Формирование кластеров как метод повышения межотраслевой эффективности и конкурентоспособности производства
В условиях глобализации мировой рынок необратимо превращается в единое поле конкурентной борьбы. Уже недостаточно иметь экономическое мышление, основанное на традиционных формах и методах организации производства. Возникает необходимость современного рыночного мышления. Происходит ускорение международного движения капитала, развитие корпоративных форм организации производства и транснациональных корпораций, деятельность которых позволяет обеспечивать конкурентоспособность, противостоять международной конкуренции, осуществлять концентрацию капитала и на основе крупных инвестиций решать проблемы инновационного развития экономики, производства наукоемкой инновационной продукции. Одной из продуктивных форм повышения конкурентоспособности и эффективности межотраслевой и территориальной организации производства выступают кластеры, которые успешно «работают» в многих развитых странах мира. Кластер (от англ. Cluster – пакет, пучек, блок) – совокупность взаимосвязанных групп успешно конкурирующих фирм, которые обеспечивают позиции на отраслевом, региональном, национальном и мировом рынках. Кластер включает взаимодействующие компании (поставщиков, производителей) и связанные с ними образовательные заведения, органы государственного управления, инфраструктурные компании. По М.Портеру, кластер – «бриллиант» экономической системы государства. Конкурентоспособность кластеров обусловливают: · новые высококонкурентные производители, приходящие из других отраслей, ускоряющие развитие всего кластера, повышающие его конкурентоспособность, стимулирующие развитие и использование в практики достижения научных исследований и разработок;
· свободный обмен информацией, знаниями и быстрое распространение новшеств по каналам поставщиков и потребителей, имеющих контакты с многочисленными конкурентами; · связи внутри кластера, обеспечивающие появление новых видов и методов конкуренции. Сущность кластерного подхода к управлению конкурентоспособностью определяются целью повышения конкурентоспособности товаров, предприятий, регионов и национальной экономики; наличием средств реализации цели, в качестве которых выступают стратегия и методы обеспечения (прогнозирование, планирование, анализ, экономическая оценка эффективности); разработка и реализация новой кластерной промышленной политики. Кластеры-производители отличаются следующими признаками: · локализацией товаропроизводителей на одной географической территории; · агломерацией расположенных вблизи друг от друга предприятий, организаций и общественных институтов, объединенных в одно целое в результате интенсивных экономических горизонтальных и вертикальных связей; · комплементарностью (от лат. сomplementerm – дополнение) субъектов, которые отвечают по обязательствам всем своим имуществом; · производством «ключевого» товара, который определяет название кластера, занимает наибольший удельный вес в общем объеме производства кластера; · уникальным сочетанием конкуренции и кооперации, которые позволяют участникам иметь выгоду путем увеличения базовых сегментов рынка за счет позиционирования своих продуктов под потребности разных отраслей и совместной разработки новых, пользующихся спросом товаров, а не на основе их деления; · развитием неформальных связей и сотрудничества субъектов кластера, а также партнерства между субъектами кластера и органами государственного и регионального управления; · единой инфраструктурой и институциональной средой (органы государственного управления и местные учреждения, университеты, школы бизнеса, ассоциации, торгово-промышленные палаты и др.);
· объединением предприятий кластера вокруг научно-образовательного центра. Таким образом, кластер товаропроизводителей – это сетевая организация комплементарных предприятий и организаций, территориально связанных отношениями сотрудничества (включая специализированных поставщиков, производителей и покупателей), объединенных вокруг научно-образовательного центра, ориентированная на отношения партнерства с местными учреждениями и организациями государственного управления с целью повышения конкурентоспособности товара, предприятий, регионов и национальной экономики. Основными составными элементами кластера товаропроизводителей являются бизнес, органы государственного и местного управления и научные учреждения. Особенности формирования кластеров высокотехнологичных отраслей заключаются в активном использовании результатов деятельности инновационных центров, университетов, дающих возможность овладеть новыми технологиями, обеспечить технологический трансфер предприятий и отраслей, ускорить инновационное развитие, сформировать национальные и глобальные конкурентные преимущества. Как правило, кластер несет импульс развития новых производств, отраслей, при этом он формирует конкурентоспособность за счет повышения производительности труда, активизации инновационной деятельности, новизны выпускаемой продукции, а не на основе низкой заработной платы, налоговых льгот. Концепция кластеров объясняет формирование конкурентных преимуществ за счет создания и развития межотраслевых связей, в результате которых (по М.Портеру) одна конкурентоспособная отрасль помогает созданию другой в процессе взаимоукрепляющихся отношений, так как такая отрасль является самым требовательным покупателем товаров и услуг, от которых зависит уровень ее конкурентоспособности. Преимущество кластерного подхода перед традиционными отраслевыми подходами заключается в ориентации предприятий, входящих в кластер, на достижение конкурентных преимуществ, а это особенно важно в условиях глобализации. Кластеры более эффективно, чем отдельные отрасли, охватывают важнейшие экономические связи, обеспечивают взаимодополняемость отраслей, распространение технологий, навыков, информации, новых моделей маркетинга и бизнеса, выполнение на более высоком уровне требований заказчиков и потребителей. Связи, образуемые кластером, усиливают предприятия и отрасли в конкурентной борьбе, ускоряют инновационные процессы, способствуют созданию и развитию нового бизнеса, существенному повышению производительности труда.
В соответствии с Государственной программой инновационного развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы, в целях формирования институциональной среды, благоприятной для инновационного и технологического развития, предусматривается: - изменение модели государственного управления промышленностью и переход к формированию государственной структурной и промышленной политики на основе кластерного подхода; - формирование в Республике Беларусь нового кластера в области нано-, биотехнологий и фармацевтической промышленности посредством создания научно-технологического парка, имеющего статус и правовой режим, аналогичный Парку высоких технологий; - содействие формированию в Республике Беларусь инновационно-промышленных кластеров на базе предприятий, организаций и учреждений государственного сектора, включая: * химический кластер в г. Гродно (ядро – ОАО «Гродно Азот», ОАО «ГродноХимволокно», УО «Гродненский государственный университет», БГУ, УО «Белорусский государственный технологический университет»); * нефтехимический кластер в г. Новополоцке (ядро – ОАО «Нафтан» и УО «Полоцкий государственный университет», Научно-исследовательский институт физико-химических проблем БГУ); * агромашиностроительный кластер в г. Гомеле (ядро – РУП «Гомсельмаш» и УО «Гомельский государственный технический университет имени П.П. Сухого»); * автотракторостроительный кластер в г. Минске (ядро – РУП «Минский тракторный завод», РУП «Минский автомобильный завод», РУП «Минский моторный завод», БНТУ, ГУВПО «Белорусско-Российский университет», УО «Белорусский государственный технологический университет»); * химико-текстильный кластер в г. Могилеве (ядро – ОАО «Могилевхимволокно», ОАО «Моготекс», УО «Могилевский государственный университет продовольствия», УО «Белорусский государственный университет»); * ИТ-кластер в г. Минске (ядро – резиденты ПВТ, ГНУ «Объединенный институт проблем информатики НАН Беларуси», БГУ, УО «БГУИР», БНТУ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|