III. Пояснительная записка
Специализированная образовательная программа индивидуального развития младшего школьника с особыми образовательными потребностями составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО (далее – ФГОС) и направлена на создание системы комплексной помощи младшему школьнику с особыми образовательными потребностями в освоении основной образовательной программы начального общего образования (далее – ООП), коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи младшему школьнику этой категории в освоении ООП. В этом заключается актуальность программы. [5] Цель программы: проведение психолого-педагогической коррекции психологических недостатков учащегося, формировании здоровой, компетентной, социально активной личности, имеющей определенную гражданскую позицию. Задачи программы: -проведение коррекционной работы по преодолению психологических недостатков, учащихся в области темперамента (устранение черт флегматичности), в области эмоциональной сферы (преодоление негативных качеств, возбудимости, переутомляемости); -комплексное совершенствование всех психических процессов; -создание необходимых условий для формирования лидерских качеств учащегося, повышении уровня самостоятельности, совершенствованию мотивационной стороны деятельности учащегося, раскрытию индивидуальных особенностей и творческих способностей учащегося.
Программа специализированного процесса индивидуального развития предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут не только степень участия специалистов сопровождения, и организационные формы работы, но и количество учеников (участников) образовательной программы.
Настоящая программа обеспечивает: · своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями; · определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов; · определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности; · создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении; · осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии); · разработку и реализацию индивидуальных учебных планов, организацию индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, стимулирующих детские рефлексивные умения; · обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг; · реализацию системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;
· оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам; · стимулирование, самораскрытие, самовыражение и самосовершенствование личностных качеств, творческих способностей, обучение роли личной ответственности за достижение результата. Содержание программы определяют следующие принципы: 1. Личностно-ориентированный принцип. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в интересах ребёнка. 2. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса. 3. Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению. 4. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии. 5. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) обучающегося с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения обучающимся образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы). Теоретико-методологической основой программы является взаимосвязь следующих подходов: · личностно-ориентированного, предусматривающего учёт интересов ребёнка;
· системно-деятельностного; · нейропсихологического, выявляющего причины, лежащие в основе школьных трудностей; · комплексного, обеспечивающего учет медико-психолого-педагогических знаний о ребенке; · междисциплинарного, позволяющего осуществлять совместно-распределенную деятельность специалистов, сопровождающих развитие ребенка. Эта деятельность отражает, с одной стороны, специфику решения задач коррекции нарушенного развития детей конкретным содержанием профессиональной работы медицинских работников, педагогов и психологов, а с другой – интеграцию действий формирующегося коллективного субъекта этого процесса (от осознания необходимости совместных действий к развитому сотрудничеству). Специализированная образовательная программа индивидуального развития младших школьников с особыми образовательными потребностями предполагает, что её участники (учитель-ребёнок-его законные представители-психологи-медицинские работники) будут самостоятельно определять и регулировать сроки её проведения. Структура программы регламентирована требованиями ФГОС НОО и включает в себя: общие положения, целевой раздел, пояснительный раздел, планируемые результаты освоения обучающимся специализированной образовательной программы индивидуального развития младшего школьника с особыми образовательными потребностями, учебный план ГБОУ «Лицей» № 507, программу формирования универсальных учебных действий, программу медико-психологического изучения младшего школьника, систему диагностики и контроля специализированной медико-психолого-педагогической работы по формированию универсальных учебных действий, заключение, список литературы. В виду временной ограниченности профессионально-ориентировочной практики настоящая программа не прошла апробацию и выносится на защиту в качестве примерного варианта специализированной программы индивидуального развития младшего школьника.
IV. Планируемые результаты освоения программы индивидуального развития младшего школьника с особыми образовательными потребностями
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации требований ФГОС НОО к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке. Планируемые результаты: · обеспечивают связь между требованиями ФГОС НОО, образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки; · являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебнометодической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Структура планируемых результатов учитывает необходимость: · определения динамики развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка; · определения возможностей овладения обучающимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета; · выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся. В рамках системно-деятельностного подхода специализированная образовательная программа индивидуального развития младшего школьника с особыми образовательными потребностями реализует системный комплекс планируемых результатов – личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
I. Личностные планируемые результаты. Самоопределение 1. Формирование основ гражданской идентичности личности: -чувства сопричастности своей Родине, народу и истории, и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества; -осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.
2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека: -ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием. 3. Развитие Я-концепции и самооценки личности: -формирование адекватной позиции осознанной самооценки и самовосприятия. Смыслообразование Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: -развития познавательных интересов, учебных мотивов; -формирования мотивов достижения и социального признания; -мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Нравственно-этическая ориентация -формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности; -ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, совершенствование эстетических чувств (стыда, вины, совести) как регулятора морального поведения; -знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность); -выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм; -формирование моральной самооценки; -развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается; -развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости; -формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям, влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья опасности личности и общества в пределах своих возможностей; -формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
II. Регулятивные планируемые результаты. 1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка): -способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; -умение действовать по плану и планировать свою деятельность; -преодоление импульсивности, непроизвольности; -умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками; -умение адекватно воспринимать оценки и отметки; -умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность; -умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности. 2. Формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей: -целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; -готовность к преодолению трудностей, формирование установок на поиск разрешения решения трудностей (стратегия совладания); -формирование основ оптимистического восприятия мира.
III. Познавательные планируемые результаты. Общеучебные универсальные действия -самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; -поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; -знаково-символическое моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую), и преобразование модели с целью выделения общих законов, определяющих данную предметную область; -умение структурировать знания; -умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; -выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов способов деятельности; -смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официального-делового стилей, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; -постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Универсальные логические действия -анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); -синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием, восполнением недостающих компонентов; -выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; -установление причинно-следственных связей; -построение логической цепи рассуждений; -доказательство; -выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы -формулирование проблемы; -самостоятельное создание способов решение проблем творческого и поискового характера.
IV. Коммуникативные планируемые результаты. 1. Коммуникация как взаимодействие (интеракция) Сформированность коммуникативных действий, направленных на учёт позиции собеседника либо партнёра по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).
2. Коммуникация как кооперация Сформированность умения согласовывать усилия по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.
3. Коммуникация как условие интериоризации. Сформированность таких речевых действий, которые служат посредством коммуникации (передачи информации другим людям), способствуют осознанию и усвоению обсуждаемого содержания. [5] V. Учебный план ГБОУ СОШ 2101 В соответствии с требованиями ФГОС НОО, в этом разделе должен отображаться учебный план школы, который благополучно скачивается с сайта школы
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|