Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ результатов опытно-практической работы и методические рекомендации




Заключительный этап исследования содержит анализ результатов опытно-практической работы по обучению созданию текста-рассуждения как средства развития речи учащихся. Наиболее значимым для нашего исследования является констатация следующего факта: обучение детей созданию текста-рассуждения привело к изменению начального уровня развития речи учащихся.

Так высокий исходный уровень был выявлен у 5 учащихся (Анфиса Х., Дмитрий Х., Жанна Т., Полина К., Мария Б), то после формирующего этапа опытно-практической работы их число возросло до 17 человек (Анфиса Х., Дмитрий Х., Жанна Т., Полина К., Кристина Е., Арина Б., Юля К., Николай Н., Лизавета Ч., Евгения К., Александра Б., Вероника В. Дмитрий Г., Екатерина Д., Михаил З., Алина М., Евгений С.), количество учащихся со среднем уровнем развития уменьшилось с 10 человек до 7 (Кристина Е., Арина Б., Юля К., Николай Н., Лизавета Ч., Евгения К., Александра Б.). Число учащихся с низким уровнем развития речевых умений снизилось с 13 человек до 2 (см. рис 3).

 

(Рис 3. Сравнительная диаграмма уровня развития речи по итогам проведенного исследования)

 

Опытно-практическая работа показала, что при организации специальных занятий по обучению связному высказыванию типа рассуждения у школьников формируются умения, позволяющие на доступном их возрасту и хорошо знакомом материале самостоятельно создавать тексты типа рассуждения.

В своих рассуждениях учащиеся стали использовать разнообразные средства связи структурно-смысловых частей, например, союз " потому что" - 13 учеников (Анфиса Х., Дмитрий Х., Жанна Т., Полина К., Дима Г., Кристина Е., Арина Б., Юля К., Николай Н., Лизавета Ч., Евгения К., Александра Б., Евгений С.). Слова, обозначающие отношения перечисления (во-первых.) - 11 учеников (Дмитрий Х., Жанна Т., Полина К., Жанна Т., Кристина Е., Арина Б., Юля К., Кристина Е., Арина Б., Юля К., Дмитрий Х.). Лексико - синтаксический способ - "я думаю", "я считаю" - 15 учеников (Жанна Т., Анфиса Х., Дмитрий Х., Полина К., Кристина Е., Николай Н., Лизавета Ч., Евгения К., Александра Б., Евгений С., Дмитрий Г., Екатерина Д., Михаил З., Алина М., Юля К.). "Поэтому", "вот почему" при наличии вывода в рассуждении - 17 учащихся (Анфиса Х., Дмитрий Х., Жанна Т., Полина К., Кристина Е., Арина Б., Юля К., Николай Н., Лизавета Ч., Евгения К., Александра Б., Вероника В. Дмитрий Г., Екатерина Д., Михаил З., Алина М., Евгений С.). Увеличился объем рассуждения.

Также контрольный этап, позволил сделать выводы о том, что учащиеся достигли следующих речевых умений:

. Умение слушать и говорить, рассказывать, составлять рассказы, оценивать рассказы товарищей.

. Точнее и правильнее отвечать на тему, выражать мысли правильными словами, лучше понимать ошибки других.

. Умение отбирать материал к сочинению на данную тему и композиционно правильно располагать его.

. Умение определять основную мысль (идею) своего высказывания и убедительно доказывать ее.

Выводы

Результаты констатирующего эксперимента еще раз доказывают, что именно текст рассуждение вызывает у большинства учащихся самые серьезные затруднения, которые проявляются в отсутствии аргументации, в использовании слабых, недостаточно весомых доказательств, в шаблонности построения текста, в подмене рассуждения повествованием. Дети допускают ряд ошибок как логического, так и речевого характера.

Опытное обучение показало, что при использовании специальных занятий по обучению связному высказыванию типа рассуждения у школьников формируются умения, позволяющие на доступном их возрасту и хорошо знакомом материале самостоятельно создавать тексты типа рассуждения.

По итогам этапа обследования был сделан общий методический вывод о том, что обучение приемам работы над рассуждением максимально способствует развитию самостоятельного мышления. Учащиеся уже на раннем этапе обучения отчетливо представляют структуру рассуждения, умеют приводить убедительные доказательства, располагать материал последовательно, связывая один аргумент с другим. Использование данной системы обучения способствует более активному и осознанному употреблению данного типа текста в речи младших школьников. Поэтому надо обсудить данную проблему с различных позиций, разработать добротные методические рекомендации для учащихся начальных классов, помогающие им самостоятельно добывать знания.

На всех уроках устные ответы учащихся стали более обоснованными; ученики, объясняя и доказывая, оперируют различными фактами, примерами, используют известные им правила. Детская речь стала увереннее и богаче.


Заключение

 

Цель уроков развития речи - сформировать у учащихся способность к самовыражению в речи, потребность в практическом владении навыками аргументированной, ясной, выразительной речи, выработать уважительное отношение к слову, бережное с ним обращение, наконец, потребность в разнообразных знаниях, в постоянном их пополнении.

Мы рассмотрели проблемы, которые встречаются при работе над развитием речи через рассуждение на уроках русского языка в начальной школе. В этой работе была проанализирована методическая литература, труды выдающихся педагогов и психологов, детские работы. Мы пришли к выводу, что этот тип текста вызывает у большинства учащихся самые серьезные затруднения, так как дети допускают ряд ошибок как логического, так и речевого характера. Умение рассуждать начинает формироваться у детей в дошкольном возрасте и поэтому нужно работать над рассуждением уже с первоклассниками. Работа над развитием речи через рассуждение в начальной школе является одним из методов развития и воспитания ребенка, потому что при изложении высказывания он приучается концентрировать свои мысли на объекте изучения, анализировать, затем приводить доказательства, объяснения, правильно формулировать свои идеи, обосновывать вывод. Формирование каждого из названных умений требует определенных упражнений. В данной работе была предложена система упражнений для работы над текстом простейшего рассуждения. Цель работы была достигнута.

Таким образом, благодаря проведенной работе с учащимися мы добились положительных сдвигов в области повышения познавательного интереса у учеников 2 класса. Результаты работы показывают, что при использовании специальных занятий по обучению связному высказыванию типа рассуждения у школьников формируются умения, позволяющие на доступном их возрасту и хорошо знакомом материале самостоятельно создавать тексты типа рассуждения.

Цель исследования достигнута. Нами были выявлены эффективные пути и педагогические условия развития речи учащихся при создании текстов - рассуждений.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу о том, работа с текстом - рассуждением является одним из способов развития речи младших школьников на уроках русского языка.


Список литературы

 

1. Алферов А.Д. Психология развития школьника: Учебное пособие по психологии. - Ростов-на-Дону: "Феникс", 2000. - 384 с.

. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. - М.: Просвещение, 2001. - 93 с.

3. Дмитриевская М.А. Глаголы - знания и умения (значение и употребление) / М. А Дмитриевская. - М., 2000. - 20 с.

4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 2009.

. Зайдман И.Н. Развитие речи и психолого - педагогическая коррекция младших школьников // Начальная школа. - № 6. - 2003. - С.52-54.

6. Зеньковский Л.В. Психология детства. - М.: Академия, 1996. - 395с.

7. Казарцева О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения. - М.: Флинта, 2003. - 496 с.

. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. - М.: Дрофа, 2010.

. Кубасова О.В. Русский язык в начальных классах: сборник методических задач. - М.: Академия, 2000.

. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 2000.

. Ладыженская Т.А., Зельманова Л.М. Практическая методика русского языка. Книга для учителя - 3-е изд. - М.: Флинта, 1999.

. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Просвещение, 2010.

. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. - М.: Академия, 2007.

. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Просвещение, 1987.

. Матевосян И.С. Обучение младших школьников рассуждению. Варианты упражнений // "Начальная школа плюс До и После". - 2007. - №7. - С.61-64.

. Матевосян И.С. Обучение младших школьников рассуждению // Начальная школа плюс до и после. - 2007. - С.35-38.

. Матевосян И.С. Система упражнений по работе над рассуждением в условиях начальной школы // Диалог - 2006. - С.45-51.

. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1995. - 307 с.

. Ожегов С.И. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: ИТИ Технологии, 2001.

. Политова Н.И. Развитие речи учащихся начальных классов на уроках русского языка: Пособ. для учителя. - М.: Просвещение, 2001. - 191с.

. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [сост.е.С. Савинов]. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011.

. Рамзаева Т.Г. Методика обучения русскому языку в начальных классах. - М.: Дрофа, 2005.

23. Рамзаева Т.Г. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык / Составители Игнатьева Т.В., Вохмянина Л.А. - М.: Дрофа, 2001.

. Селезнева, Е.П. Развитие речи детей. - М.: Просвещение, 2001.

25. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: сборник методических задач. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009

. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009

. Трошева Т.Б. Формирование рассуждения. - Тула: Автограф, 2000.

. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи. - М.: Владос, 2000г.

29. Žukauskienė R. Raidos psichologija. - V., 1996.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...