Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Описание и апробация комплекса занятий по развитию речи при обучении созданию текста-рассуждения




 

Основной задачей формирующего этапа опытно-практической работы явилась разработка и применение эффективных методов и приемов работы по развитию умения строить текст простейшего рассуждения и проверка эффективности методики опытно-практической работы.

На формирующем этапе опытно-практической работы было проведено 8 занятий развития речи (см. приложение № 3)

Темы уроков:

.   Сто тысяч "почему" живут на белом свете.

Задача: вызвать интерес к вопросам с "почему", требующим объяснения интересных жизненных фактов; показать, что простейшее рассуждение состоит из двух основных частей.

.   Обманчивое потому.

Задача: показать учащимся, что объяснения должны быть верными, соответствовать правде.

.   Я думаю…мне кажется.

Задача: показать учащимся, что, отвечая на вопрос "почему?", можно не только объяснять, но и доказывать.

.   Объясняем и доказываем убедительно.

Задача: формировать умение объяснять или доказывать; показать роль правила как способ объяснения, познакомить со структурой рассуждения, в состав которого входит правило.

.   Сделай вывод.

Задача: формировать умение делать вывод.

.   Как начать рассуждение.

Задача: познакомить со структурой рассуждения, в состав которого входит вступление

.   Несколько причин.

Задача: знакомство с рассуждением, в котором приводится не одно, а несколько объяснений-доказательств; работа над правописанием слов во-первых, во-вторых, в-третьих, кроме того, наконец, еще.

.   Изложение текста повествования с элементами рассуждения.

Задача: формировать умение пересказывать текст повествовательного характера с элементами рассуждения по коллективно составленному плану.

Цели этих занятий одинаковые: формирование у учащихся младших классов умение самостоятельно создавать связные высказывания типа рассуждения на уровне, определенном программой.

Изучаемый материал соответствовал требованиям учебной программы школы. В системе работы над развитием связной речи учащихся, использовались разные группы приемов и типов речевых упражнений. Была интересно выстроена работа по дифференциации понятий: текст, доказательство, рассуждение. На занятиях были использованы: система проблемных ситуаций, заданий, упражнений, комментарии методического характера, опубликованные в книгах для учителя "Речевые секреты" под редакцией Ладыженской Таисы Алексеевны. <http://www.ritorika.info/publikacii/personalii/ladyzhenskaja-taisa-alekseevna>

Рассмотрим содержание урока русского языка на тему: "Я думаю…мне кажется"

Задача: показать учащимся, что, отвечая на вопрос "почему?", можно не только объяснять, но и доказывать свою точку зрения. Ребятам были представлены два помощника, которых звали почему и потому.

Ход занятия

Наш приятель Почему не только любопытное, непоседливое существо, оно еще очень любит спорить и подбивать других на спор. Ведь на вопрос "почему?" могут быть разные ответы.

Вот какой спор вышел у Почему и Потому. Нашли они в лесу почтовую открытку (показываю открытку детям):

На открытке есть картинка:

Хвост морковки и дубинка.

А написано в открытке:

Собирай свои пожитки

И убирайся вон из нашего леса! (Валентин Берестов)

А подпись на открытке какая-то неразборчивая: "С приветом." А кто написал, непонятно. Потому и говорит: "Это заяц прислал лисе открытку". А Почему возражает: "Нет, это сорока, ее почерк". И стали они спорить. Так кто же прислал открытку? Вы как думаете? Доказать можете?

Доказательства, которые приводили учащиеся: "Я думаю, что это заяц. Потому что зайцы не любят лис. И на открытке морковка нарисована. И я думаю, что это заяц, потому что открытка с морковкой, а зайцы морковку любят".

Затем следовал комментарий учителя:

Я согласна с вами. Вы действительно доказали, что написал открытку заяц. Наше Почему учит нас не только объяснять, но и доказывать, кто прав, что верно. И мне понравилось, как вы начинали свои рассуждения: "Я думаю". Замечательные слова - я думаю! Во-первых, видно, что человек не просто так, что в голову придет, говорит. Во-вторых, видно и то, что рассуждает человек воспитанный, который сам умеет думать и наверняка уважает других думающих людей.

 

 

У нас получилось хорошее рассуждение: "Я думаю, это заяц написал открытку, потому что на открытке нарисована морковка. А зайцы любят морковку". Ребятам было предложено зарисовать такую схему рассуждения у себя в тетради и при выполнении аналогичных заданий, по созданию текста типа рассуждения, пользоваться ей.

Работа по развитию связной речи шла параллельно на уроках русского языка и литературы. Положительный эффект дал метод обучения навыкам рассуждения на основе комментированного доказательства орфограмм на уроках русского языка. Когда ученик Дима Х. объяснял слитное и раздельное написание частиц не и ни со словами, он рассуждал: частицу не надо писать слитно в слове "ненависть" (это уже тезис), потому что является в слове частью корня (доказательство). Такая же работа проходила и на уроках литературы, когда учащиеся учились доказывать каждое выдвинутое положение из пересказываемого литературного произведения.

Также проводились упражнения в составлении предложений из слов, объединенных одной темой. Дети учились определять и формулировать тему и основную мысль текста, озаглавливать полученный текст.

Решающая роль в формировании умений создавать рассуждение отводилась речевым задачам различных видов возрастающей сложности, направленным как на анализ текстов-образцов, так и на создание части текста либо полного текста рассуждения (определение цели, выделение структурно-смысловых частей, основной мысли рассуждения, внесение необходимой правки).

На одном из уроков русского языка учениками 2 класса был предложен текст, который им предстояло проанализировать и самостоятельно ответить на вопросы. "Дерево - прекрасное и полезное создание природы. Чего только не дает оно нам, людям. Деревья дают нам бревна и доски для постройки домов, дрова для отопления домов. Столы, скамейки, парты - все это из дерева. Из дерева делают бумагу, на которой печатают книги, журналы, газеты. А какие прекрасные плоды дают нам деревья! Вспомним о яблоках, грушах, сливах, вишнях, об орехах. Каждый из ребят, кто посадил и вырастил хоть одно деревцо, сделал важное, хорошее дело". Ознакомившись с текстом, одному из учащихся было предложено выступить: привести все аргументы, которые он запомнил и посчитал важными для полного раскрытия основной идеи произведения. Ученик вышел к доске и начал рассказывать, аргументируя свой ответ. Все остальные должны были внимательно слушать рассказ товарища и постараться заметить допущенные им ошибки. Вначале эта работа удалась не всем. Многих привлекали несущественные детали. Но постепенно учащиеся начинали отмечать существенные недочеты рассказчика, фактические ошибки, шероховатости в построении ответа. Свои замечания ученики высказывали очень эмоционально, всем хотелось выступить и сказать сразу обо всем. Но постепенно мы учились такту, культуре общения, учились сначала говорить о содержании, затем о композиции ответа. После рассказов детей был произведен анализ текста в форме беседы по плану.

1. Какова тема текста?

2. Какой тезис выдвигает автор?

.   Как, какими фактами доказывается тезис?

.   К какому выводу приходит автор и обоснован ли он?

Детям было дано задание: каждому самостоятельно выстроить свой план рассуждения и написать дома небольшую творческую работу. По итогам этой работы, было определено, что дети хорошо усвоили правила построения рассуждений и способны разбираться в структуре, подбирать достаточные аргументы и делать вывод. Подбирая аргументы к готовому тезису, ребята учились выделять главное, основное. Это послужило развитию аналитических способностей учащихся.

Изложение текста повествования с элементами рассуждения.

Задача: формировать умение пересказывать текст повествовательного характера с элементами рассуждения по коллективно составленному плану.

Изложение с элементами рассуждения - завершающий этап - проводилось на уроке русского языка. Задача: формировать умение пересказывать текст повествовательного характера с элементами рассуждения по коллективно составленному плану.

С целью пропедевтической подготовки школьников на уроке окружающего мира мы изучали тему "Зима в природе”. Было организовано наблюдение за изменениями в неживой и живой природе с наступлением зимы. Дети учились давать полные устные ответы на вопросы, объединенные изучаемой темой. Учащиеся составляли тексты типа рассуждения по иллюстрациям, сюжетным рисункам. С опорой на текст учебника, дети готовили устные рассказы. Также урок включал в себя упражнения поискового и творческого характера.

На уроке русского языка, ребятам было предложено ознакомиться с текстом тему "Зима - прекрасное время года!"

"Зимой я могу проводить время очень хорошо. Я с удовольствием катаюсь на коньках, лыжах, санках и играю в снежки. Зима - время для веселья. Зимой много снега. Леса и поля белые. Зимой они выглядят великолепно. Снег сверкает на солнышке. Мороз разукрашивает окна, а с крыш свисают сосульки. Я думаю, зима - красивое время года!"

Работа проводилась на втором учебном часу, количество присутствующих учеников - 24 человека. По причине болезни отсутствовали 4 человека (Евгения К., Полина К., Михаил М., Анфиса Х.). На организационном моменте была проверена готовность класса к уроку. При помощи аудио-фрагмента "Зимний сон" был создан положительный-эмоциональный настрой учащихся. На этапе актуализации знаний, ребята отвечали на вопросы такого рода: Что такое рассуждение? За что мы любим зиму? Далее учащиеся прослушали текст изложения. Учителем были заданы вопросы на первичное восприятие: понравился ли текст? О чем он? Ребята активно поднимали руки, оживленно отвечали на поставленные вопросы. При помощи интерактивной доски, детям были представлены словосочетания из текста. Был дан комментарий учителя о том, что, слова заведомо расположены в неправильной логической последовательности, а учащимся предстоит восстановить эту последовательность. Затем, на доске двое учащихся записали вспомогательные слова. Еще раз был прочтен текст изложения, на этот раз внимание ребят акцентировалось на постановку знаков препинания. Затем детям была дана установка на запоминание текста. Для этого его нужно прочитать полушепотом, про себя. Затем учащиеся всё закрыли, открыли тетради для творческих заданий и приступили к работе.

Работали достаточно активно. Лишь немногие отвлекались на одноклассников, подсматривали в текст. Писали изложение очень сосредоточенно, проговаривая каждое слово. Был обеспечен зрительный контроль, некоторым потребовалась индивидуальная помощь. Дети писали изложение с хорошей скоростью. Еще до звонка многие сдали свои работы в готовом виде. Анализ работ выявил следующие характерные ошибки, которые допускались учащимися при написании изложения.

. В орфографии, в том числе пропуск букв (допустили 4 ученика - Алина М., Егор В., Маша Б, Николай Т.).

. В структуре (у 7 учеников, а именно: Мария Б., Катя Д., Вероника В., Платон П., Евгений С., Лиза Ч., Михаил З.):

нарушение логической последовательности;

отсутствие связи между фактами.

. В речевом оформлении (у 4 учеников, а именно: Кристина К., Юля К., Дима Н., Дмитрий Х.).

в построении предложений разных типов;

нарушение порядка слов;

неправильный выбор и употребление слов.

. Были также допущены 1-4 орфографические ошибки на изученные и неизученные правила (у 11 учеников, а именно: Дима Н., Мария Б., Кристина К., Катя Д., Юля К., Вероника В., Платон П., Евгений С., Лиза Ч., Михаил З., Кристина Е.).

В целом ребята написали изложение очень хорошо. В основном учащиеся демонстрировали "средний уровень развития речевого умения". Было выявлено, что речевое умение, у большинства учащихся, сформировано на хорошем и отличном уровне

Результаты опытно-практической работы свидетельствуют о том, что разработанная методическая система обучения тексту-рассуждению на основе функционального подхода целесообразна и эффективна, а комплекс занятий такого рода позволяет формировать у учащихся младших классов умение самостоятельно создавать связные высказывания типа рассуждения на уровне, определенном программой.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...