Упрощенная система налогообложения
1996 – 2001 гг. К этому моменту в системе сдерживания предпринимательства налоговый фактор стал приобретать все большее значение. При общем режиме налогообложения законопослушный предприниматель обязан был уплатить налог на прибыль в размере 35% от ее балансовой величины; налог на добавленную стоимость в 20% от размеров добавленной стоимости; 40% от фонда оплаты труда во внебюджетные фонды. Кроме того, начиная с 1996 г. последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот. Сокращение льгот при налогообложении прибыли сопровождалось введением с 1 января 1996 г. [1] упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства. Однако данный налоговый режим характеризовался рядом существенных недостатков. Переход на упрощенную систему налогообложения (далее – УСН) был связан с достаточно жесткими ограничениями для предприятий по численности работающих (до 15 человек) и по совокупному годовому объему валовой выручки (до 10 млн. руб. ). У налогоплательщиков отсутствовала возможность выбора объекта налогообложения, по которым были установлены достаточно высокие ставки. Организации, перешедшие на УСН, не освобождались от уплаты обязательных платежей с фонда оплаты труда (они не включались в единый налог, взимаемый по упрощенной системе налогообложения), вместе с тем их величина была одним из основных факторов ухода предпринимателей в теневой сектор. Значимым минусом для инновационных предприятий в том случае, если объектом налогообложения устанавливался совокупный доход, являлось отсутствие возможности отнесения на затраты капитальных вложений (включая износ основного капитала) и нематериальных активов, что существенно ограничивало инвестиционные возможности предприятия
Как видим, в этот период упрощенная система налогообложения не предоставляла преимуществ налогоплательщикам, и несмотря на то, что правом на добровольный переход на упрощенный порядок до 1998 г. обладала довольно многочисленная группа организаций, они не спешили ее использовать и уплачивали налоги по общеустановленной системе. В результате по упрощенной системе работали только 50 тыс. малых предприятий (или около 6 % от числа всех зарегистрированных малых предприятий)[2]. С 1998 г. [3] применение общепринятой и упрощенной системы налогообложения ограничивалось при этом действием единого налога на вмененный доход (далее – ЕНВД), переход на уплату которого являлся обязательным для значительного перечня видов деятельности в случае принятия на территории региона соответствующего закона. В борьбе за выживание малое предпринимательство с середины 90-х гг. начало активно диверсифицировать хозяйственную деятельность. Более половины малых предприятий неторгового профиля помимо основной деятельности занимались еще и торговлей. При этом с 1 января 1999 г. были введены в действие региональные законы о введении вмененного налогообложения в 18 субъектах Федерации, с 1 апреля — в 23. По состоянию на 1 июля 1999 г., 1 января 2000 г. и 1 июля 2000 г. законодательные акты по ЕНВД были приняты соответственно в 43, 69 и 77 субъектах РФ[4]. Это привело к тому, что на большей части территории РФ малые организации были вынуждены вести раздельный учет имущества, обязательств и всех хозяйственных операций соответственно для видов активности, подпадающих под действие ЕНВД, и иных сфер своего функционирования. Таким образом, об упрощении ведения учета и порядка налогообложения для малых предприятий речи уже не шло. Учитывая, что система налогообложения вмененного дохода служила преимущественно фискальным целям и упрощению налогового администрирования со стороны налоговых органов, а не целям снижения налоговой нагрузки, упрощения налогового и бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, а высокий уровень налоговой нагрузки при общем режиме сопровождался отменой налоговых льгот, в указанный период малые предприятия испытывали непомерный налоговый гнет, в то время как относительно крупные предприятия, реализующие экономию от масштабов производства, в такой ситуации имели более низкие эффективные ставки обложения. Сложившаяся ситуация дестимулировала развитие бизнеса, что привело к свертыванию инвестиционной активности субъектов малого предпринимательства.
2002-2009 гг. Стимулирующее воздействие на развитие малого предпринимательства должно было оказать принятие ряда нормативных документов, касающихся налогообложения малого бизнеса в рамках УСН и ЕНВД, которые были введены отдельными главами в НК РФ. Введение таких форм налогообложения было направлено на обеспечение простоты исчисления налога, легализацию экономических показателей деятельности предприятия. Возможности применения УСН значительно расширились: были увеличены пределы по годовой выручке и численности занятых на предприятии, предоставлено право выбора объекта налогообложения, существенно сокращены налоговые ставки по сравнению с ранее действовавшими, в единый налог был включен ЕСН и создана возможность снижения суммы налога за счет взносов в Пенсионный фонд РФ. Указанные поправки повысили привлекательность упрощенной системы для субъектов малого предпринимательства. Вместе с тем для промышленных предприятий применение УСН осложнялось отменой НДС (он включался в единый налога), что не лучшим образом сказывалось на отношениях с поставщиками и потребителями, применяющими общепринятую систему налогообложения. Поэтому упрощенная система налогообложения нашла применение в основном в сфере розничной торговли и оказания услуг за наличный расчет. Этот же недостаток имелся и в системе налогообложения ЕНВД, который был направлен на реализацию фискальной функции налогообложения, поскольку изначально был призван увеличить величину налоговых поступлений с субъектов малого бизнеса. Кроме того, обе главы предусматривали взыскание налога по фиксированной ставке. Различие заключалось в том, что гл. 26. 3 НК РФ в полной мере построена на этом принципе, а гл. 26. 2 НК РФ элемент фиксированной ставки был введен отдельным фрагментом: при определенных условиях у хозяйствующего субъекта возникает обязательство уплаты минимального налога.
Для малых предприятий сферы НиНО упрощенный режим также был мало применим в силу того, что закрытый перечень расходов, разрешенных к вычету из налогооблагаемой базы, до 2008 г. не предусматривал расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (далее – НИОКР). Формально выходило, что малые научные компании не могли осуществлять такие виды деятельности в рамках УСН (или только при выборе объектом налогообложения «Доходы»).
2010 г. – 2012 Увеличение пределов по выручке по УСН (с 15 до 45 млн. руб. за 9 месяцев; с 20 до 60 млн. руб. за налоговый период). При этом некоторые позитивные решения в налоговой сфере были во многом нивелированы заменой с 1 января 2010 г. единого социального налога страховыми взносами. 2013 – и т. д. Введение патентной системы налогообложения. Отмена обязательного порядка применения ЕНВД.
УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
Порядок применения упрощенной системы налогообложения (УСН) регулируется главой 262 НК РФ. Организации и индивидуальные предприниматели (ИП) применяют ее наряду с иными режимами налогообложения. Переход на УСН и возврат на иные режимы налогообложения осуществляется в добровольном порядке. Применение УСН организациями предусматривает уплату единого налога, заменяющего уплату налога на прибыль и налога на имущество организаций. Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на УСН, единый налог уплачивается взамен налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности). Кроме того организации и ИП, уплачивающие единый налог при упрощенной системе налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), за исключением:
- НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией; - НДС, уплачиваемого при осуществлении операций в соответствии с договором простого товарищества, договором доверительного управления имуществом или концессионным соглашением. Все иные налоги, предусмотренные налоговым законодательством, уплачиваются в общем порядке. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 24. 07. 2009 № 212-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования (ФСС), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. С 1 января 2014 г. совокупный тариф страховых взносов во внебюджетные фонды составит 34%. На 2012-2013 гг. предусмотрен пониженный тариф страховых взносов для всех работодателей-плательщиков[5] страховых взносов (см. табл. 1. 1). Таблица 1. 1 Тарифы страховых взносов на 2012-2013 гг. для работодателей, применяющих общую систему налогообложения
Для некоторых плательщиков УСН, осуществляющих определенный вид деятельности, установлены еще более льготные условия (тариф в размере 20%). Перечень видов деятельности включает в себя, в частности: производство пищевых продуктов, текстильное и швейное производство, производство мебели, образование и т. д. При этом доля доходов от реализации продукции (оказания услуг) по указанным видам экономической деятельности должна составлять не менее 70% в общем объеме доходов. Пониженные тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды представлены в табл. 1. 2. Таблица 1. 2 Льготные тарифы страховых взносов на 2012-2013 гг. для лиц, применяющих УСН и осуществляющих определенные виды деятельности[6]
Для малых инновационных организаций, созданных бюджетными научными учреждениями, на период 2012-2019 гг. также предусмотрен льготный тариф страховых взносов, указанный в табл. 1. 3. Применение пониженного тарифа ограничено соблюдением следующих условий:
1) осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и практическое применение (внедрение) результатов интеллектуальной деятельности. Под НИОКР подразумеваются работы по созданию новой или усовершенствованию производимой продукции, в частности изобретательство; 2) применение УСН. Таблица 1. 3 Льготные тарифы страховых взносов на 2012-2019 гг. для малых инновационных и научных организаций, применяющих УСН
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, а также для них сохраняются действующий порядок ведения кассовых операций и порядок представления статистической отчетности. Налогоплательщиками единого налога являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 262 НК РФ. Добровольный переход на упрощенную систему налогообложения предполагает ограничение доступа к данному режиму для некоторых организаций и ИП. Так, не вправе применять УСН лица, отвечающие следующим критериям: 1) критерий по виду деятельности: - организации финансового сектора экономики (банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, ломбарды); - организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров, а также добычей и реализацией полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых; - организации, занимающиеся игорным бизнесом; - организации, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции; - организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); - нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований; 2) качественные критерии: - организации, имеющие филиалы и (или) представительства; - казенные и бюджетные учреждения; - иностранные организации; - организации и ИП, не уведомившие налоговые органы о переходе на УСН в сроки, установленные НК РФ; 3) количественные критерии: - организации и индивидуальные предприниматели, у которых доходы по итогам отчетного (налогового) периода превышают 60 млн. руб. с учетом индексации на коэффициент-дефлятор[7]; - организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, превышает 100 человек[8]; - организации, у которых остаточная стоимость основных средств превышает 100 млн. руб. [9]; - организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов. Данное ограничение не распространяется на: · организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов; · некоммерческие организации, в том числе организации потребительской кооперации; · хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы; · хозяйственные общества, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности. При этом необходимо выполнение еще одного условия – указанные общества должны быть учреждены бюджетными научными учреждениями (научными учреждениями, созданными государственными академиями наук) или высшими учебными заведениями, являющимися бюджетными образовательными учреждениями (высшими учебными заведениями, созданными государственными академиями наук). Глава 262 НК РФ предусматривает возможность совмещения УСН и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД). Организаций и ИП, перешедшие на уплату ЕНВД для отдельных видов деятельности, вправе применять УСН в отношении иных осуществляемых ими видов деятельности. При этом ограничения по численности работников и стоимости основных средств определяются такими организациями и ИП исходя из всех осуществляемых ими видов деятельности, а предел по выручке – по тем видам деятельности, на которые распространяется общий режим налогообложения. А в случае совмещения УСН с патентной системой налогообложения (ПСН) при определении выручки для соблюдения максимальной величины, ограничивающей право на применение УСН, должны учитывать доходы по двум спецрежимам. Для перехода на УСН организации и ИП должны подать уведомление в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства). Срок подачи уведомления – не позднее 31 декабря года, предшествующего году, начиная с которого налогоплательщики будут применять УСН. В уведомлении о переходе на данный режим налогообложения необходимо указать: а) размер доходов, полученных за 9 месяцев текущего года (он не должен превышать 45 млн. руб. с учетом индексации на коэффициент-дефлятор); б) среднюю численность работников за этот же период; в) остаточную стоимость основных средств по состоянию на 1 октября текущего года; г) выбранный объект налогообложения. Вновь созданная организация и вновь зарегистрированный ИП, изъявившие желание применять УСН, должны подать уведомление о переходе на эту систему не позднее 30 календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе. В данном случае они признаются налогоплательщиками УСН с даты, указанной в свидетельстве о постановке их на учет в налоговом органе. Налогоплательщик УСН не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения. Но с начала календарного года ему предоставляется такая возможность. Для этого необходимо уведомить налоговый орган до 15 января года, в котором налогоплательщик предполагает перейти на иной режим. Однако НК РФ установлены случаи, наступление которых приводит к утрате права на применение УСН и возникновению обязанности у налогоплательщика перейти на общий режим налогообложения. К ним относятся: 1) осуществление налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода видов предпринимательской деятельности, не подпадающих под упрощенный режим налогообложения; 2) превышение установленных главой 262 НК РФ количественных критериев; 3) создание организацией филиала или представительства; 4) применение в качестве объекта налогообложения «доходы», осуществляя деятельность в рамках договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом. Налогоплательщик считается утратившим право на применение УСН и перешедшим на иной режим налогообложения с начала того квартала, в котором было допущено нарушение установленных НК РФ требований. При этом налогоплательщик обязан исчислить и уплатить суммы налогов, предусмотренные иным режимом налогообложения, в порядке, установленном для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных ИП. За несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение квартала, в котором произошел переход с УСН на иной режим, пени и штрафы не уплачиваются. Кроме того, об утрате права на УСН и переходе на иной режим налогообложения, налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган в течение 15 календарных дней по истечении отчетного (налогового) периода. Уплатить единый налог и подать декларацию он должен не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право на применение УСН. Возврат на УСН возможен не ранее чем через один год после того, как налогоплательщик утратил право на ее применение. Если в течение налогового периода не было допущено нарушения вышеуказанных требований, то налогоплательщик вправе продолжать применять УСН и в следующем году. Отличительной особенностью УСН является возможность выбора между двумя объектами налогообложения: · доходы; · доходы, уменьшенные на величину расходов. Налогоплательщик выбирает объект налогообложения самостоятельно (за некоторым исключением) и может менять его ежегодно. Изменение объекта налогообложения возможно только с начала налогового периода, о чем необходимо уведомить налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, в котором предполагается изменить объект налогообложения. В течение налогового периода объект налогообложения меняться не может. При этом объект налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, применяется в обязательном порядке налогоплательщиками, являющимися участниками: а) договора простого товарищества (договора о совместной деятельности); б) договора доверительного управления имуществом. Независимо от выбранного объекта налогообложения налогоплательщики учитывают следующие доходы: 1) доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ; 2) внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ. При определении объекта налогообложения не учитываются: · доходы, указанные в ст. 251 НК РФ; · доходы организации, полученные в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, облагаемые налогом на прибыль организаций; · доходы индивидуального предпринимателя, облагаемые НДФЛ по налоговым ставкам 35% (доходы в виде стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в ходе проведения мероприятий в целях рекламы, в части превышения 4 000 руб.; процентные доходы по вкладам в банках в части превышения определенных НК РФ размеров; суммы экономии на процентах при получении заемных средств) и 9% (доходы в виде дивидендов и процентов по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 1 января 2007 г. ). Если объектом налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов, то налогоплательщику необходимо вести учет расходов. Расходы принимаются при условии соответствия их критериям ст. 252 НК РФ, а именно: 1) экономическая обоснованность; 2) документальная подтвержденность; 3) направленность на получение дохода. Перечень расходов, признаваемых для целей налогообложения при УСН, закрытый, то есть для целей налогообложения учитываются только расходы, прямо поименованные в ст. 346. 16 НК РФ. В данном перечне содержится 36 видов расходов. Так, полученные доходы можно уменьшить на следующие виды расходов: · расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств; · расходы на приобретение нематериальных активов, а также создание нематериальных активов самим налогоплательщиком; · расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных); · арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество; · материальные расходы; · расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности; · расходы на все виды обязательного страхования работников, имущества и ответственности, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; · суммы НДС по оплаченным товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком и подлежащим включению в состав расходов; · суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и не подлежащие возврату налогоплательщику; · командировочные расходы; · расходы на содержание служебного транспорта; · расходы по оплате услуг, оказываемых кредитными организациями; · расходы на бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги; · расходы на канцелярские товары; · расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи; · расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов; · суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с налоговым законодательством; · расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, а также расходы, связанные с реализацией указанных товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров; · судебные расходы и арбитражные сборы; · расходы на выплату комиссионных, агентских вознаграждений и вознаграждений по договорам поручения; · и другие. При этом п. 2 ст. 346. 16 НК РФ установлено, что при определении сумм большинства видов расходов, принимаемых к вычету из доходов, налогоплательщики обязаны руководствоваться порядком, предусмотренным для исчисления налога на прибыль организаций. Перечень таких расходов и порядок их признания для целей налогообложения представлены в табл. 1. 4. Таблица 1. 4 Порядок признания отдельных видов расходов
При определении доходов и расходов для расчета единого налога применяется кассовый метод. Согласно ст. 346. 17 НК датой получения доходов признается день поступления денежных средств на счета в банках или в кассу, получения иного имущества (имущественных прав), а также погашения задолженности налогоплательщику иным способом. Если покупатель в расчетах за приобретенные товары (работы, услуги) использует вексель, то датой получения доходов у налогоплательщика признается дата оплаты векселя или день передачи налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу. В силу использования кассового метода полученные налогоплательщиком авансы, оплата (частичная оплата) в счет предстоящих поставок учитываются в составе доходов. Но в случае возврата налогоплательщиком сумм, ранее полученных в счет предварительной оплаты поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), доходы отчетного (налогового) периода уменьшаются на сумму возврата. Расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. Оплатой товаров (работ, услуг) или имущественных прав признается прекращение обязательства налогоплательщика-приобретателя товаров (работ, услуг) или имущественных прав перед продавцом. При этом расходы учитываются с учетом следующих особенностей: 1) материальные расходы, расходы на оплату труда, а также оплата услуг третьих лиц, оплата процентов за пользование заемными средствами (включая банковские кредиты) признаются расходами в момент погашения задолженности путем списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности – в момент такого погашения; 2) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются по мере реализации указанных товаров. При оценке покупных товаров налогоплательщик использует один из следующих методов: - по стоимости первых по времени приобретения товаров (ФИФО); - по стоимости последних по времени приобретения товаров (ЛИФО); - по средней стоимости; - по стоимости единицы товара. Расходы, непосредственно связанные с реализацией указанных товаров, а также расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты. 3) расходы на уплату налогов и сборов учитываются в размере, фактически уплаченном налогоплательщиком; 4) расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) основных средств и НМА отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм; 5) если налогоплательщик в оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) выдает продавцу вексель, то расходы по приобретению указанных товаров (работ, услуг) учитываются после оплаты векселя. При передаче налогоплательщиком продавцу векселя, выданного третьим лицом, расходы учитываются на дату передачи указанного векселя; 6) при изменении объекта налогообложения не учитываются расходы, относящиеся к налоговым периодам, в которых применялся объект налогообложения доходы. Для расходов на приобретение (создание самим налогоплательщиком) основных средств и НМА законодателем установлены дополнительные правила. Порядок признания данного вида расходов зависит от момента приобретения основных средств и НМА: во время применения УСН или до перехода на нее (см. рис. 1). Если основные средства и НМА были приобретены (созданы) в период применения УСН, то расходы на их приобретение (создание) принимаются следующим образом: · в отношении основных средств – с момента ввода их в эксплуатацию; · в отношении НМА – с момента принятия этих НМА на бухгалтерский учет. В случае если налогоплательщик применяет УСН с момента постановки на учет в налоговых органах стоимость основных средств и НМА принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете. При этом чтобы учесть в расходах основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, необходимо документальное подтверждение факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Если основные средства и НМА были приобретены (созданы) до перехода на УСН, то их стоимость должна приниматься равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на УСН, и учитываться в составе расходов она будет в следующем порядке: а) в отношении основных средств и НМА со сроком полезного использования до 3 лет включительно – в течение первого календарного года применения УСН; б) в отношении основных средств и НМА со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно в течение первого календарного года применения УСН – 50% стоимости, второго календарного года – 30% стоимости и третьего календарного года – 20% стоимости; в) в отношении основных средств и НМА со сроком полезного использования свыше 15 лет – равными долями в течение первых 10 лет применения УСН. При этом в течение налогового периода расходы учитываются равными долями по отчетным периодам.
Рис. 1. Особенности учета стоимости основных средств и НМА при УСН
При определении сроков полезного использования основных средств необходимо руководствоваться классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Правительством РФ. Сроки полезного использования основных средств, которые не указаны в данной классификации, устанавливаются налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей. Определение сроков полезного использования НМА осуществляется исходя из срока действия патента, свидетельства или из других ограничений. Если срок полезного использования НМА определить невозможно, то он устанавливается в расчете на 10 лет. По некоторым видам НМА (владение «ноу-хау», секретной формулой; права патентообладателя на изобретение, селекционные достижения; права автора (правообладателя) на использование программы для ЭВМ, топологии интегральных микросхем), налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет. В случае реализации (передачи) основных средств и НМА до истечения трех лет с момента учета их стоимости в составе расходов налогоплательщик обязан: 1) пересчитать налоговую базу по единому налогу за весь период пользования такими основными средствами и НМА с момента их учета в составе расходов и до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 НК РФ. Как пояснил Минфин в письме от 20 ноября 2008 г. № 03-11-04/2/174, перерасчет налоговой базы в данном случае производится путем исключения из состава расходов затрат на приобретение основного средства или НМА и признания в расходах сумм начисленной в соответствии с главой 25 НК за этот период времени амортизации. 2) доплатить дополнительную сумму единого налога и пени. Аналогичным образом следует поступить и при реализации основного средства или НМА со сроком полезного использования свыше 15 лет, если с момента их приобретения прошло менее 10 лет.
В связи с принятием программы самозанятости для безработных граждан ст. 346. 17 НК РФ предусмотрен особый порядок налогового учета денежных выплат, поступивших налогоплательщикам единого налога при УСН в соответствии с программами поддержки занятости населения[10]. Этот касается граждан, признанных безработными в установленном порядке, от
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|