Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка бюджета на заводе прохладительных напитков




(деловая ситуация)

 

Отшумел юбилей, посвященный годовщине существования компании «Колибри». Молодая компания достойно проработала свой первый год, получив достаточную прибыль, доказав свою жизнеспособность, честно завоевав место под солнцем на украинском рынке прохладительных напитков.

Год назад группа предприимчивых бизнесменов организовала небольшой завод по производству прохладительных напитков. Было закуплено оборудование, арендованы производственные и складские помещения, офис. В компании помимо производственного отдела и бухгалтерии был организован компетентный отдел маркетинга.

Компания «Колибри» начала производство прохладительных безалкогольных напитков трех видов: «Колибри», «Лимонад» и «Крем-cода» в пластиковых бутылках. В течение года компания динамично развивалась. Продукция, благодаря современным технологиям производства и отличному качеству, завоевывала сердца потребителей, прилавки магазинов, киосков, ларьков.

Итоги прошлого года

После юбилея, на общем собрании менеджеров компании «Колибри» обсуждались итоги и проблемы прошедшего года. Весь год менеджмент испытывал трудности в текущей работе. Компанию лихорадило от недостатка оборотных средств. То и дело из-за недобросовестности поставщиков и оптовых покупателей, приходилось искать новые направления реализации продукции и источники сырья. К концу года этот процесс удалось отрегулировать настолько, что были заключены постоянные договора на поставку сырья и реализацию продукции, учитывающие трудности и поставщиков и потребителей, связанные с сезонностью продукции. Зачастую, особенно в жаркие периоды лета, в связи с резким ростом спроса приходилось работать в авральном режиме, чтобы удовлетворить покупателей. В такие моменты резко возрастали затраты на оплату основного персонала, неуправляемо росли накладные расходы. Все это в совокупности приводило к неожиданным «провалам» в денежных средствах. В короткий срок появлялись потребности в кредите. Как правило, со временем все устраивалось: кредит удавалось погасить и выплатить проценты, но ввиду постоянной спешки по поводу того, где бы найти деньги, источник кредитования выбирался далеко не самый лучший. Банки «со скрипом» выдавали кредиты для пополнения оборотных средств. Последний кредит, взятый в сентябре 1997 года, еще не удалось погасить. Он составляет 650,000 грн. при процентной ставке 36% годовых. А ведь по нему ежемесячно приходится платить проценты!

Появление стратегического инвестора

Кульминацией на собрании стало сообщение о том, что компанией заинтересовалась крупная иностранная фирма, желающая инвестировать около 2,5 млн. долларов США в развитие производства. Это дает перспективы стать крупным предприятием и выйти с продукцией на внешний рынок. Такую возможность нельзя упускать. Для начала переговоров инвестора необходимо ознакомить с предприятием, показать перспективы работы на ближайший год и прибыльность компании, разработать бизнес-план, т. е. показать «товар лицом», чтобы инвестор понял, что работает с цивилизованными партнерами.

Кроме того, оказалось, что проблему с получением кредитов можно решить, открыв в банке «East Credit» кредитную линию, позволяющую брать необходимую сумму средств (в пределах «потолка» линии) на требуемое время. Проценты за пользование кредитами будут зависеть от величины «потолка» кредитной линии. Банк берет 20 % годовых при потолке 2000 тыс. грн., 24 % при потолке 3000 тыс. грн. и 28 % при потолке 4000 тыс. грн. Необходимое условие открытия кредитной линии — предоставление банку обоснованного бюджета компании на год, как подтверждения состоятельности и платежеспособности.

В результате на собрании единодушно было принято решение — так больше жить нельзя! Необходимо составить годовой план, детализировав его настолько, чтобы можно было распределить ответственность за его выполнение. По существу надо разработать бюджет компании, в котором спрогнозировать все будущие поступления и расходы денег, оставаясь платежеспособными и прибыльными. Разработанный бюджет будет представлен инвестору, а также в банк «East Credit» для обоснования кредитной линии. Работа по бюджетированию предприятия была возложена на финансового менеджера Виктора Дудку.

С чего начать разработку бюджета?

С чего начать? Вот основной вопрос любого нового дела. Здесь сомнений быть не может - работу надо начать со сбора исходных данных. Понятно, что это наиболее трудоемкая и громоздкая процедура, но все начинается с нее. Поэтому, прежде всего, Виктор потребовал спрогнозировать основные показатели баланса компании на начало планируемого года, и ему представили эти данные.

 

 

Баланс компании на 1.01.98 года грн.
Активы:  
Оборотные активы:  
Денежные средства 50 000
Задолженность бюджета по НДС  
Счета дебиторов 900 000
Предоплаченные материалы 100 000
Запасы сырья для «Колибри» 25 000
Запасы сырья для «Лимонад» 50 000
Запасы сырья для «Крем-Сода» 30 000
Запасы сырья всего 105 000
Запасы продукции «Колибри» 32 000
Запасы продукции «Лимонад» 48 000
Запасы продукции «Крем-Сода» 31 000
Запасы готовой продукции 111 000
Всего оборотные активы 1 366 000
Основные средства  
Сооружения и оборудование 2 436 000
Накопленная амортизация (292 000)
Сооружения и оборудования нетто 2 144 000
Итого активы 3 510 000
   
Обязательства:  
Предоплаченная продукция 100 000
Счета к оплате 970 000
Задолженность по зарплате 100 000
Задолженность перед бюджетом: 100 000
по налогу на прибыль 30 000
по автодорожному сбору 10 000
по социальному страхованию 20 000
в пенсионный фонд 5 000
в фонд Чернобыль 5 000
по подоходному налогу 10 000
в фонд занятости 5 000
Прочие 15 000
Банковский кредит 650 000
Акционерный капитал:  
Обыкновенные акции, без номинала 600 000
Нераспределенная прибыль 990 000
Всего акционерный капитал 1 590 000
Итого обязательства и капитал 3 510 000

Прогноз продаж

Для того, чтобы оценить поступления денежных средств потребовалась информация о планируемых ежемесячных объемах продаж продукции, а также о ценах на продукцию в динамике по месяцам. Отдел маркетинга предоставил данные по ожидаемому объему реализации и ценам на рынке (без НДС) в течение будущего года.

Прогноз сбыта на 1998 год (бутылок)    
  Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
«Колибри» 280 000 270 000 300 000 600 000 750 000 900 000
«Лимонад» 420 000 430 000 450 000 700 000 800 000 1 000 000
«Крем-сода» 250 000 200 000 290 000 570 000 660 000 730 000
                 

 

Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь 99
900 000 850 000 500 000 320 000 280 000 270 000 280 000
1 000 000 870 000 640 000 450 000 430 000 420 000 410 000
700 000 650 000 550 000 400 000 280 000 250 000 260 000
Прогноз цен на 1998 год (без НДС), гривны
  Январь Февраль Март Апрель Май Июнь
«Колибри» 0,95 0,95 0,95 1,10 1,10 1,10
«Лимонад» 0,99 0,99 0,99 1,20 1,20 1,20
«Крем-сода» 1,00 1,00 1,00 1,18 1,18 1,18

 

Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь 99
1,10 1,10 1,10 0,90 0,90 0,90 0,85
1,20 1,20 1,20 1,15 1,15 1,15 0,99
1,18 1,18 1,18 1,10 1,10 1,10 0,99

 

Но этой информации Виктору было недостаточно. Ведь не все средства за продукцию поступали в течение месяца продаж. Часть денежных средств поступала с опозданием на месяц, что было приемлемо, особенно в осенне-зимний период, с целью привлечения оптовых покупателей. Учитывая сильную конкуренцию, о предоплате говорить не приходится. Виктору потребовалась схема расчетов с потребителями — какая доля оплаты поступает в течение месяца продаж, а какая в следующем месяце.

Так как прохладительные напитки – товар, имеющий высокую сезонность потребления и, соответственно, спроса, то отдел сбыта продукции, базируясь на достигнутых с оптовыми покупателями договоренностях и опыте прошлого года, прогнозирует следующую схему поступления денежных средств:

— за продажи в первом квартале компания получает 70% оплаты в течение месяца продажи и 30% в следующем месяце;

— за продажи во втором квартале компания получает 84% оплаты в течение месяца продажи и 16% в следующем месяце;

— за продажи в третьем квартале компания получает 80% оплаты в течение месяца продажи и 20% в следующем месяце;

— за продажи в четвертом квартале компания получает 70% оплаты в течение месяца продажи и 30% в следующем месяце.

Имея печальный опыт «авральной» работы Виктор Дудка решил запланировать запас продукции на случай резкого роста спроса. На начало 1998 года оценочные запасы готовой продукции составят 35000 бутылок «Колибри», 50000 бутылок «Лимонада» и 30000 бутылок «Крем-соды». Во избежание случаев, когда компания не могла бы поставить товар при резком росте спроса (например, в жаркие периоды), необходим определенный запас готовой продукции. Маркетологи компании на основании опыта прошедшего года и предполагаемых колебаниях спроса рассчитали, что величина запаса готовой продукции должна быть в размере 10 ё 15% от продаж следующего месяца. На конец января 1999 года планируемые запасы готовой продукции должны составить 30000 бутылок «Колибри», 45000 бутылок «Лимонада» и 20000 бутылок «Крем-соды».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...