Вязание и изменение морских узлов
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ЛИТЕРАТУРА Григорьев В. В., Г р я з н о в В. М. Судовые такелажные работы, Водтрансиздат, 1954. Медведев В. Ф. Такелажное дело. Изд-во «Морской транспорт», 1952. Буд ников К. В.,Москаленко И. Ф. Учебное пособие для матроса морского флота. Изд-во «Морской транспорт», 1955. Морская практика. Ч. I. Под ред. И. Л. Кирдана. Изд-во «Морской транспорт», 1955. Кушнарев В. А. Морская практика на судах рыбной промышленности. Ч. I. Пищепромиздат, 1953. Международный свод сигналов, книга I. Изд-во «Морской транспорт», 1952. Петров М. К- Морская сигнализация Изд-во «Морской транспорт», 1952. Морская практика. Под ред. И. И. Афанасьева. Изд-во «Морской транспорт», 1952. % Богданов Б. В., П е т р о в М. К. Морская буксировка. Изд-во «Морской транспорт», 1955. Гречушников Н. И. Судовые столярные работы, М., Машгиз. 1954.
ТАКЕЛАЖНЫЕ РАБОТЫ ТАКЕЛАЖНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ На морских судах применяются следующие такелажные инструменты. Обучение матросов первого класса. Свайки (рис. 1 а, б) бывают стальными и деревянными. Стальные свайки могут быть прямыми и согнутыми (рис. 1,а). У основания они имеют сквозные отверстия для штерта. Деревянные свайки (рис. 1,6) имеют вид конуса, изготовляют их из твердых пород дерева (дуба, клена, граба). Длина сваек 20—25 см, диаметр основания около 60 мм. Свайки служат для пробивки прядей троса при сращивании тросов, изготовлении огонов, кнопок, мустангов и при других такелажных работах. Драек (рис. 1,в) (применяется в случаях, когда необходимо вручную натянуть или стянуть какие-нибудь снасти или концы, а также чтобы раздвинуть пряди троса, если толщина свайки окажется недостаточной. Делают его из дуба, клена, граба, длиной около 60 см, в форме цилиндра с заостренными концами и кипом (желобком) посередине.
Мушкель (рис. 1,г) — деревянный молоток, применяемый для выравнивания прядей троса при изготовлении огонов, матов, оплесней и т. п. Боек мушкеля делают из граба или дуба, а ручку из березы. Полумушкель (ряс. 1, д) — деревянный молоток, отличающийся от мушкеля своей короткой рукояткой, а также килом, идущим вдоль цилиндра бойка. Употребляется при наложении бензелей и клетневании тросов. Боек полумушкеля делают из твердых пород дерева, а ручку — из березы. Лопатка (рис. 1,е) — деревянная или стальная, применяемая при наложении бензелей и клетневании тросов в случаях, воща полумушкелем работать неудобно. На плоской части лопатки делают одно или несколько небольших отверстий. Киянка (рис. 1,ж) — деревянный молоток больших размеров, применяемый ори (работах с проволочными тросами. Изготавливается из дерева твердых пород. Mapочница (рис. 1,з) - применяется при наложении бензельных марок. Секач (рис. 1,и) применяется при рубке стальных тросов и обрубке прядей. Берда (рис. 1,к) — специальное приспособление для изготовления матов и дорожек. Представляет собой деревянную четырехугольную раму с натянутыми между двумя сторонами поперечинами из шкимушгара или деревянными перекладинами, имеющими в середине очко или отверстие. Трепало (рис. 1,л) — узкая деревянная лопатка, применяемая при изготовлении матов. Одна из кромок трепала заострена. Машинка для слома троса (рис. 2) применяется для сближения двух концов троса вплотную при наложении бензелей, изготовлении огонов и заделке коушей. Вьюшки для свивки шкимушгара (рис. 3) употребляются для приготовления шкимушгара. При выполнении этой работы применяется лопатка с тремя отверстиями. Кроме перечисленных инструментов, при выполнении такелажных работ применяются также зубила, ручники, ножницы, такелажные ножи, топоры и кусачий.
НАЛОЖЕНИЕ МАРОК Маркой называется перевязка троса или его пряди линем, парусной ниткой, каболкой или мягкой луженой проволокой. Маржи предохраняют трос от распускания и бывают следующих видов: простые, самозатяжные, со змейкой и с пробивкой. Простая марка. На одном из концов линя (нити, каболки) делают петлю и укладывают ее вдоль троса в углубление между прядями (рис. 4). Затем вокруг троса, надрывая петлю, накладывают 10—12 шлагов линя, пропускают ходовой конец в петлю и свободным концом затягивают петлю под шлаги марки. Оставшиеся концы линя обрезают. Простая марка применяется при разметке, рубке тросов и т. д. Самозатяжная марка (рис. 5). Один из концов линя (каболки, парусной нитки или проволоки) укладывают между прядями вдоль троса и накладывают на его 5 — 6 шлагов, идущих по направлению к концу маркируемого троса. Поверх наложенных шлагов укладывают ходовой конец в обратном направлении, и линем, образующим петлю, накладывают еще 5 — 6 шлагов. Оставшуюся слабину линя выбирают за ходовой конец, который затем обрезают. Если самозатяжную марку накладывают на середине троса, то последние 5 — 6 шлагов несколько ослабляют, укладывая для этого вдоль троса свайку или какой-либо другой предмет. Ходовой конец линя пропускают под этими шлагами, после чего шлаги последовательно обтягивают, а протянутый под шлагами конец линя обрезают. Иногда для придания большей прочности крайние шлаги марки пришивают к тросу. Самозатяжная марка находит такое же применение, как и простая. Марка со змейкой (рис. 6). Отличается от простой марки только тем, что крайние шлаги стянуты змейкой, значительно увеличивающей прочность марки. Для наложения змейки оставшийся свободный конец линя пробивают под крайний шлаг марки, образуя полуштык; затем этот же конец проводят поверх шлагов марки и побивают под противоположный последний шлаг и т. д. Заканчивается марка пробивкой ходового конца под шлаги. Марка с пробивкой (рис. 7). Один конец линя укладывают вдоль троса, а вторым концом накладывают 10 — 12 шлагов. Далее ходовой конец линя пробивают под ближайшую прядь маркируемого троса, проводят поверх шлагов в обратном направлении и пробивают под следующую прядь и т. д. Заканчивается марка завязыванием узла (восьмерки или выбленочного).
ТРОСЫ И ИХ ИЗМЕРЕНИЕ (В настоящее время ГОСТом введена новая терминология. По ГОСТу следует называть: не трос, а канат; не трос тросовой работы, а канат обыкновенный; не трос кабельной работы, а канат отворотный.) На судах морского флота применяются тросы стальные, растительные и комбинированные, изготовляемые из стальных проволок и растительных волокон. В последнее время стали применяться и тросы из искусственных волокон (капроновые и др.). Растительные тросы различаются по длине окружности поперечного сечения, а стальные по диаметру. При подборе тросов для снастей необходимо знать правила (измерения тросов (т. е. определения их диаметра или длины окружности). Длину окружности растительных тросов находят следующим образом: берут парусную нитку или каболку, охватывают ею трос и в месте перекрещивания обрезают. Затем нитку прикладывают к шкале линейки, получая, таким образом, длину окружности троса. Можно измерить окружность также и лентой бумаги, в которую завертывают трос, сделав в месте перекрещивания прокол. Расстояние между проколами и будет равно длине окружности троса. Диаметр стальных тросов определяют специальным измерительным прибором —штангенциркулем (рис. 8). Растительные тросы тросовой работы с длиной окружности свыше 25 мм особых названий не имеют и называются тросами во столько-то миллиметров тросовой работы. Тросы тросовой и кабельной работы длиной окружности до 2:5 мм называются линями. Тросы кабельной работы длиной окружности свыше 25 мм разделяются следующим образом. Тросы от 25 до 102 мм особых названий не имеют и называются тросами кабельной работы во столько-то миллиметров прямого или обратного спуска. Тросы от 102 до 150 мм называются перлинями, от 152 до 356 мм — кабельтовыми, свыше 356 мм — канатами.ъ
ВЯЗАНИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ МОРСКИХ УЗЛОВ Матрос должен уметь вязать морские узлы и знать, в каких случаях каждый узел применяется.
Прямой узел (рис. 9) применяется для связывания двух концов примерно одинаковой толщины при слабой тяге. При сильном натяжении троса в середину узла необходимо закладывать деревянный клевант, который препятствует затягиванию узла и облегчает его развязывание. Вязать узел можно двумя способами. При первом способе (рис. 9,а) концами обоих тросов последовательно делают два полуузла, причем второй полу - увел вяжут в направлении, обратном первому. При завязывании вторым способом (рис. 9,6) из одного троса делают петлю. а конец второго троса, который является ходовым, сначала, пропускают в петлю снизу верх, затем обводят снизу сложенных концов первого троса и пропускают вновь в петлю уже сверху вниз. Если теперь - потянуть одновременно за концы каждого троса, то узел затянется. Прямой узел завязан правильно, если коренной и ходовой концы одного троса находятся с одной стороны петля второго троса. Рифовый узел (рис. 10) служит для вязания риф - сезней при взятии рифов на парусах, для связывания верхних шлагов швартовных концов на кнехтах в других случаях, когда требуется узел, который нужно быстро развязать. Рифовый узел вяжется так же, как и прямой, но при этом один из ходовых концов образует петлю. Шкотовый узел (рис. 11) применяется при ввязывании шкотов в кренгельсы парусов, отри связывании снастей, одна из которых имеет очко или коуш (например, ввязывание фалов в очко флагов и т. д.). Чтобы завязать этот узел, нужно иметь коуш, огон или петлю. Ходовой конец пропускают в коуш, обносят вокруг его шейки и закладывают под ходовой же конец. Шкотовый узел надежен в том случае, когда трос хорошо натянут. Брамшкотовый узел (рис. 12) применяется и вяжется, как и шкотовый, но ходовой конец дважды обносится вокруг шейки. Чтобы узел можно было легко развязать, в него поставляют деревянный клевант. Брам шкотовый узел надежнее шкотового. Каболочный узел (рис. 13) служит для связывания каболок и шкимушгара. Концы каболок развивают, разделяют пополам и расчесывают таким образом, чтобы концы каждой половины каболки были несколько тоньше остальной части половины каболки. Затем половинки соединяют накрест вплотную и связывают прямыми узлами. Прямые узлы вяжут двумя половинками, относящимися к разным концам. Узел туго затягивают, а концы обрезают. Плоский узел (рис. 14) применяется для связывания двух тросов различной толщины. Этот узел имеет широкое применение, так как при натяжении или намокании он не затягивается. Из более толстого троса делается петля. На нее накладывается ходовой конец тонкого троса, который далее пропускается под коренным концом толстого троса и накладывается на его ходовой конец. Затем ходовой конец тонкого троса пропускается под петлей толстого таким образом, чтобы он прошел поверх своего коренного конца. Заканчивается узел наложением с обеих сторон полуштыков. Ходовые концы подвязывают к коренным.
Выбленочный узел (рис. 15) применяется для крепления выбленок на вантах, бросательного конца на огоне швартовного троса, а также во всех случаях, где нужно быстро и надежно закрепить трос за дерево, снасть и т. д. Для быстрого освобождения бросательного конца выбленочный узел вяжут с петлей. При вязании выбленочного узла ходовой конец троса обводят вокруг предмета и наложенный шлаг перекрещивают таким образам, чтобы ходовой конец накрывал коренной, затем вторично конец обводят вокруг предмета и пропускают под образовавшийся верхний шлаг. Задвижной штык (рис. 16) применяется при подъеме различных круглых предметов. Вяжется этот узел так же, как и выбленочный, но сначала ходовой конец дважды обносится вокруг предмета, а затем уже проводится под верхний перекрещивающийся шлаг. Дополнительный шлаг придает узлу большую надежность. Беседочный узел (одинарный) (рис. 17) применяется для обвязывания человека при работе за бортом или на мачте. Этот узел иногда используют вместо огона. При завязывании его на руках делают небольшую калышку, куда и пропускают конец троса. Затем ходовой конец обносят вокруг коренного конца и снова пропускают в калышку, после чего, придерживая петлю и ходовой конец, затягивают узел коренным концом. Беседочный узел очень часто приходится вязать на себе. Для этого берут ходовой конец троса в правую руку, а коренной — в левую и обносят трос вокруг туловища. Затем ходовой конец накладывают сверху на коренной и вместе с рукой пропускают внутрь таким образом, чтобы коренной конец образовал на руке петлю. Далее ходовой конец обносят снизу вокруг коренного и протаскивают на себя в образовавшуюся петлю. Двойной беседочный узел (рис. 18) употребляется вместо беседки при непродолжительных работах за бортом или на мачтах. Двойной беседочный узел отличается от одинарного дополнительной петлей. При вязке этого узла трос складывается вдвое и на нужном расстоянии от конца троса делают калышку. В нее пропускают петлеобразный конец троса, после чего петлю увеличивают и обносят ее вокруг двух нижних петель. Узел затягивают таким образом, чтобы петли были разных размеров. При вязании этого узла на себе в правую руку набирают достаточный запас слабины и вяжут одинарный беседочный узел, после чего ходовой конец вторично обносят вокруг туловища и узел удваивают, т. е. делают еще один обнос вдоль шлагов беседочного узла. Калмыцкий узел (рис. 19) применяется в качестве временного огона, а также для ввязывания троса в огон, очко, при подаче бросательного конца и т. д. Чтобы завязать калмыцкий узел, коренной конец троса берут в левую руку и обносят вокруг ходового конца. В образовавшуюся петлю вводят ходовой конец, также сложенный петлей. Узел затягивают коренным концом. Этот узел очень удобен при отдаче, для чего достаточно дернуть за ходовой конец. Гачный узел (рис. 20) употребляется для закладывания на гак толстых снастей. Ходовой конец троса обносят вокруг спинки гака, закладывают на гак и накрывают коренным концом. Для большей надежности узла ходовой конец подвязывают к коренной части троса. Гачный узел со шлагом (рис. 21) используют при закреплении на гаке тонких тросов. Ходовой конец дважды обносят вокруг спинки гака, закладывают на гак и накрывают коренным концом. Для большей надежности ходовой конец необходимо прикрепить каболкой к коренному. Двойной гачный узел (рис. 22) применяется при закреплении на гаке троса во время сильной тяги. Узел удобен тем, что его можно легко развязывать. На той части троса, где предполагают завязать двойной гачный узел, делают две петли, на которые ходовым концом накладывают три шлага, затем петли сводят вместе и закладывают на гак. Ходовой конец прикрепляют к коренному. Узел «кошачьи лапки» (рис. 23) применяется в качестве двойного гачного узла, а также для незначительного уменьшения длины стропа. Трос складывают вдвое и образовавшуюся петлю откидывают на трос. Полученные две петли закручивают несколько раз в противоположных направлениях и закладывают на гак. Удавка (рис. 24) применяется для подъема бревен, рангоутного дерева и т. п. Ходовым концом троса охватывают предмет затем ходовой конец обносят вокруг коренного и несколько раз обвивают вокруг наложенного на предмет шлага. Удавка со шлагом (рис. 25) служит для тех же целей что и удавка, но более надежна. Сначала вяжут удавку, а затем на некотором расстоянии от узла накладывают полуштык. Иногда удобнее сначала наложить полуштык, а потом завязать удавку. Между полуштыком и узлом не должно быть слабины. Стопорный узел (рис. 26) применяется в случае необходимости временно задержать швартов, лопарь талей, гордень, а также для крепления фалиней при буксировке шлюпок, когда для нескольких шлюпок подается один буксирный конец. Ходовым концом стопора накладывают на трос два шлага, а затем ходовой конец обносят несколько раз вокруг троса против направления его свивки. В качестве стопора для стальных тросов употребляется такелажная цепь, которая накладывается так же, как и стопор из растительного троса. Сваечный узел (рис. 27) применяется для стягивания тросов при наложении бензелей, клетневании, для подачи работающим за бортом или на мачте различных инструментов и т. д. На тросе делают калышку, в которую пропускают петлей один - из концов троса. В образовавшуюся петлю узла вставляют свайку, драек или другой инструмент, после чело петлю затягивают. Шлюпочный узел (рис. 28) служит для крепления троса за банку при буксировке шлюпки. Ходовой конец троса продевают в носовой рым и пропускают под первую банку. Затем обносят его вокруг второй байки, накладывают на коренной конец и вторично обносят вокруг второй банки. После этого конец складывают вдвое и петлей пропускают под образовавшийся вокруг банки шлаг. Узел легко и удобно развязывать. Восьмерка (рис. 29) вяжется на свободном конце лопаря, чтобы последний не вытравливался из блока или коуша. При вязании этого узла на конце троса делают петлю, ходовой конец обносят вокруг троса и пропускают в нее. Простой штык (рис. 30) применяется при закреплении швартовных тросов за пушку, пал, рым, а также дли временного связывания двух тросов при сильной тяге. Ходовой конец троса обносят вокруг пушки, пала или продевают в рым, после чего накладывают сверху коренного и пропускают в образовавшуюся петлю. Получается первый полуштык. Далее ходовым концом таким же способом делают еще один полуштык. Два полуштыка составляют штык. Если при сближении полуштыков получается выбленочный узел, то штык завязан правильно. Свободный конец штыка крепят к коренной части троса линем или шкимушгаром. Связать два конца штыками можно двумя способами. При первом способе на одном тросе делают петлю, в которую пропускают ходовой конец другого троса. Затем на каждом тросе вяжут по два полуштыка, а концы прикаболивают. При втором способе концы тросов укладывают параллельно, навстречу друг другу. Первым тросом делают три полуштыка на втором, а вторым — на первом; свободные концы крепят к коренным частям тросов. Штык с двумя шлагами (рис. 31) имеет то же (применение, что и простои штык, но он более надежен. При вязке этого узла ходовой конец дважды продевают в рым, после чего накладывают два полуштыка и подвязывают ходовой конец к коренному. Рыбацкий штык (рис. 32) применяется во всех случаях, когда требуется. Надежно закрепить трос за скобу или, рым. Ходовой конец два раза пропускают в скобу или рым, затем обносят вокруг коренного конца троса и пропускают в обе петли, образуя полуштык. После этого накладывают второй полуштык и крепят конец к коренной части троса. Узлы для временного уменьшения длины троса (рис. 33) применяются только на снастях из растительного троса. Первый узел (рис. 33,а). Укорачиваемый трос складывают втрое, на полученные две петли накладывают полуштыки. После этого петли подвязывают к тросу Второй узел (рис. 33,6). На укорачиваемом тросе завязывают сваечный узел. В петлю сваечного узла пропускают сложенный вдвое трос; при этом образуется новая петля, в которую опять вводят сложенный вдвое трос и т. д. Трос уменьшают до необходимых размеров и зажимают в последней петле деревянным вкладышем или же просто протаскивают через петлю. Топовый узел (рис. 34) применяется при установке мачт, свай и т. д. для заведения временных оттяжек. На предмет узел надевают внутренней петлей, которая затягивается при обтяжке крайних петель. Последние служат для закрепления за них оттяжек, Если требуется еще одна петля для четвертой оттяжки, то Свободные концы узла завязывают прямым узлом. Чтобы завязать узел, на тросе последовательно делают три петли, укладывают их так, чтобы последующая наполовину накрывала предыдущую. Затем внутренние части первой и третьей петель протягивают навстречу друг другу. При этом третья петля проходит сверху второй и снизу первой, а первая — снизу второй и сверху третьей. Бочечный узел (рис. 35) применяется для крепления буйрепа к тренду якоря. Ходовой конец троса, на котором завит кноп, поочередно обносят вокруг обеих лап, пропускают под перекрещивающий шлаг и крепят к веретену якоря. Бочечный узел (рис. 36) употребляется для остропливания бочек, (бутылей, бидонов и других предметов при погрузке и выгрузке. Конец троса заводят под основание предмета. В верхней части предмета вяжут полуузел. Полупетли разводят в стороны и опускают до средней части предмета. Для большей надежности обычно вяжут два полуузла. В этом случае полупетли первого охватывают нижнюю часть предмета, а второго — верхнюю.
НАЛОЖЕНИЕ БЕНЗЕЛЕЙ Бензелем называется перевязка двух тросов линем или шкимушгарюм, стягивающая их вплотную. Прямой (круглый) бензель (рис. 37,а) служит для соединения двух параллельно расположенных тросов. Прежде чем приступить к наложению бензеля, необходимо произвести следующие подготовительные работы: а) сблизить оба троса вплотную при помощи машинки для слома троса, драйков, сваек и т. п.; б) на месте будущего бензеля трос просмолить древесной смолой; в) обмотать это место лентой парусины (клетневиной); г) на одном из концов линя, предназначенного для бензеля, сделать очко; д) (вдоль тросов, на клетневину, наложить сложенный вдвое кончик линя, называемый таротаской, петлей в сторону наложения шлагав. После этого приступают к наложению бензеля. Конец линя обносят вокруг тросов и пропускают в очко. Образовавшийся первый шлаг туго обтягивают. Затем накладывают еще 10—12 шлагов, причем каждый шлаг обтягивают втугую. Далее ходовой конец линя пропускают в петлю протаски и протягивают под наложенными шлагами к началу бензеля. Наложив на первый ряд шлагов новую протаску, кладут второй ряд шлагав, помещаемых между шлагами первого ряда. Второй ряд шлагов обтягивают несколько слабее. Наложив второй рад шлагов, ходовой конец снова при помощи прютаски протягивают к началу бензеля под вторым рядом шлагов. Чтобы крайние шлаги бензеля не расходились, его крыжуют, т. е. перевязывают шлаги бензеля задвижным штыком, а оставшийся конец вяжут за один из тросов выбленочным узлом. Коренной бензел ь (рис. 37,6) служит для связывания двух пересекающихся концов одного троса, когда требуется получить огон. Коренной бензель всегда накладывается в один ряд шлагов. Крайние шлаги должны быть обтянуты несколько слабее средних, чтобы при натяжений концов, соединенных бензелем, шлаги подвергались одинаковому напряжению. Этот бензель может быть с крыжом и без него. Проволочный бензель (рис. 37, в). На стальном тросе бензель накладывают бензельным тросом или мягкой оцинкованной проволокой. Проволочный бензель кладут следующим образом: бензельный трос огибают пополам и укладывают одним концом вдоль стягиваемых тросов. Другим концом начинают накладывать шлага. Наложив первый ряд шлагов, ходовой конец при помощи стальной свайки пробивают под все шлаги к началу бензеля. Затем вторым концом бензельного троса накладывают второй ряд шлагов и пробивают этот конец под шлагами первого ряда навстречу первому. Шлаги бензеля обтягивают драйком, наблюдая за тем, чтобы не было калышек. После обтягивания один конец обрубают, а другим делают крыж из двух шлангов. Затем ходовой конец пробивают под шлаги бензеля. Полубензель (рис. 38) служит для временного соединения двух тросов, расположенных параллельно. Полубензель делают так же, как и прямой бензель, но только в один ряд шлагов. Иногда для придания большей прочности вместо крыжа накладывают змейку. Для этого ходовой конец пропускают зигзагами между крайними шлагами змейки. На последнем шлаге завязывают выбленочный узел. Стопорка (рис. 39) применяется в тех случаях, когда необходимо быстро скрепить два параллельно расположенных троса. На одном из тросов вяжут удавку, ходовым концом накладывают шлапи (восьмеркой), туго обтягивают их и крыжуют.
СПЛЕСНИ Сплесни служат для сращивания двух тросов одинаковой толщины. По своему назначению и способу изготовления они бывают короткими и длинными (разгонными). Короткий сплесень на растительном тросе (рис. 40) применяется в тех случаях, когда снасть не проходит через шкивы блоков. При сращивании тросов коротким сплеснем на некотором расстоянии от концов соединяемых тросов и на концах прядей накладывают марки. Распустив необходимые части тросов на пряди, марки на тросах сближают так, чтобы пряди первого троса проходили между смежными прядями второго троса. После выполнения перечисленных подготовительных работ производят (по правилу «через одну под одну») пробивку распущенных прядей одного троса под неразвитые пряди другого. При правильной пробивке каждая ходовая прядь должна проходить между двумя коренными. Сделав первую пробивку, ходовые пряди обтягивают и околачивают мушкелем. Затем делается еще одна пробивка. Если сплесень предполагают оклетневать, то, сделав две полные пробивки, вырезают половину (нижних) каболок, а оставшимися делают половинную и четвертные пробивки. Этим самым утолщение оплеоня постепенно сводится на нет. При сращивании тросов коротким сплеснем обычно делают по две с половиной пробивки в каждую сторону, т. е. пробивают по два раза целые пряди и по одному разу половинки. Половинную и четвертную пробивки оклетневывают. При сращивании перлиней делают три полные пробивки. Оставшиеся концы ходовых прядей разделяют пополам и половинки соседних прядей натуго связывают попарно марками. При сращивании тросов кабельной работы стренди также пробивают три раза. Для облегчения пробивки концы распущенных стрендей «счесывают», после чего на них накладывают марки. Концы пробитых ходовых стрендей, выходящих из-под (коренных, укладывают между стрендями троса на сплесень и закрепляют несколькими марками. Во всех случаях пробивки ведут против спуска троса. Хорошо сделанный сплесень все же уменьшает [крепость троса на 10—15%. Наличие двух сплесней на одном тросе не допускается. Длинный (разгонный) сплесень (рис. 41) применяется для сращивания снастей бегучего такелажа блока. Этот сплесень удобен тем, что место соединения почти не утолщается. При соединении лопнувшего троса длинным оплеснем на расстоянии 1,5—2 м от концов накладывают временные марки и распускают трос на пряди до марок. Ходовые пряди располагают между собой так же, как и при коротком сплесне. Сняв на одном из тросов временную марку, одну из ходовых прядей отвивают и на ее место вводят соответствующую встречную прядь другого троса. Затем обе пряди обносят по часовой стрелке одну вокруг другой и затягивают полуузлом. Неправильно завязанный полуузел будет выступать наружу и хорошо не затянется. Далее таким же образом во второй трое вводят прядь первого троса. Оставшиеся две пряди связывают между собой па месте. Тщательно обтянув все узлы, каждым ходовым концом делают по полторы пробивки под ближайшие коренные пряди. Оставшиеся концы обрезают с таким расчетом, чтобы обрезанная прядь не могла свободно выйти из-под коренной. Короткий сплесень на стальном тросе (рис. 42) применяется для сращивания стальных тросов в тех случаях, когда.их «е требуется пропускать через блоки. На некотором расстоянии от концов тросов накладывают временные марки, после чего каждый трос распускают на пряди (по две пряди вместе) и вырезают центральный сердечник. На конце каждой пары прядей накладывают марки из ворсы и смазывают их каким - либо жиром. Пробивку ведут против спуска троса по правилу «через одну под две», т. е. ходовую прядь накладывают на ближайшую коренную и пробивают под две следующие. Сначала пробивку производят прядями одного, а затем второго троса. После двух полных пробивок из каждой пряди удаляют половину проволок, а оставшимися делают половинную пробивку. Обрубив еще половину оставшихся проволок, производят последнюю (четвертную) пробивку. Иногда толщину сплесня уменьшают другим способам. После двух полных пробивок делают еще одну пробивку нечетными прядями, т. е. пробивают первую, третью и пятую пряди, а четные оставляют на месте. После окончания пробивки оставшиеся концы прядей обрубают, а половинную и четвертную пробивка клетнюют мягкой луженой проволокой или смоленым шкимушгаром. Двойной сплесень (рис. 43) применяется вместо короткого сплесня. После выполнения подготовительных работ ходовые пряди одного троса пробивают под коренные пряди другого в следующем порядке: первую ходовую прядь—под три коренные пряди, вторую под две и третью — под одну прядь. Закончив пробивку трех первых прядей, трос переворачивают и производят пробивку остальных прядей. Четвертую прядь пробивают под две, пятую и шестую — под одну коренную. Последнюю (шестую) прядь пробивают не против спуска троса, как все остальные, а по направлению спуска. Последующие пробивки делают по правилу «через одну под две» против спуска троса или «через одну под одну» по направлению спуска. По окончании пробивок ходовые пряди обтягивают, концы обрубают, а место сплеснивания клетнюют мягкой проволокой. Длинный (разгонный) сплесень на стальном тросе (рис. 44) служит для тех же целей, что и длинный сплесень «а растительном тросе. Подготовительные работы перед сращиванием тросов заключаются в (наложении марок на тросы и концы прядей и в вырезании сердечников. Оба троса распускают на двойные пряди, которые располагают между собой таким же образом, как и при длинном сплеоне на растительном тросе. После снятия временной марки с одного троса одну пару прядей отвивают и на ее место соответственно вводят две встречные пряди второго троса. Уложив вводимые пряди до половины, одну пару встречных прядей оставляют на месте, а вторую проводят дальше. Таким же образам поступают со всеми остальными парами. После этого.встречные пряди связывают полуузлами, а оставшиеся свободные концы вводят вместо сердечника в середину троса на расстояние 15—20 см. При пробивке ходовых прядей на месте их соединения в середину троса пробивают свайку таким образом, чтобы с каждой ее стороны находилось по три пряди троса. За там при помощи свайки сердечник вытаскивают наружу и перерезают: одну часть его заправляют обратно внутрь троса, а на место другой вводят ходовую прядь путем прогонки свайки по спуску троса. В этом случае применяется свайка с отверстием, в которое пропускается вводимая прядь. При работе свайку осаживают, чтобы прядь находилась в середине троса. Введя прядь на нужное расстояние, оставшиеся концы прядей и сердечника обрезают с таким расчетом, чтобы их концы внутри троса сошлись вплотную. Хорошо сделанный сплесень почти не дает утолщения, однако крепость троса уменьшается примерно на 10%. Замена лопнувшей пряди (рис. 45). Замену лопнувшей пряди можно производить только в снастях, которые не подвергаются большому натяжению. Прядь, подлежащую замене, отвивают в обе стороны от поврежденной части, а на ее место вводят новую прядь такой же толщины. Затем пряди связывают между собой полуузлами, а концы пробивают под, коренные пряди так же, как и в длинном сплесне.
ОГОНЫ Огоном называется петля, сделанная «а конце или середине троса путем пробивки прядей. По своему назначению и способу изготовления огоны бывают: простые, рангоутные, подкововидные, разрубные и связные. Простой югон на растительном тросе (рис. 46) делают на швартовных тросах, буксирах, стропах, вантах, фалах, фалинях и других снастях стоячего и бегучего такелажа. Простой огон на растительном тросе изготовляют следующим образом. На расстоянии 0,3—0,5 м от конца (в зависимости от толщины троса) накладывают временную марку. Затем трос распускают на пряди, концы которых должны быть замаркированы, и укладывают петлей. -- После этого начинают пробивку прядей. Каждую ходовую прядь пробивают под соответствующую прядь коренного конца по правилу «через одну под одну» против спуска троса. Закончив пробивку двух прядей, трос переворачивают, и последнюю ходовую прядь пробивают под оставшуюся свободную коренную. После окончания первой пробивки обтягивают ходовые пряди и делают еще одну полную пробивку. Затем вырезают половину каболок и делают половинную пробивку. Чтобы пробитые пряди те вышли из-под коренных, половину длины сплесня клетнюют просмоленным шкимуш-гаром. При изготовлении простого огона на четырехпрядном тросе первую кодовую прядь пробивают под две коренные справа налево. Остальные три пряди пробивают таким же способом, но под одну коренную. Последующие пробивки каждой ходовой пряди производят под соответствующую коренную прядь. Огон с коушем (рис. 47) изготовляют во всех случаях, когда снасть нужно закрепить за рым, обух или скобу. Коуш предохраняет трос от перетирания. Размер коуша должен соответствовать толщине троса. После наложения марок трос распускают, вкладывают в кип коуша и скрепляют с ним линем или шкимушгаром. Затем, как и при изготовлении простого огоиа
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|