Демократическая партия России
История. На начальном этапе развития российской многопартийности ДПР являлась наиболее крупной партией демократической ориентации. В период 1991-1993 гг. ее численность, по различным оценкам, составляла от 25 до 50 тыс. членов. После августа 1991 г. ДПР постепенно эволюционировала - от либерального антикоммунизма к центризму (1992-93 гг.) и затем - к умеренному консерватизму (1994-95 гг.).
Партия создавалась как организация, призванная объединить все демократические силы России. В ее создании принимали участие активисты Ленинградского народного фронта (Марина Салье, Илья Константинов), Московского объединения избирателей (Лев Пономарев, Вера Кригер), "Демократической платформы в КПСС" (Игорь Чубайс, Николай Травкин), Межрегиональной депутатской группы (Аркадий Мурашев, Геннадий Бурбулис). Однако уже на учредительной конференции ДПР (27-28 мая 1990 г.) произошел раскол. После того, как большинство делегатов поддержали предложение народного депутата СССР Н.Травкина поставить во главе партии единоличного председателя (остальные учредители ДПР выступали за введение института сопредседателей), представители ЛНФ и МОИ покинули конференцию и позже создали Свободную демократическую партию России. Лидером партии стал Н.Травкин. На I съезде ДПР (1-2 декабря 1990 г.) было сформировано Правление партии. В январе 1991 г. партия под давлением своих местных отделений вступила в движение "Демократическая Россия". В некоторых регионах организации ДПР составили костяк местных отделений ДР. Вместе с тем внутри ДР Демпартия России заняла особые, "демопатриотические", позиции по ряду вопросов и на этой основе вступила в союз с Российским христианским демократическим движением В.Аксючица и Конституционно-демократической партией - Партией народной свободы М.Астафьева, создав с ними блок "Народное согласие". В отличие от руководства "ДемРоссии", участники блока "Народное согласие" выступили против роспуска СССР, за подписание Новоогаревских соглашений, подвергли резкой критике политику Грузии в Южной Осетии, Молдавии в Приднестровье, а также политику властей Латвии и Эстонии по отношению к русскоязычному населению. Эти разногласия привели к тому, что осенью 1991 г. ДПР, вместе со своими союзниками по блоку "Народное согласие", покинула движение.
В декабре 1991 г. партия выступила против Беловежских соглашений и даже провела ряд акций протеста в столице и на местах, следствием чего стал выход из партии ее "главного аналитика" - академика С.Шаталина. К реформам Е.Гайдара партия отнеслась неоднозначно. Лидер ДПР Н.Травкин, в начале 1991 г. занявший должность главы администрации Шаховского района, поначалу заявил об их поддержке, однако в дальнейшем позиция партии по отношению к курсу реформ становилась все более критичной. В марте 1992 г. ДПР заключила союз с Народной партией "Свободная Россия" А.Руцкого. Объединение совершилось на основе "конструктивной оппозиции" правительственному курсу. В мае-июне 1992 г. к этому союзу присоединились Всероссийский союз "Обновление", Российский союз молодежи и парламентская фракция "Смена - Новая политика", образовав в результате коалицию "Гражданский союз". В конфликте между Съездом народных депутатов и президентом РФ ДПР в целом придерживалась "центристских" позиций и не поддержала переход лидера НПСР А.Руцкого в оппозицию Б.Ельцину (хотя внутри партии существовали разные точки зрения на этот счет). Перед референдумом 25 апреля 1993 г. Политсовет ДПР рекомендовал голосовать за перевыборы президента и Съезда народных депутатов. В то же время некоторые члены руководства партии (например, И.Ройтман) и многие региональные организации приняли активное участие в кампании в поддержку президента. После референдума руководство ДПР объявило о приостановлении своего участия в "Гражданском союзе".
Во время событий сентября-октября 1993 г. мнения внутри ДПР об отношении к действиям президента и парламента разделились. В частности, руководство московской организации ДПР встало на сторону Верховного Совета, в то время как Н.Травкин был сторонником т.н. "нулевого варианта"*, а 4 октября поддержал действия правительственных войск в отношении защитников "Белого дома". На выборах 1993 г. в Государственную Думу партия выступила с самостоятельным списком, получив 5,5% голосов. За время работы Госдумы I созыва лидер ДПР Н.Травкин значительно смягчил свою позицию по отношению к исполнительной власти и даже был введен в кабинет в качестве министра без портфеля, в то время как его коллеги по фракции - С.Говорухин и председатель думского комитета по экономической политике С.Глазьев - неоднократно выступали за постановку в Думе вопроса о вынесении правительству вотума недоверия. Конфликт между С.Глазьевым и С.Говорухиным, с одной стороны, и Н.Травкиным, с другой, завершился отстранением последнего от поста лидера партии и думской фракции. Лидером фракции стал Говорухин, председателем Национального комитета партии на VII съезде ДПР (17-18 декабря 1995 г.) был избран С.Глазьев.
Выход из партии Н.Травкина (на выборах во II Государственную Думу он баллотировался по списку движения "Наш дом - Россия") фактически означал конец "старой" ДПР. К началу избирательной кампании в Госдуму II созыва партия и ее парламентская фракция ослабела настолько, что не решилась на самостоятельное участие в выборах. Часть ее во главе с С.Глазьевым участвовала в выборах в составе Конгресса русских общин (в списке КРО С.Глазьев занимал третье место), другая часть во главе с С.Говорухиным выступила инициатором создания предвыборного "Блока Станислава Говорухина". Ни КРО, ни БСГ на выборах 17 декабря 1995 г. не преодолели 5%-ный барьер. КРО получил 4,31% голосов избирателей, а "Блок Станислава Говорухина" - 0,99%. С.Говорухин был избран в Госдуму в одномандатном округе.
Прошедший 30 марта 1996 г. IХ съезд ДПР высказался в поддержку на президентских выборах А.Лебедя, однако часть региональных организаций партии во главе с В.Хомяковым и В.Жарихиным образовала Ассоциацию "В поддержку Б.Ельцина".
ДПР зарегистрирована Министерством юстиции РСФСР 14 марта 1991 г. Программные ориентиры. В принятых учредительной конференцией ДПР (26-27 мая 1990 г.) Программных тезисах на первый план выдвигались требования антикоммунистического и либерального характера, в том числе: конституционное свержение на выборах власти КПСС; воссоздание "самостоятельного Российского демократического государства как равного члена добровольного объединения республик"; децентрализация государственного управления; "создание общества равных возможностей на основе свободного предпринимательства и равноправия всех форм собственности"; "развитие рыночных отношений без снижения жизненного уровня населения"; передача крестьянам права собственности на землю и произведенные на ней продукты, интеграция экономики страны в систему мировых хозяйственных связей, привлечение иностранного капитала; деидеологизация науки, образования, культуры; консолидация общества на основе общечеловеческих ценностей и приоритета прав личности и пр.
Утвержденная II съездом ДПР (26-28 апреля 1991 г.) программа объявляла высшей ценностью свободу личности. Изложенные в ней требования в основном повторяли те, что содержались в программных тезисах: формирование гражданского общества как гаранта индивидуальных свобод; свободное предпринимательство на конкурентной основе, частная собственность; ограничение вмешательства государства в социальную, экономическую, политическую жизнь граждан и пр. III съезд ДПР (7-8 декабря 1991 г.) также не изменил основного содержания программы, внеся в нее лишь поправки, связанные с изменением ситуации в стране после ухода КПСС с политической арены.
В дальнейшем, в связи с переходом ДПР из реформистского лагеря в центристский и далее в умеренно консервативный, на первый план в программных документах партии вышло требование более активного вмешательства государства в управление экономикой. Так, разработанная в 1993 г. экономическая программа ДПР "От экономической катастрофы к росту благосостояния" требовала от государства стимулирования производства, защиты интересов отечественных производителей, способствования формированию крупных финансово-промышленных групп. Схожие требования (к ним было добавлено ужесточение ответственности за тяжкие преступления, установление эквивалентного обмена между сельским хозяйством и промышленностью города и пр.) составили и принятую V съездом ДПР (15 октября 1993 г.) предвыборную платформу.
На VII съезде ДПР (17-18 декабря 1994 г.) новый лидер ДПР С.Глазьев заявил о необходимости разработки новой программы партии и представил на обсуждение делегатов ее концепцию. Вопрос о принятии новой программы было решено вынести на следующий съезд, однако на VIII съезде партии (5-6 августа 1995 г.) вместо программы была утверждена предвыборная платформа ДПР, в которой стратегической целью ДПР было объявлено "соединение наших исконных идеалов и духовного своеобразия с достижениями высоких технологий современной эпохи". В платформе содержались также требования обеспечить приоритетный доступ к телеэфиру "российских мастеров культуры", ограничив "иностранное влияние"; законодательно закрепить "реальные гарантии на труд", допустимый уровень безработицы, изъятие в пользу государства природной ренты, образующейся при добыче и экспорте природных ресурсов, государственные закупки "технически сложных товаров коллективного пользования". Партия выступила против "раздробления земельной собственности и вовлечения ее в спекулятивный оборот", за "решительное преломление тенденции к превращению страны в сырьевой придаток остального мира", внесение в Конституцию поправок "для устранения опасной концентрации власти в руках президента, расширения прав представительных органов власти, восстановления их контроля за деятельностью исполнительных органов", восстановление авторитета России как одной из ведущих мировых держав и пр.
Численность. Руководящие органы. Лидеры. В 1990-91 гг. ДПР считалась самой крупной партией демократической ориентации. На момент регистрации ДПР насчитывала 28 608 членов. Ко II съезду (декабрь 1990 г.) численность партии оценивалась ее руководством в 34 тыс. человек, к III съезду (декабрь 1991 г.) речь шла уже о 50 тыс. членов, представлявших 600 местных организаций во всех регионах РФ. Затем численность ДПР, как и всех остальных демократических организаций, стала резко уменьшаться. В настоящий момент численность партии колеблется в пределах 2-3 тыс. человек.
Поначалу руководящий орган ДПР назывался "Правление". Правление формировалось из представителей региональных организаций ДПР и включало несколько десятков человек. Возглавлял партию и ее Правление председатель партии, которым на учредительной конференции (27-28 мая 1990 г.) был избран Н.Травкин. До IV съезда ДПР (18-20 декабря 1992 г.) у председателя партии было три-четыре заместителя. Организационной работой Правления руководил назначаемый председателем Исполком. В конце 1991 г., согласно решению III съезда партии, был создан более узкий Политсовет ДПР, который также возглавил Н.Травкин. На IV съезде (18-20 декабря 1992 г.) по настоянию Генпрокурора, считавшего незаконным совмещение Н.Травкиным постов главы администрации Шаховского района и председателя ДПР, Травкин был переименован в "лидера партии". Однако VI съезд ДПР (19 февраля 1994 г.) восстановил пост председателя партии и вновь избрал на него Н.Травкина. Кроме того, съезд переименовал Правление в Национальный комитет. На VII съезде ДПР (17-18 декабря 1994 г.) председателем НК ДПР был избран С.Глазьев, занимающий этот пост по настоящее время. 18 декабря 1994 г. на своем заседании НК избрал Политсовет и Секретариат. Вторым лицом в партии стал председатель ПС и секретарь НК Е.Малкин (освобожден от этих должностей в августе 1995 г. на VIII съезде), третьим - секретарь по оргработе Валерий Хомяков, бывший до VI съезда председателем Правления партии (выведен из руководства ДПР в конце марта 1996 г. на IХ съезде).
Воспользуйтесь поиском по сайту: