Обследование актуального уровня развития речи учащихся
Задачей констатирующего этапа опытно-практической работы было выявить уровень сформированности развития речи учащихся. На данном этапе было задано домашнее сочинение "За что я люблю зиму" 2 классу "А" средней общеобразовательной школы № 1950 (см. приложение № 2). Подготовка к написанию сочинения "За что я люблю зиму" началась с беседы. Вместе с ребятами мы обсуждали, за что мы любим зиму, почему нам нравится это время года, подбирали прилагательные и глаголы, которые можно было использовать в высказываниях на тему зимы, находили сравнения. Яркое впечатление от проведенных новогодних праздников стало отправной точкой работы по подготовке к написанию сочинения, позволило создать мотивацию выполнения подготовительных упражнений. На уроках русского языка, чтения и окружающего мира учащиеся смогли не раз обсудить тему предстоящего сочинения (см. приложение №1). Также подготовительные задания на уроках русского языка включали в себя упражнения поискового и творческого характера, что активизировало речевую и мыслительную деятельность детей, и были составлены по принципу увеличения сложности. С целью выявления образовательного уровня учеников, на уроке русского языка был применен проект, созданный нами в среде Visual Basic (см. приложение №9). Он был создан для определения развития речи учащихся. С помощью проекта и секундомера, было выявлено, что ребята активные, выполняют поставленную задачу четко и быстро. С заданием ребята справились примерно в одно время.7 учеников (Анфиса Х., Дмитрий Х., Жанна Т., Полина К., Кристина Е., Арина Б., Юля К.) завершили выполнять работу на 2 минуте, 8 ученикам (Михаил М., Николай Н., Алина М., Евгений С., Егор В., Лиза Ч., Женя К., Маша Б.) на выполнение задания потребовалось 2 минуты 50 секунд, 6 учеников (Кристина К., Дима Н., Лизавета П., Дима Г., Анжелика Л., Саша Б.) справились с заданием по истечению 3 минуты, 5 учеников (Мария Б, Дима Г., Катя Д., Коля Т., Михаил З.) закончили выполнять упражнение на 4 минуте и лишь 2 (Федя М., Платон П.) потратили на выполнение задания более 5 минут.
На уроках литературного чтения учащиеся знакомились с загадками на тему предстоящего сочинения, читали рассказы, в которых авторы описывали новогодние торжества. Анализируя произведения, рассказывали, какое настроение передалось им, находили сравнения, которые были использованы в рассказах. Ребята делились своими впечатлениями, сравнивая описания, использованные в рассказах, по настроению. Дети пробовали сочинить свои рассказы, рассуждая, почему им нравится зима. Детям была дана установка на то, что полученные знания на этих уроках пригодятся им при создании сочинения на тему "За что я люблю зиму". Это сочинение проводилось с целью выявления уровня развития следующих речевых умений: умение строить текст-рассуждение, используя соответствующие средства связи; умение раскрывать тему и основную мысль в сочинении; умение использовать доказательство, объяснение, делать вывод. А также были учтены орфографическая и пунктуационная грамотность. Уровень развития каждого умения оценивался по следующим критериям, которые имеют качественный аспект: "высокий уровень развития речевого умения" - речевое умение сформировано на отличном или хорошем уровне, а именно: логически последовательное раскрытие темы сочинения, отсутствие недочетов в употреблении слов, в построении предложений и словосочетаний, орфографических ошибок, не более 1-2 исправлений, одной речевой неточности. "средний уровень развития речевого умения" - речевое умение сформировано частично, а именно: раскрывается тема сочинения, но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей, имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности, а также не более 2-х орфографических и одной пунктуационной ошибки, 1-2 исправлений.
"низкий уровень развития речевого умения" - речевое умение не сформировано, а именно: некоторые отклонения от темы сочинения; допущены отдельные нарушения последовательности изложения мыслей, в построении 2-3 предложений, бедности словаря, не более 5 недочетов в содержании и построении текста, 3-5 орфографических ошибок и 1-2 исправления. При оценке содержания и речевого оформления работ были выявлены следующие наиболее типичные недочеты: внесение лишних фактов, частей, отсутствие связи между частями текста, неудачный порядок следования предложений в тексте, слов в предложении; неоправданное повторение одного и того же слова, употребление слова в несвойственном ему значении.
(Рис 1. Диаграмма уровня развития речи учащихся на констатирующем этапе опытно-практической работы)
Констатирующий этап опытно-практической работы выявил отсутствие систематизированных знаний по теории и типологии текста. Анализ данных показал, что количество детей, написавших сочинения с раскрытой темой менее половины - 10 учеников (Александра Б., Мария Б., Дмитрий Г., Кристина Е., Михаил З., Анжелика Л., Михаил М., Николай Н., Платон П., Евгений С.). С точки зрения типа теста показал, что на повествование сбилось 11 детей, описание - 7 (Маша Б., Дмитрий Н., Анфиса Х. Лизавета Ч., Жанна Т., Евгения К., Кристина К.). Хуже всего у детей развито умение использовать доказательство, объяснения, вводные слова, делать вывод. Низкий уровень развития этих умений у 13 учеников (Кристина Е., Арина Б., Юля К., Николай Н., Платон П., Лизавета Ч., Евгения К., Александра Б., Вероника В. Дмитрий Г., Екатерина Д., Федор М., Михаил З.). Данный факт подтверждает общую тенденцию развития речи младших школьников (см. приложение №2). Таким образом, по детским работам видно, что речевые умения сформированы частично или плохо. Это еще раз доказывает, что именно этот тип текста вызывает у большинства учащихся самые серьезные затруднения, которые проявляются в отсутствии аргументации, в использовании слабых, недостаточно весомых доказательств, в шаблонности построения текста, в подмене рассуждения повествованием. А значит, необходима специальная работа по развитию умения объяснять и доказывать, строить текст-рассуждение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|