Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 2.1. Практическое занятие по теме «Идентификация конфликтов» (решение ситуационных задач) 11 глава




 

 

Тест 9.2. Самооценка агрессивности

 

Инструкция. Выберите в каждом вопросе один из вариантов ответа. Если на какой-либо вопрос не сможете найти ответа, то при подсчете набранных баллов оцените его в 2 очка.

 

1. Склонны ли вы искать пути к примирению после конфликта?

 

а) всегда;

 

б) иногда;

 

в) никогда.

 

2. Как вы ведете себя в критической ситуации? а) внутренне кипите;

 

б) сохраняете полное спокойствие;

 

в) теряете самообладание.

 

3. Каким считают вас коллеги?

 

а) самоуверенным;

 

б) дружелюбным;

 

в) спокойным.

 

4. Как вы отреагируете, если вам предложат ответственную должность, на которой можно «погореть»?

 

а) примете ее с некоторыми опасениями;

 

б) согласитесь без колебаний;

 

в) откажетесь от нее ради собственного спокойствия.

 

5. Как вы будете себя вести, если кто-то из ваших коллег без разрешения возьмет бумагу с вашего стола?

 

а) выдадите ему «по первое число»;

 

б) попросите вернуть;

 

в) проигнорируете.

 

6. Какими словами вы встретите жену, если она вернулась с работы позже обычного?

 

а) «Что это тебя так задержало?»;

 

б) «Где ты торчишь допоздна?»;

 

в) «Я уже начал волноваться».

 

(Женщинам – тот же вопрос про мужа. Холостым – как встретите опоздавшего на встречу.)

 

7. Как вы ведете себя за рулем автомобиля (своего или будучи с ребенком на автодроме)?

 

а) стараетесь обогнать машину, показавшую вам «хвост»;

 

б) вам все равно, сколько автомобилей вас обошло;

 

в) помчитесь с такой скоростью, чтобы никто не догнал вас (на автодроме будете «таранить»).

 

8. Какими вы считаете свои взгляды на жизнь?

 

а) уравновешенными;

 

б) легко меняющимися;

 

в) твердыми.

 

9. Что вы предпринимаете, если не все удается?

 

а) находите виновного (из числа окружающих);

 

б) смиряетесь;

 

в) становитесь впредь осторожнее.

 

10. Как вы отреагируете на информацию о распущенности современной молодежи?

 

а) «Ловить и отправлять в колонию!»;

 

б) «Пуританство, видно, сегодня не в моде»;

 

в) «Надо ввести полицию нравов и штрафовать как следует!».

 

11. Что вы ощущаете, если должность, которую вы хотели занять, досталась другому?

 

а) «И зачем я только на это нервы тратил?»;

 

б) «Видно, его физиономия шефу приятнее!»;

 

в) «Может быть, мне это удастся в другой раз».

 

12. Как вы смотрите страшный фильм?

 

а) боитесь;

 

б) скучаете;

 

в) получаете истинное удовольствие.

 

13. Как вы относитесь к состязанию, игре?

 

а) стараетесь победить;

 

б) по-олимпийски: главное не победа, а участие;

 

в) расстраиваетесь очень сильно, если проигрываете.

 

14. Если из-за дорожной пробки вы опоздали на важное совещание:

 

а) будете нервничать во время заседания;

 

б) попытаетесь оправдаться;

 

в) огорчитесь.

 

15. Как вы поступите, если вас плохо обслужили в ресторане, кафе?

 

а) стерпите, избегая скандала;

 

б) вызовете администратора;

 

в) отправитесь с жалобой к директору ресторана (кафе).

 

16. Как вы себя поведете, если вашего ребенка (младшего брата, сестру) обидят в школе?

 

а) поговорите с учителем;

 

б) устроите скандал родителям «малолетнего преступника»;

 

в) посоветуете ребенку дать сдачу.

 

17. Какой, по-вашему, вы человек?

 

а) недостаточно уверенный в себе;

 

б) уверенный;

 

в) настойчивый, а некоторые говорят – «пробивной».

 

18. Как вы ответите подчиненному или младшему по возрасту, с которым вы столкнулись в дверях и он начал извиняться?

 

а) «Простите, это моя вина»;

 

б) «Ничего, пустяки!»;

 

в) «А повнимательнее вы быть не можете?!».

 

19. Как вы среагируете на статью в газете о случаях хулиганства среди подростков?

 

а) «Когда же наконец ими займутся?»;

 

б) «Для начала выпороть, а если не поможет – отправить в колонию!»;

 

в) «Нельзя все валить на них, виноваты и воспитатели».

 

20. Представьте, что вам предстоит заново родиться, но уже животным. Какое животное вы предпочтете?

 

а) тигра;

 

б) домашнюю кошку;

 

в) медведя.

 

Оценка результатов

 

Каждый ваш ответ оценивается от 1 до 3 очков. Оценку эту вы найдете в приводимой таблице.

 

35–44 очка. Вы умеренно агрессивны, но вполне успешно идете по жизни, поскольку у вас достаточно здорового честолюбия и уверенности.

 

45 очков и более. Вы излишне агрессивны, при этом нередко оказываетесь чрезмерно жестоки к другим людям и неуравновешенны. Вы надеетесь взобраться «наверх», рассчитывая на себя, и добиться успеха, жертвуя интересами окружающих. Поэтому вас не удивляет неприязнь сослуживцев, но при малейшей возможности вы стараетесь их за это наказать.

 

34 очка и менее. Вы чрезмерно миролюбивы, что, возможно, обусловлено недостаточной уверенностью в своих силах и возможностях. Это, конечно, не значит, что вы, как травинка, гнетесь под любым ветерком… И все же побольше решительности вам не помешает.

 

Если по 7 и более вопросам вы набрали по 3 очка и менее чем по 7 вопросам – по 1 очку, то взрывы вашей агрессивности носят скорее разрушительный, чем конструктивный характер. Вы склонны к непродуманным поступкам и ожесточенным дискуссиям. Вы относитесь к людям пренебрежительно и своим поведением провоцируете конфликтные ситуации, которых вполне могли бы избежать.

 

Если же по 7 и более вопросам вы получили по 1 очку и менее чем по 7 вопросам – по 3 очка, то вы чрезмерно замкнуты. Это не значит, что вам тоже не присущи вспышки агрессивности, но вы подавляете их слишком тщательно.

 

 

Тест 9.3. Оценка межличностных отношений по методике Т. Лири

 

Инструкция. Перед вами опросник, содержащий различные характеристики. Следует внимательно прочесть каждую и подумать, соответствует ли она вашему представлению о себе: если да, то в регистрационном листе перечеркните крестом соответствующую порядковому номеру характеристики цифру, если нет, то не делайте никаких пометок. Постарайтесь проявить максимальную внимательность и откровенность, чтобы избежать неверных трактовок полученных результатов и необходимости повторного обследования.

 

Итак, какой вы человек?

 

1. Умеете нравиться.

 

2. Производите впечатление на окружающих.

 

3. Умеете распоряжаться, приказывать.

 

4. Умеете настоять на своем.

 

5. Обладаете чувством собственного достоинства.

 

6. Независимый.

 

7. Способны сами позаботиться о себе.

 

8. Можете проявить безразличие.

 

9. Способны быть суровым.

 

10. Строгий, но справедливый.

 

11. Можете быть искренним.

 

12. Критичны к другим.

 

13. Любите поплакаться.

 

14. Часто печальны.

 

15. Способны проявить недоверие.

 

16. Часто разочаровываетесь.

 

17. Способны быть критичным к себе.

 

18. Способны признать свою неправоту.

 

19. Охотно подчиняетесь.

 

20. Покладистый.

 

21. Благодарный.

 

22. Восхищающийся и склонный к подражанию.

 

23. Уважительный.

 

24. Ищущий одобрения.

 

25. Способны к сотрудничеству, взаимопониманию.

 

26. Стремитесь ужиться с другими.

 

27. Доброжелательный.

 

28. Внимательный и ласковый.

 

29. Деликатный.

 

30. Одобряющий.

 

31. Отзывчивый к призывам о помощи.

 

32. Бескорыстный.

 

33. Способны вызывать восхищение.

 

34. Пользуетесь у других восхищением.

 

35. Обладаете талантом руководителя.

 

36. Любите ответственность.

 

37. Уверены в себе.

 

38. Самоуверенны и напористы.

 

39. Деловитый, практичный.

 

40. Склонный к соперничеству.

 

41. Стойкий и крутой, где надо.

 

42. Неумолимый, но беспристрастный.

 

43. Раздражительный.

 

44. Открытый и прямолинейный.

 

45. Не терпите, чтобы вами командовали.

 

46. Скептичны.

 

47. На вас трудно произвести впечатление.

 

48. Обидчивый, щепетильный.

 

49. Легко смущаетесь.

 

50. Неуверенный в себе.

 

51. Уступчивый.

 

52. Скромный.

 

53. Часто прибегаете к помощи других.

 

54. Очень почитаете авторитеты.

 

55. Охотно принимаете советы.

 

56. Доверчивы и стремитесь радовать других.

 

57. Всегда любезны в обхождении.

 

58. Дорожите мнением окружающих.

 

59. Общительный и уживчивый.

 

60. Добросердечный.

 

61. Добрый, вселяющий уверенность.

 

62. Нежный и мягкосердечный.

 

63. Любите заботиться о других.

 

64. Щедрый.

 

65. Любите давать советы.

 

66. Производите впечатление значительности.

 

67. Начальственно-повелительный.

 

68. Властный.

 

69. Хвастливый.

 

70. Надменный, самодовольный.

 

71. Думаете только о себе.

 

72. Хитрый.

 

73. Нетерпимы к ошибкам других.

 

74. Расчетливый.

 

75. Откровенный.

 

76. Часто недружелюбный.

 

77. Озлобленный.

 

78. Жалобщик.

 

79. Ревнивый.

 

80. Долго помните обиды.

 

81. Склонный к самобичеванию.

 

82. Застенчивый.

 

83. Безынициативный.

 

84. Кроткий.

 

85. Зависимый, несамостоятельный.

 

86. Любите подчиняться.

 

87. Предоставляете другим принимать решения.

 

88. Легко попадаете впросак.

 

89. Легко поддаетесь влиянию друзей.

 

90. Готовы довериться любому.

 

91. Благорасположены ко всем без разбора.

 

92. Всем симпатизируете.

 

93. Прощаете все.

 

94. Переполнены чрезмерным сочувствием.

 

95. Великодушны и терпимы к недостаткам.

 

96. Стремитесь помочь каждому.

 

97. Стремитесь к успеху.

 

98. Ожидаете восхищения от каждого.

 

99. Распоряжаетесь другими.

 

100. Деспотичны.

 

101. Относитесь к другим с чувством превосходства.

 

102. Тщеславный.

 

103. Эгоистичный.

 

104. Холодный, черствый.

 

105. Язвительный, насмешливый.

 

106. Злой, жестокий.

 

107. Часто бываете в гневе.

 

108. Бесчувственный, равнодушный.

 

109. Злопамятный.

 

110. Проникнуты духом противоречия.

 

111. Упрямый.

 

112. Недоверчивый, подозрительный.

 

113. Робкий.

 

114. Стыдливый.

 

115. Услужливый.

 

116. Мягкотелый.

 

117. Почти никому не возражаете.

 

118. Навязчивый.

 

119. Любите, чтобы вас опекали.

 

120. Чрезмерно доверчивы.

 

121. Стремитесь снискать расположение каждого.

 

122. Со всеми соглашаетесь.

 

123. Всегда со всеми дружелюбны.

 

124. Всех любите.

 

125. Слишком снисходительны к окружающим.

 

126. Стараетесь утешить каждого.

 

127. Заботитесь о других в ущерб себе.

 

128. Портите людей чрезмерной добротой.

 

 

Регистрационный лист

 

Фамилия____________________ Имя____________________

 

Отчество____________________

 

Дата заполнения____________________

 

Возраст____________________

 

 

После заполнения регистрационного листа подсчитываются результаты по 8 вариантам межличностного взаимодействия. Для этого используется ключ, в котором выделены 8 октантов, содержащих по 16 номеров каждый. Варианты межличностного взаимодействия:

 

1) властный, лидирующий;

 

2) независимо-доминирующий;

 

3) прямолинейный, агрессивный;

 

4) недоверчивый, скептический;

 

5) покорно-застенчивый;

 

6) зависимый, послушный;

 

7) склонный к сотрудничеству, конвенциональный;

 

8) ответственно-великодушный. Вариант властный, лидирующий. Оценка до 8 баллов– уверенность в себе, умение быть хорошим советчиком, наставником и организатором, свойства руководителя. Оценка до 12 баллов – нетерпимость к критике, переоценка собственных возможностей. Оценка выше 12 баллов – директивный стиль высказываний, черты деспотизма, потребность командовать другими.

 

Вариант независимо-доминирующий. Оценка в пределах 11 баллов– стиль межличностных отношений от уверенного, независимого, склонного к соперничеству, до самодовольного, с выраженным чувством собственного превосходства над окружающими. Оценка 12–16 баллов – тенденция иметь особое мнение, отличное от мнения большинства, занимать обособленную позицию в группе.

 

Вариант прямолинейный, агрессивный. Оценка до 10 баллов– искренность, непосредственность, прямолинейность, настойчивость в достижении цели. При оценках более 10 баллов – чрезмерное упорство, недружелюбие, несдержанность и вспыльчивость.

 

Вариант недоверчивый, скептический. Оценка до 8 баллов– реалистичность суждений и поступков, скептицизм и отсутствие конформизма. При оценке более 12 баллов перечисленные качества перерастают в крайне обидчивый и недоверчивый модус отношения к окружающим с выраженной склонностью к критицизму, с недовольством и подозрительностью.

 

Вариант покорно-застенчивый. Оценка до 8 баллов– скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдержанный, послушно и честно выполняет свои обязанности. При оценках более 12 баллов – полная покорность, повышенное чувство вины, самоунижение.

 

Вариант зависимый, послушный. При оценке 8-10 баллов– потребность в помощи и доверии со стороны окружающих, в их признании. При оценке более 12 баллов – сверхконформизм, полная зависимость от мнения окружающих.

 

Вариант сотрудничающий, конвенциональный. Оценка в пределах 8 баллов– склонный к сотрудничеству, кооперации; гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях; стремится быть в согласии с мнением окружающих; сознательно конформный. При оценке выше 8 баллов – дружелюбный и любезный со всеми; стремится «быть хорошим» для всех без учета ситуации.

 

Вариант ответственно-великодушный. Оценка до 8 баллов– ответственный по отношению к людям, деликатный, мягкий, добрый, бескорыстный, отзывчивый. При оценке более 8 баллов – мягкосердечность, сверхобязательность, гиперсоциальность установок, подчеркнутый альтруизм.

 

Ключ к методике

 

Контрольный тест

 

Выберите вариант правильного ответа в каждом из 10 вопросов.

 

1. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления, как: стремление к превосходству; проявление агрессии; проявление эгоизма; нарушение обещаний?

 

а) информационные факторы;

 

б) поведенческие факторы;

 

в) факторы отношений;

 

г) ценностные факторы;

 

д) структурные факторы.

 

2. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления, как: неполные и неточные факторы; слухи, невольная дезинформация; преждевременная информация или информация, переданная с опозданием; ненадежность источников информации; посторонние факторы; неадекватные акценты.

 

а) информационные факторы;

 

б) поведенческие факторы;

 

в) факторы отношений;

 

г) ценностные факторы;

 

д) структурные факторы.

 

3. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления, как: дисбаланс в отношениях; несовместимость по ценностям, по интересам, манерам поведения в общении; различие в образовательном уровне; классовые различия; негативный опыт отношений в прошлом; уровень доверия и авторитетности.

 

а) информационные факторы;

 

б) поведенческие факторы;

 

в) факторы отношений;

 

г) ценностные факторы;

 

д) структурные факторы.

 

4. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления, как: верование и поведение (предрассудки, предпочтения, приоритеты); приверженность к групповым традициям, ценностям, нормам; религиозные, культурные, политические и другие ценности; нравственные ценности (представления о доброте и зле, справедливости и несправедливости и т. п.).

 

а) информационные факторы;

 

б) поведенческие факторы;

 

в) факторы отношений;

 

г) ценностные факторы;

 

д) структурные факторы.

 

5. Какой тип факторов межличностных конфликтов по В. Линкольну связан с такими формами их проявления, как: власть, система управления; право собственности; нормы поведения, «правила игры» и т. п.; социальная принадлежность.

 

а) информационные факторы;

 

б) поведенческие факторы;

 

в) факторы отношений;

 

г) ценностные факторы;

 

д) структурные факторы.

 

6. Определите тип межличностного конфликта по модели межличностных отношений:

 

 

а) взаимно-положительный;

 

б) взаимно-отрицательный;

 

в) односторонне положительно-отрицательный;

 

г) односторонне противоречиво-положительный;

 

д) взаимно-противоречивый.

 

7. Определите тип межличностного конфликта по модели межличностных отношений:

 

 

а) взаимно-положительный;

 

б) взаимно-отрицательный;

 

в) односторонне положительно-отрицательный;

 

г) односторонне противоречиво-положительный;

 

д) взаимно-противоречивый.

 

8. Определите тип межличностного конфликта по модели межличностных отношений:

 

 

а) взаимно-положительный;

 

б) взаимно-отрицательный;

 

в) односторонне положительно-отрицательный;

 

г) односторонне противоречиво-положительный;

 

д) взаимно-противоречивый.

 

9. Определите тип межличностного конфликта по модели межличностных отношений:

 

 

а) взаимно-положительный;

 

б) взаимно-отрицательный;

 

в) односторонне положительно-отрицательный;

 

г) односторонне противоречиво-положительный;

 

д) взаимно-противоречивый.

 

10. Определите тип межличностного конфликта по модели межличностных отношений:

 

 

а) взаимно-положительный;

 

б) взаимно-отрицательный;

 

в) односторонне положительно-отрицательный;

 

г) односторонне противоречиво-положительный;

 

д) взаимно-противоречивый.

 

Тема 10. Групповые конфликты

 

Групповые конфликты менее распространены в социальной практике, чем межличностные, но они всегда более масштабны и тяжелы по своим последствиям. Каждый из нас на работе или в любом другом групповом взаимодействии может быть втянут в групповой конфликт. Опасность таких конфликтов заключается в том, что они часто возникают из-за амбиций лидеров, «экс-руководителей» и т. п.

 

Существуют и другие причины межгрупповых конфликтов. Знание теории групповых конфликтов, как и других типов психологических конфликтов, является не только важнейшей составляющей профессиональной подготовки специалистов самых различных направлений, но и важнейшим ориентиром для каждого из нас в групповых взаимоотношениях. В данной теме рассматриваются различные аспекты таких конфликтов.

 

Материал для самостоятельного изучения

Понятие групповых конфликтов и их классификация

 

Групповые конфликты представляют собой не что иное, как противоборство, в котором хотя бы одна из сторон представлена малой социальной группой.

 

Такое противоборство возникает на основе столкновения противоположно направленных групповых мотивов. Исходя из сказанного, можно выделить два основных типа групповых конфликтов: конфликт «личность-группа» и конфликт «группа-группа».

 

Каждый из выделенных типов групповых конфликтов имеет свою специфику по основным признакам.

Конфликт «личность-группа»

 

Конфликты между личностью и группой возникают в среде групповых взаимоотношений и отличаются некоторыми особенностями, которые следует учитывать в управлении этими конфликтами.

 

Первая особенность связана со структурой такого конфликта. Субъектом в нем, с одной стороны, выступает личность, а с другой – группа. Стало быть, конфликтное взаимодействие здесь происходит на основе столкновения личностных и групповых мотивов, а образы конфликтной ситуации представлены первым субъектом в индивидуальных взглядах и оценках, а вторым – в групповых.

 

Вторая особенность отражает специфику причин рассматриваемого конфликта. А такие причины непосредственно связаны с положением индивида в группе, которое характеризуется такими понятиями, как «позиция», «статус», «внутренняя установка», «роль», «групповые нормы».

 

Позиция– официальное, определяемое должностью положение личности в группе.

 

 

Статус – реальное положение личности в системе внутри-групповых отношений, степень ее авторитетности. Статус может быть высоким, средним и низким.

 

 

Внутренняя установка – субъективное восприятие личностью своего статуса в группе.

 

 

Роль – нормативно заданный или коллективно одобряемый образец поведения личности в группе.

 

 

Групповые нормы – общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы.

 

Причины возникающих между личностью и группой конфликтов всегда связаны: а) с нарушением ролевых ожиданий; б) с неадекватностью внутренней установки статусу личности (особенно конфликтность личности с группой наблюдается при завышении у нее внутренней установки); в) с нарушением групповых норм.

 

Третья особенность находит свое отражение в формах проявления данного конфликта. Такими формами могут быть: применение групповых санкций; существенное ограничение или полное прекращение неформального общения членов группы с конфликтующим; резкая критика в адрес конфликтующего; эйфория со стороны конфликтующего и т. д.

 

Классификация конфликтов «личность-группа»

 

При анализе конфликтов между личностью и группой важно учитывать их многообразие. В табл. 10.1 приводится классификация таких конфликтов.

 

Таблица 10.1

 

Классификация конфликтов типа «личность-группа»

 

 

Управление конфликтами между личностью и группой

 

Специфика управления конфликтами между личностью и группой представлена в табл. 10.2.

 

Таблица 10.2

 

Управление конфликтами типа «личность-группа»

 

 

Межгрупповые конфликты

 

В межгрупповом конфликте противоборствующими сторонами выступают группы (малые, средние или микрогруппы). В основе такого противоборства лежит столкновение противоположно направленных групповых мотивов (интересов, ценностей, целей). В этом состоит одна из существенных особенностей таких конфликтов.

 

В процессе управления межгрупповыми конфликтами важно учитывать и некоторые другие их особенности.

 

Во-первых, следует определять специфику межгруппового конфликта по содержанию некоторых его структурных элементов. В частности, при анализе такого конфликта важно учитывать субъективное содержание образа конфликтной ситуации, который носит характер групповых взглядов, мнений, оценок. Характеристика типичного субъективного содержания конфликтной ситуации межгруппового конфликта сводится к трем явлениям:

 

1. «Деиндивидуализация» взаимного восприятия. Члены конфликтующих групп воспринимают друг друга по схеме «Мы – Они».

 

2. Неадекватное социальное, групповое сравнение. В групповых мнениях своя группа оценивается выше, а достоинства противоборствующей группы занижаются.

 

3. Групповая атрибуция. В этом случае позитивное поведение своей группы и негативное поведение чужой группы объясняется внутренними причинами. А соответственно негативное поведение своей группы и позитивное поведение чужой объясняется внешними обстоятельствами.

 

Во-вторых, специфика межгрупповых конфликтов отражается и в их классификации, которая приводится в табл. 10.3.

 

В-третьих, межгрупповые конфликты отличаются и по формам, в которых они проявляются и протекают. Такими формами являются:

 

• собрания, совещания, митинги групп;

 

• забастовки;

 

• встречи лидеров;

 

• дискуссии;

 

• переговоры.

 

Управление межгрупповыми конфликтами

 

При принятии управленческих решений по межгрупповым конфликтам важно учитывать не только особенности, но и функции этих конфликтов. В этом плане следует иметь в виду такие функции, как:

 

• сплочение группы, отстаивающей справедливые интересы;

 

• раскол группы, отстаивающей незаконные интересы;

 

• утверждение статуса личности в группе.

 

Содержание управления межгрупповыми конфликтами отражено в табл. 10.4.

 

Таблица 10.3

 

Классификация межгрупповых конфликтов

 

 

Таблица 10.4

 

Управление межгрупповыми конфликтами

 

 

Окончание табл. 10.4

 

 

Источники для углубленного изучения темы

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...