Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

 Религия славянских племен




Древние славяне были язычниками. Основными причинами возник­новения языческой религии славян являются: социально-экономи­ческие, политические, познавательные, а также и психологические корни, связанные с загадкой смерти. С помощью язы­ческих представлений славяне пытались объяснить свое существова­ние и происходившие на их глазах природные процессы. Религия вы­полняла регламентирующую функцию через систему ритуальных запре­тов и разрешений. Это должно было вырабатывать в сознании славян нравственные ценности.

Условно верования можно разделить на три большие группы: 1) вера в богов, которые представляли собой основные стихии, и бо­гов-покровителей тех или иных видов хозяйственной деятельности; 2) вера в духов; 3) культ предков. К высшему уровню богов относи­лись два праславянских божества: Перун и Велес, а также древне­русские Сварог и Дажьбог. К более низкому уровню могли относиться божества, связанные с хозяйственными циклами и сезонными обряда­ми, а также боги небольших замкнутых коллективов: Мокошь, Чур, Купало.

Славянские языческие верования делили весь мир на три косми­ческие зоны: потусторонний мир, мир (землю) людей, небесное царс­тво богов. Общеславянским богом, объединявшим военную, религиоз­ную, хозяйственную функции, был громовержец Перун, небесный бог войны. Стрибог олицетворял ветер, Хорс, Дажьбог – солнце; Велес (Волос) – бог скота; Сварог – бог неба; Месяц олицетворял время; Лада – добро, богиня красоты, любви, весны, очарования; Купало олицетворял время наивысшего развития творческих сил природы.

Сегодня насчитывают 15 главных астральных богов Руси. Богам иногда строили святилища, или капища. Например, Перынь – культовый центр Перуна, находящийся около Новгорода. Святилище имело форму восьмилепестковой розетки диаметром около 20 метров с идолом Пе­руна в центре; в лепестках розетки, углубленных в земле, горели жертвенные костры. Святилище было ориентировано по сторонам све­та.

Интересно, что языческие обряды календарных праздников сла­вян соответствуют движениям созвездий и других небесных тел. Все языческие боги являются созвездиями или другими небесными телами. Например, Велес – созвездие Тельца, Перун – созвездие Стрельца, Дана – созвездие Девы, Мокошь – созвездие Водолея и т. д.

Боги славян были антропоморфны, то есть подобны людям. С ни­ми было легче договориться, вступить в нормальные отношения, а святилища служили для поддержания этих отношений. Человеческими чертами наделялись и духи, населявшие леса (лешие), источники (водяные), поля (полудницы), вилы, лихорадки, мары, моры, кикимо­ры и т. д. Духи окружали человека повсюду: например, дома – домо­вой, берегини и рожаницы способствовали семейным предприятиям. Один и тот же дух мог быть и добрым, и злым, поэтому его нужно было задобрить.

Но главными помощниками на протяжении всей жизни считались предки. Умерший предок отправлялся в другой мир, который предс­тавлялся не как загробный, а как мир, начинающийся сразу за пре­делами первобытной общины и ее хозяйства. Умершие, покинувшие свой род, перешедшие в другой природный мир, тождественный для язычника с потусторонним, сливались в представлении потомков с духами, воплощавшими силы и явления природы. Но, будучи связанны­ми с человеческим родом и почитаемыми им, предки становились пок­ровителями потомков в ином мире, проводниками их желаний. Поэтому все хозяйственные праздники славян сопровождались поминовени­ем-почитанием предков. Это были дни объединения предков и потом­ков за общим жертвенным пиром. Пир являлся главным обрядом, соп­ровождающим все события жизни человека: рождение ребенка, свадь­бу, похороны. Смерть не пугала потому, что род был вечным и бесс­мертным. Славяне считали, что умерший рождается в потомке. Поми­нальная тризна – это не грустный обряд, а праздник обновления и возрождения рода. Отсюда – сочетание траура и ритуального ве­селья, воинских ристалищ (состязаний) и игрищ. Это демонстрация силы и жизнеспособности рода, противостоящего смерти. Жизнь воспринималась как цикл возрождений в рамках вечного рода и была по­добна сезонному циклу воскресений природы. Главной функцией умер­шего предка было управление явлениями мира природы, а сам он свя­зывал природу и человеческий род, включал его в природный цикл возрождения через смерть. Существовал цикл календарных праздни­ков, включая такие, как праздник Коляды, примерно 25 декабря; Масленицу, примерно период весеннего равноденствия; день Купалы – 23 июня (5 июля); летнее солнцестояние – 24 июня (6 июля); Ярилин день и др. Жертвоприношения совершал князь или глава рода. Были волхвы (предсказатели), с мнением которых считались не все предс­тавители рода. Перуну приносились человеческие жертвы, это были либо пленники, либо чужестранцы. Целью всех обрядов было обеспе­чение урожая и здоровья. Широко были распространены различные ви­ды гаданий о будущих событиях.

Восточные славяне на рубеже VIII – IX веков вплотную подошли к созданию древнерусского раннефеодального государства, которое первоначально родилось как союз поднепровских славянских и частично позднескифских племен. В нем завершался процесс скла­дывания классов, был единый язык, религия, культура.

Цит. по: Религия славянских племен // История России с древнейших времен до 1917 года: Учебное пособие/Под ред. В. Ю. Халтурина. Иваново, 2003. С. 11 – 13.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...