Инструменты и материалы, применяемые при парусных работах
Парусные иглы (рис. 87,а) изготовляются из стали. От носка до половины длины они имеют трехгранную форму, которая облегчает прокалывание парусины и протаскивание парусной нижи. Парусные иглы различают по номерам: чем больше номер иглы, там больше ее длина и диаметр. В практике чаще всего употребляют иглы № 2 длиной 70 мм. Гардаман (рис. 87,6) служит для проталкивания парусной иглы при работе. Он представляет собой кованый поясок, надеваемый на правую руку работающего. При этом большой палец продевают в специальное отверстие. Поверх пояска прикреплена металлическая пластинка с круглыми насечками. При работе пластинка выполняет роль наперстка. Пapусный крючок (рис. 87,в) служит для удержания и растягивания полотнищ парусины. Он имеет обушок, к которому привязывают штерт, закрепленный за сидение. Парусные крючки обычно изготовлены из латуни или других нержавеющих металлов. Приспособление для заделки люверсов (рис. 88) состоит из матрицы а и пуансона б. При заделке люверсов пистон в укладывают в ручей матрицы 1. Затем прилив пистона пропускают в отверстия, проделанные в парусине, после чего накладывают верхнюю шайбу пистона г. Вставив направляющую часть пуансона 2 в отверстие пистона, легкими ударами ручника (по ударной части пуансона 3) добиваются, чтобы выступ на шайбе пистона вошел в ручей обоймы 4. Парусная свайка (рис. 89) служит для прокалывания отверстий в парусине при заделке люверсов. Парусные свайки изготовляются из стали. Гладилка употребляется для разглаживания швов парусиновых изделий путем простукивания и расправления шва в холодном виде. Существует много гладилок, но все они представляют собой нечто вроде тяжелых утюгов различных видов.
Парусные нитки применяются при пошивке и ремонте парусиновых изделий. Свивают их из волокон льна хорошего качества. После скручивания нитки отваривают. Парусные нитки различают: а) по их номеру; б) по номеру суровой пряжи; в) по числу сложений пряжи. Номер парусных ниток обозначается дробным числом, где числитель показывает метрический номер пряжи, а знаменатель — число нитей одиночной пряжи, из которой свита парусная нитка. Например, 14,5/4 означает, что нитка свита из 4 нитей пряжи 14,5. Нитки перед употреблением пропитывают специальным жиром. Парусина изготовляется полотнищами и бывает льняная и хлопчатобумажная. Нитки, идущие вдоль полотнища, называются основой, идущие поперек — утком. Края парусины, отделенные от полотнища цветной ниткой, называются кромками. Обычно самая толстая парусина идет на люковые брезенты, средняя — на главные паруса, а самая тонкая — на шлюпочные паруса и чехлы. Технические данные на парусину приведены в ГОСТ 5683—51.
ВИДЫ ШВОВ Полотнища парусины сшивают двойным швом — круглым или плоским. Двойной круглый шов (рис. 90,а). Кромку одного полотнища отгибают на ширину шва и обстукивают мушкелем. Сверху на загнутую кромку накладывают второе полотнище и полученные три слоя парусины сшивают через край. Стежки делают на расстоянии не более 1 см друг от друга. Сшитые полотнища укладывают швом на скамью, огибают загнутую кромку и шов разглаживают гладилкой. После этого полотнище переворачивают нижней стороной вверх и, загнув край второго полотнища, сшивают его с кромкой первого. Когда шов закончен, необходимо вновь разгладить место шва. Двойной плоский шов (рис. 90,6). Кладут два полотнища кромкой на кромку, при этом край одной кромки должен доходить до цветной нитки другой. Чтобы кромки при работе не разъезжались, их сметывают примерно через каждый метр парой стежков. Иглу пропускают сверху вниз под небольшим углам к кромке нижнего полотнища, а затем — снизу вверх, захватывая край кромки верхнего полотнища. Расстояние между стежками такое же, как и при круглом шве. Этот шов несколько слабее двойного круглого, но применяется чаще.
ЛЮВЕРСЫ И КРЕНГЕЛЬСЫ Люверсы (рис. 91). Отверстия в различных парусиновых изделиях, предназначенные для ввязывания каких-либо снастей, называются люверсами. люверсы делают на двойном слое парусины ножом или специальным пробойником. Полученные отверстия обметывают парусной ниткой. Однако такие люверсы недостаточно прочны. Для придания им большей прочности по окружности укладывают металлические оцинкованные кольца, которые затем обметывают парусной ниткой вместе с кромкой люверса. В последнее время для заделки люверсов широкое применение находят специальные латунные пистоны, которые вставляются при помощи специального приспособления. Изготовление кренгельсов (рис. 92). Кренгельсами называются небольшие стропы, сделанные из пряди троса на шкаторинах парусов. Они служат для ввязывания снастей, при помощи которых ставят и убирают паруса. Для изготовления кренгельсов берут прядь одинаковой толщины с прядями ликтроса, пропускают ее в люверсы и овивают. Затем ходовые концы связывают полуузлом и пробивают под ближайшие коренные пряди. В кренгельсы, испытывающие большие нагрузки, вводят коуши. Для этого кренгельс расширяют деревянной свайкой до размеров наружного диаметра коуша и затем при помощи мушкеля вставляют коуш. Оканачивание парусов и тентов производится для придания шкаторине паруса большей прочности. Предназначенный для этой цели трос должен быть предварительно вытянут. Шкаторину пришивают к ликтросу с небольшой посадкой (посадка — это количество ликтроса или парусины, которое исчезает или уходит в шов). Там., где шкаторина идет по утку, посадка делается приблизительно 1 см *1 м длины шкаторины, по основе 15 мм *1 м, а по косым срезам — 20 = 25 мм на 1 м. В случае неправильной посадки парус теряет свои ходовые качества. При пришивке ликтроса к парусу его растягивают горизонтально на высоте 30—60 см от палубы и шкаторину пришивают, пропуская иголку между прядями троса.
ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПАРУСИНЫ Кройка и пошив парусов. Чтобы выкроить новый парус, необходимо составить подробный рабочий чертеж с указанием на нем расположения полотнищ, швов, скосов, боутов, бантов, кренгельсов, люверсов и т. д. Далее на палубе мелом вычерчивают наружное очертание паруса в натуральную величину. Затем приступают к выкраиванию отдельных полотнищ. Прямые паруса начинают кроить со средних полотнищ, примем выкраивают одновременно по два одинаковых полотнища — одно для правой половины паруса, другое — для левой. Кройку косых парусов (кливеров, стакселей и т. д.) начинают с галсового угла. Если нет чертежа, то можно воспользоваться старым парусом. При этом нужно учитывать, что старый парус уже вытянут, поэтому размеры нового должны быть соответственно уменьшены. Выкроенные полотнища нумеруют и последовательно сшивают. У косых парусов полотнища должны быть расположены параллельно задней шкаторине, а у прямых — вертикально. Шкаторины паруса обшивают ликтросом, причем на прямых парусах больших размеров (фоке, гроте и т. д.) ликтрос нижней шкаторины делают из стального троса. На полотнища нашивают дополнительные парусиновые нашивки (банты, боуты), укреиляющие отдельные места Люковые брезенты. Каждый грузовой люк по окончании грузовых операций должен плотно закрываться. Для этой цели изготовляют специальные люковые брезенты, которые шьют из парусины артикула 392 (ГОСТ 5683—51) водоупорной пропитки. Швы брезентов должны быть расположены перпендикулярно направлению диаметральной плоскости судна. Брезенты шьют таких, размеров, чтобы их края были ниже крючьев для заклинивания. не менее чем на 15 — 20 см. Закрывать люки следует в следующем порядке: сначала кладут старый, брезент, затем — самый новый, а сверху — брезент, бывший в употреблении, который предохранит новый от случайных повреждений. Тенты натягиваются на открытых палубах и служат для защиты от дождя и солнца. Изготавливают их из парусины артикула 390 (ГОСТ 5683—51) водоупорной пропитки. Швы всегда располагают перпендикулярно диаметральной плоскости судна. Тенты обшивают смоленым ликтросом. Через середину тента проходит так называемый хребтовый трос, заканчивающийся огонами с коушами, за которые тент растягивают вдоль судна.
Для пропуска вентиляторов, а иногда и мачт тенты имеют соответствующие вырезы со шнуровкой. Средняя часть тента удерживается рейком, укрепленным на высоте около З м над палубой. Боковые ликтросы тента крепят к леерам специальными штертами: При уборке тент собирают к среднему рейку и крепят сезнями, пришитыми к хребтовому тросу. Свертывать тенты всегда следует внутрь. На время штормовой погоды тенты следует убирать. Чехлы на палубные механизмы и приборы всегда шьют двойным плоским швом, используя для этого парусину артикула 391 и 390 (ГОСТ 5683—51) водоупорной пропитки. Люверсы на чехлах заделывают специальными латунными пистонами. Плавучий якорь (рис. 93) представляет собой деревянную крестовину с натянутой на нее парусиной. К концам крестовины крепят четыре оттяжки, верхние концы которых при помощи общего коуша соединены с дректовом. К одному концу крестовины подвешивают груз, а к другому присоединяют тросовую оттяжку для выбирания плавучего якоря.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|