Провести испытания на чистоту
а) аминазин: прозрачность, цветность и щелочность: раствор препарата (1:25) должен быть прозрачным, бесцветным и иметь слабо щелочную реакцию; - 1 г препарата взбалтывают в течение 1 мин с 5 мл теплой воды. По охлаждении раствор фильтруют, фильтр промывают 2 мл воды, прибавляют 10 мл насыщенного вт течение суток водного раствора бензальдегида, перемешивают и оставляют на 5 мин. Затем прибавляют к раствору 1,5 г ацетата натрия, перемешивают до растворения его и через 5 мин сравнивают с эталоном, приготовленным из 10 мл эталона мутности № 3, 1 мл 5 %-ного раствора карбоната натрия и 7 мл воды. Муть, образовавшаяся в испытуемом растворе, не должна превышать эталон (аминоантипирин); б) пропазин в) фторфеназин г) этацизин Выполнить количественное определение а) аминазин: около 0,5 г препарата (точная масса) растворяют при перемешивании в 20 мл свежепрокипяченной и охлажденной воды, прибавляют 3 капли свежеприготовленного смешанного индикатора (раствор метилового оранжевого и раствор метиленового синего 3:2) и титруют 0,5 М раствором хлороводородной кислоты из полумикробюретки до окраски контрольного опыта, состоящего из 25 мл свежепрокипяченной охлажденной воды, 0,05 мл 0,5 М раствора хлороводородной кислоты и 3 капель смешанного индикатора. Из количества мл 0,5 М раствора хлороводородной кислоты, израсходованных на титрование навески, вычитают 0,05 мл 0,5 М раствора хлороводородной кислоты, взятые в контрольный опыт. 1 мл 0,5 М раствора хлороводородной кислоты соответствует 0,1156 г амидопирина, которого в препарате должно быть не менее 99,0 %. б) пропазин в) фторфеназин г) этацизин МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПОД РУКОВОДСТВОМ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (СРСП)
Тема 1 – Тема 2 – Диэтиламиноацетанилиды и близкие по структуре местные анестетики. Требования к качеству, методы анализа
Цель: Практическое использование диэтиламиноацетанилидов и других анестетиков в медицине.
Задачи обучения: информация о диэтиламиноацетанилидах и его близких соединениях, использование в практике местноанестезирующего действия
Форма проведения: доклады студентов с презентацией слайдов по теме занятия
Задания по теме: 1. Развитие химии лекарственных веществ в ряду дэтиламиноацетанилидов. 2. Общие и частные методы анализа. 3. Фармакопейные требования для оценки качества бупивакаина, артикаина гидрохлорида.
Раздаточный материал: информационный блок по материалам занятия
Литература 1 Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие, 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 616 с. 2 Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К. Стандартизация лекарственных средств: учебное пособие. – Алматы, 2002. – 98 с. 3 Бейсенбеков А.С., Шаншаров Г.Б., Галымов Е.Г., Бейсенбеков Н.А. Стандартизация лекарств: учебное пособие. – Алматы, 2008. – 167 с. 4 Государственная фармакопея Республики Казахстан: первое издание. – Астана: Изд. дом «Жибек жолы», 2008. – 592 с. Контроль (вопросы): 1. Какие испытания проводят для контроля качества тримекаина гидрохлорида? 2. Доказательством каких свойств подтверждается подлинность лидокаина гидрохлорида? 3. Какие препараты наиболее активны в практике анестезии? 4. Какие методы применяются для определения солей органических оснований?
Тема 1 – Производные пара- и мета-аминофенола. Требования к качеству, методы анализа
Цель: представление группы производных пара- и мета-аминофенола в медицинской практике
Задачи обучения: испытание лекарственных препаратов по требованиям нормативной документации, представление в качестве лекарственных препаратов.
Форма проведения: групповое обсуждение по материалам темы
Задания по теме: 1. Общая характеристика производных пара- и мета-аминофенола. 2. Медицинское применение лекарственных препаратов производных м-аминофенола. 3. Требования к качеству в зависимости от химической структуры и способов получения.
Раздаточный материал: информационный материал по применению в медицинской практике препаратов производных пара- и мета-аминофенола
Литература 1. Закон РК «О лекарственных средствах» № 522-II от 13 января 2004 г. 2. Бейсенбеков А.С., Шаншаров Г.Б., Галымов Е.Г., Бейсенбеков Н.А. Стандартизация лекарств: учебное пособие. – Алматы, 2008. – 167 с. 3. Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К. Стандартизация лекарственных средств: учебное пособие. – Алматы, 2002. – 98 с. 4. Государственная фармакопея Республики Казахстан: первое издание. – Астана: Изд. дом «Жибек жолы», 2008. – 592 с. 5. От субстанции к лекарству: учебное пособие / Под ред. чл.-корр. НАН Украины В.П. Черных. – Харьков: изд-во НФаУ «Золотые страницы», 2005. – 1244 с. Контроль (вопросы): 1. Поиск новых лекарственных веществ на основании изучения их метаболизма. 2. В чем заключаются условия нитритометрического титрования парацетамола? 3. Какие существуют способы получения производных пара-аминофенола? 4. Предпосылки создания препарата неостигмина метилсульфата (прозерин). Тема 3 – РК № 1 (письменный опрос по вариантам, 2 часа).
Тема 4 – Общие методы исследования йодсодержащих органических веществ. Метод сжигания в токе кислорода. Стабильность
Цель: Анализ йодсодержащих органических веществ в соответствии с общими требованиями нормативно-технической документации.
Задачи обучения: общие принципы фармакопейного анализа лекарственных препаратов группы йодсодержащих органических веществ.
Форма проведения: доклады студентов с презентацией слайдов по теме занятия
Задания по теме: 1.Гормоны щитовидной железы и их синтетические аналоги. 2.Метод сжигания в токе кислорода. 3.Лекарственные препараты щитовидной железы.
Раздаточный материал: информационный блок по материалам занятия
Литература
1 Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие, 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 616 с. 2 Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К. Стандартизация лекарственных средств: учебное пособие. – Алматы, 2002. – 98 с. 3 Бейсенбеков А.С., Шаншаров Г.Б., Галымов Е.Г., Бейсенбеков Н.А. Стандартизация лекарств: учебное пособие. – Алматы, 2008. – 167 с. 4 Государственная фармакопея Республики Казахстан: первое издание. – Астана: Изд. дом «Жибек жолы», 2008. – 592 с. Контроль (вопросы): 1. Какие фармакопейные требования предъявляются для тиреоидина и дииодтирозина? 2. В чем заключается метод сжигания в кислороде? 3. Какие испытания проводятся при качественном и количественном определении тиреоидина на наличие органически связанного иода в препарате? 4. Как контролируют дозу лекарственных препаратов, применяемых для лечения щитовидной железы и при каких нарушениях их используют?
Тема 5 – Производные замещенных арилоксипропаноламинов. Перспективы развития группы. Биотрансформация. Требования к качеству, методы анализа.
Цель: Общее представление о представителях класса арилоксипропаноламинов.
Задачи обучения: познание реакции гидраминного расщепления, реакции электрофильного замещения для групп арилоксипропаноламинов и перспективы использования этих групп в медицинской практике.
Форма проведения: доклады студентов с презентацией слайдов по теме занятия
Задания по теме: 1.Место производных арилоксипропаноламинов в ряду арилалкиламинов. 2.Возможности реакции гидраминного расщепления, электрофильного земещения в анализе групп арилоксипропаноламинов. 3.Персективы развития группы. Биотрансформация, методы анализа.
Раздаточный материал: информационный блок по материалам занятия
Литература 1 Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие, 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 616 с. 2 Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К. Стандартизация лекарственных средств: учебное пособие. – Алматы, 2002. – 98 с. 3 Бейсенбеков А.С., Шаншаров Г.Б., Галымов Е.Г., Бейсенбеков Н.А. Стандартизация лекарств: учебное пособие. – Алматы, 2008. – 167 с.
4 Государственная фармакопея Республики Казахстан: первое издание. – Астана: Изд. дом «Жибек жолы», 2008. – 592 с. Контроль (вопросы): 1. Какие адреноблокирующие препараты применяются в медицинской практике? 2. В чем заключается механизм реакции электрофильного замещения? 3. Использование ИК- и УФ-спектрофотометрии в анализе лекарственного препарата анаприлина? 4. Дайте полное описание лекарственного препарата по ГФ РК?
Тема 6 – Противодиабетические и антисептические лекарственные средства бензолсульфаниламидов. Требования к качеству, методы анализа
Цель: Фармакопейный анализ противодиабетических и антисептических средств бензолсульфаниламидных препаратов.
Задачи обучения: требования к качеству лекарственных препаратов противодиабетического и антисептического ряда.
Форма проведения: доклады студентов с презентацией слайдов по теме занятия
Задания по теме: 1.Противодиабетические средства их назначение в профилактике и лечения сахарного диабета. 2.Возможности реакции образования комплексных солей в анализе сульфаниламидных препаратов. 3.Общие и частные методы анализа противодиабетических и антисептических средств группы бензолсульфаниламидов.
Раздаточный материал: информационный блок по материалам занятия
Литература 1 Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие, 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 616 с. 2 Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К. Стандартизация лекарственных средств: учебное пособие. – Алматы, 2002. – 98 с. 3 Бейсенбеков А.С., Шаншаров Г.Б., Галымов Е.Г., Бейсенбеков Н.А. Стандартизация лекарств: учебное пособие. – Алматы, 2008. – 167 с. 4 Государственная фармакопея Республики Казахстан: первое издание. – Астана: Изд. дом «Жибек жолы», 2008. – 592 с. Контроль (вопросы):
2. Какие химические свойства проявляют бензолсульфаниламидные препараты? 3. Какие общие фармакопейные требования возлагаются на сульфаниламидные и противодиабетические средства? 4. На чем основан метод иодометрический метод определения хлорамина Б?
Тема 7 – РК № 2 (письменный опрос по вариантам, 2 часа).
Тема 8 – Кислородсодержащие гетероциклы. Производные бензо-гамма-пирана. Требования к качеству, методы анализа
Цель: Фармакопейные требования к оценке качества к производным бензо-гамма-пирана.
Задачи обучения: анализ требований к качеству лекарственных препаратов производных бензо-гамма-пирана.
Форма проведения: доклады студентов с презентацией слайдов по теме занятия
Задания по теме: 1.Значение в технологии получения природных биологически активных веществ производных бензо-гамма-пирана. 2. Методы выделения флавоноидов из растительного сырья. 3.Физико-химические методы для контроля качества рутина.
Раздаточный материал: информационный блок по материалам занятия
Литература 1 Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие, 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 616 с. 2 Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К. Стандартизация лекарственных средств: учебное пособие. – Алматы, 2002. – 98 с. 3 Бейсенбеков А.С., Шаншаров Г.Б., Галымов Е.Г., Бейсенбеков Н.А. Стандартизация лекарств: учебное пособие. – Алматы, 2008. – 167 с. 4 Государственная фармакопея Республики Казахстан: первое издание. – Астана: Изд. дом «Жибек жолы», 2008. – 592 с. Контроль (вопросы):
2. Какое действие оказывает рутин и его аналоги по действию? 3. Какие физико-химические методы приняты ГФ Х издания для количественного определения рутина? 4. В каких лекарственных формах встречается рутин и приведите примеры анализа лекарственных форм внутриаптечного изготовления?
Тема 9 – Производные индана. Требования к качеству, методы анализа
Цель: Общие требования к оценке качества производных индана.
Задачи обучения: анализ требований к качеству лекарственных препаратов производных индана.
Форма проведения: доклады студентов с презентацией слайдов по теме занятия
Задания по теме: 1.Работы Института органического синтеза АН Латвии. 2.Связь между строением и фармакологическим действием в ряду производных индана. 3.Общие и частные методы оценки качества лекарственного препарата «Фениндион».
Раздаточный материал: информационный блок по материалам занятия
Литература 1 Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие, 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 616 с. 2 Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К. Стандартизация лекарственных средств: учебное пособие. – Алматы, 2002. – 98 с. 3 Бейсенбеков А.С., Шаншаров Г.Б., Галымов Е.Г., Бейсенбеков Н.А. Стандартизация лекарств: учебное пособие. – Алматы, 2008. – 167 с. 4 Государственная фармакопея Республики Казахстан: первое издание. – Астана: Изд. дом «Жибек жолы», 2008. – 592 с. Контроль (вопросы):
3. Как проводят потенциометрическое титрование фениндиона? 4. Как определяют посторонние примеси в лекарственном препарате «Фениндион»? 5. Условия хранения и сроки годности лекарственного препарата «Фениндион» в соответствии с приказом МЗ РФ №377 от 13 ноября 1996 г. «Инструкция по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения».
Тема 10 – Серосодержащие гетероциклы. Производные тиофена. Особенности химической структуры. Требования к качеству, методы анализа
Цель: Анализ серосодержащих гетероциклических соединений в соответствии с общими требованиями нормативно-технической документации.
Задачи обучения: общие принципы анализа серосодержащих лекарственных препаратов гетероциклического ряда.
Форма проведения: доклады студентов с презентацией слайдов по теме занятия
Задания по теме: 1. Серосодержащие гетероциклические соединения. 2. Развитие химии лекарственных веществ в группе производных тиофена. 3. Тиклопидин. Особенности химической структуры.
Раздаточный материал: информационный блок по материалам занятия
Литература 1 Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие, 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 616 с. 2 Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К. Стандартизация лекарственных средств: учебное пособие. – Алматы, 2002. – 98 с. 3 Бейсенбеков А.С., Шаншаров Г.Б., Галымов Е.Г., Бейсенбеков Н.А. Стандартизация лекарств: учебное пособие. – Алматы, 2008. – 167 с. 4 Государственная фармакопея Республики Казахстан: первое издание. – Астана: Изд. дом «Жибек жолы», 2008. – 592 с. Контроль (вопросы): 1. Какая существует классификация в ряду гетероциклических соединений? 2. Какие химические свойства отражают группу тиофена? 3. В чем заключаются особенности химической структуры группы тиофена? 4. Какие требования предъявляются к качеству тиклопидина?
Тема 11 – РК № 3 (письменный опрос по вариантам, 2 часа).
Тема 12 – Азотсодержащие гетероциклы. Производные пирролизидина. Требования к качеству. Методы анализа.
Цель: Анализ азотсодержащих гетероциклических соединений пирролизидинового ряда.
Задачи обучения: общие принципы фармакопейного анализа азотсодержащих лекарственных препаратов гетероциклического ряда производных пирролизидина.
Форма проведения: доклады студентов с презентацией слайдов по теме занятия
Задания по теме: 1.Азотгетероциклические соединения. 2.Значение исследований в группе пирролизидина для получения лекарственных веществ направленного действия: платифиллина гидротартрат. 3.Проблемы стабильности, требования к качеству, хранение.
Раздаточный материал: информационный блок по материалам занятия
Литература 1Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие, 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 616 с. 2Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К. Стандартизация лекарственных средств: учебное пособие. – Алматы, 2002. – 98 с. 3Бейсенбеков А.С., Шаншаров Г.Б., Галымов Е.Г., Бейсенбеков Н.А. Стандартизация лекарств: учебное пособие. – Алматы, 2008. – 167 с. 4 Государственная фармакопея Республики Казахстан: первое издание. – Астана: Изд. дом «Жибек жолы», 2008. – 592 с. Контроль (вопросы): 1. Какие исследования проводились в группе изучения алкалоидов, выделенных из различных видов крестовника (Senecio)?
Тема 13 – Производные имидазолина. Требования к качеству в соответствии с применением и лекарственными формами. Методы анализа.
Цель: Общая характеристика синтетических производных имидазолина.
Задачи обучения: перспективы использования групп синтетических производных имидазолина в медицинской практике.
Форма проведения: доклады студентов с презентацией слайдов по теме занятия
Задания по теме: 1.Работы ВНИХФИ по разработке оригинальных методов синтеза производных имидазолина. 2.Синтетические производные имидазолина в ряду производных имидазола. 3.Персективы развития группы. Общие и частные методы анализа.
Раздаточный материал: информационный блок по материалам занятия
Литература 1 Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие, 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 616 с. 2 Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К. Стандартизация лекарственных средств: учебное пособие. – Алматы, 2002. – 98 с. 3 Бейсенбеков А.С., Шаншаров Г.Б., Галымов Е.Г., Бейсенбеков Н.А. Стандартизация лекарств: учебное пособие. – Алматы, 2008. – 167 с. 4 Государственная фармакопея Республики Казахстан: первое издание. – Астана: Изд. дом «Жибек жолы», 2008. – 592 с. Контроль (вопросы):
3. Какие фармакотерапевтические группы различаются в группе производных имидазолина? 4. Международные требования к качеству лекарственных препаратов из синтетических производных имидазолина?
Тема 14 – Производные 1,2,4-триазола. Требования к качеству, методы анализа. Применение в медицине
Цель: Общая характеристика производных 1,2,4-триазола.
Задачи обучения: перспективность использования лекарственных препаратов производных 1,2,4-триазола в медицинской практике.
Форма проведения: доклады студентов с презентацией слайдов по теме занятия
Задания по теме: 1.Синтетический способ получения лекарственного препарата «Флюконазол». 2.Свойства лекарственного препарата «Флюконазол». 3.Общие требования к качеству лекарственного препарата «Флюконазол».
Раздаточный материал: информационный блок по материалам занятия
Литература 1 Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие, 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 616 с. 2 Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К. Стандартизация лекарственных средств: учебное пособие. – Алматы, 2002. – 98 с. 3 Бейсенбеков А.С., Шаншаров Г.Б., Галымов Е.Г., Бейсенбеков Н.А. Стандартизация лекарств: учебное пособие. – Алматы, 2008. – 167 с. 4 Государственная фармакопея Республики Казахстан: первое издание. – Астана: Изд. дом «Жибек жолы», 2008. – 592 с. Контроль (вопросы):
4. Какую эффективность в действии оказывает флюконазол среди известных аналогов?
Тема 15 – РК № 4 (письменный опрос по вариантам, 2 часа).
Тема 15 – Производные тиоамида изоникотиновой кислоты. Особенности химической структуры, обусловливающие требования к качеству, методы анализа, фармакологические свойства препаратов (5 часов)
Цель: ознакомление обучающихся с особенностями строения, основными физико-химическими свойствами, требованиями к качеству и методами анализа лекарственных препаратов, производных тиоамида изоникотиновой кислоты.
Задачи обучения: освоение обучающимися особенностей строения производных тиоамида – этионамида и протионамида, объясняющими физико-химические и фармакологические свойства этих препаратов.
Форма проведения: коллективное обсуждение с презентацией слайдов по материалам темы.
Задания по теме: 1. Особенности химического строения препаратов, производных тиоамида изоникотиновой кислоты, обусловливающие их физико-химические и фармакологические свойства. 2. Химические свойства этионамида и протионамида, лежащие в основе их качественной и количественной идентификации. 3. Физические свойства, способы и сроки хранения этионамида и протионамида. 4. Применение лекарственных препаратов, производных тиоамида изоникотиновой кислоты в медицине.
Раздаточный материал: схемы, отображающие химические процессы, заложенные в качественной идентификации и количественном анализе этионамида и протионамида.
Литература 1. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 616 с. 2. Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К. Стандартизация лекарственных средств: учебное пособие. – Алматы, 2002. – 98 с. 3. От субстанции к лекарству: учебное пособие / Под ред. чл.-корр. НАН Украины В.П. Черных. – Харьков: изд-во НФаУ «Золотые страницы», 2005. – 1244 с. Контроль (вопросы): 1. Напишите структурные формулы этионамида и протионамида и поясните зависимость их фармакологических свойств от химической структуры. 2. Опишите схемы синтеза этионамида и протионамида и укажите их отличие. 3. Какие физико-химические методы используют для установления подлинности препаратов, производных тиоамида изоникотиновой кислоты? 4. Какие химические реакции применяют при качественной идентификации этионамида и протионамида? 5. Поясните особенности хранения препаратов, производных тиоамида изоникотиновой кислоты. Тема 18 – Производные пиперидина. Требования к качеству, методы анализа
Цель: ознакомление обучающихся с особенностями строения, основными физико-химическими свойствами, требованиями к качеству и методами анализа лекарственных препаратов, производных пиперидина.
Задачи обучения: освоение обучающимися строения, физико-химических и фармакологических свойств, методов получения, качественного и количественного анализа лекарственных препаратов, производных пиперидина.
Форма проведения: работа в малых группах (по 3-4 человека), подготовка докладов по вопросам темы с презентацией слайдов по материалам темы
Задания по теме: 1. Взаимосвязь между химическим строением и фармакологическими свойствами лекарственных препаратов, производных пиперидина. 2. Физические и химические свойства тригексифенидила гидрохлорида (циклодола), кетотифена (задитена), лоратидина (кларитина). 3. Требования к качеству указанных лекарственных препаратов, общие и частные методы анализа. 4. Условия хранения и сроки годности. 5. Применение в медицинской практике.
Раздаточный материал: схемы химических реакций, характеризующих методы получения и анализа лекарственных препаратов, производных пиперидина.
Литература 1. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 616 с. 2. От субстанции к лекарству: учебное пособие / Под ред. чл.-корр. НАН Украины В.П. Черных. – Харьков: изд-во НФаУ «Золотые страницы», 2005. – 1244 с. 3. Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К. Стандартизация лекарственных средств: учебное пособие. – Алматы, 2002. – 98 с. Контроль (вопросы): 1. Приведите названия лекарственных препаратов группы производных пиперидина на русском и латинском языках. 2. Опишите химическое строение лекарственных препаратов, производных пиперидина. Какими особенностями химической структуры объясняются их фармакологические свойства? 3. Какие химические реакции позволяют осуществлять контроль подлинности и чистоты лекарственных препаратов данной группы? 4. Какие химические реакции используют при количественном определении содержания данных препаратов в их лекарственных формах? 5. Как долго можно хранить препараты, производных пиперидина и каковы условия их хранения? РК по кредиту 5 – 2 часа. Тема – Производные фторхинолонов. Требования к качеству, методы анализа (6,5 часов)
Цель: ознакомление обучающихся с особенностями строения, основными физико-химическими свойствами, требованиями к качеству и методами анализа лекарственных препаратов, производных пиперидина.
Задачи обучения: освоение обучающимися особенностей химического строения, способов получения и методов анализа лекарственных препаратов, производных фторхинолонов.
Форма проведения: коллективное обсуждение с презентацией слайдов по материалам темы.
Задания по теме: 1. Общие методы получения ломефлоксацина, офлоксацина, ципрофлоксацина. 2. Взаимосвязь между химической структурой и фармакологическим действием препаратов, производных фторхинолонов. 3. Физические и химические свойства препаратов данной группы. 4. Свойства препаратов, позволяющие доказывать их подлинность и чистоту. 5. Методы количественного определения препаратов группы фторхинолонов.
Раздаточный материал: схемы с химическими реакциями, заложенными в способах получения и методах анализа препаратов группы хинолонов.
Литература 4. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 616 с. 5. Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К. Стандартизация лекарственных средств: учебное пособие. – Алматы, 2002. – 98 с. 6. От субстанции к лекарству: учебное пособие / Под ред. чл.-корр. НАН Украины В.П. Черных. – Харьков: изд-во НФаУ «Золотые страницы», 2005. – 1244 с. Контроль (вопросы): 1. Напишите структурные формулы лекарственных препаратов группы фторхинолонов и укажите их названия на русском и латинском языках. 2. Поясните особенности химического строения препаратов данной группы, которые обусловливают их физико-химические и фармакологические свойства. 3. Как определяют подлинность лекарственных препаратов группы фторхинолонов? 4. Какой метод рекомендует ГФ США для количественного определния офлоксацина? 5. Какой физико-химический метод используют для количественного анализа ципрофлоксацина гидрохлорида? Тема – Проблемы создания аналгетиков типа морфина (6,5 часов)
Цель: ознакомление обучающихся с проблемой создания, особенностями строения, основными физико-химическими свойствами, требованиями к качеству и методами анализа аналгетиков типа морфина..
Задачи обучения: освоение обучающимися основных направлений создания препаратов-аналгетиков типа морфина, требований их качества и анализа.
Форма проведения: круглый стол с избранием его председателя и составлением им вопросов обсуждаемой проблемы. Доклады студентов по вопросам обсуждаемой проблемы с презентацией слайдов.
Задания по теме (примерные вопросы по обсуждаемой проблеме): 1. Суть проблемы создания аналгетиков типа морфина. 2. Социальный и фармакологический аспекты проблемы. 3. Требования к качеству и фармацевтический анализ аналгетиков данной группы.
Раздаточный материал: схемы со способами, структурой и химическими реакциями, заложенными в анализе препаратов-аналгетиков типа морфина.
Литература 1. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 616 с. 2. Материалы из интернета.
РК по кредиту 6 – 3 часа. Тема – Нуклеозиды пурина. Биохимические основы применения их как лекарственных препаратов (6,5 часов)
Цель: ознакомление обучающихся с особенностями строения, биологическими аспектами применения в медицине, основными физико-химическими свойствами, требованиями к качеству и методами анализа лекарственных препаратов – нуклеозидов пурина.
Задачи обучения: освоение обучающимися особенностей химического строения, биохимических основ применения, способов получения и методов анализа лекарственных препаратов – нуклеозидов пурина.
Форма проведения: коллективное обсуждение с презентацией слайдов по материалам темы
Задания по теме: 1. Биохимические аспекты применения аденозинтрифосфорной кислоты и рибоксина как лекарственных средств. 2. Способы получения препаратов нуклеозидов пурина. 3. Физико-химические свойства и анализ качества. 4. Сроки годности и способы хранения.
Раздаточный материал: схемы с химическими реакциями, заложенными в способах получения и методах анализа препаратов – нуклеозидов пурина.
Литература 1. Арзамасцев А.П. Фармацевтическая химия: учебное пособие, 3-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 640 с. 2. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 616 с. 3. Арыстанова Т.А., Ордабаева С.К. Стандартизация лекарственных средств: учебное пособие. – Алматы, 2002. – 98 с. 4. От субстанции к лекарству: учебное пособие / Под ред. чл.-корр. НАН Украины В.П. Черных. – Харьков: изд-во НФаУ «Золотые страницы», 2005. – 1244 с. Контроль (вопросы): 1. Опишите химическое строение аденозинтрифосфорной кислоты и рибоксина. С наличием каких особенностей строения связано фармакологическое действие данных препаратов? 2. Назовите возможные центры связывания катиона металла с пуриновым фрагментом в реакциях взаимодействия препаратов - нуклеозидов пурина с солями тяжелых металлов. 3. Какие общегрупповые методы анализа лекарственных веществ, производных пурина, вы знаете? 4. Приведите схему химизма деструкции системы пурина в кислой и щелочной средах. 5. Какие основные лекарственные формы препаратов аденозинтрифосфорной кислоты и рибоксина вы знаете? Тема – Особенности строения, требования к качеству, общие и частные методы анализа производных пурина – аллопуринола, меркаптопурина и азатиоприна (6,5 часов)
Цель: ознакомление обучающихся с особенностями строения, основными физико-химическими свойствами, требованиями к качеству и методами анализа лекарственных препаратов, производных пурина.
Задачи обучения: освоение обучающимися особенностей химического строения, способов получения и методов анализа лекарственных препаратов: аллопуринола, меркаптопурина, азатиоприна.
Форма проведения: коллективное обсуждение с презентацией слайдов по материалам темы.
Задания по теме: 1. Особенности химического строения аллопуринола, меркаптопурина и азатиоприна, обусловливающие их фармакологическое действие. 2. Общие и частные методы анализа данных препаратов. 3. Сроки годности и условия хранения.
Раздаточный материал: схемы с химическими реакциями, заложенными в способах получения и методах анализа препаратов: аллопуринола, меркаптопурина, азатиоприна.
Литература 1. Арзамасцев А.П. Фармацевтическая химия: учебное пособие, 3-е изд., испр. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. – 640 с. 2. Беликов В.Г. Фармацевтическая химия: учебное пособие, 2-е изд. – М.: МЕДпресс-информ, 2008. – 616 с. 3. От субстанции к лекарству: учебное пособие / Под ред. чл.-корр. НАН Украины В.П. Черных. – Харьков: изд-во НФаУ «Золотые страницы», 2005. – 1244 с. Контроль (вопросы): 1. Напишите структурные формулы аллопуринола, меркаптопурина, азатиоприна и поясните зависимость их фармакологических свойств от химического строения. 2. Опишите физические свойства и сравните растворимость указанных выше лекарственных препаратов. 3. Поясните механизм реакции – мурексидной пробы. 4. Назовите общие и частные методы анализа аллопуринола, меркаптопурина, азатиоприна. 5. Какие лекарственные формы известны для рассматриваемых препаратов?
РК по кредиту 7 – 3 часа. Тема – Производные иминостильбена. Требования к качеству, методы анализа (4 часа)
Цель: ознакомление обучающихся с особенностями строения, основными физико-химическими свойствами, требованиями к качеству и методами анализа лекарственных препаратов, производных иминостильбена.
Задачи обучения: освоение обучающимися особенностей химического строения, способов получения и методов анализа карбамазепина, являющегося производным иминостильбена.
Форма проведения: коллективное обсуждение с презентацией слайдов по материалам темы.
Задания по теме: 1. Особенности химического строения препаратов, производных иминостильбена и их влияние на физико-химические и фармакологические свойства данных препаратов. 2. Синтез и физико-химические свойства карбамазепина. 3. Использование методов физико-химического анализа для установления подлинности карбамазепина. 4. Методы количественного определения карбамазепина.
Раздаточный материал: схемы с химическими реакциями, залож
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|