Специализированная образовательная программа индивидуального развития младшего школьника с особыми потребностями в образовании
Структура образовательной программы (ФГОС НОО). I. Общие положения. II. Целевой раздел. III. Пояснительная записка. IV. Планируемые результаты освоения обучающимся специализированной образовательной программы индивидуального развития младшего школьника с особыми образовательными потребностями. V. Учебный план ГБОУ СОШ 2101 VI. Программа формирования универсальных учебных действий. Направления (пути) формирования УУД младшего школьника Этапы формирования УУД школьника Механизмы формирования УУД школьника. 4. Структура и содержание специализированного образовательного процесса индивидуального развития младшего школьника с особыми образовательными потребностями. VII. Программа медико-психолого-педагогического изучения младшего школьника. VIII. Система диагностики и контроля специализированной медико-психолого-педагогической работы по формированию универсальных учебных действий младшего школьника IX. Предполагаемые диагностические мероприятия по завершению специализированного курса. X. Выводы по программе. I. Общие положения Понятие «дети с особыми образовательными потребностями» охватывает всех учащихся, чьи образовательные проблемы выходят за границы общепринятой нормы. Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особенности в развитии. В определении французского учёного Г. Лефранко, особые потребности – это термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, предоставляется возможность расширить свой потенциал. [6]
Индивидуальные различия детей с ограниченными возможностями здоровья реализуются через собственную образовательную траекторию. В научно-методической литературе встречается достаточно большое количество определений, которые относятся к технологии индивидуализации процесса воспитания и обучения, таких, как индивидуальная программа обучения, индивидуальная образовательная программа, индивидуальная программа развития, индивидуальная коррекционно-развивающая программа, индивидуальный образовательный маршрут, индивидуальная образовательная траектория и др. Представленные в литературе определения отражают сущность обозначенных нами понятий с позиции личностно-ориентированного обучения, в рамках концепции профильного обучения и применительно к коррекционно-педагогической работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время отсутствует единство в определении обозначенных понятий. Рассмотрим содержание перечисленных определений в рамках различных концепций и на этой основе предпримем попытку установить соотношение указанных терминов в контексте собственного изложения. Согласно п.1 ст.9 закона РФ № 3266-1 «Об образовании» образовательная программа является документом, который «определяет содержание образования определенного уровня и направленности». Образовательная программа представляет собой документ, определяющий цель, содержание и качество образования, ориентированных на определенный уровень образования и разработанных в соответствии с возрастом обучающегося, а также регламентирующий тип и способы построения педагогического процесса в тех или иных условиях. [4] В рамках технологии личностно-ориентированного образования можно привести следующую терминологию.
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой персональный путь реализации личностного потенциала каждого учащегося в образовании. Индивидуальная образовательная траектория реализуется посредством индивидуальной программы обучения. Индивидуальная образовательная траектория – это не индивидуальная программа. Траектория – след от движения. Программа – ее план. Индивидуальный образовательный маршрут – это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в системе образования: интеллектуального, эмоционально волевого, деятельностного, нравственно-духовного. Следовательно, в представленных определениях индивидуальная образовательная траектория и индивидуальный образовательный маршрут рассматриваются как синонимы. Индивидуальная образовательная программа в контексте данных определений конкретизирует индивидуальную образовательную траекторию и индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальный образовательный маршрут – это структурированная программа действий ребенка на некотором фиксированном этапе обучения. В контексте рассмотрения организационно-содержательных аспектов психолого-педагогического сопровождения детей со сложными нарушениями развития М. В. Жигорева приводит следующие подходы к определению индивидуального образовательного маршрута. [2,3] Индивидуальный образовательный маршрут ребенка представляет собой характеристику осваиваемых ребенком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития и способностями к учению. В более широком понимании индивидуальный образовательный маршрут понимается как интегрированная модель психолого-медико-педагогического пространства, создаваемого специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени. Специализированная образовательная программа индивидуального развития младшего школьника с особыми образовательными потребностями выполняет следующие функции: - нормативная функция– фиксирует нагрузку ребенка, закрепляет порядок освоения индивидуальной программы и выбора образовательного маршрута;
-информационная функция – содержит информацию о совокупности познавательной и образовательной деятельности ребенка за определенный временной промежуток; -мотивационная функция – определяет цели, ценности и результаты образовательно познавательной деятельности ребенка; -организационная функция – определяет виды познавательной деятельности ребенка, формы взаимодействия, формы оценивания достижений, этапность достижения цели обучения и воспитания; -функция самоопределения – позволяет реализовать потребность в самоопределении на основе реализации образовательного выбора. На ступени начального образования в работе с учащимся, имеющим особые образовательные потребности, реализация мотивационной функции и функции самоопределения в полном объеме затруднена и зависит от возраста ребенка и сохранности интеллектуальной сферы. Таким образом, соотношение индивидуального образовательного маршрута, индивидуального образовательного учебного плана и специализированной образовательной программы индивидуального развития младших школьников с особыми образовательными потребностями происходит следующим образом: -индивидуальный учебный план выполняет функцию прогнозирования для обучающегося – «Я выбираю предметы для изучения»; -индивидуальная образовательная программа выполняет функцию проектирования для обучающегося – «Я составляю программу образовательной деятельности»; -индивидуальный образовательный маршрут конструирует образовательную деятельность – «Я определяю, в какой последовательности, в какие сроки, какими средствами будет реализована образовательная программа»
II. Целевой раздел Для обеспечения условий наиболее полного развития ребенка с психофизическими нарушениями и коррекции его недостатков целесообразно строить педагогический процесс на основе индивидуальных образовательных программ, разработка и реализация которых является одним из основных целевых ориентиров государственной политики в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих внедрение личностно-ориентированных технологий.
Целевое назначение специализированной образовательной программы индивидуального развития младшего школьника с особыми образовательными потребностями заключается проведении психолого-педагогической коррекции психологических недостатков учащегося, формировании здоровой, компетентной, социально активной личности, имеющей определенную гражданскую позицию. В основной общеобразовательной программе образовательного учреждения нельзя в полной мере учесть индивидуальные особенности каждого ребенка. Поэтому важнейшие задачи специализированной образовательной программы индивидуального развития младшего школьника с особыми образовательными потребностями заключаются в: -проведении коррекционной работы по преодолению психологических недостатков, учащихся в области темперамента (устранение черт флегматичности), в области эмоциональной сферы (преодоление негативных качеств, возбудимости, переутомляемости); -комплексном совершенствование всех психических процессов; - создании необходимых условий для формирования лидерских качеств учащегося, повышении уровня самостоятельности, совершенствованию мотивационной стороны деятельности учащегося, раскрытию индивидуальных особенностей и творческих способностей учащегося. Специализированная образовательная программа индивидуального развития младшего школьника с особыми образовательными потребностями позволяет строить образовательный процесс не от учебного курса, дисциплины, а исходя из особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья и его особых образовательных потребностей. Следовательно, содержание и целевое назначение специализированной образовательной программы индивидуального развития младшего школьника с особыми образовательными потребностями направлено на реализацию особых образовательных потребностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Как отмечают Е. Л. Гончарова и О. И. Кукушкина, понятие «ребенок с особыми образовательными потребностями» ставит акцент на понимании ребенка с ограниченными возможностями здоровья как нуждающегося в «обходных путях» достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования. [1] Общие аспекты особых образовательных потребностей разных категорий детей с нарушениями психофизического развития состоят в следующем:
1. Время начала образования – потребность в совпадении начала целенаправленного специального обучения с моментом определения нарушения в развитии ребенка. Крайне опасной является ситуация, когда после выявления первичного нарушения в развитии, все усилия взрослых направлены только на попытку лечения ребенка, его реабилитацию средствами медицины. 2. Содержание образования – потребность во введении специальных разделов обучения, не присутствующих в содержании образования нормально развивающегося ребенка. Например, занятия по развитию слухозрительного и зрительного восприятия речи у детей с нарушением слуха, разделы по социально-бытовой ориентировке для детей с нарушением зрения и умственно отсталых детей, разделы по формированию сознательной регуляции поведения и взаимодействия с окружающими людьми, физической и социальной мобильности. Помимо этого, для преодоления недостатков развития детей вносятся изменения в содержание общеобразовательных предметов. Например, вводятся пропедевтические разделы, позволяющие восполнить недостающие у детей знания и представления окружающей действительности. Для отдельных детей, например, для детей с нарушением интеллекта, предусматривается оригинальное содержание общеобразовательных предметов. 3. Создание специальных методов и средств обучения – потребность в построении «обходных путей», использовании специфических средств обучения, в более дифференцированном, пошаговом обучении, чем это обычно требует обучение нормально развивающегося ребенка (использование жестовой речи, рельефно-точечного шрифта, переориентировка со словесных методов обучения на практически-действенные). 4. В особой организации обучения – потребность в качественной индивидуализации обучения, в особой пространственной и временной организации образовательной среды. 5. В определении границ образовательного пространства – потребность в максимальном расширении образовательного пространства за пределы образовательного учреждения. Особенно данное положение качается детей с ограниченными возможностями здоровья, получающими образование в общеобразовательных учреждениях массового назначения. 6. В продолжительности образования – потребность в продлении срока процесса обучения. 7. В определении круга лиц, участвующих в образовании и их взаимодействии – потребность в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей (специальных психологов и педагогов, социальных работников, врачей разных специальностей), во включении родителей проблемного ребенка в процесс его реабилитации средствами образования и особая подготовка силами специалистов. Таким образом, назначение Программы индивидуального развития младшего школьника с особыми образовательными потребностями состоит в определении содержания образования, которое может освоить ребенок за определенный временной период, характеристике методов и средств обучения, коррекции и компенсации отклонений в развитии, а также в определении сроков и темпа освоения основной общеобразовательной программы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|