Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.




ГЛОССАРИЙ

Абсолютная истина – понятие, обозначающее, во-первых, исчерпывающее знание о действительности, во-вторых, тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем.

Агностицизм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира, выявления его закономерностей и постижения истины.

Антинаучное знание – это форма вненаучного знания, которое сознательно искажает действительность, является утопичным.

Вера – это сознательное признание чего-либо истинным на основании преобладания субъективной значимости.

Вненаучное знание – формы знания, которые не укладываются в критерии научности (обыденное, философское, религиозное, художественно-образное, игровое, мифологическое, оккультные науки).

Гипотеза (от греч. hypothesis – предположение) - это первоначальный этап создания теории, представляющий по форме такого рода умозаключение, посредством которого происходит выдвижение какого-либо предположения, суждения о возможных основаниях и причинах явлений.

Заблуждение – неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности.

Знание – это содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира. Термин знание обычно употребляется в трех основных смыслах: 1) способности, умения и навыки, которые базируются на осведомленности, как что-либо сделать, осуществить; 2) любая познавательно значимая информация; 3) особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи с практическим отношением.

Знание иррациональное (от лат. irrationalis – неразумное) – знание, невыразимое в логических понятиях и категориях, несоизмеримое с рациональным мышлением и даже противоречащее ему. Предметом иррационального знания являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, аномальные явления.

Интуиция – это способность непосредственного постижения истин без предварительных логических рассуждений и без доказательств.

Истина – адекватное и идентичное отражение объекта субъектом.

Научная картина мира – это интегративная система представлений о мире, вырабатываемая внутри науки путем обобщения и синтеза важнейших теоретических знаний о мире, полученных на том или ином этапе исторического развития науки.

Лженаучное знание – это форма вненаучного знания, основанная на домыслах и предрассудках.

Личностное знание – это совокупность элементов научного знания и личного опыта человека.

Медицина – система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека.

Метод – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Диалектический метод – это метод познания, имеющий своей центральной идеей развитие и раскрывающие ее содержание законы и категории, на основе которых формируются определенные правила (принципы, регулятивы, требования), имеющие всеобщий, универсальный характер.

Метафизический метод – это метод познания, при применении которого раскрываются специфические особенности объекта или явления в определенный момент его существования, статично, односторонне, без учета его развития.

Специальные методы познания – это методы, объективной основой которых являются соответствующие специально-научные законы и применимые только в рамках отдельных наук.

Общенаучные методы познания – это методы, объективной основой которых являются общеметодологические закономерности познания и применимые во всех науках.

Парадигма – понятие, обозначающее совокупность онтологических убеждений, ценностных установок, схем решения типичных задач, принятых научных сообществом и обеспечивающих непрерывность определенной научной традиции. Понятие было введено американским философом и историком Т. Куном, представителем постпозитивизма.

Универсальные (всеобщие) методы познания – это методы, объективной основой которых выступают общефилософские закономерности понимания окружающего мира, самого человека, его мышления, процесса познания и преобразования мира, характеризующие человеческое мышление в целом и применимые во всех сферах познавательной деятельности человека (с учетом их специфики).

Мнение – это знание недостаточно обоснованное, являющееся результатом некритического усвоения опыта, полученное чувственным путем или с помощью «авторитетов»; это знание, на которое повлияли установки, порожденные чувственным или эмоциональным жизненным опытом.

Наука – одна из форм общественного сознания и человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов

Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания.

Ненаучное знание – это форма вненаучного знания. Понимается как разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей научной картиной мира.

Обыденно-практическое знание – это форма знания, основанная на опыте повседневной жизни людей, имеющая разрозненный, несистематизиро-ванный характер.

Относительная истина – понятие, обозначающее изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания.

Парадигма – совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на данном этапе.

Паранаучное знание – это форма вненаучного знания, несовместимая с имеющимся гносеологическим стандартом, которое включает в себя учения о

Познание – это процесс приобретения и развития знания, его постоянного углубления, расширения и совершенствования, обусловленный, прежде всего, общественно-исторической практикой.

Познание рациональное – субъективный образ объективного мира, полученный с помощью мышления.

Познание чувственное – субъективный образ объективного мира, полученный посредством органов чувств. Чувственное познание осуществляется в трех взаимосвязанных формах: ощущении, восприятии, представлении.

Познание теоретическое – философско-гносеологическая категория, характеризующая высший уровень процесса познания, на котором преобладает рациональный компонент.

Познание эмпирическое (опытное) – философско-гносеологическая категория, характеризующая один из двух взаимосвязанных (наряду с теоретическим) уровней процесса познания.

Понятие – это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, существенные стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях.

Практика – понятие, обозначающее в диалектико-материалистической философии целостную органическую систему активной материальной деятельности людей, направленной на преобразование реальной действительности и осуществляющейся в определенном социокультурном контексте.

Преднаучное (донаучное) знание – знание, составляющее основу базы научного знания.

Проблема – это совокупность суждений, включающая в себя ранее установленные факты, а также суждения о еще непознанном содержании объекта. Проблема представляет собой выраженное в понятии объективное противоречие между эмпирическим фактом и теоретическим описанием.

Псевдонаучное знание – форма вненаучного знания, представляющая собой совокупность сознательно искаженных положений популярных теорий.

Сенсуализм (от лат. sensus – восприятие, чувство, ощущение) – направление в философии, отводящее главную роль в достижении знания чувственному познанию.

Скептицизм – философская позиция, в которой признается в той или иной степени относительность знания, сомнение в получении абсолютно достоверного знания.

Суждение – это форма мышления, отражающая отдельные вещи, явления, процессы действительности, их свойства, связи и отношения.

Творчество – вид деятельности человека, в результате которого возникает нечто новое, ранее не существовавшее.

Теория – совокупность суждений, основанных на установленных фактах, объясняющих возможные основания и причины какого-либо явления.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания выводится новое знание.

Эпистемология – теория научного познания, исследующая его сущность, специфику, структуру метода, уровни, взаимосвязь с другими (вненаучными) формами познания.

 

 

Таблица 1.

Виды знания

 

№ п/п Критерий Вид
1. Степень истинности знания Преднаучное
Вненаучное Ненаучное
Донаучное
Паранаучное
Лженаучное
Квазинаучное
Антинаучное
Псевдонаучное
Научное
2. Степень близости к практике научного знания Фундаментальное
Прикладное
3. Предмет исследования Естественно-научное
Гуманитарное
Техническое
Логика
4. Метод (способ) получения знания Научное
Обыденно-практическое
Игровое
Мифологическое
Художественно-образное
Философское
5. Субъект познания Личностное
Общественное

 

Таблица 2.

Методы познания

 

№ п/п М е т о д ы
1. Всеобщие Диалектический
Метафизический
2. Общенаучные Эмпирические Наблюдение
Описание
Измерение
Эксперимент
Теоретические Абстрагирование
Идеализация
Формализация
Индукция
Гипотетико-дедуктивный
Анализ
Синтез
Аналогия
Моделирование Мысленное (идеальное)
Физическое
Символьное (знаковое)
Моделирование на ЭВМ

 

 

Вопросы для самоконтроля знаний

 

1. В каком разделе философии изучается проблема познания?

2. Как определяется в философии процесс познания?

3. Что является объектом и субъектом познания?

4. В чем отличие гностицизм от агностицизма?

5. Назовите основные формы познания. Дайте их краткую характеристику.

6. Назовите вненаучные формы познания. В чем их отличие от научного познания?

7. Что такое научное знание? Какова взаимосвязь научного и различных видов вненаучного знания?

8. Дайте определение понятиям «знание», «вера», «мнение». В чем проявляется их взаимосвязь?

9. Дайте определение понятий «знание» и «истина». Всякое ли знание может быть названо истинным? Какие виды истины рассматриваются в философии познания?

10. Что является критерием истинности знания?

11. Что такое «заблуждение»? Какова взаимосвязь веры и заблуждения?

12. Назовите основные методы познания.

13. Назовите общенаучные методы познания.

14. Охарактеризуйте всеобщие методы познания. Каково их значение для научного познания в медицине?

15. Что такое «интуиция»? Каково ее значение в научном познании? Можно ли при помощи интуиции получить истинное знание?

16. Дайте определение понятий «проблема», «гипотеза» и «теория». Какова их взаимосвязь?

17. Дайте определение понятий «научная революция», «глобальная научная революция».

18. Назовите научные революции, которые происходили в истории науки.

19. Назовите главные итоги научных революций в истории науки.

20. Какие проблемы науки рассматриваются в этическом аспекте? Назовите этические проблемы медицинской науки.

 

Задания в тестовой форме

 

1. Процесс приобретения и развития знаний, обусловленный общественной практикой, в современной философии называется

а) рефлексия

б) познание

в) моделирование

г) научное познание

2. Процесс образования субъективного образа объективного мира посредством органов чувств - это

а) чувственное познание

б) рациональное познание

в) эмпирический опыт

г) абстракция

3. Процесс образования субъективного образа объективного мира при помощи абстрактного мышления – это

а) чувственное познание

б) рациональное познание

в) эмпирический опыт

г) психическое отражение

4. Полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания в философии понимается как

а) гностицизм

б) агностицизм

в) эмпиризм

г) рационализм

5. Процесс познания, осуществляющийся в ходе повседневной жизнедеятельности человека, называется

а) абстрактным

б) теоретическим

в) обыденным

г) научным

6.Философская категория, обозначающая содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира – это

а) истина

б) знание

в) заблуждение

г) мнение

7.Вид знания, невыразимого в логических понятиях и категориях, несоизмеримого с рациональным мышлением и даже противоречащего ему называется

а) иррациональное

б) рациональное

в) эмпирическое

г) теоретическое

8.Форма знания, основанная на опыте повседневной жизни людей, имеющая разрозненный, несистематизированный характер – это знание

а) теоретическое

б) эмпирическое

в) обыденно-практическое

г) иррациональное

9.Формы знания, которые не укладываются в критерии научности – это знание

а) обыденно-практическое

б) иррациональное

в) донаучное

г) вненаучное

10.Форма вненаучного знания, основанная на домыслах и предрассудках – это знание

а) паранаучное

б) ненаучное

в) лженаучное

г) антинаучное

11. Истина не зависит от познающего субъекта, поэтому она

а) абстрактна

б) объективна

в) субъективна

г) абсолютна

12. Понятие гносеологии, противоположное по значению «истине» - это

а) ложь

б) заблуждение

в) суждение

г) предрассудок

13.Утверждение «Все люди смертны» является

а) относительной истиной

б) абсолютной истиной

в) заблуждением

г) предрассудком

14.Сознательное признание чего-либо истинным на основании преобладания субъективной значимости обозначается понятием

а) мнение

б) заблуждение

в) вера

г) интуиция

15. Понятие, обозначающее недостаточно обоснованное знание, являющееся результатом некритического усвоения опыта, полученное чувственным путем или под влиянием «авторитетов» - это

а) вера

б) мнение

в) заблуждение

г) убеждение

 

16. Понятие, обозначающее изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики и познания – это

а) абсолютная истина

б) относительная истина

в) заблуждение

г) мнение

17.Понятие, обозначающее способность непосредственного постижения истин без предварительных логических рассуждений и доказательств – это

а) иррациональное познание

б) творчество

в) практика

г) интуиция

18.Понятие, обозначающее целостную органическую систему активной материальной деятельности людей, направленной на преобразование реальной действительности и осуществляющейся в определенном социокультурном контексте – это

а) творчество

б) познание

в) практика

г) наука

19. Формой практики не является

а) преобразование природы с помощью орудий труда

б) изменение социальных отношений в обществе

в) воздействие предметов и явлений на органы чувств человека

г) экспериментальные исследования в науке

20. На ранних этапах истории человечества наименьшее значение имела такая форма познания как

а) научное

б) обыденно-практическое

в) мифологическое

г) игровое

21. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху

а) Античности

б) Средневековья

в) Возрождения

г) Нового времени

22. Объектом научного познания является

а) человек

б) объективная реальность

в) природный мир

г) общество

23.Вид деятельности человека, в результате которого возникает нечто новое, ранее не существовавшее, обозначается понятием

а) наука

б) творчество

в) практика

г) познание

24.Форма сознания и деятельности человека, главной целью которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, называется

а) практика

б) творчество

в) наука

г) познание

25.Объективное противоречие между эмпирическим фактом и теоретическим описанием обозначается понятием

а) проблема

б) гипотеза

в) теория

г) опыт

26. Философское понятие, обозначающее совокупность суждений, включающую в себя ранее установленные факты, а также суждения о еще непознанном содержании объекта, - это

а) опыт

б) проблема

в) гипотеза

г) теория

27. Первоначальный этап создания теории, представляющий по форме такого рода умозаключение, посредством которого происходит выдвижение какого-либо предположения, суждения о возможных основаниях и причинах явлений, обозначается понятием

а) проблема

б) гипотеза

в) теория

г) опыт

28. Диалектико-материалистическое учение является методологической и теоретической основой современной науки, поэтому его можно назвать

а) теория

б) концепция

в) парадигма

г) методология

29. Совокупность теоретических и методических предпосылок, определяющих конкретное научное исследование, которая воплощается в научной практике на определенном историческом этапе, обозначается понятием

а) теория

б) концепция

в) парадигма

г) методология

30. Методы познания, объективной основой которых являются соответствующие специально-научные законы и применимые только в рамках отдельных наук, называются

а) общенаучные

б) универсальные

в) специальные

г) диалектические

31. Методы, объективной основой которых выступают общефилософские закономерности понимания окружающего мира, самого человека, его мышления, процесса познания и преобразования мира, характеризующие человеческое мышление в целом и применимые во всех сферах познавательной деятельности человека, называются

а) общенаучные

б) универсальные

в) специальные

г) диалектические

32. В западноевропейской философии рационализм преимущественно развивался на основе метода

а) аналогии

б) индукции

в) дедукции

г) анализа

33. Сторонники эмпирического направления западноевропейской философии считали методом, позволяющим получить истинное знание

а) эксперимент

б) наблюдение

в) идеализацию

г) описание

34. Философская дисциплина, которая изучает нравственные основы научной деятельности, совокупность ценностных принципов, принятых в научном сообществе, и концентрирует в себе социальный и гуманистический аспекты науки – это

а) социальная философия

б) философская антропология

в) эпистемология

г) этика науки

 

Ситуационная задача

1. В.И.Ленин писал, что «самая простая истина, самым простым индуктивным путем полученная, всегда неполна, ибо опыт всегда незакончен». Объясните сущность индуктивного метода познания и объясните, почему ограничены знания, полученные индуктивным путем? В чем причина этой ограниченности?

2. Определите, какие из высказываний содержат:

1) абсолютную истину,

2) относительную истину

3) заблуждение

4) мнение

Высказывания: «Я – человек», «Язык – враг человека», «Человек смертен», «Убийство человека является проявлением справедливости», «Жизнь прекрасна».

2. Определите вид знания:

социологическое исследование, психологический эксперимент,

магическая практика целителя, гадание на кофе, диагностика патологических изменений в органе при помощи УЗИ, диагностика патологических изменений в органе при помощи компьютерной томограммы, медитация.

Литература по теме

Основная:

1. Волкогонова, О.Д. Основы философии: Учебное пособие. / О.Д. Волкогонова, М.Н. Сидорова - М.: ИД «ФОРУМ-ИНФРА М», 2008. - 480 с.

2. Горелов, А.А. Основы философии: учеб. пособие: Рекомендовано ФГУ "ФИРО". - 8-е изд. стер.- М.: Издательский Центр "Академия", 2010. - 256 с.

3. Стрельник, О.Н. Основы философии: учебник для ссузов / О.Н. Стрельник. – М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. – 312 с.

4. Философия. Учебное пособие. / Под ред. В.Н. Лавриненко.- М.: Юрист, 2006 - 506 с.

5. Хрусталев, Ю.М. Основы философии. / Ю.М Хрусталев. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 308с.

Дополнительная литература:

1. Алексеев, П.В., Панин, А.В. Философия: Учебник для вузов – 4-е изд., перераб., доп. – (Классический университетский учебник). — М.: Проспект (ТК Велби). – 2010. – 605 с.

2. Марков, Б.В. Философия. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2009 – 432 с.

3. Миронов, В.В. Философия. Учебник для вузов. / Под общ. ред. В.В. Миронова. – М., 2006. – 896 с.

12. Налетов, И. З. Философия: учебник / И. З. Налетов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 399, [1] с.

4.Нижников, С.А. Философия. Курс лекций. / С.А.Нижников. - М.: Экзамен, 2007. - 396 с.

5. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

6. Философия: энциклопедический словарь /под. ред. А.А. Ивина - М.: Гардарики, 2009. – 1072 с.

7. Хрусталев, Ю.М. Философия. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.

Интернет-ресурсы: базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

2. Образовательный сайт на правах электронного учебника.

http://www.filosofia-totl.narod.ru/

3. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

4. Национальная философская энциклопедия. Словари. http://terme.ru/

5. Философский портал. Библиотека. http://www.philosophy.ru

6. Русский гуманитарный Интернет-университет http://www.i-u.ru/biblio/

7. Библиотека Гумер http://www.gumer.info/

Темы рефератов

 

1. Истина, заблуждение, вера – взаимосвязи и противоречия.

  1. Научное предвидение и прогнозирование.
  2. Мораль и наука – единство и противоречия.
  3. Познание как процесс идеального отражения мира.
  4. Опыт и вера как пути к истинному знанию.
  5. Интуитивное познание.
  6. Философские проблемы познания в медицине.
  7. Проблема познания в истории философии.

 

Литература для подготовки рефератов

  1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. – М., 1994.
  2. Агацци Э. Моральное измерение науки и техники. – М., 1998.
  3. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. – М., 1988.
  1. Заблуждающийся разум. – М., 1990.
  2. Загадка человеческого понимания. – М., 1991.
  3. Ильин В.В. Критерии научности. – М., 1989.
  4. Копнин П.В. Гносеологические и логические основы науки.
  5. Лешкевич Т.Г. Наука XX века и эзотеризм. Ч.1,2. Ростов-на-Дону, 1997.
  6. Полани М. Личностное знание. На пути к исторической философии. – М., 1985.
  7. Поппер К. Цель науки // Социальная философия науки. – М., 1994.

22.Современная философия науки: знание, реальность, ценности в трудах

мыслителей Запада: Хрестоматия / Сост.А.А.Печенкин. – М.: Логос,

1996.

26. Хрусталев Ю.М. Введение в философию. Учебное пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов. / Под ред. д.ф.н., проф.Л.В.Жарова. – Ростов-н/Д: «Феникс», 1999.

Информационный блок

 

Познание как предмет философского анализа. Субъект и объект познания.

Проблема субъективности и объективности в познании.Многообразие форм познания.

Проблема познания является одной из основных проблем философии с глубокой древности (Платон, Аристотель, Р.Декарт, Ф.Бэкон, Дж.Локк, Г.Лейбниц, И.Кант, Г.Гегель и др.)

Познание – это процесс приобретения и развития знания, его постоянного углубления, расширения и совершенствования, обусловленный, прежде всего общественно-исторической практикой

Познание – процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности – человек – исследует человека, то есть самого себя.

Результаты познания остаются не только в сознании конкретного человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом, с помощью материальных носителей информации – книг, рисунков, объектов материальной культуры.

Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.

В процессе жизни человек использует два пути познания окружающего мира. Он познает мир непосредственно, то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества, и через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

В философии существует два основных подхода к процессу познания: гноситицизм и ангостицизм.

Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностицизм – учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира, выявление его закономерностей и постижения истины.

Агностицизм не отрицает сам факт существования познания, но толкует его по своему. Элементы агностицизма можно обнаружить в самых различных философских системах. Агностицизм отражает некоторые реальные трудности процесса познания, которые и по сей день не получили полного разрешения, в частности, границы познания, субъективное преломление бытия в органах чувств и мышления человека, ограниченных по своим возможностям и т.п.

Агностики (часто – идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее извесным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой: сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным возможностям разума); сам окружающий мир непознаваем в принципе – человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений - «вещей в себе».

В скептицизме не отрицается возможность познания, но подвергается сомнению или процесс познания понимается как простое отрицание, отрицательный результат становится конечным.

Гносеология (теория познания) изучает: природу познания, его возможности и границы, отношение знания и реальности, субъекта и объекта познания, всеобщие предпосылки познавательного процесса, условия и критерии истинности познания, формы и уровни познания и другие проблемы. Предметом исследования гносеологии является научное познание, которое оформилось в самостоятельный вид человеческой деятельности в начале Нового времени (17в.).

Познающим субъектом является человек – существо, наделенное разумом и освоившее арсенал познавательных средств накопленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громадный объем материальной и духовной культуры – носителей результатов познания, также является познающим субъектом. Полноценная познавательная деятельность человека возможная лишь в рамках общества.

Объектом познания является объективная реальность, включающая окружающий внешний мир (бытие во всем его разнообразии) и внутренний, духовный мир человека. Таким образом, объектом познания является та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

В процессе познания при взаимодействии объекта и субъекта всегда появляется новое знание.

В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция.

Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике.

Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности.

Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...