Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура бюджета предприятия




 

Бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.

Обычно создание бюджетов осуществляется в рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты решают задачи распределения экономических ресурсов, на­ходящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов прида­ет количественную определенность выбранным перспективам сущест­вования фирмы.

К числу основных задач бюджетирования относится следующее:

– обеспечение текущего планирования;

– обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;

– обоснование затрат предприятия;

– создание базы для оценки и контроля планов предприятия;

– исполнение требований законов и контрактов.

Выгоды качественного составления бюджетов и контроля за их исполнением с излишком окупают затраты на их внедрение и разработку. Безусловно, очень многое зависит от специфики деятельности предприятия, но даже небольшим фирмам рекомендуется применение бюджетирования (например, в сокращенном варианте).

Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается с двумя группами проблем: методические проблемы и организационные. Опыт автора доказывает, что, как правило, самым трудным в бюджетировании является этап его внедрения на предприятие. Приватизированные предприятия получили в наследство огромный опыт составления документов, ненужных предприятию в рыночной экономике. Поэтому, принципиально важным является решения высшего менеджмента о внедрении бюджетирования в новом реальном масштабе ценностей. И с этого момента по существу начинается серьезная работа, основные этапы которой состоят в следующем:

– изучение внутренней и внешней документации предприятия, его структуры и взаимодействия подразделений, механизмов управленческого учета и т.д.;

– поиск наименее болезненных путей вовлечения управленческой команды предприятия в процесс бюджетирования;

– разработка плана внедрения бюджетирования (дальнейшие все действия будут определены планом внедрения);

– пересмотра старых или разработки новых внутренних стандартов;

– создание информационной базы для бюджетирования, предусматривающей разработку новых отчетов по подразделениям, приближенных к специфике деятельности предприятия;

– создание новых или реорганизация старых подразделений для осуществления процесса бюджетирования;

– разработка или приобретение программного обеспечения и его установка на внутренней сети предприятия;

– обучение персонала.

Трудоемкий процесс внедрения системы бюджетирования может длиться месяцами и даже годами. Помимо временных затрат требует высококвалифицированных специалистов в области бюджетирования и компьютерной техники. Как правило, украинские предприятия не в силах самостоятельно провести эти работы, привлечение консалтинговой фирмы обходится и дешевле и значительно надежней.

Теперь перейдем к процессу бюджетирования как таковому.

Бюджеты составляются как для структурных подразделений, так и для компании в целом. Бюджеты подразделений сводятся в единый бюджет предприятия называемый основным или головным. Американские финансовые менеджеры говорят Master Budget.

С точки зрения последовательности подготовки документов для составления основного бюджета выделяют две составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:

1) Подготовка операционного бюджета;

2) Подготовка финансового бюджета.

Перечень операционных бюджетов, как правило, исчерпывается следующим списком:

– бюджета продаж;

– бюджета производства;

– бюджета производственных запасов;

– бюджета прямых затрат на материалы;

– бюджета производственных накладных расходов;

– бюджета прямых затрат на оплату труда;

– бюджета коммерческих расходов;

– бюджета управленческих расходов;

– прогнозного отчета о прибыли.

К числу финансовых бюджетов относятся

– инвестиционный бюджет;

– бюджет денежных средств;

– прогнозный баланс.

Последовательность формирования основного бюджета удобно представить в виде блок-схемы (рис. 3.3). Данная блок-схема не отражает всех возможных взаимосвязей между бюджетами, но описывает логическую последовательность процесса бюджетирования.

 
 

 

 


Рис. 3.3. Блок-схема формирования основного бюджета

 

Прежде, чем приступать к изучению методики подготовки основного бюджета рассмотрим некоторые аспекты философии бюджетирования:

1) Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные маркетинговые и производственные цели.

2) Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижимости целей невыгодны для предприятия.

3) Эффективность принятых бюджетов оценивают в процессе диагностики состояния предприятия.

4) При составлении бюджетов следует опираться на документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности.

5) Производить бюджетирование без применения вычислительных средств (локальной компьютерной сети) и соответствующего программного обеспечения невозможно в реальном масштабе времени и ценности.

Несколько слов в отношении временного характера бюджета. Традиционным считается разбиение года на 12 месяцев и составление всех бюджетных таблиц для каждого месяца в отдельности. Необходимо сознавать, что в этом случае целый месяц представляется одной точкой времени. Зачастую это не устраивает финансового менеджера, и он стремится производить дальнейшее более детальной бюджетирования с разбивкой месяца на недели или на декады. Такой случай можно считать идеальным. Главная проблема его практической реализации – это оперативное обеспечение процесса бюджетирования исходными данными. Практическая истина здесь очень проста: запрограммировать процесс планирования – это только часть задачи. Гораздо сложнее обеспечить информационную поддержку этому процессу в реальном масштабе времени.

В дальнейшем последовательно дадим краткую характеристику каждому из частных бюджетов в общей системе процесса бюджетирования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...