Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Значение принятия христианства на Руси.




Значение принятия христианства на Руси.

Введение христианства на Руси имело большие последствия и значение для дальнейшего развития Древнерусского государства. Христианство оказало влияние на дальнейшее политическое развитие Руси. Киевский князь и его окружение получили надежную идейную основу для упрочения связей между различными частями своей страны. Церковь принесла неведомую славянам-язычникам идею богоустановленной власти, ее богоподобия и обожествления, что способствовало поддержке и упрочению верховной княжеской власти.

Крещение укрепило связи Руси с другими (в первую очередь с европейскими) странами. Не случайно традиционными стали династические браки киевских князей с правителями европейских государств. Окрепли экономические контакты с заморскими странами: русские купцы там больше не считались " варварами", а были уважаемыми единоверцами.

Православие оказало влияние и на быт русского народа. Изменились семейные отношения: был положен конец традиции многоженства, что изменило положение женщины в семье. Церковь повела борьбу с обычаем кровной мести. Принятие христианства способствовало и культурному развитию страны. С богослужебными книгами пришла на Русь славянская письменность. Старославянский язык, на котором были написаны эти книги, стал на Руси основой для создания собственного литературного языка и письменности.

После крещения стали появляться на Руси школы, библиотеки. В православных монастырях зародилось летописание, сохранившее для нас важные события прошлого.

Христианство оказало влияние и на развитие архитектуры и изобразительного искусства. Первые храмы строились и украшались фресками и мозаикой по византийскому образцу греческими мастерами. Позднее появились и свои русские мастера. Русь приобщалась к традициям византийского искусства, развивала их. Таким образом, формировалась своя национальная художественная культура.

Русская митрополия в киевский период.

После того, как в конце X в. христианство становится государственной религией на Руси, формируется церковная организация. При крещении Руси канонический статус Русской православной церкви был определен как митрополия константинопольского патриархата. Греческая церковь дала Русской православной церкви всю схему устройства, которая в процессе развития Русского государства постепенно изменялась. Вся территория русской митрополии была разделена на епархии. При Владимире на Руси было учреждено 8, а ко времени монголо-татарского нашествия число епархий выросло до 15.

Митрополит – глава Русской православной церкви назначался константинопольским патриархом. Так, из числа 20 митрополитов до монгольского периода лишь два не были посвящены в сан Константинополем. Большинство первых митрополитов и по национальности были греками.

Недостаток информации в источниках породил споры по вопросу о характере церковно-иерархической зависимости Руси от византийского патриарха. Некоторые исследователи принятие Русью византийского варианта православия трактуют как политическую зависимость русской церкви от константинопольской. Другие обращают внимание на то, что, несмотря на юридическую зависимость от Константинополя, Русская православная церковь практически обладала правами церковной автономии. Константинопольский патриарх, как правило, не вмешивался во внутренние дела русской митрополии.

В целом следует отметить, что взаимоотношения русской и византийской церквей были сложными и далеко не однозначными. Русские князья с самого начала стремились противостоять притязаниям константинопольских патриархов, делали попытки к избранию и поставлению митрополита из числа русских кандидатов без предварительного согласования с Царьградом. Уже в княжение Ярослава Мудрого, в середине XI в. (Русь в это время находилась в состоянии войны с Византией), был поставлен во главе церкви первый русский митрополит – Илларион – человек высокообразованный, автор знаменитого произведения древнерусской литературы - " Слово о законе и благодати".

Второй случай избрания и поставления на Русь митрополита из русских имел место в 1147 г. А в 1164 г. великий князь Ростислав Мстиславович возвратил обратно митрополита Иоанна, присланного патриархом без его воли. И многих трудов стоило константинопольскому императору убедить князя принять Иоанна.

В целом вся система церковной юрисдикции согласовывалась с нормами древнерусского права. Руководством к деятельности церковных администраторов служил сборник церковных законов, так называемая " Кормчая книга" – перевод с греческого Номоканона с добавлениями, извлеченными из законодательных сборников византийских императоров. Кроме того, русские князья (начиная с Владимира Святославовича и Ярослава Мудрого) давали церкви свои " уставы", в которых определялись ее права, привилегии, доходы.

Крещение Руси и складывание церковной организации поставили вопрос о взаимоотношениях церковной и государственной власти. Вместе с православием из Византии на русскую почву были перенесены представления о единстве царства и священства, когда монарх признавался не только главой светской власти, но и вершителем воли бога на земле, а, следовательно, мог и должен был вмешиваться в дела церковные.

Влияние византийских традиций, а также тот факт, что христианство на Руси было введено по инициативе княжеской (государственной) власти, привело к тому, что древнерусские князья с самого начала вмешиваются в церковные дела.

Князья стремились влиять не только на назначение митрополитов. Обычно с согласия князей митрополитами поставлялись епископы. В летописях немало указаний на то, что при назначении или смещении епископов воля князей учитывалась не в последнюю очередь.

Княжеская светская власть в Древнерусском государстве заботилась о подготовке своего духовенства как высшего, так и низшего (открытие школ Владимиром Святославовичем и Ярославом Мудрым), а также о материальном обеспечении церкви.

 

Цит. по: Богородская О. Е., Будник Г. А. «История русской православной церкви»: Учеб. пособие. Иваново, 1998. С. 4 – 12.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...