователям быстро найти транспорт или загрузку; б) ИС «Таксопарк» для фирм радио-такси с гибким распределением заказов; в) ИС «АстроСофт: Мобильный Офис» на базе карманных компьютеров и мобильной телефонии, позволяет отправлять водителю информацию о поступившем заказе (координаты клиента, особые пожелания), отслеживать местонахождения машин, управлять очередностью заказов, получать необходимую информацию о загрузке автомобилей, об эффективности работы водителей. Информационные системы в страховом бизнесе. Особенность такова, что приоритет в автоматизации отдаётся задаче «взаимосвязь бухгалтерского и страхового учета». Этот факт говорит о том, что пока страховщиков в большей мере заботят не проблемы взаимодействия и более качественного обслуживания страхователей (что было бы более правильно с точки зрения стратегического развития), а взаимодействие с контрольными и надзорными государственными органами и акционерами, а также составление ежеквартальной отчетности, направляемой в Федеральную службу страхового надзора.
ИС в торговле. Активно используются недорогие решения (например, на платформе 1С-предприятие). Недостаток таких систем – снижение производительности при номенклатуре товаров более 15-20 тысяч наимнований. В последнее время на рынке появились более дорогие западные решения (SAP-модификации для среднего бизнеса, Microsoft Busines Solutions). Эти решения требуют доработок и настроек в процессе внедрения. Их используют гипермаркеты, активно открывающиеся в России в последнее время. Информационные системы в сфере услуг. Главная особенность – потребность быстро, оперативно и качественно удовлетворять потребности клиентов. Этого добиваются путём применения ИС класса CRM (западных и отечественных), а также используя ИС, поддерживающие ключевые технологические процессы. Вот только отдельные примеры: ИС «Аренда» для компаний-арендодателей, ИС «Электронный архив» для проектного бизнеса, ИС «Ресторан». В последнее время в этой сфере активно стали использоваться ИС на базе 1С, программно доработанные с учётом специфики отрасли. Учёт особенностей сферы деятельности предприятия в ИС на базе программных продуктов 1С. Возьмём, например ИС «1С. Школьное питание», управляющую поставкой «школьных завтраков». В ней использован типовой алгоритм работы предприятия - производителя и поставщика продукта «х». Особенность только в том, что этот типовой шаблон настроен под конкретные задачи. А задачи могут быть самые разные. Возможности типового шаблона безусловно намного шире потребностей одной отдельно взятой ИС из одной конкретной отрасли. Все мы помним детский конструктор из которого можно было собрать и планетоход, и самолёт, и грузовик. Масштабируемость функциональности в «1С:Предприятие 8.0» (программный продукт класса ERP) поддерживается новыми архитектурными решениями. Система программ включает в себя платформу и прикладные решения, разработанные на ее основе. Учёт особенностей сферы деятельности предприятия (торговля, склад, логистика и т.д.) осуществляется на уровне прикладных решений. В последнее время широкой популярностью стал пользоваться программый модуль из состава 1С, автоматизирующий один из основных бизнес-процессов работы склада - процесс штрих-кодирования товаров. Как видно из приведённых примеров: 1. В любой ИС присутствует специфическая составляющая, характерная для сферы деятельности организации. Эта специфика связана с видом бизнеса, с типом и с объёмом производства или с содержанием услуги, с организационной структурой организации, с особенностями участников конкретных цепочек поставок.
2. ИС отраслевого применения в России являются как правило отечественными «коробочными» продуктами (например, различные вариации программного продукта 1С) или программным обеспечением собственной разработки. В последние годы получили распространение настраиваемые под потребности Заказчика типовые программные продукты класса ERP. Главным аргументом в пользу внедрения систем отечественной разработки обычно является учет российской специфики, прежде всего, касающейся поддержки традиционных для наших предприятий внутренних бизнес-процессов, а также процессов взаимодействия с контрагентами. Кроме того, принятая в России система бухгалтерского учета значительно отличается от международной. В этом ряду и присущий отечественным предприятиям непрозрачный учет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|