Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вязание и изменение морских узлов




ЛИТЕРАТУРА

Григорьев В. В., Г р я з н о в В. М. Судовые такелажные работы, Водтрансиздат, 1954.

Медведев В. Ф. Такелажное дело. Изд-во «Морской транспорт», 1952.

Буд ников К. В.,Москаленко И. Ф. Учебное пособие для матроса морского флота. Изд-во «Морской транспорт», 1955.

Морская практика. Ч. I. Под ред. И. Л. Кирдана. Изд-во «Морской транспорт», 1955.

Кушнарев В. А. Морская практика на судах рыбной промышленно­сти. Ч. I. Пищепромиздат, 1953.

Международный свод сигналов, книга I. Изд-во «Морской транспорт», 1952.

Петров М. К- Морская сигнализация Изд-во «Морской транспорт», 1952.

Морская практика. Под ред. И. И. Афанасьева. Изд-во «Морской транспорт», 1952. %

Богданов Б. В., П е т р о в М. К. Морская буксировка. Изд-во «Мор­ской транспорт», 1955.

Гречушников Н. И. Судовые столярные работы, М., Машгиз. 1954.


 

ТАКЕЛАЖНЫЕ РАБОТЫ

ТАКЕЛАЖНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

На морских судах применяются следующие такелажные инструменты. Обучение матросов первого класса.

Свайки (рис. 1 а, б) бывают стальными и деревянными.

Стальные свайки могут быть прямыми и согнутыми (рис. 1,а). У основания они имеют сквозные отверстия для штерта. Деревян­ные свайки (рис. 1,6) имеют вид конуса, изготовляют их из твердых пород дерева (дуба, клена, граба). Длина сваек 20—25 см, диаметр основания около 60 мм.

Свайки служат для пробивки прядей троса при сращивании тросов, изготовлении огонов, кнопок, мустангов и при других та­келажных работах.

Драек (рис. 1,в) (применяется в случаях, когда необходимо вручную натянуть или стянуть какие-нибудь снасти или концы, а также чтобы раздвинуть пряди троса, если толщина свайки окажется недостаточной. Делают его из дуба, клена, граба, дли­ной около 60 см, в форме цилиндра с заостренными концами и кипом (желобком) посередине.

Мушкель (рис. 1,г) — деревянный молоток, применяемый для выравнивания прядей троса при изготовлении огонов, матов, оплесней и т. п. Боек мушкеля делают из граба или дуба, а руч­ку из березы.

Полумушкель (ряс. 1, д) — деревянный молоток, отли­чающийся от мушкеля своей короткой рукояткой, а также килом, идущим вдоль цилиндра бойка. Употребляется при наложении бензелей и клетневании тросов. Боек полумушкеля делают из твердых пород дерева, а ручку — из березы.

Лопатка (рис. 1,е) — деревянная или стальная, применяемая при наложении бензелей и клетневании тросов в случаях, воща полумушкелем работать неудобно. На плоской части ло­патки делают одно или несколько небольших отверстий.

Киянка (рис. 1,ж) — деревянный молоток больших раз­меров, применяемый ори (работах с проволочными тросами. Изготавливается из дерева твердых пород.

Mapочница (рис. 1,з) - применяется при наложении бензельных марок.

Секач (рис. 1,и) применяется при рубке стальных тросов и обрубке прядей.

Берда (рис. 1,к) — специальное приспособление для изго­товления матов и дорожек. Представляет собой деревянную четырехугольную раму с натянуты­ми между двумя сторонами попере­чинами из шкимушгара или деревян­ными перекладинами, имеющими в середине очко или отверстие.

Трепало (рис. 1,л) — узкая деревянная лопатка, применяемая при изготовлении матов. Одна из кромок трепала заострена.

Машинка для слома троса (рис. 2) применяется для сбли­жения двух концов троса вплотную при наложении бензелей, изготовлении огонов и заделке коушей.

Вьюшки для свивки шкимушгара (рис. 3) употребляются для приготовления шкимушгара. При выполнении этой работы применяется лопатка с тремя отвер­стиями.

Кроме перечисленных инстру­ментов, при выполнении такелажных работ применяются также зубила, ручники, ножницы, такелажные ножи, топоры и кусачий.


 

НАЛОЖЕНИЕ МАРОК

Маркой называется перевязка троса или его пряди линем, парусной ниткой, каболкой или мягкой луженой проволокой. Маржи предохраняют трос от распускания и бывают следующих видов: простые, самозатяжные, со змейкой и с пробивкой.

Простая марка. На одном из концов линя (нити, ка­болки) делают петлю и укладывают ее вдоль троса в углубление между прядями (рис. 4). Затем вокруг троса, надрывая петлю, накладывают 10—12 шлагов линя, пропускают ходовой конец в петлю и свободным концом затягивают петлю под шлаги марки. Оставшиеся концы линя обрезают. Простая марка при­меняется при разметке, рубке тросов и т. д.

Самозатяжная марка (рис. 5). Один из концов линя (каболки, парусной нитки или проволоки) укладывают между прядями вдоль троса и накладывают на его 5 — 6 шлагов, идущих по направлению к концу маркируемого троса. Поверх наложенных шлагов укладывают ходовой конец в обратном направлении, и линем, образующим петлю, накладывают еще 5 — 6 шлагов. Оставшуюся слабину линя выбирают за ходовой конец, который затем обрезают.

Если самозатяжную марку накладывают на середине троса, то последние 5 — 6 шлагов несколько ослабляют, укладывая для этого вдоль троса свайку или какой-либо другой предмет. Ходовой конец линя пропускают под этими шлагами, после чего шлаги последовательно обтягивают, а протянутый под шлагами конец линя обрезают. Иногда для придания большей прочности крайние шлаги марки пришивают к тросу.

Самозатяжная марка находит такое же применение, как и простая.

Марка со змейкой (рис. 6). Отличается от простой марки только тем, что крайние шлаги стянуты змейкой, значи­тельно увеличивающей прочность марки. Для наложения змейки оставшийся свободный конец линя пробивают под крайний шлаг марки, образуя полуштык; затем этот же конец проводят поверх шлагов марки и побивают под противоположный последний шлаг и т. д. Заканчивается марка пробивкой ходового конца под шлаги.

Марка с пробивкой (рис. 7). Один конец линя ук­ладывают вдоль троса, а вторым концом накладывают 10 — 12 шлагов. Далее ходовой конец линя пробивают под ближайшую прядь маркируемого троса, проводят поверх шлагов в обратном направлении и пробивают под следующую прядь и т. д. Закан­чивается марка завязыванием узла (восьмерки или выбленочного).

 


 

ТРОСЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ

(В настоящее время ГОСТом введена новая терминология. По ГОСТу следует называть: не трос, а канат; не трос тросовой работы, а канат обыкно­венный; не трос кабельной работы, а канат отворотный.)

На судах морского флота применяются тросы стальные, рас­тительные и комбинированные, изготовляемые из стальных про­волок и растительных волокон. В последнее время стали приме­няться и тросы из искусственных волокон (капроновые и др.).

Растительные тросы различаются по длине окружности по­перечного сечения, а стальные по диаметру. При подборе тро­сов для снастей необходимо знать правила (измерения тросов (т. е. определения их диаметра или длины окружности).

Длину окружности растительных тросов находят следующим образом: берут парусную нитку или каболку, охватывают ею трос и в месте перекрещивания обрезают. Затем нитку прикладывают к шкале линейки, получая, таким образом, длину окружно­сти троса. Можно измерить окружность также и лентой бума­ги, в которую завертывают трос, сделав в месте перекрещивания прокол. Расстояние между проколами и будет равно длине окружности троса.

Диаметр стальных тросов определяют специальным измери­тельным прибором —штангенциркулем (рис. 8).

Растительные тросы тросовой работы с длиной окружности свыше 25 мм особых названий не имеют и называются тросами во столько-то миллиметров тросовой работы.

Тросы тросовой и кабельной работы длиной окружности до 2:5 мм называются линями.

Тросы кабельной работы длиной окружности свыше 25 мм разделяются следующим образом. Тросы от 25 до 102 мм особых названий не имеют и называются тросами кабельной работы во столько-то миллиметров прямого или обратного спуска.

Тросы от 102 до 150 мм называются перлинями, от 152 до 356 мм — кабельтовыми, свыше 356 мм — канатами.ъ

 


 

ВЯЗАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ МОРСКИХ УЗЛОВ

Матрос должен уметь вязать морские узлы и знать, в каких случаях каждый узел применяется.

Прямой узел (рис. 9) применяется для связывания двух концов примерно одинаковой толщины при слабой тяге. При сильном натяжении троса в середину узла необходимо закла­дывать деревянный клевант, который препятствует затягиванию узла и облегчает его развязывание. Вязать узел можно двумя способами.

При первом способе (рис. 9,а) концами обоих тро­сов последовательно делают два полуузла, причем второй полу - увел вяжут в направлении, обратном первому. При завязыва­нии вторым способом (рис. 9,6) из одного троса делают петлю. а конец второго троса, который является ходовым, сначала, про­пускают в петлю снизу верх, затем обводят снизу сложенных концов первого троса и пропускают вновь в петлю уже сверху вниз. Если теперь - потянуть одновременно за концы каждого троса, то узел затянется. Прямой узел завязан правильно, если коренной и ходовой концы одного троса находятся с одной сто­роны петля второго троса.

Рифовый узел (рис. 10) служит для вязания риф - сезней при взятии рифов на парусах, для связывания верхних шла­гов швартовных концов на кнехтах в других случаях, когда требуется узел, который нужно быстро развязать. Рифовый узел вяжется так же, как и прямой, но при этом один из ходовых кон­цов образует петлю.

Шкотовый узел (рис. 11) применяется при ввязыва­нии шкотов в кренгельсы парусов, отри связывании снастей, од­на из которых имеет очко или коуш (например, ввязывание фалов в очко флагов и т. д.). Чтобы завязать этот узел, нужно иметь коуш, огон или петлю. Ходовой конец пропускают в коуш, обносят вокруг его шейки и закладывают под ходовой же конец. Шкотовый узел надежен в том случае, когда трос хорошо на­тянут.

Брамшкотовый узел (рис. 12) применяется и вя­жется, как и шкотовый, но ходовой конец дважды обносится вокруг шейки. Чтобы узел можно было легко развязать, в него поставляют деревянный клевант. Брам шкотовый узел надежнее шкотового.

Каболочный узел (рис. 13) служит для связывания каболок и шкимушгара. Концы каболок развивают, разделяют пополам и расчесывают таким образом, чтобы концы каждой половины каболки были несколько тоньше остальной части по­ловины каболки. Затем половинки соединяют накрест вплотную и связывают прямыми узлами. Прямые узлы вяжут двумя половинками, относящимися к разным концам. Узел туго затягива­ют, а концы обрезают.

Плоский узел (рис. 14) применяется для связывания двух тросов различной толщины. Этот узел имеет широкое при­менение, так как при натяжении или намокании он не затягивается. Из более толстого троса делается петля. На нее накла­дывается ходовой конец тонкого троса, который далее пропус­кается под коренным концом толстого троса и накладывается на его ходовой конец. Затем ходовой конец тонкого троса пропу­скается под петлей толстого таким образом, чтобы он прошел поверх своего коренного конца. Заканчивается узел наложени­ем с обеих сторон полуштыков. Ходовые концы подвязывают к коренным.

Выбленочный узел (рис. 15) применяется для креп­ления выбленок на вантах, бросательного конца на огоне швартовного троса, а также во всех случаях, где нужно быстро и надежно закрепить трос за дерево, снасть и т. д. Для быстрого ос­вобождения бросательного конца выбленочный узел вяжут с петлей.

При вязании выбленочного узла ходовой конец троса обво­дят вокруг предмета и наложенный шлаг перекрещивают таким образам, чтобы ходовой конец накрывал коренной, затем вторично конец обводят вокруг предмета и пропускают под об­разовавшийся верхний шлаг.

Задвижной штык (рис. 16) применяется при подъеме различных круглых предметов. Вяжется этот узел так же, как и выбленочный, но сначала ходовой конец дважды обносится вокруг предмета, а затем уже проводится под верхний перекре­щивающийся шлаг. Дополнительный шлаг придает узлу боль­шую надежность.

Беседочный узел (одинарный) (рис. 17) применяется для обвязывания человека при работе за бортом или на мачте. Этот узел иногда используют вместо огона. При завязывании его на руках делают небольшую калышку, куда и пропускают конец троса. Затем ходовой конец обносят вокруг коренного конца и снова пропускают в калышку, после чего, придерживая петлю и ходовой конец, затягивают узел коренным концом.

Беседочный узел очень часто приходится вязать на себе. Для этого берут ходовой конец троса в правую руку, а коренной — в левую и обносят трос вокруг туловища. Затем ходовой конец накладывают сверху на коренной и вместе с рукой пропускают внутрь таким образом, чтобы коренной конец образовал на ру­ке петлю. Далее ходовой конец обносят снизу вокруг коренного и протаскивают на себя в образовавшуюся петлю.

Двойной беседочный узел (рис. 18) употребляет­ся вместо беседки при непродолжительных работах за бортом или на мачтах. Двойной беседочный узел отличается от одинар­ного дополнительной петлей. При вязке этого узла трос складывается вдвое и на нужном расстоянии от конца троса делают калышку. В нее пропускают петлеобразный конец троса, после чего петлю увеличивают и обносят ее вокруг двух нижних пе­тель. Узел затягивают таким образом, чтобы петли были разных размеров. При вязании этого узла на себе в правую руку наби­рают достаточный запас слабины и вяжут одинарный беседоч­ный узел, после чего ходовой конец вторично обносят вокруг туловища и узел удваивают, т. е. делают еще один обнос вдоль шлагов беседочного узла.

Калмыцкий узел (рис. 19) применяется в качестве временного огона, а также для ввязывания троса в огон, очко, при подаче бросательного конца и т. д. Чтобы завязать калмыц­кий узел, коренной конец троса берут в левую руку и обносят вокруг ходового конца. В образовавшуюся петлю вводят ходо­вой конец, также сложенный петлей. Узел затягивают коренным концом. Этот узел очень удобен при отдаче, для чего достаточно дернуть за ходовой конец.

Гачный узел (рис. 20) употребляется для закладывания на гак толстых снастей. Ходовой конец троса обносят вокруг спинки гака, закладывают на гак и накрывают коренным концом. Для большей надежности узла ходовой конец подвязыва­ют к коренной части троса.

Гачный узел со шлагом (рис. 21) используют при закреплении на гаке тонких тросов. Ходовой конец дважды об­носят вокруг спинки гака, закладывают на гак и накрывают коренным концом. Для большей надежности ходовой конец не­обходимо прикрепить каболкой к коренному.

Двойной гачный узел (рис. 22) применяется при закреплении на гаке троса во время сильной тяги. Узел удобен тем, что его можно легко развязывать. На той части троса, где предполагают завязать двойной гачный узел, делают две петли, на которые ходовым концом накладывают три шлага, затем петли сводят вместе и закладывают на гак. Ходовой конец прикрепляют к коренному.

Узел «кошачьи лапки» (рис. 23) применяется в качестве двойного гачного узла, а также для незначительного уменьшения длины стропа. Трос складывают вдвое и образовавшуюся петлю откидывают на трос. Полученные две петли закручивают несколько раз в противоположных направлениях и закладывают на гак.

Удавка (рис. 24) применяется для подъема бревен, ран­гоутного дерева и т. п. Ходовым концом троса охватывают предмет затем ходовой конец обносят вокруг коренного и несколько раз обвивают вокруг наложенного на предмет шлага.

Удавка со шлагом (рис. 25) служит для тех же целей что и удавка, но более надежна. Сначала вяжут удавку, а затем на некотором расстоянии от узла накладывают полуштык. Иногда удобнее сначала наложить полуштык, а потом завязать удавку. Между полуштыком и узлом не должно быть слабины.

Стопорный узел (рис. 26) применяется в случае необходимости временно задержать швартов, лопарь талей, гор­день, а также для крепления фалиней при буксировке шлюпок, когда для нескольких шлюпок подается один буксирный конец.

Ходовым концом стопора накладывают на трос два шлага, а затем ходовой конец обносят несколько раз вокруг троса против направления его свивки.

В качестве стопора для стальных тросов употребляется такелажная цепь, которая накладывается так же, как и стопор из растительного троса.

Сваечный узел (рис. 27) применяется для стягивания тросов при наложении бензелей, клетневании, для подачи рабо­тающим за бортом или на мачте различных инструментов и т. д. На тросе делают калышку, в которую пропускают петлей один - из концов троса. В образовавшуюся петлю узла вставляют свай­ку, драек или другой инструмент, после чело петлю затягивают.

Шлюпочный узел (рис. 28) служит для крепления троса за банку при буксировке шлюпки. Ходовой конец троса продевают в носовой рым и пропускают под первую банку. За­тем обносят его вокруг второй байки, накладывают на коренной конец и вторично обносят вокруг второй банки. После этого ко­нец складывают вдвое и петлей пропускают под образовавшийся вокруг банки шлаг. Узел легко и удобно развязывать.

Восьмерка (рис. 29) вяжется на свободном конце ло­паря, чтобы последний не вытравливался из блока или коуша. При вязании этого узла на конце троса делают петлю, ходовой конец обносят вокруг троса и пропускают в нее.

Простой штык (рис. 30) применяется при закреплении швартовных тросов за пушку, пал, рым, а также дли временного связывания двух тросов при сильной тяге.

Ходовой конец троса обносят вокруг пушки, пала или про­девают в рым, после чего накладывают сверху коренного и про­пускают в образовавшуюся петлю. Получается первый полу­штык. Далее ходовым концом таким же способом делают еще один полуштык. Два полуштыка составляют штык. Если при сближении полуштыков получается выбленочный узел, то штык завязан правильно. Свободный конец штыка крепят к коренной части троса линем или шкимушгаром.

Связать два конца штыками можно двумя способами. При первом способе на одном тросе делают петлю, в которую про­пускают ходовой конец другого троса. Затем на каждом тросе вяжут по два полуштыка, а концы прикаболивают.

При втором способе концы тросов укладывают параллельно, навстречу друг другу. Первым тросом делают три полуштыка на втором, а вторым — на первом; свободные концы крепят к корен­ным частям тросов.

Штык с двумя шлагами (рис. 31) имеет то же (при­менение, что и простои штык, но он более надежен. При вязке этого узла ходовой конец дважды продевают в рым, после чего накладывают два полуштыка и подвязывают ходовой конец к коренному.

Рыбацкий штык (рис. 32) применяется во всех случа­ях, когда требуется. Надежно закрепить трос за скобу или, рым. Ходовой конец два раза пропускают в скобу или рым, затем об­носят вокруг коренного конца троса и пропускают в обе петли, образуя полуштык. После этого накладывают второй полуштык и крепят конец к коренной части троса.

Узлы для временного уменьшения длины троса (рис. 33) применяются только на снастях из раститель­ного троса.

Первый узел (рис. 33,а). Укорачиваемый трос складывают втрое, на полученные две петли накладывают полуштыки. После этого петли подвязывают к тросу

Второй узел (рис. 33,6). На укорачиваемом тросе завязы­вают сваечный узел. В петлю сваечного узла пропускают сло­женный вдвое трос; при этом образуется новая петля, в которую опять вводят сложенный вдвое трос и т. д. Трос уменьшают до необходимых размеров и зажимают в последней петле деревян­ным вкладышем или же просто протаскивают через петлю.

Топовый узел (рис. 34) применяется при установке мачт, свай и т. д. для заведения временных оттяжек. На предмет узел надевают внутренней петлей, которая затягивается при обтяжке крайних петель. Последние служат для закрепления за них оттяжек, Если требуется еще одна петля для четвертой оттяжки, то Свободные концы узла завязывают прямым узлом.

Чтобы завязать узел, на тросе последовательно делают три петли, укладывают их так, чтобы последующая наполовину накрывала предыдущую. Затем внутренние части первой и третьей петель протягивают навстречу друг другу. При этом третья петля проходит сверху второй и снизу первой, а первая — снизу второй и сверху третьей.

Бочечный узел (рис. 35) применяется для крепления буйрепа к тренду якоря. Ходовой конец троса, на котором завит кноп, поочередно обносят вокруг обеих лап, пропускают под пе­рекрещивающий шлаг и крепят к веретену якоря.

Бочечный узел (рис. 36) употребляется для остропливания бочек, (бутылей, бидонов и других предметов при погрузке и выгрузке. Конец троса заводят под основание предмета. В верх­ней части предмета вяжут полуузел. Полупетли разводят в сто­роны и опускают до средней части предмета. Для большей на­дежности обычно вяжут два полуузла. В этом случае полупетли первого охватывают нижнюю часть предмета, а второго — верхнюю.

 


 

НАЛОЖЕНИЕ БЕНЗЕЛЕЙ

Бензелем называется перевязка двух тросов линем или шкимушгарюм, стягивающая их вплотную.

Прямой (круглый) бензель (рис. 37,а) служит для соединения двух параллельно расположенных тросов. Прежде чем приступить к наложению бензеля, необходимо произвести следующие подготовительные работы:

а) сблизить оба троса вплотную при помощи машинки для слома троса, драйков, сваек и т. п.;

б) на месте будущего бензеля трос просмолить древесной смолой;

в) обмотать это место лентой парусины (клетневиной);

г) на одном из концов линя, предназначенного для бензеля, сделать очко;

д) (вдоль тросов, на клетневину, наложить сложенный вдвое кончик линя, называемый таротаской, петлей в сторону на­ложения шлагав.

После этого приступают к наложению бензеля. Конец линя обносят вокруг тросов и пропускают в очко. Образовавшийся первый шлаг туго обтягивают. Затем накладывают еще 10—12 шлагов, причем каждый шлаг обтягивают втугую. Далее ходовой конец линя пропускают в петлю протаски и протягивают под наложенными шлагами к началу бензеля. Наложив на первый ряд шлагов новую протаску, кладут второй ряд шлагав, помещаемых между шлагами первого ряда. Второй ряд шлагов обтя­гивают несколько слабее. Наложив второй рад шлагов, ходовой конец снова при помощи прютаски протягивают к началу бен­зеля под вторым рядом шлагов. Чтобы крайние шлаги бензеля не расходились, его крыжуют, т. е. перевязывают шлаги бензеля задвижным штыком, а оставшийся конец вяжут за один из тро­сов выбленочным узлом.

Коренной бензел ь (рис. 37,6) служит для связывания двух пересекающихся концов одного троса, когда требуется по­лучить огон. Коренной бензель всегда накладывается в один ряд шлагов. Крайние шлаги должны быть обтянуты несколько сла­бее средних, чтобы при натяжений концов, соединенных бензе­лем, шлаги подвергались одинаковому напряжению. Этот бен­зель может быть с крыжом и без него.

Проволочный бензель (рис. 37, в). На стальном тросе бензель накладывают бензельным тросом или мягкой оцин­кованной проволокой. Проволочный бензель кладут следующим образом: бензельный трос огибают пополам и укладывают одним концом вдоль стягиваемых тросов. Другим концом начинают накладывать шлага. Наложив первый ряд шлагов, ходовой конец при помощи стальной свайки пробивают под все шлаги к на­чалу бензеля. Затем вторым концом бензельного троса наклады­вают второй ряд шлагов и пробивают этот конец под шлагами первого ряда навстречу первому. Шлаги бензеля обтягивают драйком, наблюдая за тем, чтобы не было калышек. После обтягивания один конец обрубают, а другим делают крыж из двух шлангов. Затем ходовой конец пробивают под шлаги бен­зеля.

Полубензель (рис. 38) служит для временного соединения двух тросов, расположенных параллельно. Полубензель делают так же, как и прямой бензель, но только в один ряд шлагов. Иногда для придания большей прочности вместо крыжа накладывают змейку. Для этого ходовой конец пропускают зиг­загами между крайними шлагами змейки. На последнем шлаге завязывают выбленочный узел.

Стопорка (рис. 39) применяется в тех случаях, когда не­обходимо быстро скрепить два параллельно расположенных тро­са. На одном из тросов вяжут удавку, ходовым концом наклады­вают шлапи (восьмеркой), туго обтягивают их и крыжуют.

 


 

СПЛЕСНИ

Сплесни служат для сращивания двух тросов одинаковой толщины. По своему назначению и способу изготовления они бывают короткими и длинными (разгонными).

Короткий сплесень на растительном тросе (рис. 40) применяется в тех случаях, когда снасть не проходит через шкивы блоков. При сращивании тросов коротким сплеснем на некотором расстоянии от концов соединяемых тросов и на концах прядей накладывают марки. Распустив необходимые час­ти тросов на пряди, марки на тросах сближают так, чтобы пряди первого троса проходили между смежными прядями второго троса. После выполнения перечисленных подготовительных ра­бот производят (по правилу «через одну под одну») пробивку распущенных прядей одного троса под неразвитые пряди дру­гого.

При правильной пробивке каждая ходовая прядь должна проходить между двумя коренными. Сделав первую пробивку, ходовые пряди обтягивают и околачивают мушкелем. Затем делается еще одна пробивка. Если сплесень предполагают оклетневать, то, сделав две полные пробивки, вырезают половину (нижних) каболок, а оставшимися делают половинную и четверт­ные пробивки. Этим самым утолщение оплеоня постепенно сводится на нет.

При сращивании тросов коротким сплеснем обычно делают по две с половиной пробивки в каждую сторону, т. е. пробивают по два раза целые пряди и по одному разу половинки. Половин­ную и четвертную пробивки оклетневывают.

При сращивании перлиней делают три полные пробивки. Оставшиеся концы ходовых прядей разделяют пополам и по­ловинки соседних прядей натуго связывают попарно марками.

При сращивании тросов кабельной работы стренди также пробивают три раза. Для облегчения пробивки концы распу­щенных стрендей «счесывают», после чего на них накладывают марки. Концы пробитых ходовых стрендей, выходящих из-под (коренных, укладывают между стрендями троса на сплесень и за­крепляют несколькими марками.

Во всех случаях пробивки ведут против спуска троса. Хо­рошо сделанный сплесень все же уменьшает [крепость троса на 10—15%. Наличие двух сплесней на одном тросе не допускается.

Длинный (разгонный) сплесень (рис. 41) приме­няется для сращивания снастей бегучего такелажа блока. Этот сплесень удобен тем, что место соединения почти не утолщается. При соединении лопнувшего троса длинным оплеснем на рас­стоянии 1,5—2 м от концов накладывают временные марки и распускают трос на пряди до марок. Ходовые пряди распола­гают между собой так же, как и при коротком сплесне.

Сняв на одном из тросов временную марку, одну из ходовых прядей отвивают и на ее место вводят соответствующую встречную прядь другого троса. Затем обе пряди обносят по часовой стрел­ке одну вокруг другой и затягивают полуузлом. Неправильно завязанный полуузел будет выступать наружу и хорошо не затянется. Далее таким же образом во второй трое вводят прядь первого троса. Оставшиеся две пряди связывают между собой па месте. Тщательно обтянув все узлы, каждым ходовым концом делают по полторы пробивки под ближайшие коренные пряди. Оставшиеся концы обрезают с таким расчетом, чтобы обрезанная прядь не могла свободно выйти из-под коренной.

Короткий сплесень на стальном тросе (рис. 42) применяется для сращивания стальных тросов в тех случаях, когда.их «е требуется пропускать через блоки. На не­котором расстоянии от концов тросов накладывают временные марки, после чего каждый трос распускают на пряди (по две пряди вместе) и вырезают центральный сердечник. На конце каждой пары прядей накладывают марки из ворсы и смазывают их каким - либо жиром.

Пробивку ведут против спуска троса по правилу «через одну под две», т. е. ходовую прядь накладывают на ближайшую коренную и пробивают под две следующие. Сна­чала пробивку производят прядями одного, а затем второго троса. После двух полных пробивок из каждой пряди удаляют половину проволок, а оставшимися делают половинную про­бивку. Обрубив еще половину оставшихся проволок, производят последнюю (четвертную) пробивку.

Иногда толщину сплесня уменьшают другим способам. После двух полных пробивок делают еще одну пробивку нечетными прядями, т. е. пробивают первую, третью и пятую пряди, а чет­ные оставляют на месте. После окончания пробивки оставшиеся концы прядей обрубают, а половинную и четвертную пробивка клетнюют мягкой луженой проволокой или смоленым шкимушгаром.

Двойной сплесень (рис. 43) применяется вместо корот­кого сплесня. После выполнения подготовительных работ ходо­вые пряди одного троса пробивают под коренные пряди другого в следующем порядке: первую ходовую прядь—под три корен­ные пряди, вторую под две и третью — под одну прядь. Закончив пробивку трех первых прядей, трос переворачивают и производят пробивку остальных прядей. Четвертую прядь пробивают под две, пятую и шестую — под одну коренную.

Последнюю (шестую) прядь пробивают не против спуска троса, как все остальные, а по направлению спуска. Последующие пробивки делают по правилу «через одну под две» против спуска тро­са или «через одну под одну» по направлению спуска. По окон­чании пробивок ходовые пряди обтягивают, концы обрубают, а место сплеснивания клетнюют мягкой проволокой.

Длинный (разгонный) сплесень на стальном тросе (рис. 44) служит для тех же целей, что и длинный спле­сень «а растительном тросе. Подготовительные работы перед сра­щиванием тросов заключаются в (наложении марок на тросы и концы прядей и в вырезании сердечников. Оба троса распускают на двойные пряди, которые располагают между собой таким же образом, как и при длинном сплеоне на растительном тросе.

Пос­ле снятия временной марки с одного троса одну пару прядей отвивают и на ее место соответственно вводят две встречные пряди второго троса. Уложив вводимые пряди до половины, одну пару встречных прядей оставляют на месте, а вторую проводят дальше. Таким же образам поступают со всеми остальными парами. После этого.встречные пряди связывают полуузлами, а ос­тавшиеся свободные концы вводят вместо сердечника в середину троса на расстояние 15—20 см.

При пробивке ходовых прядей на месте их соединения в сере­дину троса пробивают свайку таким образом, чтобы с каждой ее стороны находилось по три пряди троса. За там при помощи свай­ки сердечник вытаскивают наружу и перерезают: одну часть его заправляют обратно внутрь троса, а на место другой вводят ходовую прядь путем прогонки свайки по спуску троса. В этом случае применяется свайка с отверстием, в которое пропускается вводимая прядь. При работе свайку осаживают, чтобы прядь находилась в середине троса. Введя прядь на нужное расстояние, оставшиеся концы прядей и сердечника обрезают с таким расчетом, чтобы их концы внутри троса сошлись вплотную.

Хорошо сделанный сплесень поч­ти не дает утолщения, однако кре­пость троса уменьшается примерно на 10%.

Замена лопнувшей пряди (рис. 45). Замену лопнувшей пряди можно производить только в снастях, которые не подвергаются большому натяжению. Прядь, подле­жащую замене, отвивают в обе сто­роны от поврежденной части, а на ее место вводят новую прядь такой же толщины. Затем пряди связывают между собой полуузлами, а концы пробивают под, коренные пряди так же, как и в длинном сплесне.

 


 

ОГОНЫ

Огоном называется петля, сделанная «а конце или середине троса путем пробивки прядей. По своему назначению и способу изготовления огоны бывают: простые, рангоутные, подкововидные, разрубные и связные.

Простой югон на растительном тросе (рис. 46) делают на швартовных тросах, буксирах, стропах, вантах, фа­лах, фалинях и других снастях стоячего и бегучего такелажа. Простой огон на растительном тросе изготовляют следующим образом. На расстоянии 0,3—0,5 м от конца (в зависимости от толщины троса) накладывают временную марку. Затем трос распускают на пряди, концы которых должны быть замаркиро­ваны, и укладывают петлей.

--

После этого начинают пробивку прядей. Каждую ходовую прядь пробивают под соответствую­щую прядь коренного конца по правилу «через одну под одну» против спуска троса. Закончив пробивку двух прядей, трос пере­ворачивают, и последнюю ходовую прядь пробивают под оставшуюся свободную коренную. После окончания первой про­бивки обтягивают ходовые пряди и делают еще одну полную пробивку. Затем вырезают половину каболок и делают половин­ную пробивку. Чтобы пробитые пряди те вышли из-под корен­ных, половину длины сплесня клетнюют просмоленным шкимуш-гаром.

При изготовлении простого огона на четырехпрядном тросе первую кодовую прядь пробивают под две коренные справа на­лево. Остальные три пряди пробивают таким же способом, но под одну коренную. Последующие пробивки каждой ходовой пряди производят под соответствующую коренную прядь.

Огон с коушем (рис. 47) изготовляют во всех случаях, когда снасть нужно закре­пить за рым, обух или скобу. Коуш предохра­няет трос от перетирания. Размер коуша должен соответство­вать толщине троса. После наложения ма­рок трос распускают, вкладывают в кип коуша и скрепляют с ним линем или шкимушгаром. Затем, как и при изготовлении простого огоиа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...