Скрынников Р.Г. Русь IX-XVII века. СПб, 1999. Введение.
Скрынников Р. Г. Русь IX-XVII века. СПб, 1999. Введение. Соседи называли славян " венедами". Под этим именем они были известны римским писателям Плинию, Тациту, Птоломею. После продвижения в Южную Европу славяне усвоили свое современное название. Склавинами называли себя члены одного из племен, участвовавших во вторжении на Балканы.
Богородская О. Е, Будник Г. А. о крещении Руси Начало распространения христианства в землях восточных славян. Для того, чтобы ответить на вопрос о том, когда началось сближение восточных славян с христианством, надо прежде всего определить, как шла от греко-римского мира волна христианства, по словам древних книг, " до нашего языка русского". Общепризнанной датой создания Русской православной церкви является 988 год – крещение Руси князем Владимиром, сознательно выбравшим христианство государственной религией. Однако летописные источники, сведения церковных писателей первых веков христианства, археологические данные свидетельствуют, что христианство стало проникать в восточнославянские земли задолго до крещения.
Начало этого процесса церковные источники связывают с именем Андрея Первозванного, который проповедовал Новый завет в землях Северного Причерноморья в I в. н. э. В начале IX в. иерусалимский монах Епифаний прошел по следам апостола Андрея все побережье Черного моря и всюду, от Синопа до Феодосии и Херсонеса, слышал местные предания о проповеди Первозванного и записывал имена его учеников – первых епископов основанных им церквей. Вероятно, эти полученные Епифанием сведения перешли и в русский летописный свод – " Повесть временных лет". В летописи рассказывается, что Андрей проповедовал на территории Поднепровья, водрузил крест на месте будущего города Киева, предсказав рождение великого православного города: " На сих горах воссияет благодать Божия, будет город великий и воздвигнет Бог много церквей". Отправившись вверх по Днепру, возможно, дошел Андрей и до земель, где позднее был основан Новгород. Большинство отечественных историков считают эпизод посещения апостолом Первозванным русских земель легендой, появившейся в летописи под влиянием церковных деятелей. Однако в исторической науке бесспорным признается факт постепенного знакомства славян-язычников с христианством на протяжении всей второй половины первого тысячелетия. Непрерывная и устойчивая волна христианства на земли восточных славян шла через Крым и Византию. Большое значение в распространении новой веры среди восточнославянских племен сыграл водный путь, известный как путь " из варяг в греки". Наиболее благоприятное время для распространения христианства среди восточных славян наступило в IX в., когда племена объединились, образовав единое Древнерусское государство с центром в Киеве; когда окрепли связи Киевской Руси с другими государствами, особенно с Византией. Крещение принимали некоторые славянские дружинники, участвовавшие в набегах на Византийские владения и торговавшие с христианами – греками (в те времена профессии воина и купца обычно совпадали). Существуют сведения о крещении киевских правителей Аскольда и Дира в соответствии с заключенным в 860 году договором " любви и мира" с Византией.
Принадлежность небольшой части славянских соплеменников к христианской вере долгое время не оказывала серьезного воздействия на духовную и политическую жизнь славянских племен в целом. Речь шла, вероятно, лишь о личном выборе веры. Тем не менее периодические контакты, соприкосновения наиболее деятельной и воинственной части восточнославянского общества с христианским миром, конечно же, способствовали постепенному его знакомству с новой религией. В X в. среди дружинников киевских князей Олега и Игоря также встречаются принявшие крещение. Так, договор, заключенный Игорем с Византией (944 г. ), подписали и воины-язычники, и " крещеная Русь". Причем христиане поставлены в документе на первое место. То есть христиане занимали высокое положение в киевском обществе. Известно, что тогда же в Киеве уже существовала христианская церковь Ильи Пророка. Особенно следует отметить четко зафиксированный в источниках факт крещения княгини Ольги. Русская летопись связывает это событие с визитом киевской княгини в Константинополь, где Ольга вела переговоры с императором Константином Багрянородным. Принятие ею христианства, несомненно, способствовало дальнейшему укреплению связей Киева с Византией. Тем не менее, хотя Ольга и стала правительницей-христианкой, ее подданные в большинстве своем хранили верность языческим идолам. Время правления Ольги и ее сына Святослава (весьма далекого от христианства, но не стремившегося насаждать дорогое его сердцу язычество) было периодом относительно мирного сосуществования двух религиозных систем. Таким образом, в течение нескольких столетий происходила медленная христианизация Руси, которая создала предпосылки для массового крещения восточных славян в конце X в., в годы правления внука Ольги – князя Владимира Святославовича, сделавшего христианство государственной религией.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|