Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 2.1. Практическое занятие по теме «Идентификация конфликтов» (решение ситуационных задач) 10 глава




 

12. Я пессимист

 

а) да (0)

 

б) в исключительных случаях (3)

 

в) нет (5)

 

13. Как всякий думающий человек, я анализирую свое поведение

 

а) часто (0)

 

б) иногда (3)

 

в) редко (5)

 

14. Жизнь – грустная штука

 

а) вообще, да (0)

 

б) утверждение слишком общее (3)

 

в) это не так (5)

 

15. «Смех – это здоровье»

 

а) банальное утверждение (0)

 

б) об этом стоит помнить в трудных ситуациях (3)

 

в) вовсе нет (5)

 

16. Люди меня недооценивают

 

а) увы, это так (0)

 

б) не придаю этому большого значения (3)

 

в) вовсе нет (5)

 

17. Я сужу о других слишком сурово

 

а) часто (0)

 

б) иногда (3)

 

в) редко (5)

 

18. После полосы неудач всегда приходит успех

 

а) верю в это, хотя и знаю, что это вера в чудеса (5)

 

б) может и так, но научного подтверждения этому нет (3)

 

в) не верю в это, потому что это вера в чудеса (0)

 

19. Я веду себя агрессивно

 

а) часто (0)

 

б) иногда (3)

 

в) редко (5)

 

20. Бываю одинок

 

а) очень редко (5)

 

б) иногда (3)

 

в) слишком часто (0)

 

21. Люди недоброжелательны

 

а) большинство (0)

 

б) некоторые (3)

 

в) вовсе нет (5)

 

22. Не верю, что можно достичь того, что очень хочешь

 

а) потому что не знаю того, кому это удалось (0)

 

б) иногда это удается (3)

 

в) это не так, я верю! (5)

 

23. Требования, которые передо мной поставила жизнь, превышали мои возможности

 

а) часто (0)

 

б) иногда (3)

 

в) редко (5)

 

24. Наверно, каждый человек недоволен своей внешностью

 

а) я думаю, да (0)

 

б) наверное, иногда (3)

 

в) я так не думаю (5)

 

25. Когда я что-то делаю или говорю, бывает, меня не понимают

 

а) часто (0)

 

б) иногда (3)

 

в) очень редко (5)

 

26. Я люблю людей

 

а) да (5)

 

б) утверждение слишком общее (3)

 

в) нет (0)

 

27. Случается, я сомневаюсь в своих способностях

 

а) часто (0)

 

б) иногда (3)

 

в) редко (5)

 

28. Я доволен собой

 

а) часто (5)

 

б) иногда (3)

 

в) редко (0)

 

29. Считаю, что следует к себе быть более критичным, чем к другим людям

 

а) да (0)

 

б) не знаю (3)

 

в) нет (5)

 

30. Верю, что мне хватит сил реализовать свои жизненные планы

 

а) да (5)

 

б) по-разному бывает (3)

 

в) нет (0)

 

 

Оценка результатов

 

Внимание: если вы не набрали одинаковое количество очков (например, 0 и 0, 3 и 3, 5 и 5) в следующих парах: 3 и 18, 9 и 25, 12 и 22 – то общий результат теста можно считать случайным, недостоверным.

 

0-40 очков– к сожалению, вы закомплексованы. Себя оцениваете негативно, «зациклились» на своих слабостях, недостатках, ошибках. Постоянно боретесь с собой, и это только усугубляет и ваши комплексы, и саму ситуацию, еще более осложняет ваши отношения с людьми. Попробуйте думать о себе иначе: сконцентрируйтесь на том, что есть в вас сильного, теплого, хорошего и радостного. Увидите, что очень скоро изменится ваше отношение к себе и к окружающему миру.

 

41–80 очков. У вас есть все возможности самому прекрасно справиться со своими комплексами. В общем-то, они не очень мешают вам жить. Временами вы боитесь анализировать себя, свои поступки. Запомните: прятать голову в песок – дело совершенно бесперспективное, до добра не доведет и может только на время разрядить обстановку. От себя не убежишь, смелее!

 

81-130 очков– вы не лишены комплексов, как и всякий нормальный человек, но прекрасно справляетесь со своими проблемами. Объективно оцениваете свое поведение и поступки людей. Свою судьбу держите в своих руках. В компаниях чувствуете себя легко и свободно, и люди чувствуют себя так же легко в вашем обществе. Совет: так держать!

 

131–150 очков– вы думаете, что у вас вообще нет комплексов. Не обманывайте себя, такого просто не бывает. Придуманный вами мир и собственный образ – далеки от реальности. Самообман и завышенная самооценка небезопасны. Попробуйте посмотреть на себя со стороны. Комплексы ведь для того, чтобы с ними справляться или… чтобы их полюбить. Вас хватит и на то, и на другое. В противном случае, ваш комплекс самовлюбленности перерастет в зазнайство, высокомерие, вызовет неприязнь к вам окружающих людей, существенно испортит вашу жизнь.

 

 

Тест 8.5. Определение темперамента по методике Г. Айзенка

 

Инструкция. Вам предлагается 57 вопросов. На каждый вопрос отвечайте только «да» или «нет». Не тратьте время на обсуждение вопросов, здесь не может быть хороших или плохих ответов, так как это не испытание умственных способностей.

 

 

Вопросы

 

1. Часто ли вы испытываете тягу к новым впечатлениям, к тому, чтобы отвлечься, испытать сильные ощущения?

 

2. Часто ли вы чувствуете, что нуждаетесь в друзьях, которые могут вас понять, ободрить, посочувствовать?

 

3. Считаете ли вы себя беззаботным человеком?

 

4. Очень ли трудно вам отказаться от своих намерений?

 

5. Обдумываете ли вы свои дела не спеша и предпочитаете ли подождать, прежде чем действовать?

 

6. Всегда ли вы сдерживаете свои обещания, даже если вам это невыгодно?

 

7. Часто ли у вас бывают спады и подъемы настроения?

 

8. Быстро ли вы обычно действуете и говорите?

 

9. Возникало ли у вас когда-нибудь чувство, что вы несчастны, хотя никакой серьезной причины для этого не было?

 

10. Верно ли, что «на спор» вы способны решиться на все?

 

11. Смущаетесь ли вы, когда хотите познакомиться с человеком противоположного пола, который вам симпатичен?

 

12. Бывает ли когда-нибудь, что, разозлившись, вы выходите из себя?

 

13. Часто ли бывает, что вы действуете необдуманно, под влиянием момента?

 

14. Часто ли вас беспокоит мысль о том, что вам не следовало что-либо делать или говорить?

 

15. Предпочитаете ли вы чтение книг встречам с людьми?

 

16. Верно ли, что вас легко задеть?

 

17. Любите ли вы часто бывать в компании?

 

18. Бывают ли у вас такие мысли, которыми вам бы не хотелось делиться с другими?

 

19. Верно ли, что иногда вы настолько полны энергии, что все горит в руках, а иногда чувствуете усталость?

 

20. Стараетесь ли вы ограничивать круг своих знакомств небольшим числом самых близких друзей?

 

21. Много ли вы мечтаете?

 

22. Когда на вас кричат, отвечаете ли вы тем же?

 

23. Считаете ли вы все свои привычки хорошими?

 

24. Часто ли у вас появляется чувство, что вы в чем-то виноваты?

 

25. Способны ли вы иногда дать волю своим чувствам и беззаботно развлекаться в веселой компании?

 

26. Можно ли сказать, что нервы у вас часто бывают натянуты до предела?

 

27. Слывете ли вы за человека живого и веселого?

 

28. После того как дело сделано, часто ли вы мысленно возвращаетесь к нему и думаете, что смогли бы сделать лучше?

 

29. Чувствуете ли вы себя неспокойно, находясь в большой компании?

 

30. Бывает ли, что вы передаете слухи?

 

31. Бывает ли, что вам не спится из-за того, что в голову лезут разные мысли?

 

32. Если вы хотите что-то узнать, вы предпочитаете найти это в книге или спросить у людей?

 

33. Бывает ли у вас сильное сердцебиение?

 

34. Нравится ли вам работа, требующая сосредоточенности?

 

35. Бывают ли у вас приступы дрожи?

 

36. Всегда ли вы говорите правду?

 

37. Бывает ли вам неприятно находиться в компании, где подшучивают друг над другом?

 

38. Раздражительны ли вы?

 

39. Нравится ли вам работа, требующая быстродействия?

 

40. Верно ли, что вам часто не дают покоя мысли о разных неприятностях и ужасах, которые могли бы произойти, хотя все кончилось благополучно?

 

41. Верно ли, что вы неторопливы в движениях и несколько медлительны?

 

42. Опаздывали ли вы когда-нибудь на работу или на встречу с кем-либо?

 

43. Часто ли вам снятся кошмары?

 

44. Верно ли, что вы так любите поговорить, что не упускаете любого случая побеседовать с новым человеком?

 

45. Беспокоят ли вас какие-нибудь боли?

 

46. Огорчились бы вы, если бы долго не могли видеться с друзьями?

 

47. Вы нервный человек?

 

48. Есть ли среди ваших знакомых те, которые вам явно не нравятся?

 

49. Вы уверенный в себе человек?

 

50. Легко ли вас задевает критика ваших недостатков или вашей работы?

 

51. Трудно ли вам получить настоящее удовольствие от мероприятий, в которых участвует много народу?

 

52. Беспокоит ли вас чувство, что вы чем-то хуже других?

 

53. Сумели бы вы внести оживление в скучную компанию?

 

54. Бывает ли, что вы говорите о вещах, в которых совсем не разбираетесь?

 

55. Беспокоитесь ли вы о своем здоровье?

 

56. Любите ли вы подшутить над другими?

 

57. Страдаете ли вы бессонницей?

 

Обработка результатов

 

Эмоциональная устойчивость

 

Экстраверсия– находится сумма ответов «да» в вопросах: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56 и ответов «нет» в вопросах: 5, 15, 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

 

Если сумма баллов находится в пределах от 0 до 10, то вы интроверт, замкнуты в рамках собственного внутреннего мира.

 

Если 15–24, то вы экстраверт, общительны, обращены к внешнему миру.

 

Если 11–14, то вы амбиверт, общаетесь, когда вам это нужно.

 

Невротизм– находится количество ответов «да» в вопросах: 2, 4, 7, 9, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35, 38, 40, 43, 45, 47, 50, 52, 55, 57.

 

Если количество ответов «да» находится в пределах от 0 до 10, то – эмоциональная устойчивость.

 

Если 11–16, то – эмоциональная впечатлительность. Если 17–22, то появляются отдельные признаки расшатанности нервной системы.

 

Если 23–24, то – невротизм, граничащий с патологией, возможен срыв, невроз.

 

Ложь– находится сумма баллов ответов «да» в вопросах: 6, 24, 36 и ответов «нет» в вопросах: 12, 18, 30, 42, 48, 54.

 

Если набранное количество баллов 0–3 – норма человеческой лжи, ответам можно доверять.

 

Если 4–5, то сомнительно.

 

Если 6–9, то ответы недостоверны.

 

Если ответам можно доверять, по полученным данным строится график.

 

Сангвиник-экстраверт: стабильная личность, социален, направлен к внешнему миру, общителен, порой болтлив, беззаботный, веселый, любит лидерство, много друзей, жизнерадостен.

 

Холерик-экстраверт: нестабильная личность, необидчив, возбужден, несдержан, агрессивен, импульсивен, оптимистичен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. В ситуации стресса – склонность к истерико-психопатическим реакциям.

 

Флегматик-интроверт: стабильная личность, медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив, мирный, сдержанный, надежный, спокойный в отношениях, способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

 

Меланхолик-интроверт: нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, внешне сдержан, но в душе очень эмоционален, чувствителен, расстраивается и переживает, склонен к тревоге, депрессиям, грусти; в напряженных ситуациях возможен срыв или ухудшение деятельности («стресс кролика»).

Занятие 8.2. Игра-тренинг «Внутриличностные конфликты»[12]

 

Цель занятия. Показать студентам механизмы вовлечения человека в состояние внутриличностного конфликта, ознакомить их со способами предотвращения конфликта и выхода из него, научить их методам стрессоустойчивости. Участники игры:

 

1. Чиновник.

 

2. Начальник чиновника.

 

3. Представитель общественности.

 

4. Проситель.

 

5. Представитель местной мафии.

 

6. Жена чиновника.

 

7. Совесть чиновника.

 

8. Группа экспертов.

 

В игре могут принять участие от 7–8 до 30 человек и более.

 

 

Игровая ситуация

 

1. Муниципальный отдел по аренде и использованию земли возглавляет некий чиновник. Отдел получил распоряжение соответствующих городских властей, запрещающее использование детских, спортивных, игровых и иных площадок для каких-либо других целей (например, застройки, организации автостоянок и др.). Однако непосредственный начальник чиновника интерпретирует полученное распоряжение по-своему и требует от чиновника дать соответствующие указания на ликвидацию некой детской площадки. Чиновник начинает выполнять указание начальника.

 

2. В это же время к чиновнику на прием приходят посетители: представитель общественности, который требует соблюдения закона и восстановления детской площадки; проситель, предлагающий взятку за предоставление ему в аренду очищаемой (освобождаемой) территории; представитель местной мафии, угрожающий чиновнику расправой, если искомая территория не будет передана его людям.

 

3. Окончив рабочий день, чиновник идет домой и с ним происходит следующее: диалог со своей совестью по поводу того, что произошло с ним за день; разговор с женой, которая недовольна его постоянными задержками на работе («дети без отца; жена без мужа»). В свою очередь, чиновника раздражает то, что его не понимают даже дома, в семье.

 

 

Схема проведения игры-тренинга

 

 

Порядок проведения игры

 

1. Распределить все перечисленные роли среди студентов (роль чиновника распределяется только по желанию претендента). Назначить группу экспертов.

 

2. Игра начинается с разговора начальника с чиновником. Дальнейший порядок игры описан в «Игровой ситуации».

 

3. В ходе игры участники меняются ролями, привлекаются еще не вовлеченные непосредственно игроки.

 

4. Высказывание экспертов и подведение итогов игры-тренинга.

 

Предостережение (для руководителя игры). Игра-тренинг «Внутриличностный конфликт» предполагает высокое эмоционально-психологическое напряжение игроков, особенно играющих роль чиновника. В ходе игры необходимо внимательно следить за психологическим состоянием «чиновника», а при необходимости останавливать игру и менять роли. В заключение игры необходимо провести «реабилитацию» всех «чиновников»: сделать всесторонний анализ ситуации и выходов из них; ознакомить всех участников игры со способами защиты от фрустрации.

 

 

Контрольный тест

 

Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.

 

1. Внутриличностный конфликт – это:

 

а) глубокие эмоциональные переживания личностью своих неудач;

 

б) состояние тревоги, вызываемое предстоящей сложной ситуацией;

 

в) столкновение противоположно направленных мотивов личности;

 

г) столкновение противоположно направленных поведенческих характеристик личности;

 

д) внутренние колебания личности, стоящей перед выбором средств для достижения конкретной цели.

 

2. Кому из ученых принадлежит разработка учения о борьбе между эросом и танатосом, как природной основе внутриличностных конфликтов?

 

а) З. Фрейду;

 

б) А. Адлеру;

 

в) К. Юнгу;

 

г) Э. Фромму;

 

д) Э. Эриксону.

 

3. Кому из ученых принадлежит разработка учения об экстраверсии и интроверсии, как объективной природе внутриличностных конфликтов?

 

а) З. Фрейду;

 

б) А. Адлеру;

 

в) К. Юнгу;

 

г) Э. Фромму;

 

д) К. Левину.

 

4. Кому из ученых принадлежит разработка «Теории комплекса неполноценности»?

 

а) З. Фрейду;

 

б) А. Адлеру;

 

в) К. Юнгу;

 

г) Э. Фромму;

 

д) Э. Эриксону.

 

5. Кому из ученых принадлежит разработка теории «экзистенциальной дихотомии»?

 

а) З. Фрейду;

 

б) А. Адлеру;

 

в) К. Юнгу;

 

г) Э. Фромму;

 

д) Э. Эриксону.

 

6. Кому из ученых принадлежит разработка теории «мотивационных конфликтов»?

 

а) З. Фрейду;

 

б) А. Адлеру;

 

в) К. Юнгу;

 

г) Э. Фромму;

 

д) К. Левину.

 

7. Эквивалентный внутриличностный конфликт – это:

 

а) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере не привлекательными объектами;

 

б) конфликт, связанный с выбором двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов;

 

в) конфликт, связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны;

 

г) конфликт, связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью не получает одобрения в обществе, коллективе или семье;

 

д) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутреннем мире личности склонности к экстраверсии и интроверсии.

 

8. Амбивалентный внутриличностный конфликт – это:

 

а) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере не привлекательными объектами;

 

б) конфликт, связанный с выбором двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов;

 

в) конфликт связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны;

 

г) конфликт связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью не получает одобрения в обществе, коллективе или семье;

 

д) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутреннем мире личности склонности к экстраверсиии – интроверсии.

 

9. Витальный внутриличностный конфликт – это:

 

а) конфликт, связанный с выбором между двумя в равной мере не привлекательными объектами;

 

б) конфликт, связанный с выбором двух или более в равной степени привлекательных и взаимоисключающих объектов;

 

в) конфликт, связанный с выбором объекта, в котором одновременно присутствуют привлекательная и непривлекательная стороны;

 

г) конфликт, связанный с ситуацией, когда ожидаемый результат решения какой-либо задачи личностью не получает одобрения в обществе, коллективе или семье;

 

д) конфликт, связанный с сочетанием в равной мере во внутреннем мире личности склонности к экстраверсиии-интроверсии.

 

10. Формами проявления внутриличностных конфликтов являются:

 

а) неврастения; эйфория; сублимация; идеализация; номадизм; рационализация;

 

б) неврастения; эйфория; регрессия; проекция; номадизм; рационализация;

 

в) неврастения, эйфория; идеализация; проекция; рационализация; вытеснение;

 

г) неврастения; эйфория; регрессия; проекция; номадизм; переориентация;

 

д) компромисс; уход; переориентация; сублимация; идеализация; вытеснение.

 

Тема 9. Межличностные конфликты

 

К самым распространенным психологическим конфликтам относятся межличностные конфликты. Они охватывают практически все сферы человеческих отношений. Любой конфликт в конечном итоге так или иначе сводится к межличностному. Даже в межгосударственных конфликтах происходят столкновения между лидерами или представителями государств. Поэтому знание особенностей межличностных конфликтов, причин их возникновения и способов управления ими является важной составляющей в профессиональной подготовке любого специалиста. Эти и другие аспекты межличностных конфликтов раскрываются в данной теме.

 

Материал для самостоятельного изучения темы

Понятие межличностного конфликта и его особенности

 

Строгого определения межличностного конфликта, видимо, дать нельзя. Но когда мы говорим о таком конфликте, то нам сразу представляется картина противоборства двух человек на основе столкновения противоположно направленных мотивов.

 

Межличностные конфликты имеют свои отличительные особенности, которые сводятся к следующему.

 

1. В межличностных конфликтах противоборство людей происходит непосредственно, здесь и сейчас, на основе столкновения их личных мотивов. Соперники сталкиваются лицом к лицу.

 

2. В межличностных конфликтах проявляется весь спектр известных причин: общих и частных, объективных и субъективных.

 

3. Межличностные конфликты для субъектов конфликтного взаимодействия являются своеобразным «полигоном» проверки характеров, темпераментов, проявления способностей, интеллекта, воли и других индивидуально-психологических особенностей.

 

4. Межличностные конфликты отличаются высокой эмоциональностью и охватом практически всех сторон отношений между конфликтующими субъектами.

 

5. Межличностные конфликты затрагивают интересы не только конфликтующих, но и тех, с кем они непосредственно связаны либо служебными, либо межличностными отношениями.

Сферы проявления межличностных конфликтов

 

Межличностные конфликты, как уже отмечено выше, охватывают все сферы человеческих отношений. В табл. 9.1 представлены основные сферы межличностных конфликтов с выделением некоторых их типов и причин.

Управление межличностными конфликтами

 

Управление межличностными конфликтами можно рассматривать в двух аспектах – внутреннем и внешнем. Внутренний аспект предполагает применение технологий эффективного общения и рационального поведения в конфликте (см. тему 6). Внешний аспект отражает управленческую деятельность со стороны руководителя (менеджера) или другого субъекта управления по отношению к конкретному конфликту. Содержание такой деятельности на каждом этапе управления представлено в табл. 9.2.

 

В процессе управления межличностными конфликтами важно учитывать их причины и факторы (см. табл. 9.3), а также характер межличностных отношений конфликтантов до конфликта, их взаимные симпатии и антипатии. В табл. 9.4 дается типология межличностных конфликтов к такому основанию.

 

Таблица 9.1

 

Сферы межличностных конфликтов

 

 

Таблица 9.2

 

Управление межличностными конфликтами

 

 

Таблица 9.3

 

Причины и факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну

 

 

Таблица 9.4

 

Классификация межличностных конфликтов в зависимости

 

от взаимной направленности субъектов S1 и S2 в межличностных

 

отношениях (симпатии – (+) и антипатии – (-))

 

 

Источники для углубленного изучения

 

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999. – Гл. 26.

 

2. Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

 

3. Козырев Г. И. Введение в конфликтологию. – М.: Владос, 1999. – С. 144–146.

 

4. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. – СПб.: Лань, 1999. – Гл. 5.

 

5. Психология. Учебник / Под ред. А. А. Крылова – М.: Проспект, 1998. – Гл. 20.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Перечислите особенности межличностных конфликтов.

 

2. Перечислите сферы проявления межличностных конфликтов.

 

3. Назовите типы межличностных конфликтов в организации.

 

4. Перечислите основные причины межличностных конфликтов в организации.

 

5. Назовите основные причины межличностных конфликтов в обществе.

 

6. Назовите основные причины межличностных конфликтов в семье.

 

7. Раскройте основное содержание управленческой деятельности по прогнозированию межличностных конфликтов и их предупреждению.

 

8. Раскройте основное содержание управленческой деятельности по регулированию и разрешению межличностных конфликтов.

 

9. Перечислите причинные факторы межличностных конфликтов по В. Линкольну.

 

10. Назовите типы межличностных конфликтов в зависимости от взаимной направленности субъектов в личностных отношениях.

Занятие 9.1. Самооценка методом тестирования готовности к межличностному взаимодействию. Практическое занятие по теме «Межличностные конфликты»

 

Цель занятия. Закрепление знаний студентов по основным проблемам теории межличностных конфликтов, развитие у них навыков самооценки личности и формирование умений анализировать полученные результаты тестирования и корректировать свое поведение в межличностных отношениях.

 

 

Порядок проведения занятия

 

Подготовительный этап. За одну-две недели студенты получают установку на проведение занятия в форме тестирования в целях самооценки личности и коррекции своего поведения в межличностном взаимодействии. Им сообщают тему и цель занятия. Дают указания на самостоятельное изучение литературы и уяснение основных понятий: «межличностный конфликт», «особенности межличностных конфликтов», «причины межличностных конфликтов».

 

В ходе занятия. Студентам предлагают пройти представленные ниже тесты. Преподаватель организует обсуждение результатов тестирования и оказывает методическую помощь в выработке программы самосовершенствования и самокоррекции поведения.

 

 

Тест 9.1. Оценка темперамента по методике А. Белова

 

В нижеприведенных «паспортах» холерика, сангвиника, флегматика и меланхолика отметьте знаком «+» те качества, которые присущи вам. Затем по формуле А. Белова вычислите соотношение базовых темпераментов. Это будет характеризовать ваш интегральный темперамент.

«Паспорт» холерика

 

«Паспорт» сангвиника

 

 

«Паспорт» флегматика

 

«Паспорт» меланхолика

 

Формула темперамента (А. Белова)

 

 

где Фт – формула темперамента (интегральный темперамент); А – общее число плюсов по всем типам темперамента; Ax – общее число плюсов в «паспорте» холерика; Ac – общее число плюсов в «паспорте» сангвиника; Аф – общее число плюсов в «паспорте» флегматика; Ам – общее число плюсов в «паспорте» меланхолика.

 

Оценка результатов

 

Если доля какого-либо темперамента в результате составляет 40 % и выше, то данный тип темперамента является у вас доминирующим. Если этот результат составляет 30–39 %, то качества данного типа выражены достаточно ярко.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...