Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Период после выборов во II Государственную Думу. Президентская кампания




Можно по-разному интерпретировать итоги выборов 17 декабря, но реально они оставили на политической арене страны четыре политические силы: антиреформистов-коммунистов, антиреформистов-"державников", демократов и "партию власти". Остальные политические силы в условиях подготовки к президентским выборам были поставлены перед необходимостью выбора между этими лагерями. И если избирательная кампания в Государственную Думу (во всяком случае, на первых порах) способствовала дроблению политических сил, то система президентских выборов, напротив - их консолидации.
Логика политической борьбы делала наиболее естественным создание блоков реформистской и антиреформистской направленности, т.е. между "партией власти" и демократами, с одной стороны, и коммунистами и "державниками", с другой. Именно эти процессы и дали о себе знать уже на начальных этапах президентской кампании.
На этапе регистрации инициативных групп по выдвижению кандидатов в президенты (закончился 2 марта 1996 г.) в качестве претендентов на президентский пост было выдвинуто 78 человек. Многие из них (Е.Гайдар, Б.Немцов, В.Черномырдин, В.Зорькин) даже не давали на это своего согласия, что, впрочем, на данной стадии законом и не требовалось. Однако уже на этапе сбора подписей стали очевидны тенденции к поляризации политических сил. Так, подавляющее большинство антиреформистских объединений высказалось в поддержку Г.Зюганова как единого кандидата от "народно-патриотических сил", а их лидеры сняли свои кандидатуры в пользу председателя ЦК КПРФ. 4 марта ряд организаций антиреформистской ориентации подписали Соглашение о совместных действиях в поддержку Г.Зюганова как единого кандидата от оппозиции. В течение марта-апреля к этому договору присоединялись новые и новые объединения. Так, в числе подписантов были Аграрная партия России, Социал-патриотическое движение "Держава", Российский общенародный союз, движение "Трудовая Россия", Союз офицеров и др. Свои кандидатуры в пользу Г.Зюганова сняли А.Руцкой, В.Анпилов, П.Романов и др. К Соглашению не присоединилась вторая по численности и представленности в Госдуме антиреформистская организация - ЛДПР, однако соображения, которыми руководствовался ее лидер В.Жириновский, менее всего можно отнести к разряду политических. (Впрочем, и подписавшие Соглашение организации также не демонстрировали особого стремления к союзу с ЛДПР.)
Таким образом коммунисты в очередной раз подтвердили свою гегемонию в антиреформистском лагере, а ЛДПР - свое изолированное положение даже в рядах оппозиции, а следовательно и известную маргинальность.
Объединения же демократической и центристской ориентации постепенно сплачивались вокруг Б.Ельцина. Причем многие из них, в первую очередь демократы (ДВР, "Демократическая Россия" и др.), делали свой выбор по принципу "наименьшего зла". Характерно, что лидер ДВР Е.Гайдар поначалу даже отговаривал Б.Ельцина от выдвижения на новый президентский срок, предсказывая ему неминуемое поражение. Однако выявленная декабрьскими выборами в Госдуму расстановка политических сил слишком отчетливо продемонстрировала, что центром консолидации различных течений реформистов может быть только действующий президент. В марте 1996 г. его сторонниками было создано Общероссийское движение общественной поддержки Б.Ельцина на президентских выборах, основу которого составили "Наш дом - Россия" (В.Черномырдин), "Реформы - новый курс" (В.Шумейко), Союз реалистов (Ю.Петров), "Женщины России" и др. Прошедший 24 апреля в Ярославле Межрегиональный конгресс реформаторских сил, в котором приняли участие представители НДР, РНК, ДВР, ФПДР, движений "Общее дело" и "Вперед, Россия!", большинством голосов высказался в поддержку президента. Правда, далеко не все демократы и центристы поддержали Б.Ельцина. Так, "Яблоко" выдвинуло своим кандидатом Г.Явлинского, который неоднократно заявлял об отказе поддерживать кандидатуру президента. О своей поддержке Г.Явлинского заявили также Партия экономической свободы и Демократический союз России, а кроме того, некоторые члены руководства демократических объединений, поддержавших Б.Ельцина (члены Политсовета ДВР С.Ковалев и А.Мурашев), однако в своем большинстве демократы исходили из того, что у лидера "Яблока" практически нет шансов на победу. Наконец, Демократическая партия России, Конгресс русских общин (после ряда внутренних конфликтов и смены руководства) и созданный в начале июня блок "Союз патриотических и национальных организаций России" заявили о своей поддержке А.Лебедя.
Поляризация политических сил привела к тому, что на роль "центра" были вынуждены претендовать представители самых разных частей политического спектра: от либерала Г.Явлинского до "державника" А.Лебедя и "демлевого" С.Федорова. Между этими тремя кандидатами, к которым одно время безуспешно пытался присоединиться экс-президент СССР М.Горбачев, были начаты переговоры о создании коалиции "Третья сила", однако самым труднопреодолимым препятствием для объединения оказалось то обстоятельство, что в качестве единого кандидата можно выдвинуть не больше одного человека. В условиях, когда союз между политиками носил явно конъюнктурный характер, а автоматическое суммирование электоратов этих политиков в силу плохой идеологической совместимости произвести было невозможно, проект создания "Третьей силы" был обречен на неуспех, что в конечном счете и произошло.
К 26 апреля, когда Центризбирком официально завершил регистрацию кандидатов в президенты, из 78 первоначально заявленных претендентов удостоверения кандидатов получили только 11. Из них к числу представителей антиреформистского лагеря можно было отнести четырех: лидера КПРФ Г.Зюганова, лидера ЛДПР В.Жириновского, председателя Законодательного собрания Кемеровской области А.Тулеева и писателя Ю.Власова. Причем А.Тулеев являлся "дублером" Г.Зюганова и перед самыми выборами (12 июня) снял свою кандидатуру. В качестве кандидата от "партии власти", поддержанного своеобразным объединенным фронтом демократических и центристских организаций, выступал Б.Ельцин. На роль "третьей силы" претендовали Г.Явлинский, А.Лебедь и С.Федоров. По своим позициям к ним приближались экс-президент СССР М.Горбачев и вице-президент фонда "Реформа" Мартин Шаккум, неучастие которых в переговорах о создании "Третьей силы" объяснялось исключительно отсутствием у них сколько-нибудь реальных политических перспектив. Наконец, о последнем из кандидатов - главе фирмы "Ферейн" Владимире Брынцалове - можно сказать, что он не представлял никого, кроме себя.
Итоги голосования 16 июня в основном оказались именно такими, как предсказывало большинство экспертов. Действительно, ни один из кандидатов не набрал в первом туре больше 50% голосов, а во второй тур вышли представители противостоящих друг другу лагерей - Б.Ельцин и Г.Зюганов (соответственно 35,29% и 32,04% голосов). Сенсацией же первого тура выборов стало третье место, полученное А.Лебедем (14,72%). Голоса, отданные за остальных кандидатов, распределились следующим образом: Г.Явлинский - 7,34%, В.Жириновский - 5,7%, С.Федоров - 0,92%, М.Горбачев - 0,51%, М.Шаккум - 0,37%, Ю.Власов - 0,2%, В.Брынцалов - 0,16%.
В период "междутурья" Б.Ельцин сумел закрепить свой весьма относительный успех, в частности привлечь на свою сторону ряд кандидатов в президенты и поддерживавших их политических организаций. Наиболее усилил позиции президента его союз с А.Лебедем, который уже 18 июня принял предложение занять пост секретаря Совета безопасности и помощника президента по национальной безопасности. В косвенной форме Б.Ельцина поддержали В.Жириновский и Г.Явлинский: оба призвали своих сторонников не голосовать за лидера коммунистов, а Г.Явлинский, кроме того - не голосовать "против всех". В итоге во втором туре выборов (3 июля) с убедительным отрывом победил Б.Ельцин, получивший 53,82% голосов (против 40,31% у Г.Зюганова).
Победа Б.Ельцина на президентских выборах обеспечила сохранение в общих чертах сложившейся в стране расстановки политических сил, однако ближайшим следствием этой победы явятся некоторые весьма существенные изменения. Прежде всего, не исключено, что поражение Г.Зюганова повлечет за собой организационный кризис в КПРФ, обусловленный как укреплением внутрипартийной оппозиции нынешнему лидеру партии, так и оттоком из КПРФ значительного числа функционеров среднего и высшего звена, разуверившихся в возможности прихода Компартии РФ к власти. Далее, предвыборный союз А.Лебедя с Б.Ельциным можно считать "первой ласточкой" отказа "державников" от союза с коммунистами и их "дрейфа" в сторону реформистского лагеря (в этом плане примечательно то обстоятельство, что в ходе своей предвыборной кампании А.Лебедь пользовался услугами спичрайтеров, имеющих устойчивую репутацию либералов).
Что касается непосредственно процесса партстроительства, то период подготовки к президентским выборам ознаменовался появлением ряда политических партий и движений, предназначение которых сводилось к роли "групп поддержки" того или иного претендента на пост главы государства. Так, движение "Реформы - новый курс" (образовано в декабре 1995 г., лидер - В.Шумейко), Общероссийское движение общественной поддержки Б.Н.Ельцина на выборах Президента РФ (апрель 1996 г.; С.Филатов) и Социалистическая партия России (апрель 1996 г.; И.Рыбкин) были созданы исключительно с целью поддержки Б.Ельцина, движение "ВСЕ (Возрождение, Сила, Единство)" (январь 1996 г.) - для поддержки А.Тарасова, Русская социалистическая партия (апрель 1996 г.) - В.Брынцалова, Социалистическая народная партия России (апрель 1996 г.) - М.Шаккума. Само собой разумеется, что эти созданные "под конъюнктуру" организации почти не имеют шансов на политическое выживание после окончания президентских выборов.
Дальнейшее развитие многопартийной системы России будет определяться ситуацией в стране и, прежде всего, состоянием ее экономики. Так, судьба демократического движения будет зависеть от того, насколько быстро в стране начнется экономический рост. Если этого не произойдет в ближайшие же годы, то либеральная часть политического спектра России на долгое время будет выведена из игры, а власть в стране перейдет в руки консервативных сил того или иного оттенка, которые, однако, в силу неспособности предложить реальную альтернативу курсу нынешних властей, достаточно быстро дискредитируют себя в глазах подавляющей части населения. Взаимное же ослабление как реформистов, так и антиреформистов может иметь своим следствием только деидеологизацию "партии власти", фактическую ликвидацию на некоторое время действенной многопартийности и, соответственно, уменьшение роли партий в политической жизни России.
Если же экономический рост и стабильность будут достигнуты в близкой перспективе, то это создаст условия для существования и развития как реформистских, так и антиреформистских политических организаций. При этом в ближайшее десятилетие, вероятнее всего, сложится такая модель расстановки политических сил, при которой президент по своей политической позиции будет близок к реформистам, а в парламенте незначительное преимущество будет принадлежать умеренно-оппозиционным силам (правда, их антиреформизм должен быть скорее "инерционным", нежели агрессивным).
Что касается конкретных партий, которые останутся "на плаву", то здесь нельзя с уверенностью говорить даже о самой устойчивой из них - Компартии РФ. Вполне вероятно, что уже в ближайшие полгода-год она переживет крупный организационный кризис, чреватый значительным ослаблением ее позиций в обществе и постепенным вытеснением коммунистов с политической арены страны. Если руководству КПРФ удастся избежать крупных потрясений, партия эволюционирует в сторону еще большего оппортунизма, т.е. в направлении приспособления ее программных и тактических установок к новым условиям (какими бы они ни оказались). Для остальных объединений, прошедших в нынешнюю Думу по партийным спискам, перспектива утраты своих позиций и ухода с политической сцены является еще более реальной. "Ахиллесовой пятой" НДР, ЛДПР и "Яблока" является их "сделанность" под определенных деятелей, поэтому гегемония этих организаций в той или иной части политического спектра напрямую зависит от рейтинга или должностного статуса их лидеров - а в политике нет ничего более непостоянного. В случае утраты указанными объединениями своих позиций их место займут скорее всего не "старые" партии и движения, а новые - пусть даже в их руководстве будут присутствовать многие представители "старой обоймы" политических деятелей.

Глава 4.
Демократическое (либеральное) движение

Демократическое (либеральное) движение можно считать "локомотивом" современной российской многопартийности (в дореволюционной многопартийной системе такую роль играло социалистическое движение). Прежде всего, оно является идеологом начатых в стране реформ, поскольку наиболее открыто и последовательно отстаивает их необходимость, предоставляет процессу реформ идеологическое, политическое и прочее "обеспечение". Можно с уверенностью сказать, что либеральное движение является своеобразным гарантом как продолжения реформ в России, так и существования российской многопартийности, поскольку без него немыслимо не только реформистское движение, но и его оппонент - движение антиреформистское.
Гегемония либерального (демократического) течения в становлении российской многопартийности явилась причиной того, что конфигурация российского политического пространства стала "подковообразной" - благодаря смыканию правого и левого флангов и перемещению традиционного "центра" на место одного из "полюсов". Именно либералы своим принципиальным, нонконформистским прорывом за рамки идеологического единомыслия создали тот "зазор" идеологического пространства, в котором могут существовать самые различные политические течения. С другой стороны, именно они взяли на себя ответственность за реальные изменения политической и экономической системы общества, став поэтому мишенью для ожесточенной критики со стороны всех прочих политических сил. Уход либералов с политической сцены России мог бы привести, во-первых, к исчезновению политического субъекта, берущего на себя ответственность за ход реформ, а во-вторых, к исчезновению самого предмета принципиальных политических споров и, как следствие этого, к схождению российской политической жизни на более низкий качественный уровень, на котором предметом политической борьбы станут корпоративные и местнические интересы отдельных группировок, в той или иной мере близких к государственной власти и государственной собственности.
Предысторию собственно либерального течения как движения в защиту прав и свобод личности (в политической, идеологической, экономической сфере) в России можно отсчитывать с появления в СССР правозащитного движения (1960-70-е гг.). С начала перестройки наиболее яркое воплощение принципы либерализма нашли в деятельности таких неформальных объединений как семинар "Демократия и гуманизм", из недр которого позже вышел Демократический союз, и группа "Гражданское достоинство", положившая начало существованию Партии конституционных демократов. Ни Демсоюз, ни ПКД, однако, никогда не принадлежали к лидерам демократического движения. Ведущие демократические партии "первой волны" были созданы только в 1990 г. К числу таковых следует отнести прежде всего Социал-демократическую партию Российской Федерации, Демократическую партию России и Республиканскую партию Российской Федерации. Наиболее же значимым событием в истории демократического движения "первой волны" было создание осенью 1990 г. движения "Демократическая Россия" - организации, объединившей различные сегменты демократического крыла политического спектра.
Этап, в который вступила страна после августа 1991 г., стал временем коренной перегруппировки сил на политической арене страны и, соответственно, изменения характера партиобразования внутри демократического движения. Если раньше, в условиях противостояния демократов и КПСС, господствующей в демократическом лагере являлась тенденция к объединению сил в борьбе против могущественного противника, то с его исчезновением стремление к объединению потеряло почву. Первым симптомом распада объединенной демократической коалиции стал раскол "Демократической России" в ноябре 1991 г. и дрейф части демократических сил в сторону оппозиции. Демократическое движение начало атомизироваться, и на повестку дня вышла задача предотвращения его окончательного распада, путем объединения организаций либерально-демократической ориентации на новой основе и в рамках новых структур. Все более или менее заметные политические организации демократов, возникшие в период с конца 1991 по начало 1993 г., претендовали на роль объединяющего центра демократического движения. К их числу следует отнести прежде всего блок "Новая Россия", Международное Движение демократических реформ, Российское движение демократических реформ, Партию экономической свободы, Общественный комитет демократических организаций России. Претензии этих организаций на гегемонию в демократическом движении были, однако, обречены на неуспех. В своей деятельности они вольно или невольно копировали "ДемРоссию" образца 1990-91 гг. - т.е. организацию, существовавшую в условиях расцвета, а не кризиса демдвижения. В новых условиях всеобъемлющее объединение демократических организаций на базе противостояния "угрозе коммунистического реванша" было делом безнадежным, поскольку при таком подходе во главу угла ставились проблемы вчерашнего дня. Центральным же вопросом наступившего периода было отношение к начатой в 1992 г. экономической реформе и к осуществляющему ее правительству. Демдвижение (если не считать тех его представителей, которые в своем развитии перешли границы, отделяющие демократов от "центристов" и тем более от антиреформистов), занявшее поначалу позиции поддержки президента Б.Ельцина и курса гайдаровских реформ, стало более или менее заметно дифференцироваться по признаку принятия или непринятия правительственного курса реформ только к началу 1993 г. На процессе образования новых партий и движений это разделение начало сказываться только к осени 1993 г. - к моменту выборов в Федеральное Собрание РФ. Именно тогда сложились новые политические объединения демократической ориентации, выражавшие различные оттенки отношения к существующей власти и проводимым ею реформами. Летом-осенью 1993 г. были, в частности, созданы блоки "Выбор России" и "Явлинский - Болдырев - Лукин", а также Партия российского единства и согласия. Особенностью этих объединений было то, что они создавались под определенных лидеров - Е.Гайдара ("Выбор России"), Г.Явлинского ("Яблоко"), С.Шахрая (ПРЕС). Причем подобный подход сохранился и в более позднее время. Все организации демократической ориентации, возникавшие в 1994-95 гг., также отличались "сделанностью" под те или иные политические фигуры - партия "Демократический выбор России" (Е.Гайдар), движение "Вперед, Россия!" (Б.Федоров) и др.
Характерной чертой новообразованных демократических организаций было то, что большинство из них представляли собой не партии, а движения или даже блоки, включавшие кроме индивидуальных также коллективных членов, причем из числа не только политических, но и прочих общественных организаций, которые при этом вступали в те или иные объединения лишь своей "верхушкой", а не всей членской массой. Именно поэтому зачастую очень трудно определить реальную численность тех или иных объединений, пытающихся приписать в свой актив членов всех организаций, с руководством которых подписаны соглашения о создании блока. Так, например, существовавший в 1992-93 гг. блок "Новая Россия" оценивал свою численность в несколько миллионов человек - на том основании, что один из его коллективных членов - объединение "Ассамблея" - включал в свой состав общественные организации, в которые входило около 2 млн человек. На самом деле члены этих организаций даже не догадывались о том, что состоят к каком-либо политическом объединении. Численность же политических партий, входящих в "Новую Россию", в самые лучшие времена ограничивалась несколькими тысячами человек.
Из числа объединений, участвовавших в выборах во II Государственную Думу, к числу демократических (либеральных) можно отнести следующие: Федерально-демократическое движение (О.Новиков), движение "Общее дело" (И.Хакамада), блок "Памфилова - Гуров - Владимир Лысенко (РПРФ)", объединение "Яблоко" (Г.Явлинский), движение "Вперед, Россия!" (Б.Федоров), блок "89 (89 регионов России)" (П.Медведев, П.Филиппов), блок "Демократический выбор России - Объединенные демократы" (Е.Гайдар), Партия экономической свободы (К.Боровой).

4.1. Демократические организации "первой волны"

Демократический союз

История. Демсоюз явился первой организацией периода перестройки, открыто противопоставивший себя существовавшей политической системе во главе с КПСС. Именно поэтому, несмотря на свою маргинальность, за ДС прочно закрепилась репутация "пионера российской многопартийности".
ДС был создан участниками семинара "Демократия и гуманизм", действовавшего с лета 1987 г. (лидеры - Евгения Дебрянская и Валерия Новодворская). В конце 1987 - начале 1988 г. на базе семинара был образован оргкомитет учредительного съезда партии демократического характера, ставящей своей задачей мирное ненасильственное изменение политической системы с целью установления в стране представительной парламентской демократии. На учредительном съезде (7-9 мая 1988 г.) партия получила название "Демократический союз". Главным видом политической деятельности ДС было проведение несанкционированных митингов, сопровождаемых, как правило, задержаниями, арестами и штрафами их участников. От созданных позже демократических партий Демсоюз отличался принципиальным нонконформизмом, что выделяло его из массы карликовых партий с похожими названиями (Демократические партии Р.Семенова и Н.Проселкова, Российская буржуазно-демократическая партия Е.Бутова, Консервативная партия Л.Убожко и пр.), чье появление обусловливалось исключительно амбициями их создателей.
По признанию лидера ДС В.Новодворской, она и многие активисты ДС по своей бескомпромиссности "являлись настоящими коммунистами, хоть и с антикоммунистическим уклоном". II и III съезды Демсоюза принимали решения об активном бойкоте выборов Съезда народных депутатов СССР в 1989 г., Съезда народных депутатов РСФСР в 1990 г., республиканских и местных Советов. Именно принципиальность, "идейность" Демсоюза привлекали к нему новых членов. Уже летом 1988 г. организации ДС были созданы в Санкт-Петербурге и других городах СССР.
Вместе с тем Демсоюзу с самого была присуща внутренняя неоднородность. В нем сосуществовали несколько политических течений: либеральное (В.Новодворская, Е.Дебрянская), социал-демократическое (Александр Лукашев, Юрий Скубко, Виктор Кузин), еврокоммунистическое (Андрей Грязнов, Александр Элиович, Сергей Биец). К тому же между лидерами ДС имелись личные трения, приводившие к тому, что многие из них выходили из партии. Так, уже в конце 1988 г. Демсоюз покинула одна из его создательниц Е.Дебрянская, основавшая ряд других организаций - отделение Транснациональной радикальной партии в СССР и Либертарианскую партию. Наибольшее же влияние на развитие ДС оказали разногласия между "радикалами" и "реалистами". Причем после каждого поворота внутрипартийного развития радикалы оказывались в большинстве, однако через некоторое время сами раскалывались на радикальную и более умеренную группировки. Впервые раскол такого рода произошел на III съезде ДС (5-7 января 1990 г.), когда в партии оформилось крыло во главе с В.Новодворской и А.Элиовичем, выступавшее за то, чтобы ДС оставался во "внесистемной оппозиции" к существующему строю, и крыло Д.Старикова, допускавшее использование парламентских возможностей. При этом радикалы, обладавшие на съезде большинством, настояли на бойкоте выборов Съезда народных депутатов РСФСР, республиканских и местных Советов. К лету 1990 г. радикальное крыло ДС в свою очередь раскололось на группу В.Новодворской ("революционно-демократическая фракция "Гражданский путь") и группу А.Элиовича, выступающую за поиск консенсуса с "реалистами". Группа В.Новодворской настаивала на отказе от принципа ненасилия, заявляя о праве народа "на свержение преступной власти любым путем, в том числе и с помощью оружия". После V съезда ДС (18-20 января 1991 г.), на котором сторонники В.Новодворской выступили с соответствующим заявлением ("Письмо 12-ти"), партия, большинство членов которой не поддержало радикалов, фактически перестала существовать как единое целое и раскололась на ряд группировок: "революционных либералов" (В.Новодворская, В.Кушнир), "Объединенную умеренную фракцию" (Д.Стариков), группу И.Царькова и Э.Молчанова, позже образовавшую "Партию ДС - Гражданский путь". Уже после августа 1991 г., на VI съезде ДС (24-26 января 1992 г.), сторонники В.Новодворской вновь разделились на умеренных (И.Алешина) и радикалов (В.Новодворская).
В декабре 1992 г. по инициативе В.Новодворской и Н.Злотника в Твери прошел учредительный съезд партии "Демократический союз России", объявившей себя составной частью ДС. Весной 1993 г. ДСР поддержал Б.Ельцина (как "борца против советской власти") в его противостоянии со Съездом народных депутатов РФ. На этой почве ДСР резко разошелся с ДС, продолжавшим считать президента и правительство наследниками коммунистического режима. В мае группа В.Новодворской была исключена из Московской организации партии ДС. С этого момента ДС и ДСР существовали раздельно. В обеих организациях к этому времени состояло всего по несколько десятков человек.
В дальнейшем ДСР заявлял о себе в основном лишь выступлениями В.Новодворской в масс-медиа, выпуском от случая к случаю листовок и информационных бюллетеней, а также малолюдными (по несколько человек) митингами и пикетами. Во время событий сентября - октября 1993 г. ДСР безоговорочно поддержал Б.Ельцина. На выборах в I Государственную Думу (12 декабря 1993 г.) В.Новодворская баллотировалась в одномандатном округе в качестве кандидата от блока "Выбор России". После ввода федеральных войск в Чечню ДСР перешел в резкую оппозицию президенту и правительству, выступив в поддержку сторонников Д.Дудаева. На выборах во II Государственную Думу (17 декабря 1993 г.) В.Новодворская баллотировалась по списку Партии экономической свободы. В январе 1996 г. ДСР призвал к отмене президентских выборов, основываясь на недопустимости ситуации, при которой "формальное соблюдение демократических процедур приведет к ликвидации демократии", в конце февраля поддержал кандидатуру Г.Явлинского, а перед вторым туром выборов - Б.Ельцина.
Что касается "общеимперского" (определение сторонников В.Новодворской) Демсоюза, то он занимался в основном правозащитной деятельностью (с чем связано его неформальное название - Правозащитный Демократический союз), а также выпускал газету "Свободное слово". В отличие от ДСР, Правозащитный Демсоюз всегда находился в оппозиции действующей власти, отказывался от участия в любых выборах и выступал за "явочный порядок реализации основных прав человека". Главное же отличие ПДС от других организаций демократов состоит в том, что его члены считают возможным "игнорирование (или демонстративное нарушение) любого государственного закона, если он не соответствует цивилизованным правовым стандартам, нарушает права граждан". VII съезд ДС (26-27 февраля 1994 г.) отклонил предложения об изменении статуса ДС (предлагалось объявить его политической партией), о регистрации ДС и создании Центрального координационного совета.
Программные ориентиры. Принятые учредительным съездом ДС (7-8 мая 1988 г.) программные принципы объявляли целью партии создание условий "подлинной современной демократии": многопартийность и парламентаризм; легальная независимая оппозиционная пресса; независимые профсоюзы; равноправие всех секторов экономики (государственного, коллективного, кооперативного и частного); деидеологизация государственной политики; разделение властей; приоритет прав личности перед интересами государства; обеспечение гражданских свобод.
Принятый II съездом ДС (27-29 января 1989 г.) "Временный вариант программы ДС" основной политической задачей партии определял "мирное ненасильственное изменение политической системы страны с целью создания представительной парламентской демократии на всех уровнях". В документе содержались требования немедленного роспуска КГБ, упразднения политотделов в органах МВД, сокращения вооруженных сил СССР и создания профессиональной армии, преобразования СССР в демократическую конфедерацию, независимости юстиции, введения суда присяжных, отмены смертной казни, отмены паспортной системы и прописки, обеспечения права свободного выезда из страны и возвращения обратно, создания условий для развития многоукладной рыночной экономики и пр. Временная программа ДС действовала до его V съезда (18-20 января 1991 г.), на котором была отменена (из-за разногласий между лидерами никакой другой программы принято не было).
Учредительный съезд Демсоюза России (18-20 декабря 1992 г.) принял новые программные принципы, в основу которых было положено требование "жить не по лжи". Задачей ДСР была названа "смена основных общественно-политических структур страны" (имелась в виду, прежде всего, ликвидация системы Советов) и "революционное преобразование политической системы посредством свержения незаконного антидемократического и антинародного государства в ходе демократической революции". Предполагалось, что Конституция нового государства, основанная на всеобщей Декларации прав человека, будет принята Учредительным собранием. II съезд ДСР (8 ноября 1993 г.) принял новый вариант Программных принципов, провозгласивших целью ДСР "борьбу за переход к естественным процессам развития общества" (т.е. к капитализму) и противостояние любым формам "теоретического и практического социализма" (коммунизм, нацизм, фашизм, социал-демократия). Одним из основных программных требований ДСР является конституционный запрет организаций, провозглашающих коммунистические, фашистские и нацистские идеи и осуществляющих соответствующую деятельность.
Правозащитный ДС продолжает руководствоваться учредительными документами, принятыми в мае 1988 г. и январе 1989 г. - Декларацией, Уставными и Политическими принципами, и допускает членство в организации людей "различных демократических убеждений - от демокоммунистов и социал-демократов до либералов и демохристиан". ПДС осуждает "результаты произведенного в бывшем СССР перераспределения собственности, за бортом которого осталась большая часть населения", выступает "против насаждения "сверху" частной собственности на землю (как прежде - колхозов)", но одновременно является противником "возвращения ситуации, существовавшей до 1985 г.", видя альтернативу в "самоорганизации людей (в том числе - земледельческой части населения) в защите их интересов". VII съезд Демсоюза принял за основу "Правозащитную программу ДС" и направил ее текст в региональные организации ДС для доработки.
Численность. Руководящие органы. Лидеры. Численность ДС в момент расцвета (1989-90 гг.) составляла 1-1,5 тыс. человек. В дальнейшем, после серии расколов, она сократилась сначала до нескольких сотен (к концу 1991 г.), а затем - и нескольких десятков человек (к 1993 г.).
Партия так и не была зарегистрирована в органах юстиции. Сначала - по причине принадлежности к "внесистемной оппозиции", позже - по причине фактического отсутствия организационных структур на местах. По этой причине ДС не принимал никакого участия в парламентских выборах по партийным спискам, хотя его лидер В.Новодворская участвовала на декабрьских выборах 1995 г. "под флагом" Партии экономической свободы.
Первым руководящим органом ДС являлся избранный на учредительном съезде (7-8 мая 1988 г.) Центральный Координационный совет, который на II съезде (27-29 января 1989 г.) был заменен Советом партии. Учредительный съезд Демократического союза России (декабрь 1992 г.) в качестве руководящего органа партии избрал Координационный совет ДСР из 5 человек, на II съезде (ноябрь 1993 г.) переименованный в Центральный координационный союз. Руководящим органом Правозащитного ДС по-прежнему остается Совет.
ДСР не имеет формально избранного лидера, однако фактически его возглавляет Валерия Новодворская, числящаяся "рядовым" членом руководства партии. Лидерами ПДС являются Валерия Любимцева, Александр Майсурян, Андрей Грязнов, Дмитрий Стариков и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...