Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 2.1. Практическое занятие по теме «Идентификация конфликтов» (решение ситуационных задач) 2 глава




 

В ходе занятия

 

1. Студентам предлагается тест «Родитель – Взрослый – Ребенок».

 

 

Тест 3.1. «Родитель – Взрослый – Ребенок»

 

Попробуйте оценить, как сочетаются эти три «Я» в вашем поведении. Для этого оцените приведенные высказывания в баллах от 1 до 10.

 

1. Мне порой не хватает выдержки.

 

2. Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

 

3. Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей.

 

4. Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

 

5. Меня провести нелегко.

 

6. Мне бы понравилось быть воспитателем.

 

7. Бывает, мне хочется подурачится, как маленькому.

 

8. Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

 

9. Каждый должен выполнять свой долг.

 

10. Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

 

11. Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

 

12. Младшее поколение должно учиться у старшего, как ему следует жить.

 

13. Я, как и многие люди, бываю обидчив.

 

14. Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

 

15. Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

 

16. Я – увлекающийся человек.

 

17. Мой основной критерий оценки человека – объективность.

 

18. Мои взгляды непоколебимы.

 

19. Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

 

20. Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

 

21. Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.

 

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам таблицы:

 

1, 4, 7, 10, 13, 16, 19 – «Д» (Дитя);

 

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – «В» (Взрослый);

 

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 – «Р» (Родитель).

 

Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса. Если у вас получилась формула ВДР, то вы обладаете развитым чувством ответственности, в меру импульсивны, непосредственны и не склонны к назиданиям и поучениям. Вам можно пожелать лишь сохранить эти качества и впредь. Они помогут вам в любом деле, связанном с общением, коллективным трудом, творчеством.

 

Хуже, если на первом месте стоит Р, категоричность и самоуверенность противопоказаны, например, педагогу, организатору, словом, всем, кто в основном имеет дело с людьми, а не с машинами.

 

Сочетание РДВ порой способно осложнить жизнь обладателю такой характеристики. «Родитель» с детской непосредственностью режет «правду-матку», ни в чем не сомневаясь.

 

Д во главе приоритетной формулы – вполне приемлемый вариант, скажем, для научной работы. Эйнштейн, например, однажды шутливо объяснил причины своих научных успехов тем, что он развивался медленно и над многими вопросами задумывался лишь тогда, когда люди обычно перестают о них думать.

 

Но детская непосредственность хороша до определенных пределов. Если она начинает мешать делу, то, значит, пора взять свои эмоции под контроль.

 

2. Студентам предлагаются задачи, содержащие конкретные ситуации. Ситуации, описанные в задачах, они должны оценить на основе трансактного анализа. Решение задач обсуждается в учебной группе.

 

Задача 1

 

Проведите анализ межличностного взаимодействия и оцените его конфликтность в следующей ситуации.

 

Предприниматель обращается к налоговому инспектору: «На каком основании вы наложили штраф?». Инспектор: «Давайте разберемся». И, используя документы, разъясняет причину штрафа.

 

Задача 2

 

Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.

 

Руководитель спрашивает у своего заместителя: «Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы исключить опоздания на работу сотрудников?». Заместитель: «У меня есть некоторые соображения по этому поводу».

 

Задача 3

 

Проведите трансактный анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.

 

Руководитель обращается к своему заместителю со словами упрека: «Вы не смогли обеспечить своевременность выполнения поставленной задачи». Заместитель: «Меня отвлекли семейные обстоятельства».

 

Задача 4

 

Проведите анализ на предмет конфликтности межличностного взаимодействия в следующей ситуации.

 

Начальник отдела в конце рабочего дня обращается к сотруднику с просьбой остаться после работы для составления срочного отчета. Сотрудник отказывается, ссылаясь на усталость и на то, что рабочий день уже закончился.

 

В конце занятия студентам можно дать психокоррекционные упражнения для самостоятельной отработки (упражнения 1 и 2 взяты из кн.: Психологическая помощь и консультирование в практической психологии, 1999, с. 269).

 

Упражнение 1

 

Вступая в общение в реальных жизненных ситуациях, старайтесь определять позиции своих партнеров. Попробуйте поэкспериментировать с собственной позицией, всякий раз наблюдая и анализируя последствия ее изменения. Какие конкретно трансактные комбинации ведут к обострению ситуации, а какие – к конструктивному общению?

 

Упражнение 2

 

Проанализируйте привычные трансакции членов вашей семьи, друзей, коллег. С кем вам легче и приятнее общаться: с Родителями, Детьми или Взрослыми? Как вы думаете, почему? Есть ли у вас «любимая» позиция? Меняете ли вы свою трансакцию в зависимости от ситуации? Надо ли согласовывать свою позицию с позицией партнеров?

 

 

Контрольный тест

 

Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.

 

1. Конфликтогены – это:

 

а) слова, действия (или бездействия), которые могут привести к конфликту;

 

б) проявления конфликта;

 

в) причины конфликта, обусловленные социальным статусом личности;

 

г) состояния личности, которые наступают после разрешения конфликта;

 

д) поведенческие реакции личности в конфликте.

 

2. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «В общественном транспорте один пассажир нечаянно толкнул другого, не извинившись за причиненное неудобство. Второй пассажир в ответ на толчок нагрубил первому пассажиру… В конечном итоге между ними возникла драка…»:

 

а) тип Б;

 

б) тип В;

 

в) тип А;

 

г) тип Б и В;

 

д) тип А и Б.

 

3. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «Между двумя сотрудниками не сложились отношения. По ошибке письменное задание, предназначенное первому сотруднику, было адресовано второму. Второй расценил данный факт как попытку первого «свалить» свою работу на него. Между ними возник открытый конфликт…»:

 

а) тип Б;

 

б) тип А;

 

в) тип В;

 

г) тип Б и В;

 

д) тип А и В.

 

4. Определите тип конфликта в следующей ситуации: «Начальник принял на работу сотрудника в одно из подразделений, не согласовав этот вопрос с руководителем данного подразделения и без соответствующей проверки его профессиональной подготовки. Вскоре обнаружилось, что вновь принятый сотрудник оказался не способным выполнять обязанности по должности… Руководитель подразделения в служебной записке докладывает о профессиональной непригодности новичка и требует его увольнения. Между начальником и руководителем подразделения возник конфликт…»:

 

а) тип А;

 

б) тип В;

 

в) тип Б;

 

г) тип В и Б;

 

д) тип А, Б и В.

 

5. К какому типу конфликтогенов относятся следующие действия: приказание, угроза, замечание, критика, обвинение, насмешка?

 

а) снисходительное отношение;

 

б) негативное отношение;

 

в) менторские отношения;

 

г) нарушение этики;

 

д) нечестность и неискренность.

 

6. К какому типу конфликтов относятся следующие действия: унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивания?

 

а) хвастовство;

 

б) нарушение этики;

 

в) регрессивное поведение;

 

г) снисходительное отношение;

 

д) негативное отношение.

 

7. Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания – это формы проявления конфликтогенов, которые характеризуются как:

 

а) прямое негативное отношение;

 

б) хвастовство;

 

в) нечестность и неискренность;

 

г) менторские отношения;

 

д) регрессивное поведение.

 

8. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) трансакции «Родителя»:

 

а) требует; оценивает; проявляет беспомощность;

 

б) руководит; рассуждает; анализирует;

 

в) разговаривает на равных; проявляет чувства обиды; покровительствует;

 

г) работает с информацией; рассуждает; анализирует;

 

д) требует; осуждает; учит.

 

9. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции «Ребенка»:

 

а) проявляет чувство обиды; подчиняется; шалит;

 

б) требует; рассуждает; анализирует;

 

в) осуждает; учит; покровительствует;

 

г) оценивает; проявляет беспомощность, проявляет чувство страха;

 

д) подчиняется; одобряет; уточняет ситуацию.

 

10. Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции «Взрослого»:

 

а) проявляет чувство вины; руководит; уточняет ситуацию;

 

б) работает с информацией; анализирует; разговаривает на равных;

 

в) требует; покровительствует; руководит;

 

г) работает с информацией; покровительствует; руководит;

 

д) уточняет ситуацию; работает с информацией; руководит.

 

Тема 4. Технологии управления конфликтами

 

Управление конфликтами можно рассматривать в двух аспектах: внутреннем и внешнем. Первый из них заключается в управлении собственным поведением в конфликтном взаимодействии. Этот аспект носит психологический характер и находит свое отражение в теме 7 практикума. Внешний аспект управления конфликтами отражает организационно-технологические стороны этого сложного процесса, в котором субъектом управления может выступать руководитель (менеджер), лидер или посредник (медиатор). Именно в этом аспекте мы рассматриваем данную проблему.

 

Материал для самостоятельного изучения

Понятие управления конфликтом

 

Понятие «управление» имеет очень широкую сферу применения: «управление самоорганизующихся систем», «управление техническими системами», «управление обществом» и т. д.

 

Применительно к социальным системам управление представляет собой целенаправленный процесс оптимизации этих систем в соответствии с объективными законами. Что касается понятия «управление конфликтом», то можно дать следующее его определение:

 

Управление конфликтом– это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

 

В предложенном нами определении требует пояснения указание на целенаправленное воздействие в интересах развития или разрушения социальной системы. Дело в том, что в функциональном плане конфликты отличаются противоречивостью. Одни из них носят конструктивный характер и способствуют развитию сопряженной с ними социальной системы, при условии адекватной динамики конфликтов. Другие же носят деструктивный характер и способствуют разрушению социальной системы. Поэтому субъекты социального управления в зависимости от отношения к конкретной социальной системе могут целенаправленно воздействовать на динамику происходящих в ней конфликтов в соответствии со своими интересами. Заметим, что вопросы использования деструктивных конфликтов в социальной практике могут быть предметом изучения отдельной отрасли конфликтологии – деструктивной конфликтологии.

 

Для нас важен конструктивный аспект управления конфликтами. Иначе говоря, основная цель управления конфликтами будет заключаться в том, чтобы предотвращать деструктивные конфликты и способствовать адекватному разрешению конструктивных.

Содержание управления конфликтами

 

Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности:

 

• прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;

 

• предупреждение или стимулирование конфликта;

 

• регулирование конфликта;

 

• разрешение конфликта.

 

Содержание управления конфликтами находится в строгом соответствии с их динамикой, которая отражена в табл. 4.1.

 

Прогнозирование конфликта– это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии.

 

Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. В коллективе, например, такими условиями и факторами могут быть: стиль управления; уровень социальной напряженности; социально-психологический климат; лидерство и микрогруппы и другие социально-психологические явления.

 

Таблица 4.1

 

Содержание управления конфликтом и его динамика

 

 

Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов.

 

Предупреждение конфликта– это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта.

 

Но конфликты можно предупреждать, осуществляя в целом эффективное управление социальной системой. В данном случае управление конфликтом (в том числе и предупреждение конфликта) является составной частью общего процесса управления в этой системе. Основными путями такого предупреждения конфликтов в организациях могут быть:

 

• постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;

 

• подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

 

• соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности;

 

• воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения и др.

 

Подобную форму предупреждения конфликтов в отличие от предыдущей можно назвать превентивной.

 

Стимулирование конфликта– это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д. Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие в управлении конфликтами, нарушение его, как правило, приводит к печальным последствиям.

 

Регулирование конфликта– это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Регулирование как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности.

 

I этап. Признание реальности конфликта конфликтующими сторонами.

 

II этап. Легитимизация конфликта, то есть достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.

 

III этап. Институциализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.

 

Кроме того, в процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии, которые представлены в табл. 4.2.

 

Разрешение конфликта– это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта. Разрешение – это заключительный этап управления конфликтом.

 

Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению.

 

Таблица 4.2

 

Технологии регулирования конфликта

 

 

В реальной практике по управлению конфликтами важно учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения.

 

Предпосылки разрешения конфликта:

 

• достаточная зрелость конфликта;

 

• потребность субъектов конфликта в его разрешении;

 

• наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.

 

Формы разрешения:

 

• уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);

 

• согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);

 

• взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);

 

• перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).

 

Способы разрешения:

 

• административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда и т. п.);

 

• педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.).

 

Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами

 

Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами зависит от многих факторов – содержания самого конфликта, условий его возникновения и развития и многих других.

 

Поэтому универсальный алгоритм деятельности руководителя по управлению конфликтами предложить невозможно. Но какие-то основные, целесообразные шаги в таком алгоритме можно выделить. Их мы представим в табл. 4.3.

 

В процессе управленческой деятельности по разрешению конфликтов и в выборе алгоритма такой деятельности для руководителя важно учитывать следующие принципы управления конфликтами:

 

• объективности и адекватности оценки конфликта;

 

• конкретно-ситуационного подхода;

 

• гласности;

 

• демократического воздействия, опоры на общественное мнение;

 

• комплексного использования способов и приемов воздействия.

 

Таблица 4.3

 

Алгоритм управления конфликтом

 

 

Не менее важным для руководителя в управлении конфликтами является учет некоторых негативных факторов принятия конструктивных решений, которые представлены в табл. 4.4, а также использование различных видов психологической власти по разрешению конфликтов, разработанных Х. Корнелиус и Ш. Фэйр и отраженных в табл. 4.5.

 

Таблица 4.4

 

Негативные факторы принятия конструктивных решений по конфликту

 

 

Таблица 4.5

 

Различия в подходах к применению власти по разрешению конфликтов, по Х. Корнелиус и Ш. Фэйр

 

 

Примечание. Для конструктивного разрешения конфликтов следует использовать лишь власть влияния.

 

 

Источники для углубленного изучения темы

 

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Разд. VII; VIII.

 

2. Зеркин Д. П. Основы конфликтологии: Курс лекций. Лекция 9. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

 

3. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. – Минск: Амалфея, 1998. – С. 238–250.

 

4. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 12.

 

5. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. – М.: Инфра-М, 1996.

 

6. Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика. – М.: Экмос, 1998. – C. 94-132.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Приведите определение понятия «управление конфликтом».

 

2. Какие виды деятельности субъекта управления включают в свое содержание процесс управления конфликтом?

 

3. Объясните понятия: «прогнозирование конфликта» и «предупреждение конфликта».

 

4. Что следует понимать под регулированием конфликта?

 

5. Перечислите этапы регулирования конфликта.

 

6. Перечислите важнейшие технологии регулирования конфликта.

 

7. Что следует понимать под разрешением конфликта?

 

8. Перечислите предпосылки разрешения конфликта.

 

9. Перечислите принципы управления конфликтами.

 

10. Перечислите негативные факторы принятия конструктивных решений по конфликту.

Занятие 4.1. Тема: «Технологии управления конфликтами». Дидактическая игра «Оценка глубины конфликта»

 

Цель занятия. Развитие у студентов навыков оценки глубины конфликтной ситуации с использованием специальных методик и формирование у них умений принимать адекватные решения по поводу поведения субъектов конфликта в конфликтном взаимодействии.

 

 

Порядок проведения игры

 

Подготовительный этап. За одну-две недели студентам выдают задание и установку на подготовку к игре. Суть задания состоит в следующем.

 

1. Студенты получают тест «Оценка глубины конфликта» для изучения его содержания.

 

2. Для апробации теста обучаемые самостоятельно должны проанализировать конфликтные ситуации, которые происходили с их участием или которые они наблюдали, на предмет оценки выраженности каждого из 8 факторов, представленных в тесте, и быть готовыми к докладу по этому вопросу на занятии.

 

 

Тест 4.1. Оценка глубины конфликта

 

В целях оценки конфликтной ситуации и характера поведения субъекта, улаживающего конфликт, вашему вниманию предлагается данный тест. В тесте представлены 8 основных позиций, имеющих непосредственное отношение к конфликтной ситуации. Ваша задача состоит в том, чтобы оценить выраженность каждого фактора по 5-балльной шкале. Сильная выраженность факторов левой стороны теста оценивается 1 баллом, а правой – 5 баллами. После оценки каждой позиции в тесте следует подсчитать общую сумму баллов, которая будет свидетельствовать о глубине конфликта.

 

Оценка результатов

 

Сумма баллов, равная 35–40, свидетельствует о том, что конфликтующие заняли по отношению друг к другу жесткую позицию.

 

Сумма баллов, равная 25–34, указывает на колебания в отношениях конфликтующих сторон.

 

Рекомендации субъектам, улаживающим конфликт:

 

а) если вы руководитель, то:

 

– при сумме баллов 35–40 вы должны выступать в роли обвинителя и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к административным мерам;

 

– при сумме баллов 25–34 вы должны выступать в роли консультанта и для разрешения конфликтной ситуации в основном следует прибегать к психологическим мерам;

 

– при сумме баллов менее 24 вы должны выступать в роли воспитателя и в этом случае для разрешения конфликтной ситуации целесообразно использовать педагогические меры;

 

б) если вы являетесь медиатором, то:

 

– при сумме баллов 35–40 следует предпринять меры по разъединению конфликтующих сторон и приступить к переговорам с ними дизъюнктивным способом (см. с. 153) до снижения накала борьбы между ними;

 

– при сумме баллов 25–34 можно попытаться на очередной встрече в переговорном процессе перевести конфликт в конструктивную фазу;

 

– при сумме баллов менее 24 можно активизировать усилия по подготовке конструктивного решения.

 

В ходе занятия. 1. Проводится игровая разминка. В течение 1015 минут заслушиваются и анализируются задания студентов, выполненные ими на подготовительном этапе.

 

2. Создаются и анализируются игровые ситуации.

 

Игровая ситуация. Студенты разбиваются на игровые группы по 4 человека. В каждой игровой группе 2 человека играют роль конфликтующих, 1 – роль менеджера и 1 медиатора (в ходе игры студенты меняются ролями). Далее преподаватель дает игровую установку:

 

• конфликтующим – определяется предмет конфликта и направление конфликтного взаимодействия, которое они должны разыграть (направление взаимодействия не должно быть известно другим участникам игры);

 

• менеджеру и медиатору – сообщаются предмет конфликта и дается ролевая установка на оценку глубины конфликта между условными конфликтантами методом беседы с ними, наблюдения за их поведением, опираясь на тестовые позиции, и принятия решения на разрешение конфликта.

 

На подготовку к ролевому взаимодействию участникам дается 10 минут. На ролевое взаимодействие отводится 10–15 минут.

 

Каждый игровой сюжет обсуждается.

 

 

Контрольный тест

 

Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.

 

1. Управление конфликтами – это:

 

а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики;

 

б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт;

 

в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;

 

г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними;

 

д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих.

 

2. Содержание управления конфликтами включает:

 

а) прогнозирование; предупреждение (стимулирование); регулирование; разрешение;

 

б) прогнозирование; предупреждение (стимулирование); разрешение;

 

в) прогнозирование; регулирование; разрешение;

 

г) прогнозирование; анализ; предупреждение; разрешение;

 

д) анализ конфликтной ситуации; прогнозирование; предупреждение; разрешение.

 

3. Признание реальности конфликтующими сторонами; легитимизация конфликта и институциализация конфликта входят в содержание:

 

а) прогнозирования конфликта;

 

б) предупреждения конфликта;

 

в) стимулирования конфликта;

 

г) регулирования конфликта;

 

д) разрешения конфликта.

 

4. Институциализация конфликта – это:

 

а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта;

 

б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия;

 

в) форма привлечения общественности для разрешения конфликта;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...