Глава I . Теоретические основы обучения чтению
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Оглавление Введение Глава I. Теоретические основы обучения чтению Цели и содержание обучения чтению Техника чтения - основа умения читать на родном и иностранном языках Глава II. Обучение правилам чтения на начальном этапе Особенности английского языка применительно к обучению правилам чтения Подходы к обучению правилам чтения Методика обучения правилам чтения на английском языке Заключение Список литературы
Введение
Современный мир развивается по пути интернационализации. Перемены, происходящие в нашем обществе: расширение контактов, широкий выход на внешнеэкономическую арену повлекли за собой повышение практического интереса к иностранным языкам, в особенности к английскому языку. Чтение на иностранном языке как вид речевой деятельности и как опосредованная форма общения является, по мнению многих исследователей, самым необходимым для большинства людей. Возможность непосредственного общения с носителями языка имеют, как правило, сравнительно немногие, возможность читать на иностранном языке (художественную литературу, газеты, журналы) - практически все. Вот почему обучение чтению выступает сегодня в качестве целевой доминанты. Процесс чтения, предполагающий сложные мыслительные операции (анализ, синтез, умозаключение и др.), и результат его - извлечение информации - имеют огромное значение в коммуникативно-общественной деятельности людей. Эта форма письменного общения обеспечивает передачу опыта, накопленного человечеством в различных областях жизни, развивает интеллект, обостряет чувства, то есть обучает, развивает, воспитывает. Поэтому вопросы обучения чтению остаются актуальными в современной методике обучения иностранным языкам.
Однако на практике оказывается, что учащиеся еще на начальном этапе обучения английскому языку сталкиваются с языковыми трудностями при обучении чтению, и это мешает им овладеть в достаточной степени умением читать. Противоречие между необходимостью овладения умением читать и трудностями, возникающими в процессе обучения этому виду речевой деятельности, и составляют проблему исследования. Цель исследования - разработка технологии обучения правилам чтения на начальном этапе. Объектом исследования является процесс обучения чтению на начальном этапе. Предмет исследования - обучение правилам чтения. В процессе исследования определены следующие задачи: Изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросам обучения чтению. Изучение и выделение особенностей английского языка применительно к обучению правилам чтения. Рассмотрение методического пособия для обучения правилам чтения на начальном этапе. В процессе исследования была выдвинута следующая гипотеза: обучение технике чтения на начальном этапе будет способствовать успешному развитию умения читать на английском языке. Глава I. Теоретические основы обучения чтению Цели и содержание обучения чтению
Государственный стандарт обучения иностранному языку предполагает знания, умения и навыки применения правил чтения на основе изучаемого материала. В соответствии с Программой по иностранному языку среднего (полного) общего образования практический компонент цели обучения чтению как опосредованной форме общения на иностранном языке предполагает развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации: . с пониманием основного содержания (ознакомительное чтение); . с полным пониманием содержания (изучающее чтение);
. с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение). Аттестационные требования предусматривают достижение допорогового уровня в обучении этому виду речевой деятельности, то есть продвинутой коммуникативной компетенции. Содержание обучения чтению включает: . лингвистический компонент (языковой и речевой материал: систему графических знаков, слова, словосочетания, СФЕ, тексты разных жанров); . психологический компонент (формируемые навыки и умения чтения на основе овладения действиями и операциями чтения); . методологический компонент (стратегия чтения). Основными базовыми умениями, лежащими в основе чтения, являются умения прогнозировать содержание информации по структуре и смыслу; определять тему, основную мысль; делить текст на смысловые куски; отделять главное от второстепенного; интерпретировать текст. Конкретизация этих базовых умений зависит от цели чтения. Н.Д. Гальскова выделяет следующие группы умений: понимание основного содержания: определять и выделять основную информацию текста, устанавливать связь событий, делать выводы по прочитанному; извлечение полной информации из текста: полно и точно понимать факты, выделять информацию, подтверждающую что-либо, сравнивать информацию; понимание необходимой информации: определять в общих чертах тему текста, определять жанр текста, определять важность информации. [12] На среднем этапе школ (V - VII классы) ознакомительное и изучающее чтение развивается на монологических/диалогических текстах познавательной и страноведческой тематики (публикации в подростковых журналах, рассказы и отрывки из произведений художественной литературы). Поисковое чтение развивается на текстах объявлений, реклам, проспектов, газетных и журнальных публикаций. На старшем этапе (VIII - IX классы) ознакомительное чтение развивается на текстах сообщений, обзоров, публикаций научно-познавательного характера, отрывков из произведений художественной литературы. Для изучающего чтения рекомендуется привлекать тексты интервью и репортажей, инструкций, образцов художественной прозы. Поисковое чтение проводится на текстах статей и публикаций периодической печати и публицистики.
На профильно-ориентированном этапе обучения (X - XI классы) ознакомительное чтение проводится на текстах научно-популярного характера, очерках, эссе, обзорах, отрывках публицистической и художественной литературы, а также на материалах, имеющих профессионально ориентированную направленность. Изучающее чтение проводится на текстах научно-популярного характера (полемические статьи, хроники, рефераты), а также на текстах, связанных с будущей профессией учащихся. Для поискового чтения используются информационные проспекты, рекламы, брошюры, журнальные публикации и профессионально ориентированные материалы. Н.Д. Гальскова отмечает, что на каждом этапе предусмотрено формирование стратегических умений чтения, которые в целом сводятся к следующему перечню: уметь прогнозировать значение слов по начальным буквам; догадываться о значении слов на основе сходства со словами родного языка; прогнозировать содержание, опираясь на заголовки (изобразительную наглядность, сноски, предтекстовые вопросы); игнорировать незнакомые слова, не влияющие на понимание основного содержания; возвращаться к прочитанному с целью уточнения или лучшего запоминания; использовать для понимания содержания текстовые опоры (таблицы, схемы, графики, шрифтовые выделения); использовать двуязычные и одноязычные словари [12, 236]. Как отмечает И.Л. Бим, чтение, как и всякая деятельность, структурируется из отдельных действий, имеющих свою промежуточную цель, из которых складывается способность осуществлять этот сложный вид речевой деятельности в целом, т.е. без овладения техникой невозможно научиться читать. Обучение технике чтения вслух предполагает следующие действия: ) Действия по узнаванию и правильному озвучиванию слов, основной целью которых является соотнесение звукового образа слов с графическим для их отождествления и узнавания значения. Условия: осуществляется на знакомом языковом материале. Операции: звукобуквенный анализ, идентификация звукового образа и его значения, правильное озвучивание, осознание связей слов, правильная паузация, правильное интонирование.
) Действия по расширению поля чтения. Цель: распознавать и удерживать в памяти отрезки речи. Условия: увеличение длины отрезков речи. Операции: их воспроизведение. ) Действия по развитию темпа чтения. Цели: приблизить темп чтения на иностранном языке к темпу чтения на родном языке. Условие: чтение, лимитированное во времени. Операции: повторение, многократное чтение с увеличением его темпа. ) Действия и операции, обеспечивающие овладение техникой чтения на основе связного текста. ) Действия и операции, направленные на распознавание текста, на извлечение содержательной информации, независимо от формы чтения. [1] Основные операции - антиципация содержания текста по заголовку, догадка о значении незнакомых слов по сходству с родным языком. А.А. Леонтьев отмечает: «… умения читать, не подкрепляемые более или менее постоянной тренировкой, распадаются очень быстро, и все усилия по обучению чтению оказываются напрасными» [17, 287]. Очевидно, что чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности в том случае, когда мы читаем для того, чтобы получить необходимую информацию из текста. При этом следует уточнить, что в зависимости от ситуации полнота и точность извлечения информации может быть различной. Таким образом, задачи обучения чтению как самостоятельному виду речевой деятельности в следующем: научить учащихся извлекать информацию из текста в том объеме, который необходим для решения конкретной задачи, используя определенные технологии чтения. Неотъемлемым звеном в общем комплексе обучения чтению являются упражнения. Уровень умений и навыков учащихся в области чтения и понимания подтверждает необходимость в упражнениях, направленных на обучение чтению. В зависимости от вида обучающего чтения и задач, которые ставятся при использовании того или иного вида чтения, выбираются упражнения, которые располагаются в строгой последовательности. Например, при обучении беспереводному пониманию читаемого в условиях предварения чтения устной речью предлагается следующая система: предтекстовые упражнения в слушании и говорении, упражнения, выполняемые в процессе чтения текста, а также упражнения, развивающие обоснованную догадку при чтении. В процессе чтения с охватом основного содержания схватывание смысла, осуществляемое на базе лексического синтаксического и контекстного объединения, подготавливается упражнениями, обучающими учащихся видеть и находить лингвистические опоры, видеть синтаксическую структуру предложения и т. д.
В процессе чтения с охватом основного содержания большое значение имеет умение выделять главное даже при условии наличия незнакомой лексики, поэтому нужны упражнения, обучающие поиску главной мысли в предложении или абзаце. Первичное чтение с охватом содержания обеспечивает антиципацию предмета сообщения, которая является действием, необходимым для зрелого чтения (чтение с элементами анализа). Сам характер текста (наличие иллюстративного материала и композиционные особенности) представляет большие возможности для процесса антиципации. Действия антиципации можно вырабатывать с помощью определенных заданий, помогающих формированию этого действия. Например, предвосхищение предмета сообщения с помощью иллюстративного материала может быть подготовлено упражнением типа: посмотрите на рисунок и скажите, о чем предположительно может быть сказано в тексте. Прочитайте абзац и скажите, какие данные нужно добавить для более подробного описания героя и т. п. При обучении чтению с элементами анализа предлагается переходить к более сложным текстам, и установлению смысла внимание учащихся обращается на языковые средства выражения содержания. Учитель имеет возможность предварительно проанализировать текст, выявить все места, представляющие трудности для учащихся и нуждающиеся в анализе. Учитель может предварительно сосредоточить внимание на лингвистических и экстралингвистических опорах, имеющихся в тексте. Проверка в данном случае охватывает текст и контроль умения анализировать и адекватно передавать мысли на родном языке. Чтение общего для класса текста позволяет показать учащимся необходимые приемы и вовлечь всех учащихся в работу в течение 10-15 минут, отводимых на контроль прочитанного. Самостоятельное домашнее чтение общего для всего класса текста и индивидуальное чтение не должны исключать друг друга. Следует учитывать, что домашнее чтение по единому пособию является особенно удобным для учителя, который получает возможность на одном тексте показать приемы работы и затем проверить понимание прочитанного. К индивидуальному чтению целесообразно переходить на более поздней стадии обучения иностранному языку, когда учащиеся уже овладели приемами чтения и их языковый уровень позволяет проверить степень понимания прочитанного. Научить учащихся чтению - это научить практическому владению языком, привить навыки самостоятельной работы и умения, которые должны остаться у учащегося на всю жизнь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|