Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 2.1. Практическое занятие по теме «Идентификация конфликтов» (решение ситуационных задач) 3 глава




 

г) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уставных норм и правил поведения в конфликте;

 

д) обращение к медиатору.

 

5. Легитимизация конфликта – это:

 

а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;

 

б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;

 

в) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил поведения в конфликте;

 

г) обращение к медиатору;

 

д) придание конфликту широкой огласки.

 

6. Принципами управления конфликтами являются:

 

а) гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; опора на общественное мнение; комплексное использование способов и приемов воздействия;

 

б) гласность; объективность и адекватность оценки конфликта; анализ результатов деятельности; опора на общественное мнение;

 

в) конкретно-ситуационный подход; гласность; опора на положительные качества конфликтующих; применение биографического метода;

 

г) гласность; опора на общественное мнение; учет интересов руководства; прогнозирование;

 

д) прогнозирование, стимулирование; регулирование; разрешение.

 

7. Кем из ученых разработана модель применения власти по разрешению конфликта:

 

а) К. Томасом и Р. Киллменом;

 

б) Х. Корнелиус Ш. Фэйр;

 

в) Д. Скотт и Ч. Ликсоном;

 

г) М. Дойг и Д. Скотт;

 

д) Р. Фишером и У. Юри.

 

8. Предпосылками разрешения конфликта являются:

 

а) достаточная зрелость конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта;

 

б) достаточная зрелость конфликта; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон;

 

в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта; потребность субъектов конфликта в его разрешении; коллективная форма деятельности;

 

г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон; коллективная форма деятельности; лидерство в группе;

 

д) стиль руководства; высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности.

 

9. Что относится к форме разрешения конфликта:

 

а) порицание, юмор, убеждение, уступка;

 

б) уступка, компромисс, уход, сотрудничество;

 

в) требования, критика, убеждение, юмор;

 

г) уступка, требования, убеждение, критика;

 

д) подчинение; примирение; убеждение, согласование.

 

10. Какие виды деятельности по управлению конфликтом адекватны на этапе возникновения и развития конфликтной ситуации:

 

а) прогнозирование и предупреждение (стимулирование);

 

б) прогнозирование; предупреждение (стимулирование) и регулирование;

 

в) только прогнозирование;

 

г) только предупреждение (стимулирование);

 

д) только регулирование.

 

Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА Тема 5. Теории поведения личности в конфликте

 

При анализе конфликта и выборе адекватных решений по управлению этим конфликтом необходимо учитывать типичные модели поведения личностных субъектов конфликтного взаимодействия. В настоящей теме рассматриваются некоторые теории, раскрывающие поведение личности в конфликте, обусловленное различными факторами.

 

Материал для самостоятельного изучения

Основные модели поведения личности в конфликтном взаимодействии

 

В литературе выделяют три основные модели поведения личности в конфликтной ситуации: конструктивную, деструктивную и конформистскую (табл. 5.1). Каждая из этих моделей обусловлена предметом конфликта, образом конфликтной ситуации, ценностью межличностных отношений и индивидуально-психологическими особенностями субъектов конфликтного взаимодействия. Модели поведения отражают установки участников конфликта на его динамику и способ разрешения.

 

Давая общую оценку приведенным выше моделям поведения, отметим, что желательной и необходимой моделью является конструктивная. Деструктивная же модель поведения не может быть оправданной. Она способна превратить конструктивный конфликт в деструктивный.

 

Таблица 5.1

 

Основные модели поведения личности в конфликте

 

 

Опасность конформистской модели поведения заключается в том, что она способствует агрессивности соперника, а иногда и провоцирует ее. Иначе говоря, данная модель по сути дела является деструктивной, только с противоположным знаком. Но конформистская модель может играть и положительную роль. Если противоречия, вызвавшие конфликт, носят несущественный характер, то конформистское поведение ведет к быстрому разрешению такого конфликта.

Стратегии поведения в конфликте

 

Широкое распространение в конфликтологии получила разработанная К. Томасом и Р. Килменом двухмерная модель стратегий поведения личности в конфликтном взаимодействии. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.

 

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?», «Что я потеряю…?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника…?» и т. д. На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Часто бывает так, что отражение этих интересов происходит неосознанно, и тогда поведение в конфликтном взаимодействии насыщено мощным эмоциональным напряжением и носит спонтанный характер.

 

Оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса-Килмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

 

Графически двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена представлена на рис. 5.1.

 

 

Рис. 5.1. Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена

 

 

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

 

1) содержания предмета конфликта;

 

2) ценности межличностных отношений;

 

3) индивидуально-психологических особенностей личности.

 

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной. Если для одного из соперников межличностные отношения с другим (дружба, любовь, товарищество, партнерство и т. д.) не представляют никакой ценности, то и поведение его в конфликте будет отличаться деструктивным содержанием или крайними позициями в стратегии (принуждение, борьба, соперничество). И, наоборот, ценность межличностных отношений для субъекта конфликтного взаимодействия, как правило, является существенной причиной конструктивного поведения в конфликте или направленностью такого поведения на компромисс, сотрудничество, уход или уступку.

 

На основе вышеизложенного представляется возможным дополнить двухмерную модель Томаса-Килмена третьим измерением – ценностью межличностных отношений (МЛО). Схематически она представлена на рис. 5.2.

 

 

Рис. 5.2. Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте

Характеристика основных стратегий поведения

 

1. Принуждение (борьба, соперничество)

 

Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов в конфликте как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

 

Выбор в пользу борьбы отличается стилем поведения, который характерен для деструктивной модели. При такой стратегии активно используются власть, сила закона, связи, авторитет и т. д. Она является целесообразной и эффективной в двух случаях. Во-первых, при защите интересов дела от посягательств на них со стороны конфликтной личности. Например, конфликтная личность неуправляемого типа часто отказывается от выполнения непривлекательных заданий, «сваливает» свою работу на других и т. п. И во-вторых, при угрозе существованию организации, коллектива. В этом случае складывается ситуация «Кто кого…». Особенно часто она возникает в условиях реформирования предприятий и учреждений. Нередко при реформировании организационно-штатной структуры предприятия (учреждения) предполагаемые «вливания» одних подразделений в другие носят необоснованный характер. И в этих случаях человек, отстаивающий интересы таких подразделений, должен занимать жесткую позицию.

 

2. Уход

 

Стратегия ухода отличается стремлением уйти от конфликта. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка.

 

При анализе данной стратегии важно учитывать два варианта ее проявления:

 

а) когда предмет конфликта не имеет существенного значения ни для одного из субъектов и адекватно отражен в образах конфликтной ситуации;

 

б) когда предмет спора имеет существенное значение для одной или обеих сторон, но занижен в образах конфликтной ситуации, то есть субъекты конфликтного взаимодействия воспринимают предмет конфликта как несущественный. В первом случае стратегией ухода конфликт исчерпывается, а во втором случае он может иметь рецидив.

 

Межличностные отношения при выборе данной стратегии не подвергаются серьезным изменениям.

 

3. Уступка

 

Человек, придерживающийся данной стратегии, так же как и в предыдущем случае, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Направленность на личные интересы здесь низкая, а оценка интересов соперника высокая. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

 

Стратегия уступки имеет некоторое сходство и со стратегией принуждения. Это сходство заключено в выборе между ценностью предмета конфликта и ценностью межличностных отношений. В отличие от стратегии борьбы, в стратегии уступки приоритет отдается межличностным отношениям.

 

При анализе данной стратегии следует учитывать некоторые моменты.

 

• Иногда в такой стратегии отражается тактика решительной борьбы за победу. Уступка здесь может оказаться лишь тактическим шагом на пути достижения главной стратегической цели.

 

• Уступка может стать причиной неадекватной оценки предмета конфликта (занижение его ценности для себя). В этом случае принятая стратегия является самообманом и не ведет к разрешению конфликта.

 

• Данная стратегия может быть доминирующей для человека в силу его индивидуально-психологических особенностей. В частности, это характерно для конформистской личности, конфликтной личности «бесконфликтного» типа. В силу этого стратегия уступки может придать конструктивному конфликту деструктивную направленность.

 

При всех выделенных особенностях стратегии уступки важно иметь в виду, что она оправдана в тех случаях, когда условия для разрешения конфликта не созрели. И в этом случае она ведет к временному «перемирию», является важным этапом на пути конструктивного разрешения конфликтной ситуации.

 

4. Компромисс

 

Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов конфликтующих сторон на среднем уровне. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.

 

Стратегия компромисса не портит межличностные отношения. Более того, она способствует их положительному развитию.

 

При анализе данной стратегии важно иметь в виду ряд существенных моментов.

 

• Компромисс нельзя рассматривать как способ разрешения конфликта. Взаимная уступка часто является этапом на пути поиска приемлемого решения проблемы.

 

• Иногда компромисс может исчерпать конфликтую ситуацию. Это наступает при изменении обстоятельств, вызвавших напряженность. Например, два сотрудника претендовали на одну и ту же должность, которая должна освободиться через полгода. Но через три месяца ее сократили. Предмет конфликта исчез.

 

• Компромисс может принимать активную и пассивную формы. Активная форма компромисса может проявляться в заключении четких договоров, принятии каких-то обязательств и т. п. Пассивный компромисс – это не что иное, как отказ от каких-либо активных действий по достижению определенных взаимных уступок в тех или иных условиях. Иначе говоря, в конкретных условиях перемирие может быть обеспеченно пассивностью субъектов конфликтного взаимодействия. В предыдущем примере компромисс между двумя сотрудниками состоял в том, что никто из них не предпринимал ни прямых, ни косвенных активных действий по отношению друг к другу. Через три месяца должность, на которую они претендовали, была сокращена, каждый остался при своих интересах, а отсутствие ненужных «баталий» позволило сохранить между ними нормальные отношения.

 

Анализируя стратегию компромисса, следует иметь в виду и то, что условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.

 

Понятие «компромисс» близко по своему содержанию к понятию «консенсус». Сходство их заключается в том, что и компромисс и консенсус по своей сущности отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия. Поэтому при анализе и обосновании стратегии компромисса важно опираться на правила и механизмы достижения консенсуса в социальной практике.

 

5. Сотрудничество

 

Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

 

Анализируя стратегию сотрудничества в конфликтном взаимодействии, следует учитывать некоторые обстоятельства.

 

• Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

 

• Стратегия сотрудничества включает в себя все другие стратегии (уход, уступка, компромисс, противоборство). При этом другие стратегии в сложном процессе сотрудничества играют подчиненную роль, они в большей степени выступают психологическими факторами развития взаимоотношений между субъектами конфликта. Например, противоборство может быть использовано одним из участников конфликта как демонстрация своей принципиальной позиции в адекватной ситуации.

 

Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему.

Типы конфликтных личностей

 

Во многих учебных пособиях по конфликтологии описаны пять типов конфликтных личностей, которые мы приводим в табл. 5.2.

 

Таблица 5.2

 

Типы конфликтных личностей

 

Источники для углубленного изучения темы

 

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Гл. 14.

 

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

 

3. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 3.

 

4. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 2-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение; Владос, 1994. – С. 348–350.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите основные модели поведения в конфликтном взаимодействии.

 

2. Какая модель поведения в конфликте характеризуется стремлением уладить конфликт, доброжелательным отношением к сопернику?

 

3. Какой модели поведения в конфликте присущи нарушения этики общения, отказ от компромисса и т. п.?

 

4. Какая модель поведения в конфликте характеризуется непоследовательностью поведения, уходом от острых вопросов и т. п.?

 

5. Назовите основные стратегии поведения в конфликте по К. Томасу и Р. Килмену.

 

6. Охарактеризуйте условия, при которых субъект конфликта выбирает:

 

– стратегию борьбы;

 

– стратегию ухода;

 

– стратегию компромисса;

 

– стратегию уступки;

 

– стратегию сотрудничества.

 

7. Назовите основные типы конфликтных личностей.

 

8. Определите тип конфликтной личности по характеристикам, которые даны в каждом из приведенных ниже вариантов:

 

а) хочет быть в центре внимания; избегает кропотливой, систематической работы; налицо эмоциональное поведение;

 

б) подозрителен; обладает завышенной самооценкой; прямолинеен; обидчив;

 

в) импульсивен; непредсказуем; агрессивен; несамокритичен;

 

г) скрупулезно относится к работе; предъявляет повышенные требования к себе и окружающим; обладает повышенной тревожностью;

 

д) неустойчив в оценках и мнениях; внутренне противоречив; зависит от мнения окружающих; легко поддается внушению.

 

9. В чем главная опасность конформистской модели поведения в конфликте?

 

10. Дайте графическое изображение модели К. Томаса и Р. Килмена.

Занятие 5.1. Практическое занятие по теме «Мое поведение в конфликте» (занятие построено по методу тестирования)

 

Цель занятия. Закрепление знаний по основным проблемам поведения личности в конфликте, развитие навыков самооценки личности и формирование умений анализировать полученные результаты тестирования и вырабатывать программу самосовершенствования и самокоррекции поведения.

 

 

Порядок проведения занятия

 

Подготовительный период. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия по методу тестирования в целях самооценки личности. Им сообщают тему и цель занятия. Даются указания на самостоятельное изучение литературы и уяснение основных понятий: «модели поведения личности в конфликте»; «стратегии поведения в конфликте».

 

В ходе занятия. Студенты работают с тестами, с помощью преподавателя анализируют результаты, определяют пути коррекции поведения.

 

 

Тест 5.1. Оценка акцентуации характера по методике Шмишека

 

Инструкция. Вам предлагаются 97 вопросов, на каждый из которых вы должны ответить «да» или «нет». Не тратьте много времени на обдумывание. Здесь не может быть «плохих» или «хороших» ответов.

 

1. Ваше настроение, как правило, бывает ясным, неомраченным?

 

2. Восприимчивы ли вы к оскорблениям, обидам?

 

3. Легко ли вы плачете?

 

4. Возникают ли у вас по окончании какой-либо работы сомнения в качестве ее исполнения и прибегаете ли вы к проверке – правильно ли все было сделано?

 

5. Были ли вы в детстве таким же смелым, как ваши сверстники?

 

6. Часто ли у вас бывают резкие смены настроения (только что парили в облаках от счастья, и вдруг становится очень грустно)?

 

7. Бываете ли вы во время веселья в центре внимания?

 

8. Бывают ли у вас дни, когда вы без особых причин ворчливы и раздражительны и все считают, что вас лучше не трогать?

 

9. Всегда ли вы отвечаете на письма сразу после прочтения?

 

10. Вы человек серьезный?

 

11. Способны ли вы на время так сильно увлечься чем-нибудь, что все остальное перестает быть значимым для вас?

 

12. Предприимчивы ли вы?

 

13. Быстро ли вы забываете обиды и оскорбления?

 

14. Мягкосердечны ли вы?

 

15. Когда вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли вы, опустилось оно туда или нет?

 

16. Требует ли ваше честолюбие того, чтобы в работе (учебе) вы были одним из первых?

 

17. Боялись ли вы в детские годы грозы и собак?

 

18. Смеетесь ли вы иногда над неприличными шутками?

 

19. Есть ли среди ваших знакомых люди, которые считают вас педантичным?

 

20. Очень ли зависит ваше настроение от внешних обстоятельств и событий?

 

21. Любят ли вас ваши знакомые?

 

22. Часто ли вы находитесь во власти сильных внутренних порывов и побуждений?

 

23. Ваше настроение обычно несколько подавлено?

 

24. Случалось ли вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?

 

25. Трудно ли вам долго сидеть на одном месте?

 

26. Отстаиваете ли вы свои интересы, когда по отношению к вам допускается несправедливость?

 

27. Хвастаетесь ли вы иногда?

 

28. Смогли бы вы в случае надобности зарезать домашнее животное или птицу?

 

29. Раздражает ли вас, если штора или скатерть висит неровно, стараетесь ли вы это поправить?

 

30. Боялись ли вы в детстве оставаться дома один?

 

31. Часто ли портится ваше настроение без видимых причин?

 

32. Случалось ли вам быть одним из лучших в вашей профессиональной деятельности?

 

33. Легко ли вы впадаете в гнев?

 

34. Способны ли вы быть шаловливо-веселым?

 

35. Бывают ли у вас состояния, когда вы переполнены счастьем?

 

36. Смогли бы вы играть роль конферансье в веселых представлениях?

 

37. Лгали ли вы когда-нибудь в своей жизни?

 

38. Говорите ли вы людям свое мнение о них прямо в глаза?

 

39. Можете ли вы спокойно смотреть на кровь?

 

40. Нравится ли вам работа, когда только вы один ответственны за нее?

 

41. Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?

 

42. Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую темную комнату?

 

43. Предпочитаете ли вы деятельность, которую нужно выполнять долго и точно, той, которая не требует большой кропотливости и делается быстро?

 

44. Вы очень общительный человек?

 

45. Охотно ли вы в школе декламировали стихи?

 

46. Сбегали ли вы в детстве из дома?

 

47. Обычно вы без колебаний уступаете в автобусе место престарелым пассажирам?

 

48. Часто ли вам жизнь кажется тяжелой?

 

49. Случалось ли вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, что после этого вы чувствовали себя не в состоянии прийти на работу?

 

50. Можно ли сказать, что при неудаче вы сохраняете чувство юмора?

 

51. Стараетесь ли вы помириться, если кого-нибудь обидели? Предпринимаете ли вы первым шаги к примирению?

 

52. Очень ли вы любите животных?

 

53. Случалось ли вам, уходя из дома, возвратиться, чтобы проверить: не забыли ли вы выключить газ, свет и т. п.?

 

54. Беспокоили ли вас когда-нибудь мысли, что с вами или с вашими родственниками должно что-нибудь случиться?

 

55. Существенно ли зависит ваше настроение от погоды?

 

56. Трудно ли вам выступать перед большой аудиторией?

 

57. Можете ли вы, рассердясь на кого-либо, пустить в ход руки?

 

58. Очень ли вы любите веселиться?

 

59. Вы всегда говорите то, что думаете?

 

60. Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?

 

61. Привлекает ли вас роль организатора в каком-нибудь деле?

 

62. Упорствуете ли вы на пути к достижению цели, если встречается какое-либо препятствие?

 

63. Чувствовали ли вы когда-нибудь удовлетворение при неудачах людей, которые вам неприятны?

 

64. Может ли трагический фильм взволновать вас так, что у вас на глазах выступят слезы?

 

65. Часто ли вам мешают уснуть мысли о проблемах прошлого или о будущем дне?

 

66. Свойственно ли было вам в школьные годы подсказывать или давать списывать товарищам?

 

67. Смогли бы вы пройти в темноте один через кладбище?

 

68. Вы, не раздумывая, вернули бы лишние деньги в кассу, если бы обнаружили, что получили слишком много?

 

69. Большое ли значение вы придаете тому, что каждая вещь в вашем доме должна находиться на своем месте?

 

70. Случается ли, что, ложась спать в отличном настроении, следующим утром вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?

 

71. Легко ли вы приспосабливаетесь к новой ситуации?

 

72. Часто ли у вас бывают головокружения?

 

73. Часто ли вы смеетесь?

 

74. Сможете ли вы относиться к человеку, о котором вы плохого мнения, так приветливо, что никто не догадывается о вашем действительном отношении к нему?

 

75. Вы человек живой и подвижный?

 

76. Сильно ли вы страдаете, когда совершается несправедливость?

 

77. Вы страстный любитель природы?

 

78. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыты ли краны, погашен ли везде свет, заперты ли двери?

 

79. Пугливы ли вы?

 

80. Может ли употребленный вами алкоголь изменить ваше настроение?

 

81. Охотно ли вы принимаете участие в кружках художественной самодеятельности?

 

82. Тянет ли вас иногда уехать далеко от дома?

 

83. Смотрите ли вы обычно на жизнь несколько пессимистично?

 

84. Бывают ли у вас переходы от веселого настроения к тоскливому?

 

85. Можете ли вы развлекать общество, быть душой компании?

 

86. Долго ли вы храните чувство гнева, досады?

 

87. Переживаете ли вы длительное время горести других людей?

 

88. Всегда ли вы соглашаетесь с замечаниями в свой адрес, правильность которых сознаете?

 

89. Могли ли вы в школьные годы переписать из-за помарок страницу в тетради?

 

90. Вы по отношению к людям больше осторожны и недоверчивы, чем доверчивы?

 

91. Часто ли у вас бывают страшные сновидения?

 

92. Бывают ли у вас иногда такие навязчивые мысли, что если вы стоите на перроне, то можете против своей воли кинуться под приближающийся поезд или можете кинуться из окна верхнего этажа большого дома?

 

93. Становитесь ли вы веселее в обществе веселых людей?

 

94. Вы человек, который не думает о сложных проблемах, а если и занимается ими, то недолго?

 

95. Совершаете ли вы под влиянием алкоголя внезапные импульсивные поступки?

 

96. В беседах вы больше молчите, чем говорите?

 

97. Могли бы вы, изображая кого-нибудь, так увлечься, чтобы на время забыть, какой вы на самом деле?

 

Оценка результатов

 

Количество совпадающих с ключом ответов умножается на значение коэффициента соответствующего типа акцентуации. Если полученный результат превышает 18, то это свидетельствует о выраженности данного типа акцентуации. При этом, полученному результату можно доверять, если по позиции «ложь» вы набрали не более 5 баллов.

 

Ниже приводятся поведенческие характеристики основных типов акцентуации характера.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...