Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Труд как базовый социальный процесс




 

Согласно словарю В. Даля, труд - это работа, занятие, дело, требующее усилий, заботы и старания.

Труд является неотъемлемой частью жизнедеятельности как человека, так и общества.

По своему содержанию труд - сознательная деятельность, в процессе которой человек, используя всевозможные орудия труда, приспосабливается к жизни.

Труд как обмен веществ между человеком и природой и как средство взаимодействия между людьми имеет две стороны: социально-экономическую и технико-организационную.

Социально-экономическое содержание труда проявляется в связях и отношениях между работниками, трудом каждого
и трудом всех членов социума и отражает характерные черты общественных отношений, при которых совершается труд.

Технико-организационное содержание труда в процессе выполнения трудовых функций каждым работником самостоятельно. Это обусловлено организацией трудового процесса, техникой, технологией, мастерством и профессионализмом работников, а также их опытом.

Данный аспект труда характеризует его как слияние способностей человека с развитием техники и технологии.

Рассмотрим историческое развитие труда на различных временных этапах развития истории.

Рабский труд - часто неоплачиваемая рабочая сила, характерная для людей низших социальных сословий и положения.

Термин «рабский труд» характерен для стран ранней Европы, где, согласно достоверным историческим источникам, рабский труд получил широкое распространение. Тем не менее, в течение короткого времени, это понятие стало распространяться повсеместно: отсутствовали строгие ограничения по времени или месту. Рабский труд существовал в современном и древнем Египте <http://ru.encydia.com/en/%D0%95%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D1%82>, древнем Риме <http://ru.encydia.com/en/%D0%A0%D0%B8%D0%BC>, Китае <http://ru.encydia.com/en/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9> и Японии <http://ru.encydia.com/en/%D0%AF%D0%BF%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D1%8F>, Франции <http://ru.encydia.com/en/%D0%A4%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F> в 1600-ых и 1700-ых, под американской оккупацией Гаити (1915-1934), и африканскими колониями Португалии <http://ru.encydia.com/en/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%8F> до середины 1960-ых.

С постепенным развитием орудий труда, теперь уже в феодальном обществе, использовался ремесленный труд, базировавшийся на применении эмпирической технологии и примитивных ручных инструментов.

Квалификация ремесленника от сложности выполняемой работы, а, следовательно, и функций по его обработке. Человеку, желающему стать мастером своего дела, необходимо было учиться, чтобы в совершенстве овладеть мастерством. Особенности труда ремесленника обусловливали и специфику его подготовки: отсутствовали теоретические аспекты обучения, приобретение опыта основывалось исключительно на практике и занимало не один десяток лет.

Так, как базовое образование для большинства ремесленников было непродолжительным или вовсе отсутствовало, знания об окружающем мире были очень посредственными. Успех дела у ремесленника зависел прежде всего от таланта ремесленника, его личностных качеств и способностей, и, конечно же, опыта. Приобретая высокую профессиональную культуру путем многолетней выучки, являясь производителем и предпринимателем, производящим и продающим свой товар, ремесленник выступал субъектом, творцом культуры, но на той низкой культурной и технической основе, которая обусловливала чрезвычайно медленное организационно-техническое развитие.

С переходом к мануфактурному производству свое быстрое развитие получили капиталистические отношения, характерной особенностью которых являлось использование труда наемных работников. Теперь основные человеческие функции в процессе производства заменял машинный труд. Наступает новая эра в производстве: рабочие приобщаются к научно - техническому прогрессу, а машинное производство знаменует начало перехода науки в производительную силу. Теперь опыт работника не имеет такой значимой роли, как раньше. От работника теперь требуется определенный уровень образования, необходимый «багаж» профессиональных знаний и физическая сила, чтобы справляться с механизмами.

На сегодняшний день в приоритете у работодателей все - таки квалифицированные, нежели физически сильные работники.

В современных условиях технический уклад отечественного производства неоднороден. В технике, организации труда и технологии соседствуют, во-первых, остатки прошлого - значительные объемы ручного неквалифицированного и тяжелого физического труда; во-вторых, основа нынешнего производства комплексно-механизированный труд, в-третьих, генеральная цель научно-технического прогресса - автоматизированный труд. В связи с этим, проявляется разнотипность труда работника с точки зрения его содержания.

На неравномерность развития техники, технологии и организации производства на различных предприятиях влияет сохранение тяжелого физического и ручного труда, которые, естественно, не способствуют развитию общества в условиях НТП.

В современной России сложилась следующая ситуация: около 75% приходится на умственный труд, а на производительный лишь 25%. Причина кроется в том, что уровень образования, степень квалификации диктуют свои условия для физического и умственного, квалифицированного и неквалифицированного труда.

Существует точка зрения, что отношение к труду не ограничивается связью индивида с непосредственным его занятием. Это отношение обуславливается престижем профессии в обществе, ее востребованность.

Отношение к труду определяется объективными и субъективными факторами. К объективным факторам относят характер и содержание труда, которые определяют культурное и профессиональное развитие работника, а также условия, влияющие на отношение работника к труду.

В процессе изучения категории «труд» ученые выявили, что именно под воздействием социально-экономических условий труда у работников складываются позитивные ценностные ориентации на труд. К таким социально - экономическим условиям принято относить карьерный рост, возможность постоянного обучения, рост заработной платы и др. Многие работодатели знают, что создавая благоприятные социально - экономические условия в коллективе, у работников возникает стимул трудиться, результатом чего является производительность труда.

К субъективным факторам принято мотивацию и ориентацию деятельности.

Подводя итог вышеизложенному, можно сказать, что отношение работника к труду выражено в его отношении к своей деятельности и связано с социальной активностью работника.

Труд - целенаправленная деятельность работника, реализующего свои физические и умственные способности для получения материального дохода или духовного блага, называемых продуктами трудовой деятельности.

Отношения, возникающие между работником и работодателем в процессе создания продукта труда и передачи права собственности на него, называются общественной организацией труда, которая выражается в возникновении социальных связей между людьми.

В данной курсовой работе будет рассмотрен не любой труд, а только трудовые отношения в общественной организации труда, т.е. возникающие в процессе производства.

Таким образом, трудовое отношение - это отношение между работодателем и работником, возникающее при использовании способностей работника в процессе труда в определенной организации.

работник трудовой работодатель законодательство


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...