Медицина как форма научного знания
Медицинское знание в разнообразных формах существует с тех времен, когда появился человеческий род. Оно интегрирует в себе все достижения духовной и материальной культуры человечества. Великий Леонардо да Винчи писал о медицине: «Медицина есть восстановление согласия стихий, утративших взаимное равновесие; болезнь есть настроение стихий, соединенных в живом организме». «Надобно понять, что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье, и как равновесие, согласие стихий, его поддерживает, а их раздор его разрушает и губит»[14]. С особой силой это выразилось в представлениях Ф.Бэкона, который уделил медицине много внимания в своем анализе наук того времени. Пожалуй, он впервые обратился к выявлению функций медицины и её задач. В труде «О достоинстве и приумножении наук» он писал: «Первая обязанность медицины – сохранение здоровья, вторая – лечение болезней, третья – продление жизни»[15]. Далее Ф. Бэкон делает важный вывод о том, что «…человеческое во всех своих проявлениях является предметом медицины»[16]. Такие формулировки были для ХVII века достаточно опережающими время, ибо как показала последующая истории развития медицины эти функции меняли приоритеты, но, в сущности, сохранялись. В конце ХХ века к ним прибавились новые проблемы. Медицина стала становиться наукой в классическом смысле этого слова в конце ХVIII и начале ХIХ века, что было связано с практикой патологоанатомических вскрытий, а затем с развитием гистологии и цитологии. Введение эксперимента в физиологию и медицину в середине ХIХ века открыло новые горизонты и в этом смысле медицинские теории кроме практики могли еще верифицироваться иными средствами. Однако развитие медицинской науки проходило весьма специфично.
Медицинская наука являет собой достаточно типичный пример синтетического знания, ибо пользуется результатами практически всего естествознания, гуманитарных и технических наук. Прямая зависимость эффективности медицинской науки от уровня технологических возможностей диагностики и лечения особенно явной стала во второй половине ХХ – начале ХХI века. Медицинская наука, бесспорно, основная и наиболее мощная движущая сила прогресса медицины. Сама «научность» и «дисциплинарность» медицины оказывается глубоко противоречивой как исторически, так и логически. Особый тип субъектно-объектных отношений, проблема индивидуализации общих и особенных закономерностей, уникальное сочетание фундаментальных и прикладных аспектов – всё это делает медицинскую науку синтетической дисциплиной со своими критериями точности. С другой стороны, становится не менее очевидно, что далеко не всё в медицинской деятельности можно объяснить с позиций науки. При всем многообразии научных и научно-практических дисциплин, входящих в область медицинского знания, ее основой остается естествознание. Именно естественные науки обеспечивают медицину экспериментальными и теоретическими данными о закономерностях развития процессов, происходящих в природе и организме человека, а также объективными методами исследования. Согласно наиболее принятой классификации медицина как область научных знаний условно подразделяется на три раздела: медико-биологические дисциплины, клинические дисциплины, медико-социальные и гигиенические дисциплины. Медико-биологические дисциплины выходят за рамки собственно медицины и в основном являются частью соответствующих биологических наук. К ним относятся анатомия и физиология человека, которые, в свою очередь делятся на нормальную и патологическую, цитология и гистология, микробиология и паразитология, фармакология и токсикология, медицинская генетика.
Особенно обширна группа клинических дисциплин, изучающих болезни человека, методы их диагностики, лечения и профилактики. В настоящее время насчитывается более 180 клинических специальностей. Группа медико-социальных и гигиенических дисциплин включает социальную гигиену и организацию здравоохранения (общественное здоровье и здравоохранение), общую гигиену, гигиену детей и подростков, гигиену питания, труда, коммунальную, радиационную гигиену, эпидемиологию, медицинскую географию и др. Во всех группах медицинских дисциплин теория и практика основаны на методологии естественнонаучного познания, однако на современном этапе развития медицины все большее значение и влияние приобретает философско-методологическая основа гуманитарного знания. Это связано со спецификой объекта исследования медицины – человеком, являющимся сложным биосоциальным существом, в котором телесное и духовное, психическое и социальное находятся в неразрывном единстве, сложнейшим образом взаимосвязаны. Медицина как наука сегодня является специфической естественно-гуманитарной отраслью теоретического познания и интеллектуально-духовного производства особых – клинических знаний, которые оформляются в виде конкретных представлений, суждений, но также и абстрактных понятий, умозаключений, новых гипотез, парадигм, теоретических концепций. Она дает новое, более углубленное осознание количественных и качественных процессов в человеческом организме. Медицинское знание, как и любое другое, социально обусловлено и целостно предопределено объектом своего исследования – конкретным человеком. Он является неотъемлемой частью как природы, так и определенной эпохи, культуры, общества. Медицинская наука неотделима от деятельности, как врача, так и всех служб здравоохранения и тип институционализации этой сферы знания во многом отражает закономерности данной социальной системы. Медицина принципиально отличается как от всех других как естественных (точных и опытных) наук, так и общественно-научных и гуманитарных дисциплин тем, что представляет собой уникальное единство познавательных и ценностных форм умственного отражения и практического преобразования человеческой жизни.
В настоящее время медицина стала не только искусством излечения и предупреждения различных болезней, но интеграционной наукой, причем эмпирическое знание все больше уступает в ней теоретическому. К медицинскому познанию применимы все параметры системно-структурного анализа. Обращение к системно-структурному анализу новейших медицинских наблюдений и открытий обусловлено, прежде всего, потребностями клинической практики и профилактики общественного здоровья, в основе которых лежат «вечные» проблемы бытия человека. Сложность медицинского познания связана с тем, что в его процессе оказывается необходимым установить во всеобщем единичное и индивидуальное, в повторяющемся – уникальное, в закономерном – случайное, движение в покое и т.д. В медицинской науке действует многоуровневая система методологического обеспечения, включающая общефилософские, общенаучные и частнонаучные методы. Как отмечает Ю.М.Хрусталев, в широком смысле слова медицина, являясь особым способом мировоззренческо-аксиологического мышления, представляет собой уникальную форму мыслительной культуры человечества. Медицинские знания, как и любые другие сведения о бытии мира, - это непреходящая общечеловеческая ценность[17] Медицинская наука всегда тяготела к познанию «вечных» вопросов бытия – постижению сущности человека, его жизни и смерти, физического и духовного здоровья, причин болезней и т.д. Медицина по сути своей всегда философична. Она учит мудрости устройства здоровой жизни людей. «Это особая философия приведения в порядок всех творческих потенций человеческого существа во всех сферах его социальной и индивидуальной жизнедеятельности»[18]. В течение многих столетий медицина придерживалась определенных взглядов на сущность человека, организацию его организма, соотношение телесного и духовного, получавших подтверждение в теории и на практике и активно использовала данные алхимии, астрологии, учение о жизненных соках, атомистические теории и т.д. Комплексному изучению здоровья человека, целостности его биосоциальных свойств большое внимание уделяли многие врачи-философы Европы в 18 в. (Ш.Ламетри, Ж.-П. Кабанис, К.Линней, Дж.Локк и др). Они сходились в том, что человек – житель двух миров: естествнно-природного и мира культуры, «сконструированного» человеческим разумом и созданного трудом многих поколений людей. Поэтому человек подчиняется в своей жизнедеятельности законам внешней природы и следует особым законам – нравственным.
К началу 21 века в области научного познания природы на лидирующие позиции вышли медицина и биология. Именно они вместе с философией наиболее активно интегрируют новое научное знание о человеке в целом. В рамках этих наук вырабатываются новые методологические и теоретико-познавательные парадигмы, которые становятся стандартами целей и методов научно-творческой деятельности вообще. В медицине исторически под влиянием философских идей о целостности мира сложился принцип целостности в понимании человеческого организма. Признание целостности внешнего и внутреннего мира человека, его телесного и духовного бытия на практике означало комплексное обследование и лечение человека в случае нарушения того или иного компонента целостности его существования. Признание принципа целостности в медицине стало рубежом в развитии медицинской науки и переходу ее к новому этапу – целостной медицины. Современная медицина обладает рядом особенностей, наиболее важными среди них, по мнению Хрусталева Ю.М. являются: продолжающееся дробление и дифференциация ее разделов, рост числа узких специальностей, все более широкое использование научно-технических средств в обследовании и лечении, использование в параклинических (лабораторных) исследованиях современных данных биологии, химии, физики, биофизики, кибернетики и математики. Эти особенности современной медицины зачастую приводят к утрате целостности больного человека, дегуманизации. Процессы, определяющие эти особенности, являются закономерными, в них проявляется динамика научного познания в любой области. Но, вызывая ряд негативных для медицинской практики явлений, они нуждаются в определенной коррекции на основе глубокого теоретического анализа. Медицина в настоящее время, приобретя мощную теоретическую базу, превратилась в динамичную, активно развивающуюся науку. Она обладает огромным интеллектуальным потенциалом познания природы человека на базе новейшего экспериментального и клинического материала, особенно в области био-, психо- и социомедицинских исследований.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|