Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 2.1. Практическое занятие по теме «Идентификация конфликтов» (решение ситуационных задач) 6 глава




 

а) стараюсь быть объективным к себе и «своей» службе и, если вижу недостатки, открыто признаю их сам, не дожидаясь, пока на них укажут другие;

 

б) обычно я знаю недостатки работы «своей» службы и моей лично, но не спешу себя критиковать;

 

в) критиковать себя ни к чему, так как охотников тебя поругать всегда хватает.

 

5. Высказывая критические замечания, стараетесь ли вы выражаться мягко, корректно, тактично, так, чтобы не задеть личность критикуемого?

 

а) да, разумеется;

 

б) нет, считаю, что чем сильнее задета личность критикуемого, тем лучше;

 

в) все зависит от этой самой «личности»: если она уж очень обидчива – учитываю это, а если нет – особо не церемонюсь.

 

6. Выступая с критическими замечаниями, стараетесь ли вы «подсластить пилюлю» указаниями на положительные моменты в деятельности объекта критики?

 

а) да, обычно стараюсь;

 

б) нет, не вижу в этом необходимости;

 

в) если плохо знаю критикуемого или мне известно, что он обидится, тогда стараюсь.

 

7. Дозируете ли вы объем критики, стараетесь ли соблюсти некую «меру критики»?

 

а) да, я стараюсь критиковать не более чем за один недостаток;

 

б) нет, обычно высказываю все, что, на мой взгляд, плохо в деятельности объекта критики;

 

в) стараюсь критиковать только по существу, не отвлекаясь на частности.

 

8. Вносите ли вы в ходе критического выступления какие-либо предложения для исправления положения или ограничиваетесь указанием на имеющиеся недостатки?

 

а) да, я считаю, что тот, кто критикует, должен что-то предложить, иначе он критиковать не в праве, поэтому и стараюсь внести какие-либо предложения;

 

б) нет, я полагаю, что главное – обнажить проблему, указать на недостаток, а как его устранить – дело критикуемой службы или других компетентных органов и специалистов;

 

в) как правило, предпочтительней конструктивная критика, но если даже и трудно что-либо предложить, все равно нельзя замалчивать недостатки. 9. Какова обычно ваша первая реакция на критику?

 

а) стремлюсь тут же ответить, сразу прошу слова или говорю с места;

 

б) переживаю молча, с обидой, от ответного выступления стараюсь уклониться;

 

в) обдумываю критику, выступать с ответом не спешу, но если настаивают, не отказываюсь.

 

10. Какое поведение характерно для вас при ответе на критику?

 

а) как правило, стараюсь признать критику, даже если она не во всем объективна;

 

б) прибегаю к методу «защиты от противного», то есть критикую критикующего;

 

в) поскольку критика подрывает мой авторитет (или авторитет «моей службы»), пытаюсь защищаться, отвести критику, указать на смягчающие объективные обстоятельства и т. п.

 

11. Раздражает ли вас критика?

 

а) да, как правило;

 

б) не очень;

 

в) смотря кто и как критикует.

 

12. Появляется ли у вас чувство неприязни к критикующему вас человеку?

 

а) да, как правило;

 

б) нет, крайне редко;

 

в) да, если критика несправедлива или высказывается в резкой, обидной форме.

 

13. Как вы в дальнейшем строите отношения с критикующим вас человеком?

 

а) как и прежде;

 

б) стараюсь при случае «ответить взаимностью» или ущемить его интересы другим доступным мне способом;

 

в) некоторое время «обхожу» этого человека, стараюсь не вступать с ним в контакт.

 

14. Как вы относитесь к тем, кто сам себя критикует?

 

а) считаю их «приспособленцами», «трусишками», «угодниками»;

 

б) нормально отношусь, что тут особенного;

 

в) советую впредь не торопиться с самокритикой.

 

15. Существует ли уголовная ответственность за преследование критикующих?

 

а) да;

 

б) нет;

 

в) не знаю.

 

16. Вопрос-шутка: какое высказывание о критике вам ближе?

 

а) критика – это лекарство, ее надо уметь применять и принимать;

 

б) управленческая деятельность – тоже творчество, поэтому пусть меня оценивают те, кому положено, а не всяк, кому не лень;

 

в) и на критику существует мода.

 

 

Ключ к тесту

 

 

8-18 баллов. Ваше отношение к критике скорее негативное, чем позитивное. Вы не любите, когда критикуют вас, а критикуя других, нередко утрачиваете чувство меры. И в том и другом случае вы весьма эмоциональны, легко возбуждаетесь, можете вспылить, допустить резкость. Вам необходим некий «комплекс стабильности», то есть чувство уверенности в себе, в правомерности своих действий и решений, а для этого следует активно повышать свой деловой уровень, не переоценивая себя, но и не умаляя достоинств.

 

19–32 балла. Вы терпеливо относитесь к критике, считаете ее допустимым элементом управленческой жизни, не переоценивая однако ее значения. Ваше поведение в роли критикуемого и критикующего можно охарактеризовать как «контролируемую эмоциональность» – вы редко «выходите из себя». В то же время вам не чуждо чувство обиды, желание «насолить» критикам, оправдать свои ошибки.

 

33–46 баллов. Вы по-деловому относитесь к критике, достаточно спокойно ее воспринимаете, мужественно и открыто признаете свои ошибки. Изредка вас посещает чувство досады на критику, однако вы не перебарщиваете, не стараетесь оправдаться, сваливая вину на других. Хорошее знание своего дела, уверенность в том, что вы на своем месте, позволяет вам не заботиться о личном авторитете, а помнить лишь о пользе дела.

Занятие 6.3. Тема: «Технологии эффективного общения и рационального поведения в конфликте». Дидактическая игра «Искусство критики»

 

Цель занятия. Закрепление знаний студентов по основам эффективного общения и рационального поведения в конфликтах; развитие у них навыков конструктивной критики, как одной из форм эффективного общения в системе служебных взаимоотношений; формирование у обучаемых умений принимать оптимальные решения в сложных конфликтных ситуациях.

 

 

Порядок проведения игры

 

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение дидактической игры. Им дают указания по самостоятельному изучению литературы и уяснению основных технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте. Особый акцент делается на изучение студентами теоретических и практических проблем критики. С этой целью им предлагают изучить следующую литературу: Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – С. 367–368; Панфилова А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб.: О-во «Знание», 1999. – С. 453–464.

 

В ходе игры студенты объединяются в игровые группы по 34 человека. Каждой группе выдается одинаковый набор карточек с ситуациями (ситуации взяты из кн.: Панфилова, 1999, с. 467–468) и заданием: проанализировать предложенные ситуации, разработать механизм критики по каждому случаю и подготовить критические замечания (время на обработку одной ситуации – 10 минут).

 

На втором этапе проводится межгрупповая дискуссия по обсуждению предлагаемых вариантов критики и выработка наиболее конструктивных.

 

Ситуация 1

 

Ваш подчиненный, зрелый и талантливый специалист творческого типа, обладает статусом и личностными достижениями, пользуется большой популярностью у деловых партнеров, решает любые проблемы и великолепно взаимодействует в коллективе. Вместе с тем у вас не сложились отношения с этим работником. Он не воспринимает вас как руководителя, ведет себя достаточно самоуверенно и амбициозно.

 

В его работе вы нашли некоторые недочеты и решили высказать ему критические замечания, однако ваш предыдущий опыт свидетельствует о его негативной реакции на критику: он становится раздражительным и настороженным. Как себя вести?

 

Ситуация 2

 

Вслед за кратким выговором вы сказали работнику несколько приятных слов. Наблюдая за партнером, вы заметили, что его лицо, поначалу несколько напряженное, быстро повеселело. К тому же он начал весело шутить и балагурить, рассказал пару свежих анекдотов и историю, которая произошла сегодня у него в доме.

 

В конце разговора вы поняли, что критика, с которой вы начали разговор, не только не была воспринята, но и как бы забыта. Вероятно, он услышал только приятную часть разговора. Что вы предпримете?

 

Ситуация 3

 

Всякий раз, когда вы ведете серьезный разговор с одной из ваших подчиненных, критикуете ее работу и спрашиваете, почему она так поступает, она отделывается молчанием. Вам это неприятно, вы не знаете толком, с чем связано ее молчание, воспринимает она критику или нет, вы расстраиваетесь и злитесь. Что же можно предпринять, чтобы изменить ситуацию?

 

Ситуация 4

 

Вы критикуете одну свою служащую, она реагирует очень эмоционально. Вам приходится каждый раз свертывать беседу и не доводить разговор до конца. Вот и сейчас, после ваших замечаний – она расплакалась. Как довести до нее свои соображения?

 

Ситуация 5

 

У вас в подразделении есть несколько подчиненных, которые совершают немотивированные действия. Вы видите их постоянно вместе, при этом вам кажется, что вы знаете, кто у них неформальный лидер. Вам нужно заставить их хорошо работать, а не устраивать «тусовки» прямо на рабочем месте. Вы не знаете, какой интерес их объединяет. Что вы предпримете для изменения ситуации и улучшения работы?

 

Ситуация 6

 

Вы приняли на работу молодого способного юриста (только что окончившего Институт внешнеэкономических связей, экономики и права), который превосходно справляется с работой. Он провел уже несколько консультаций, и клиенты им очень довольны. Вместе с тем он резок и заносчив в общении с другими работниками, особенно с обслуживающим персоналом. Вы каждый день получаете такого рода сигналы, а сегодня поступило письменное заявление от вашего секретаря по поводу его грубости. Какие замечания и каким образом необходимо сделать молодому специалисту, чтобы изменить его стиль общения в коллективе?

 

Ситуация 7

 

Во время деловой встречи с вами ваш сотрудник из отдела рекламы «вышел из себя», не принимая ваших замечаний по поводу очередного рекламного проекта. Вы не можете позволить подчиненному так себя вести, ведь он подрывает ваш авторитет. Что вы предпримете?

 

 

Ситуация 8

 

Ваш заместитель очень опытный специалист, он действительно знает работу как «свои пять пальцев», практически он незаменим, когда он рядом, вы уверены, что все будет хорошо. Однако вы знаете, что он бесчувственный человек и никакие «человеческие» проблемы его не интересуют. От этого в коллективе в последнее время стало тревожно, некоторые коллеги собираются подать заявления об уходе, так как он их обидел. Вы пытались в неформальной беседе с ним обсудить это, но он даже не понимает, о чем вы говорите, его интересует только план и прибыль. Как нужно воздействовать на своего заместителя, чтобы изменить его стиль взаимодействия с персоналом? Что вы предпримете?

 

 

Контрольный тест

 

Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.

 

1. Технологии эффективного общения в конфликте сводится к таким способам, приемам и средствам общения, которые позволяют достичь следующих целей:

 

а) добиться убеждения соперника в своей правоте;

 

б) добиться соглашения даже ценой серьезной уступки соперника;

 

в) добиться взаимного понимания и взаимной эмпатии с соперником;

 

г) добиться превосходства в переговорном процессе над соперником;

 

д) овладеть инициативой в споре.

 

2. Коммуникативный аспект общения отражает стремление партнеров по общению к:

 

а) обмену информацией;

 

б) налаживанию добрых взаимоотношений;

 

в) достижению взаимопонимания;

 

г) расширению темы общения;

 

д) усилению информационного воздействия на партнера.

 

3. Интерактивный аспект общения проявляется в:

 

а) необходимости соблюдения партнерами установленных норм общения и проявления своей презентабельности;

 

б) стремлении к превосходству над партнером по общению;

 

в) необходимости соблюдения партнерами установленных норм общения и стремлении их к активному воздействию друг на друга в определенном направлении;

 

г) стремлении установить теплые и дружеские отношения;

 

д) стремлении активизировать информационное воздействие на партнера по общению.

 

4. Перцептивный аспект общения выражает потребность субъектов общения в:

 

а) установлении теплых дружеских взаимоотношений;

 

б) сопереживании, во взаимной эмпатии;

 

в) преодолении стереотипов восприятия в процессе общения;

 

г) сохранении высокого статуса в общении;

 

д) выявлении истинных мотивов общения у своего партнера.

 

5. Какие из приведенных ниже рекомендаций противоречат эффективному общению:

 

а) поддерживайте атмосферу доверия, взаимного уважения, проявляйте эмпатию к собеседнику;

 

б) используйте невербальные средства коммуникации: частый контакт глаз; кивание головы в знак понимания и другие;

 

в) стремитесь к овладению инициативой в общении, добивайтесь, чтобы вас больше слушали, постарайтесь показать свою эрудицию;

 

г) в процессе приема информации не перебивайте говорящего, не давайте советы, не критикуйте;

 

д) добивайтесь, чтобы вас услышали и поняли.

 

6. Технологии рационального поведения в конфликте – это:

 

а) совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов на основе самоконтроля своих эмоций;

 

б) совокупность способов воздействия на соперника, позволяющих добиться реализации своих целей в конфликте;

 

в) вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у соперника намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями;

 

г) поддержание высокой самооценки в переговорном процессе;

 

д) спокойная реакция на эмоциональные действия соперника.

 

7. Какие из перечисленных ниже способов избавления от гнева разработаны Д. Скотт:

 

а) визуализация; «заземление»; проецирование; очищение ауры;

 

б) визуализация; сублимация; проецирование; «заземление»;

 

в) регрессия; сублимация; визуализация;

 

г) визуализация; выдержка; сублимация; очищение ауры;

 

д) сублимация; рационализация; регрессия; визуализация.

 

8. Первое правило самоконтроля эмоций заключается в:

 

а) спокойной реакции на эмоциональные действия партнера;

 

б) переводе темы разговора;

 

в) отвлечении от ненужной информации;

 

г) установке на рациональное восприятие соперника;

 

д) попытке понять мотивы соперника.

 

9. Второе правило самоконтроля эмоций заключается в:

 

а) установке на рациональное восприятие соперника;

 

б) обмене содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения;

 

в) переводе темы разговора;

 

г) отвлечении от ненужной информации;

 

д) спокойной реакции на эмоциональные действия соперника.

 

10. Третье правило самоконтроля эмоций заключается в:

 

а) поддержании высокой самооценки в процессе общения у себя и у партнера;

 

б) поддержании высокой самооценки только у себя;

 

в) поддержании высокой самооценки только у партнера;

 

г) поддержании высокой самооценки в глазах соперника;

 

д) поддержании высокой самооценки у себя и всяческое унижение, критика соперника.

 

Тема 7. Психология переговорного процесса по разрешению конфликтов

 

Переговорный процесс является одной из основных и эффективных форм участия третьего лица (посредника) в разрешении конфликтов. Этот процесс в конфликтологии называют медиацией, а профессионального посредника – медиатором. Знание психологических основ поведения в переговорном процессе конфликтующих сторон, психологических механизмов их взаимодействия является одним из условий успешного управления этим процессом. Настоящая тема имеет целью уяснение психологических аспектов сложного взаимодействия конфликтантов в процессе медиации.

 

Материал для самостоятельного изучения

Основное содержание переговорного процесса

 

Основное содержание переговорного процесса может быть представлено четырьмя этапами.

 

1. Подготовительный этап. На этом этапе осуществляется сбор информации о содержании конфликта, об участниках конфликтного взаимодействия, анализируются причины, последствия, варианты решения и т. п.

 

2. Начало переговоров. На этом этапе осуществляется взаимный обмен информацией. Участники конфликта высказывают свои позиции, оценивают ситуацию, предлагают варианты решения проблемы и т. п.

 

3. Поиск приемлемого решения. На этом этапе обсуждаются варианты решения проблемы, уточняются позиции и мотивы субъектов конфликта, прорабатываются компромиссные варианты, пути движения к консенсусу и др.

 

4. Завершение переговоров. На этом этапе уточняются детали договора, определяются сроки выполнения обязательств, распределяются обязанности, устанавливаются формы контроля и т. п. Все это, как правило, находит свое отражение в принятом в качестве документа соглашении. В том случае, если участники переговоров не пришли к договору по разрешению конфликта, может быть принято соглашение в устной или письменной форме о переносе обсуждения проблемы на другой срок.

 

Существенным моментом в технологиях переговорного процесса является оценка форм и способов участия в конфликте посредника (медиатора). В литературе выделяют три варианта посредничества (см.: Линчевский, 2000, с. 155):

 

1. Дизъюнктивный (разъединительный).

 

2. Конъюнктивный (объединительный).

 

3. Смешанный.

 

Схематично эти варианты можно представить следующим образом:

 

где S1 и S2– субъекты конфликта; П – посредник

Модели поведения партнеров в переговорном процессе

 

Успех переговорного процесса по разрешению конфликтов во многом определяется умением понять своего партнера, правильно оценить его модель поведения и выбрать адекватный стиль общения.

 

В литературе по конфликтологии выделяют четыре основные модели (типа) поведения партнеров в переговорном процессе, которые представлены в табл. 7.1.

 

Таблица 7.1

 

Модели поведения в переговорах

 

Манипулятивные технологии в переговорном процессе и противодействие им

 

Часто конструктивное разрешение конфликта зависит не только от навыков эффективного общения или способности субъектов конфликтного взаимодействия овладеть технологиями управления эмоциями в переговорном процессе, но и от применения ими манипулятивных воздействий.

 

Манипуляция – это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями (Доценко, 1997, с. 59).

 

Манипулятивное воздействие на оппонента в общении есть не что иное, как давление. Но в отличие от прямого, открытого давления оно выступает в скрытой форме. Манипулятор действует по принципу: «мягко стелет, да жестко спать».

 

Приведем наиболее часто встречающиеся манипулятивные приемы:

 

• ссылка на авторитет;

 

• выдергивание отдельных фраз из контекста, искажающее смысл;

 

• уход от темы разговора, острых проблем;

 

• намеки;

 

• лесть;

 

• шутки-высмеивания;

 

• предсказание ужасных последствий.

 

Это так называемые простые приемы. Но есть и более сложные, основанные на нарушениях логических законов и правил. К ним можно отнести такие приемы, как:

 

• имитация решения проблемы;

 

• альтернативные формулировки вопросов, требующих ответа «да» или «нет»;

 

• сократовские вопросы (это когда готовятся несколько простых вопросов, на которые оппонент без труда отвечает «да», а затем задается основной вопрос, на который оппонент как бы по инерции тоже дает ответ «да»);

 

• оттягивание решения и др.

 

Особую практическую ценность в противостоянии манипулятивным воздействиям представляют так называемые типичные манипуляции в переговорах и способы противодействия им.

 

Такого рода манипуляции приводятся в табл. 7.2 и 7.3 (Конфликтология, 1999, с. 335–336).

 

Таблица 7.2

 

Манипуляции, основанные на «правилах приличия» и «справедливости»

 

 

Таблица 7.3

 

Манипуляции, направленные на унижение оппонента

 

Технологии стратегий и тактик в переговорном процессе

 

Модели поведения в переговорном процессе участников конфликтного взаимодействия и результат этого процесса во многом будут зависеть от выбранной каждым из них стратегии.

 

Понятие стратегии в нашем контексте имеет три существенных момента, которые следует учитывать при анализе конфликтов и выборе адекватных действий в переговорном процессе.

 

Во-первых, в стратегии заложены самые общие установки и ориентиры на результат переговоров. Очевидно, формально-логическое содержание таких ориентиров сводится к четырем вариантам:

 

• односторонний выигрыш;

 

• односторонний проигрыш;

 

• взаимный проигрыш;

 

• взаимный выигрыш;

 

Данные варианты нашли свое отражение в конкретных стратегиях переговорного процесса в работах зарубежных и отечественных исследователей этой проблемы (Р. Фишер, У. Юри, У. Мастенбрук и др). Такими стратегиями являются:

 

• выигрыш-проигрыш;

 

• проигрыш-выигрыш;

 

• проигрыш-проигрыш;

 

• выигрыш-выигрыш.

 

Во-вторых, установки и ориентиры на результат в той или иной стратегии формируются у субъектов конфликтного взаимодействия на основе анализа соотношения интересов, а также возможностей, сил и средств по удовлетворению этих интересов. При этом важно учитывать факторы, влияющие на такой анализ. Среди них особую роль играют следующие: а) личностные качества конфликтующего, его мышление, опыт, характер, темперамент и т. д.; б) информация, которой располагают субъекты конфликта о себе и о своем противнике; в) другие субъекты социального взаимодействия, непосредственно не включенные в конфликт, но занимающие определенную позицию по отношению к конфликтующим сторонам; г) содержание предмета конфликта, образа конфликтной ситуации, а также мотивов субъектов конфликта.

 

В-третьих, выбор той или иной стратегии в переговорном процессе отражает ту или иную сторону поведения в конфликте по модели Томаса-Киллмена.

 

Характеристика основных стратегий в переговорных процессах представлена в табл. 7.4.

 

Любая стратегическая цель достигается применением конкретных тактических приемов. Иначе говоря, та или иная стратегия переговорного процесса обеспечивается применением тех или иных тактик поведения или тактических технологий в переговорном процессе.

 

Таблица 7.4

 

Характеристика стратегий в переговорном процессе

 

 

Наиболее широкое применение в переговорных процессах получили следующие тактики поведения.

 

1. «Видимое сотрудничество». Данная тактика может быть использована в стратегиях «выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш». Она характеризуется тем, что партнер, занявший тактику «видимого сотрудничества», заявляет о своей готовности сотрудничать, создает видимость конструктивного поведения. Но постоянно находит повод уйти от принятия соглашения, всячески оттягивает сроки его заключения. Такая тактика может применяться с целью выигрыша времени и создания условий для решительного штурма – либо для победы, либо для взаимоуничтожения.

 

2. «Дезориентация партнера». Эта тактика, как и предыдущая, может использоваться в стратегиях «выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш». Но в отличие от предыдущей она является более активной и целеустремленной. Такая тактика заранее планируется и характеризуется такими приемами, как: критика конструктивных положений партнера, использование неожиданной информации, обман, угрозы, блеф и др. Основной целью тактики дезориентации является принуждение партнера к действиям в направлении ваших собственных интересов.

 

3. «Провокация чувства жалости у партнера». Эта тактика, как и предыдущие, применяется в стратегиях «выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш». Основной целью такой тактики является усыпление бдительности соперника, снижение его активности, подталкивание на уступки. В конечном итоге провокация чувств жалости направлена на подготовку условий для решительных действий или заключения соглашения. Эти цели достигаются применением таких приемов, как: изливание души, создание образа беззащитного, слабого человека, жалобы на страдания, незаслуженные оскорбления и т. п.

 

4. Ультимативная тактика. Данная тактика является одной из жестких и применяется, как правило, при реализации стратегии «выигрыш-проигрыш» или «проигрыш-проигрыш». Она характеризуется предъявлением ультиматума в самом начале переговоров.

 

Ультиматум – требования, предъявляемые одним из участников конфликта другому в категоричной форме с указанием конкретных сроков выполнения этих требований и угрозой применения мер воздействия в случае отказа.

 

Основной прием ультиматума – угроза. Кроме того, в процессе предъявления ультиматума могут быть использованы: шантаж, демонстрация силы, блеф и другие средства манипуляции.

 

Часто в ультимативной тактике используются специальные приемы: «прием альтернатив» и «прием затвора».

 

Суть приема альтернатив состоит в том, что противнику предлагается выбор из двух или более непривлекательных для него вариантов решения проблемы, которые удовлетворяютют вашим собственным интересам. Такой прием психологически рассчитан на представляющиеся сопернику возможности «спасти лицо», хотя эти возможности и мнимы. Ведь предлагаемые альтернативы, по сути, являются тождественными по значимости для соперника, и выбора как такового у него нет.

 

Прием затвора отличается тем, что ультимативное воздействие на противника оказывается путем собственного ослабления контроля над ситуацией. В этом случае инициатор ультиматума имитирует создание безвыходной для себя ситуации, завязывая ее на тяжелые последствия при невыполнении требований другой стороной. Такой прием широко используется террористами.

 

При анализе ультимативной тактики важно учитывать условия ее применения. Профессиональное выдвижение ультиматума предполагает крайне невыгодное положение соперника в конфликте. Поэтому для достижения такой ситуации используются приемы выжидания: задержка начала переговоров, сознательное опоздание или неприбытие на установленную встречу, уход от контакта с соперником и т. п.

 

Кроме того, следует знать, что ультиматум может выдвигаться не только в начале переговоров с целью проведения их в желаемом направлении, но и в процессе переговоров. Как правило, в этом случае ультиматум направлен на перевод переговоров в русло силовой стратегии (например, «выигрыш-проигрыш»), либо на прекращение переговоров вообще. Во втором случае ультиматум предъявляется в заведомо неприемлемой для соперника форме. Здесь, кроме неприемлемых требований по содержанию, пускаются в ход оскорбления, нарушение правовых и нравственных норм. Все это используется с целью применить отказ противника для оправдания своих запланированных насильственных действий против него. Особенно широко такая тактика применяется в международных отношениях.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...