Этические проблемы медицинской науки.
Научная этика (этика науки) – это «область философской и внутринаучной рефлексии о моральных аспектах научной деятельности, включая взаимоотношения науки и научного сообщества с обществом в целом» (48, с.224). Хрусталев Ю.М., Царегородцев Г.И. отмечают, что необходимо выработать новые морально-этические принципы и правила для науки и медицины. «Эти принципы должны быть жесткими и категоричными в запрете любых авантюрных проектов. Новая этика должна апеллировать к совести специалиста, чтобы он был не только творцом, но и демиургом порядка в мире и жизни» (Там же). «Каждый ученый – творец и созидатель обязан быть моральным философом. Он должен соотносить результаты своего научного поиска с общественными интересами» (Там же). Этическое регулирование научной деятельности осуществляется как внутри самого сообщества, так и органами власти всего общества. «Научная медицина опирается на философско-моральные учения Гиппократа, Галена, Цицерона, Канта о нравственном долге» (Там же). Учение о долге врача стало основой раздела медицинской этики со второй половины 19 в., когда И. Бентам ввел в философию термин «деонтология» и разработал принципы деонтологии как науки о долге специалистов. В.В. Вересаев очень критично относился к медицинской этике как науке в той форме, в которой она существовала даже в первой половине 20 в. Он отмечал: «Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собой. Необходима этика в широком философском смысле» (49, с. 359). Такая критическая оценка профессиональной медицинской этики вызвана была, вероятнее всего, пониманием необходимости философского осмысления проблем медицинской деятельности в целом, т.к. выработка моральных норм и требований, регулирующих деятельность и поведение людей – одна из главных задач этики как науки о морали.
«Жизнедеятельность всех медиков по существу гуманна, ибо она осознанно и добровольно посвящается служению людям», - утверждают Хрусталев Ю.М. и Царегородцев Г.И. (48, с. 225). Реальная действительность и в прошлом, и в настоящем неоднократно демонстрировала различную степень принятия на себя такого служения людям конкретными медиками. В связи с этим большое значение для проявления подлинно гуманитарной сущности медицины приобретает приобщение возможно большего количества врачей и других медицинских работников к «служению людям во имя сохранения жизни вообще и укрепления здоровья населения страны» (Там же). Гуманность и гуманитарность медицины выдвигается в настоящее время в качестве критерия и показателя здоровья всей социальной системы, и прежде всего здравоохранения. Гуманистическую основу медицинской этики составляет сострадание к человеку, утратившему здоровье. Аристотель считал сострадание моральным испытанием людей. Многие философские учения нацелены на выработку истин и практических советов людям для избавления их от страданий, как душевных, так и физических (эпикурейство, стоицизм, скептицизм, Аврелий Августин, Ф. Бэкон, И. Кант и др.). Ф. Бэкон писал: «Я совершенно убежден, что долг врача состоит не только в том, чтобы восстановить здоровье, но и в том, чтобы облегчить страдания и мучения людям, причиняемые болезнями» (50, с. 588). В современной медицине речь идет уже не только о помощи больному, но и о возможностях управления процессами зачатия и умирания, (И. Силуянова. Этика врачевания.С.54) с весьма проблематичными физическими и метафизическими (нравственными) последствиями этого для человеческой популяции в целом. Медицина, работающая сегодня на молекулярном уровне, все более становится прогнстической. Французский иммунолог и генетик Ж. Доссе полагает, что прогностическая медицина поможет сделать жизнь человека долгой, счастливой и лишенной болезней. Прогностическую медицину можно было бы определить еще и как бессубъектную, безличностную, т.е. способную к диагностированию без субъективных показателей и жалоб пациента, это действительно реальный и беспрецедентный рычаг контроля и власти как над отдельным человеком, так и над всем человечеством. Эти «тоталитарные» тенденции и объясняют, почему в 60-70-х гг. XX в. формулируется такая форма медицинской этики как биоэтика, которая начинает рассматривать медицину в контексте прав человека.
В 70-е годы ХХ века появляется биоэтика как междисциплинарная наука, исследующая комплекс проблем и подходов к их решению, связанных с новейшими технологиями медицины. Термин «биоэтика» введен американским биологом ВР. Поттером, выпустившим в 1969 г. книгу «Биоэтика – мост в будущее». В ней он обозначил биоэтику как соединение биологических знаний и человеческих ценностей; понимания ее как «науку о выживании и улучшении условий жизни» и как дисциплину, «определяющую меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и о применении научных знаний на практике». Эта дефиниция не устоялась, и спектр ее значения трактуется весьма широко. За основу можно взять определение, предложенное Страсбургским симпозиумом по биоэтике (1990), согласно которому биоэтика, будучи комплексной областью знаний, изучает моральные, юридические и социальные проблемы, возникающие по мере развития медицины и биологии.Во многих зарубежных публикациях наряду с термином «биоэтика» широко употребляется, по существу, его синоним «биомедэтика», «биомедицинская этика». Формирование биоэтики как новой области знаний (новой научной дисциплины) было обусловлено, прежде всего, небывалым прогрессом медицины, связанным с начавшейся в 60-е годы научно-технической революцией. Широкое внедрение в медицинскую практику новейших на грани фантастики, технологий вызвало к жизни комплекс морально-этических и правовых проблем, решение которых в рамках традиционной медицинской этики оказалось весьма затруднительным, а порой и невозможным, причем эти проблемы касались всех периодов жизни человека – от зачатия до смерти. Хорошо известно, например, какие острые моральные коллизии возникают в связи с размножением in vitro, суррогатным материнством, определением пола будущего ребенка. Не меньшего драматизма полна ситуация, когда приходится отвечать на вопрос: не следует ли прекратить лечение больного, находящегося несколько месяцев (а то и лет) в устойчивом вегетативном (бессознательном) состоянии? Нельзя не отметить и остроту этических проблем, возникающих с развитием трансплантологии (проблема донорства, констатации смерти, коммерческого использования органов и тканей).
Ведущей причиной развития биоэтики стало также движение за демократические права, массовое распространение и утверждение в общественном сознании населения западных стран либерально-демократических идей об индивидуальных правах и свободах, о примате прав человека, в контексте которых не могли не получить нового осмысления и права пациента как их составная и наиважнейшая часть. В то же время к правам пациента стали относить положения, традиционно считавшиеся прерогативой врачей. Как итог указанных тенденций происходит смена традиционной патерналистской схемы отношений между врачом и пациентом на модели, основанной на признании принципов самоопределения, автономии пациента, на модели информационного и совещательного характера.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|