Практика как критерий истины.
Критерием отличия истины от заблуждения, заблуждения от ошибки, а также различения абсолютного и относительного в объективной истине является практика. Практика – это сложный процесс, в котором реализуются прямые и обратные связи между субъектом и объектом познания. Она является основной формой познания и критерием истины. Практика представляет собой конкретную деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Главными видами практики являются материальное производство, управленческая деятельность и научный эксперимент. Практика выполняет следующие функции: она является критерием истины, основой познания, целью познания и результатом познания. «Помимо практической проверки своих предположений, человек использует и другие критерии – логические, эстетические, этические. Однако, в конечном счете все они так или иначе опираются на данные опыта, опосредованы практикой ныне живущих или предшествующих поколений людей. В этом заключается абсолютность практики как критерия истины. …В то же время надо иметь в виду, что практика – это всегда человеческая, а, следовательно, ограниченная конкретно-историческими рамками практика. Человек не всемогущ. Степень практического освоения им мира дает ему возможность проверить одни предположения, но оставляет «открытыми» для сомнений другие. Иными словами, этот критерий истины и абсолютен, и относителен»[4]. Научное знание. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.
Наука представляет собой своеобразную форму познания; специфический тип духовного производства и социальный институт. Она детерминирована общественной практикой и ее потребностями, но имеет и свои закономерности развития. Наука – это в высшей степени целенаправленная и организованная познавательная деятельность специально подготовленных людей-ученых. «Наука – неотъемлемая часть интеллектуально-чувственной сферы познавательной культуры. Она образует взаимосвязанную совокупную систему знаний о мире, обществе и человеке. Но наука – это не простая совокупность знаний, а особая форма целенаправленной социально-культурной деятельности профессионально подготовленных людей, способ интеллектуального воспроизводства духовных и материальных ценностей»[5]. Наука выполняет следующие функции[6]: 1) описывает факты природной социокультурной реальности; 2) объясняет количественные и качественные изменения в вещах; 3) выявляет всеобщие связи и отношения между ними; 4) прогнозирует тенденции в развитии природы и общества; 5) накапливает и сохраняет полученные знания о мире, обществе и человеке; 6) формирует научное мировоззрение и творчески преображает в общественной практике объективную действительность. Научное познание – явление социально-историческое, проходящее в своем развитии ряд качественно-своеобразных этапов («спокойное» накопление знаний и «научные революции») В научном познании функционирует сложная, динамическая, целостная, субординированная система многообразных методов разных уровней, сфер действия, направленности и т.п., которые всегда реализуются с учетом конкретных условий. Научное познание является творческой деятельностью по получению нового знания и результат такой деятельности - совокупность знаний, приведенных в целостную систему на основе определенных принципов и процесс их производства. Результатом научного познания является объективно-истинное, систематизированное знание о мире и его элементах.
Наука – это единая, взаимосвязанная, развивающаяся система знаний о мире и его законах. Она имеет определенную структуру, в которой выделяются частные науки, фундаментальные и прикладные. Частные науки, в зависимости от предмета и метода познания подразделяются на естествознание (науки о природе), обществознание (науки об обществе – гуманитарные, социальные), технические, логику (наука о законах мышления) и гносеологию (наука о познании). Каждая группа наук подразделяется на ряд специальных дисциплин. Естествознание – физика – биофизика, биохимия и др. В этом проявляется процесс дифференциации и специализации науки. Подразделение наук на фундаментальные и прикладные производится в зависимости от удаленности научных исследований и получаемых знаний от практики. Фундаментальная наука занимается исследованием основополагающих законов и принципов существования миропорядка. Это наука в «чистом виде», к ней следует отнести преимущественно в высшей степени абстрактный уровень теоретического познания. Прикладная наука находит применение открытиям фундаментального знания, удовлетворяя тем самым прагматические потребности. Именно она нуждается в обширной экспериментальной базе, ей нужен опыт, именно она адаптирует фундаментальные открытия к вопросам производства и создает ноу-хау. Отдельные разделы науки (естественные, гуманитарные, социальные, технические и др.) в отрыве друг от друга не могут дать целостного знания и понимания мира. В то же время каждый из разделов науки включает в себя специфические знания о свойствах и закономерностях тех или иных форм бытия мира, каждый из них является частью мировой духовной культуры человечества. Философия как наука о наиболее общих законах действительности выполняет интегрирующую роль, вырабатывая общетеоретическую основу и общенаучные методы познания мира, общества и человека. Философия влияет на развитие науки на всех стадиях ее развития, особенно на стадии построения фундаментальных теорий; наиболее активно в моменты кризисов в науке, во время «научных революций», как в позитивном, так и негативном плане. Кроме этого, философия выполняет прогнозирующую и селективную функции в науке, т.е. прогнозирует основные направления развития науки, осуществляет теоретико-методологическую оценку достижений науки для развития общества, выявляя наиболее значимые из них.
В истории развития науки выделяют такие ее формы, как классическая наука, неклассическая наука и постнеклассическая наука. Классическая наука, разделяя объект и субъект познания, давала возможность человеку, познающему мир и себя, посмотреть на объекты своего познания как бы со стороны. Для неклассической науки характерна относительность объекта по отношению к средствам познания. Постнеклассическая наука, соотнося знания об объекте с ценностно-целевыми характеристиками его деятельности, тем самым признала человека в его личностном выражении источником упорядочивания мира и самого себя. Отражая мир в его материальности, наука образовала целостно взаимосвязанную и развивающуюся систему познания законов саморазвития. Это прямо связано с цикловым саморазвитием самой науки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|