Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 2.1. Практическое занятие по теме «Идентификация конфликтов» (решение ситуационных задач) 1 глава




 

Цель занятия: Развитие навыков идентификации конфликтов.

 

 

Порядок проведения занятия

 

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия в форме решения ситуационных задач. Им сообщают тему и цель занятия. Дают указания по самостоятельному изучению литературы и освоению основных понятий: «конфликт», «причина конфликта», «предмет конфликта». Особое внимание обращают на формулировку необходимых и достаточных условий конфликта.

 

В ходе занятия. Студентам предлагают решить задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи.

 

Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе.

 

Задача 1

 

Между двумя сотрудниками организации возник спор по поводу сроков внедрения новой технологии. Один из них мотивировал предлагаемые сроки внедрения интересами производства продукции, второй свою позицию обосновывал с позиции интересов персонала, которому предстоит осваивать новую технологию. Является описанная ситуация конфликтом? Каковы перспективы развития данной ситуации и механизмы управления ею?

 

Задача 2

 

В беседе руководителя с подчиненным, допустившим технологическую ошибку, которая привела к серьезному материальному ущербу фирме, руководитель предъявил претензии к подчиненному и наложил штраф в размере месячной заработной платы. Является ли описанная ситуация конфликтом? Ответ обоснуйте.

 

Задача 3

 

Принимая на работу сотрудника, руководитель фирмы пообещал через два месяца перевести его на вышестоящую должность. По истечении указанного срока обещание руководителя не выполнено. Можно ли описанную ситуацию идентифицировать как конфликтное взаимодействие? Если нет, то каковы перспективы развития описанной ситуации в конфликт.

Занятие 2.2. Тема: «Сущность конфликта и его причины». Деловая игра «Жалоба»

 

Цель игры. Развитие у студентов умения анализировать конфликт на основе уяснения ими основных конфликтологических понятий; формирование навыков применения простейших методов изучения и оценки конфликтных ситуаций.

 

Игровая ситуация. Руководство фирмы получило жалобу от одного из сотрудников[2].

 

Генеральный директор фирмы назначает рабочую группу для изучения жалобы и выработки предложений для принятия решения. Состав рабочей группы: менеджер по кадрам – руководитель; специалист по связям с общественностью; юрист фирмы.

 

 

Порядок проведения игры

 

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение деловой игры. Им сообщают тему и цель занятия, а также тему деловой игры, ее цель и игровую ситуацию.

 

Студенты получают указания по самостоятельному изучению литературы и уяснению основных понятий: «конфликт», «структура конфликта», «субъекты конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиция в конфликте». Кроме того, студентам напоминают, что они должны продемонстрировать в ходе деловой игры умение использовать различные методы изучения и анализа конфликтов: наблюдение, анализ результатов деятельности, беседа, экспертный опрос и др.

 

В ходе игры

 

1. Учебная группа разбивается на три команды.

 

Первая команда – руководство фирмы: генеральный директор, заместитель генерального директора по связям с общественностью, финансовый директор.

 

Вторая команда – рабочая группа по изучению жалобы (состав смотри в пункте «Игровая ситуация»).

 

Третья команда – эксперты (3–5 человек).

 

Время на распределение ролей – 5 минут.

 

Примечание. Состав команд может быть определен по желанию студентов.

 

2. Всем командам выдается жалоба в письменном виде и задание на игру. Первая команда готовится к заслушиванию предложений для принятия решения, выработанных рабочей группой (вторая команда). Вторая команда готовит предложения для принятия решения по жалобе. Третья команда готовится к оценке содержания работы первой и второй команд.

 

Время на подготовку – 15 минут.

 

3. Заслушивание предложений для выработки решения по жалобе, принятие решения и оценка содержания работы.

 

Игровой сценарий. «Генеральный директор» открывает служебное совещание, объявляя его тему, и предоставляет слово для доклада «старшему рабочей группы» по изучению жалобы и выработке предложений для принятия решения (регламент доклада может быть ограничен 10 минутами). После доклада руководящий состав задает вопросы членам рабочей группы (время на вопросы и ответы может быть установлено в пределах 15–20 минут). После ответов на вопросы выслушиваются мнения «заместителя генерального директора по связям с общественностью» и «финансового директора» (на выслушивание мнений может быть выделено 5 минут).

 

Решение на основе обсуждения принимает «генеральный директор».

 

Оценка содержания работы. После принятия решения члены экспертной группы выступают с оценкой работы первой и второй команд, а также исполнителей всех ролей. В ходе оценки возможны дискуссии (на оценку экспертов может быть отведено 15–20 минут).

 

4. Подведение преподавателем итогов игры.

Занятие 2.3. Практическое занятие по теме «Конфликтные ситуации» (решение ситуационных задач)

 

Цель занятия. Закрепление знаний студентов о сущности конфликта, развитие у них навыков анализа конфликтных ситуаций различных типов и формирование умения принимать управленческие решения в сложных ситуациях социального взаимодействия.

 

 

Порядок проведения занятия

 

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия в форме решения ситуационных задач. Им сообщают тему и цель занятия. Дают указания по самостоятельному изучению литературы и освоению основных понятий: «конфликт», «причина конфликта», «конфликтная ситуация», «инцидент». Особое внимание обращают на уяснение соотношения между этими понятиями.

 

В ходе занятия. Студентам предлагают решить задачи с конкретными ситуациями, ответив на вопросы, приведенные в конце каждой задачи.

 

Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе.

 

Задача 1

 

Вы недавно назначены менеджером по кадрам. Вы еще плохо знаете сотрудников фирмы, сотрудники еще не знают вас в лицо. Вы идете на совещание к генеральному директору. Проходите мимо курительной комнаты и замечаете двух сотрудников, которые курят и о чем-то оживленно беседуют. Возвращаясь с совещания, которое длилось один час, вы опять видите тех же сотрудников в курилке за беседой.

 

Вопрос. Как бы вы поступили в данной ситуации? Объясните свое поведение.

 

Задача 2

 

Вы начальник отдела. В отделе напряженная обстановка, срываются сроки выполнения работ. Не хватает сотрудников. Выезжая в командировку, вы случайно встречаете свою подчиненную – молодую женщину, которая уже две недели находится на больничном. Но вы находите ее в полном здравии. Она кого-то с нетерпением встречает в аэропорту.

 

Вопрос. Как вы поступите в этом случае? Объясните свое поведение.

 

Задача 3

 

Одна сотрудница высказывает другой претензии по поводу многочисленных и часто повторяющихся ошибок в работе. Вторая сотрудница принимает высказываемые претензии за оскорбление. Между ними возник конфликт.

 

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

 

Задача 4

 

Руководитель принял на работу специалиста, который должен работать в подчинении у его заместителя. Прием на работу не был согласован с заместителем. Вскоре проявилась неспособность принятого работника выполнять свои обязанности. Заместитель служебной запиской докладывает об этом руководителю…

 

Вопрос. Как бы вы поступили на месте руководителя? Проиграйте возможные варианты.

 

Задача 5

 

В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью.

 

Вопрос. В чем причина конфликта? Определите конфликтную ситуацию.

Занятие 2.4. Тема: «Конфликтные ситуации». Дидактическая игра «Фрустрирующие ситуации в деловых отношениях»

 

Цель занятия. Закрепление у студентов навыков выявления конфликтных ситуаций в процессе социального взаимодействия в нестандартных деловых ситуациях. Развитие навыков и умений эффективного общения в деловых отношениях.

 

Порядок проведения игры. Обучаемым выдаются рисунки, на которых изображены два человека[3]. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Обучаемые должны записать свои варианты ответа за другого человека.

 

Затем преподаватель организует обсуждение вариантов ответа.

 

 

Контролыный тест

 

Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.

 

1. Конфликт – это:

 

а) борьба мнений;

 

б) спор, дискуссия по острой проблеме;

 

в) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений;

 

г) соперничество, направленное на достижение победы в споре;

 

д) столкновение противоположных позиций.

 

2. Противоборство – это:

 

а) открытое высказывание несогласия по какому-либо вопросу;

 

б) столкновение интересов;

 

в) нанесение взаимного ущерба;

 

г) борьба мнений;

 

д) соперничество по поводу какого-либо предмета.

 

3. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются:

 

а) наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание хотя бы одного из них одержать победу над другим;

 

б) наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними;

 

в) наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций;

 

г) наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях;

 

д) наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие возможностей по их реализации.

 

4. Конфликтная ситуация – это:

 

а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия;

 

б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними;

 

в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений;

 

г) причина конфликта;

 

д) этап развития конфликта.

 

5. Причина конфликта – это:

 

а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия;

 

б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт;

 

в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его;

 

г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;

 

д) то, из-за чего возникает конфликт.

 

6. То, из-за чего возникает конфликт, – это:

 

а) мотивы конфликта;

 

б) позиции конфликтующих сторон;

 

в) предмет конфликта;

 

г) стороны конфликта;

 

д) образ конфликтной ситуации.

 

7. Образ конфликтной ситуации – это:

 

а) то, из-за чего возникает конфликт;

 

б) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия предмета конфликта;

 

в) истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект социального взаимодействия к конфликту;

 

г) то, о чем заявляют друг другу конфликтующие стороны;

 

д) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия целей конфликта.

 

8. Инцидент – это:

 

а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта;

 

б) истинная причина конфликта;

 

в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними;

 

г) то, из-за чего возникает конфликт;

 

д) необходимое условие конфликта.

 

9. Стороны конфликта – это:

 

а) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих;

 

б) только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта;

 

в) конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта;

 

г) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта и посредник (медиатор);

 

д) конфликтующие стороны в переговорном процессе по разрешению конфликта.

 

10. К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные противоречия и он способствует развитию соответствующей социальной системы?

 

а) межличностному бурному и быстротекущему;

 

б) межличностному, конструктивному;

 

в) межличностному, экономическому;

 

г) острому и длительному;

 

д) деструктивному.

Тема 3. Теории механизмов возникновения конфликтов

 

Уяснение сути того, как именно возникают конфликты, имеет существенное значение для определения способов их разрешения. В настоящей теме практикума мы рассмотрим некоторые из простейших механизмов, которые были описаны в работах отечественных и зарубежных авторов.

 

Материал для самостоятельного изучения

Формулы конфликта

 

Один из отечественных исследователей в области конфликтологии В. П. Шейнов в своей книге «Конфликты в нашей жизни и их разрешение» приводит три формулы конфликтов (А, Б и В). Практическое значение формул конфликтов состоит в том, что они позволяют достаточно быстро проводить анализ многих конфликтов и находить пути их разрешения. При этом следует помнить, что приводимые ниже формулы не могут быть универсальным методом оценки и разрешения любых конфликтов. Во многих случаях они могут служить лишь ориентиром в сложном и противоречивом процессе управления конфликтами.

 

Первая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтогенов (КФГ).

 

Конфликтогены– это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними.

 

Механизм развития конфликта по первой формуле основывается на отрицательном восприятии и негативной реакции личности, против которой применен конфликтоген. При отсутствии волевого регулирования такой реакции она имеет тенденцию развития по закону эскалации, то есть нарастания.

 

Более конкретно первую формулу конфликта схематично можно выразить следующим образом:

 

КФГ1 → КФГ2 → КФГ3 → … → КФ,

 

где КФГ1 – первый конфликтоген; КФГ2 – второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ3 – третий конфликтоген, ответный на второй, и т. д.

 

При этом важно иметь в виду, что КФГ2 > КФГ1, КФГ3 > КФГ2 и т. д., то есть каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликтогенов).

 

Конфликты, возникающие по первой формуле, условно будем называть конфликтами типа А. Важно отметить, что, по наблюдениям специалистов, 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия.

 

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

 

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

 

Для успешного применения сформулированных правил важно знать конкретные проявления конфликтогенов. В табл. 3.1 дается характеристика некоторых конфликтогенов, наиболее часто встречающихся на практике в отношениях между людьми.

 

Вторая формула отражает зависимость конфликта (КФ) от конфликтной ситуации (КС) и инцидента (И) и выражается следующим образом:

 

КС + И = КФ.

 

Таблица 3.1

 

Классификация конфликтогенов

 

 

Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов, которые условно будем называть конфликтами типа Б: устранить конфликтую ситуацию и исчерпать инцидент.

 

Третья формула отражает зависимость конфликта (КФ) от нескольких конфликтных ситуаций (КС). Ее можно выразить следующим образом:

 

КС1 + КС2 +… + КСn = КФ, при этом n ≥ 2

 

Словами эту формулу можно выразить так:

 

Сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту.

 

Конфликты, возникающие по третьей формуле, условно будем называть конфликтами типа В. Разрешение таких конфликтов сводится к устранению всех конфликтных ситуаций.

Конфликты и трансактный анализ

 

Теория трансакционного (трансактного) анализа была разработана американским психотерапевтом Эриком Берном в 60-х годах ХХ века. Основные положения этой теории изложены им в книге «Люди и игры» и широко используются в психотерапии при лечении различных психических расстройств, а также в работе психологов по коррекции поведения человека.

 

Теория трансактного анализа может быть с успехом применена в практике прогнозирования конфликтов и их предупреждения в межличностном взаимодействии (МЛВ).

Основные положения теории трансактного анализа

 

Понятие «трансактный анализ» означает анализ взаимодействий. Центральной категорией этой теории является «трансакция».

 

Трансакция – это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.

 

Э. Берн заметил, что мы в различных ситуациях занимаем различные позиции по отношению друг к другу, что находит свое отражение во взаимодействии (трансакциях). Основными позициями при этом являются три, которые условно были названы Э. Берном: Родитель, Взрослый и Ребенок (Дитя). В дальнейшем сокращенно мы их будем обозначать соответственно буквами: Р, В и Д.

Поведенческие характеристики основных трансакций

 

Ребенок– проявляет чувства (обиды, страха, вины и т. п.), подчиняется, шалит, проявляет беспомощность, задает вопросы: «Почему я?», «За что меня наказали?», извиняется в ответ на замечания и т. п.

 

Родитель– требует, оценивает (осуждает и одобряет), учит, руководит, покровительствует и т. п.

 

Взрослый– работает с информацией, рассуждает, анализирует, уточняет ситуацию, разговаривает на равных, апеллирует к разуму, логике и т. п.

Алгоритм трансактного анализа

 

1. Составить матрицу:

 

2. Выделить субъекты МЛВ (Sи – инициатор, Sм – «мишень»).

 

3. Уяснить, с каких позиций выступает каждый из субъектов МЛВ: Р, В, Д.

 

4. Уяснить направленность позиции каждого субъекта МЛВ и обозначить стрелками в матрице.

 

5. По матрице определить сумму расхождений в позициях.

 

6. Сделать вывод:

 

а) сумма расхождений равна нулю – отсутствие конфликтной ситуации;

 

б) сумма расхождений от одного до четырех свидетельствует о наличии конфликтной ситуации.

 

Примеры

 

1. На переговорах одна сторона заявляет другой: «Вы сорвали нам поставки, в результате мы понесли ощутимые потери». Другая сторона: «Нет, это вы виноваты, задержав предоплату».

 

 

Сумма расхождений составляет четыре, что свидетельствует о наличии серьезной конфликтной ситуации между участниками переговоров.

 

2. Студент обращается к экзаменатору: «Почему вы поставили мне четверку, а не пятерку?». Экзаменатор: «Давайте разберемся». И, используя аргументы, обосновывает выставленную оценку.

 

 

Сумма расхождений равна нулю, что свидетельствует об отсутствии конфликтной ситуации.

 

 

Источники для углубленного изучения темы

 

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Гл. 16, 17.

 

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – СПб.; М.: «Университетская книга» АСТ, 1998.

 

3. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

 

4. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 3.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Что такое конфликтогены?

 

2. В чем суть закона эскалации конфликтогенов (первая формула конфликтов)?

 

3. Сформулируйте правила бесконфликтного взаимодействия, вытекающие из закона эскалации конфликтогенов.

 

4. Назовите основные типы конфликтогенов и формы их проявления.

 

5. Сформулируйте правила возникновения и способы разрешения конфликтов по второй формуле.

 

6. Сформулируйте правила возникновения и способы разрешения конфликтов по третьей формуле.

 

7. Что такое трансакция? Основные виды трансакций и их поведенческие характеристики.

 

8. Перечислите поведенческие характеристики Родителя.

 

9. Перечислите поведенческие характеристики Взрослого.

 

10. Перечислите поведенческие характеристики Ребенка.

Занятие 3.1. Практическое занятие по теме «Формулы конфликта» (проводится на примере решения ситуационных задач)

 

Цель занятия. Развитие у студентов навыков анализа конфликтов между субъектами социального взаимодействия на основе применения формул (А, Б и В) и поиска вариантов разрешения конфликтных ситуаций.

 

 

Порядок проведения занятия

 

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение практического занятия методом решения ситуационных задач. Также они получают указания на самостоятельное изучение литературы и уяснение основных понятий: «типы конфликта (А, Б и В)», «конфликтогены», «эскалация конфликтогенов», «конфликтная ситуация», «инцидент».

 

В ходе занятия. Студентам предлагаются задачи с конкретными ситуациями. Они должны решить эти задачи, ответив на вопрос – по какой формуле возможно разрешение конфликта в каждой из них.

 

Варианты решения задач обсуждаются в учебной группе.

 

Задача 1

 

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.

 

Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет данную записку.

 

Задача 2

 

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.

 

При распределении премии начальник не выделил ее одному из подчиненных. Оснований для депремирования не было. На вопрос подчиненного руководитель не смог объяснить причины, сказал только: «Это я вас учу».

 

Задача 3

 

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.

 

Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности.

 

Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства… Назревает конфликт.

 

Задача 4

 

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.

 

Начальник сообщает подчиненному, что в следующем месяце отправляет его на курсы повышения квалификации. Подчиненный отказывается, ссылаясь на то, что до пенсии ему осталось полтора года.

 

Задача 5

 

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.

 

Работник, достигший пенсионного возраста, жалуется начальнику, что мастер выживает его с работы. Мастер клянется, что ни малейшего повода для этого не дает. Работник же продолжает жаловаться.

 

Задача 6

 

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.

 

Начальник участка дает задание рабочему. Тот отказывается, мотивируя свой отказ тем, что эта работа требует более высокого разряда, и добавляя при этом, что ему уже пять лет не повышают разряд.

 

Задача 7

 

Определите природу конфликта (тип А, Б, В) в следующей ситуации.

 

На совещании один из подчиненных, не выдержав нажима руководителя, в полушутливой форме обратил на этот нажим внимание. Руководитель не нашелся, что сказать, но после этого случая стал действовать еще более жестко, особенно в отношении «шутника».

Занятие 3.2. Дидактическая игра «Фрустрирующие ситуации»

 

Цель игры. Закрепление у студентов навыков выявления конфликтных ситуаций в процессе социального взаимодействия в нестандартных жизненных ситуациях, развитие навыков и умений эффективного общения в сложных ситуациях.

 

Порядок проведения игры. Обучаемым выдаются рисунки, на которых изображены два человека[4]. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Обучаемые должны записать свои варианты ответа за другого человека. Затем преподаватель организует обсуждение вариантов ответа.

 

В конце занятия студентам можно дать психокоррекционные упражнения для самостоятельной отработки (упражнение 1 взято из кн.: Психологическая помощь и консультирование в практической психологии, 1999, с. 278).

 

Упражнение 1

 

Умение реагировать на хамство, сохраняя при этом чувство собственного достоинства, можно тренировать во время поездок в общественном транспорте, в магазине, на рынках и в других общественных местах. Заставьте себя молчать, когда вас задевают в мелком конфликте, например в трамвайной ссоре. Научитесь отвлекаться от таких «сцен» приятными воспоминаниями или наблюдением за пейзажем и т. п. Вскоре вы почувствуете преимущество такого поведения – вы избежите конфликта и сохраните честь и достоинство.

 

Упражнение 2

 

Вспомните конфликтные ситуации на улице, в общественном транспорте, в учреждениях сферы обслуживания и т. п., свидетелями которых вы были, и проанализируйте их, ответив на следующие вопросы:

 

1. По какой формуле шло развитие конфликта?

 

2. Кто был инициатором конфликта и какой конфликтоген он применил первым?

 

3. Как ответил на конфликтоген второй участник конфликта?

 

4. Можно ли было избежать этого конфликта и каким образом?

 

Занятие 3.3. Практическое занятие по теме «Трансактный анализ конфликтов» (проводится методом тестирования и решения ситуационных задач)

 

Цель занятия. Развитие у студентов навыков оценки конфликтности между субъектами социального взаимодействия на основе трансактного анализа, а также поиска вариантов разрешения таких конфликтов.

 

 

Порядок проведения занятия

 

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение практического занятия в форме решения ситуационных задач. Им сообщают тему и цель занятия. Дают указания на самостоятельное изучение литературы и уяснение основных понятий: «трансакция», «поведенческие позиции Родителя, Взрослого, Ребенка»; «алгоритм применения трансактного анализа».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...