Иудейский фундаментализм: основа – не религиозный текст, а сионистское движение. Влияние фундаменталистского меньшинства на политическую жизнь Израиля.
Целью сионизма, возникшего в XIX веке, является возвращение еврейского народа в Палестину. Иудейский фундаментализм родился в Шестидневной войне. Были захвачены территории, которые никогда евреям не принадлежали, отсюда лозунг «От Нила до Ефрата». Таких людей меньшинство, но имеют очень важную роль в политике (убийство Ицхака Рабина), что усложняет арабо-израильский диалог. Угроза – выродиться в авторитаризм.
Понятие либерализма. Эпоха Нового времени – период наступления либерализма в экономике политике, социальной жизни. Либерализм как универсальная концепция, основанная на человеческом разуме и оброй воле человека. Антиномии либерализма: проблема «естественных и равных» прав человека; проблема собственности; проблема равенства возможностей. Становление принципов либерализма. Утилитаризм и формирование социального либерализма в XX в. Современный либерализм как всеобщая публичная философия Запада.
Сегодня это не только политическая идеология, но и 1) политическое направление; 2) меняющееся государственное устройство (либералы-реформаторы начали с формирования определённого государственного устройства и экономической государственной политики; также он возник в России). Это целостная система, соединяющая как теорию, так и практику. В политической теории либералы занимают центральное место. Либерализм сегодня – это самая авторитетная интерпретация политики.
Современная экономическая наука – во многом либеральные идеи, предполагающие свободный рынок, а современные политические экономисты утверждают, что свободный рынок – это миф, т.к. нахождение в рыночном пространстве затратно, это разрушает понимание самого понятия. Свободный рынок – это только идея.
Либерализм настолько тотален, что оказывает влияние, даже не давая этого понять. Как либерализм сам относится к идеологии? Отношение спокойное и уравновешенное. Либерализм видит в идеологии официально и публично провозглашённую систему, которая борется за монополию на истину и иногда выдаёт своё за научное знание о мире, также может репрессировать и быть тоталитарной.
Публична, открыта, обсуждаема. Вся эпоха Нового времени – наступление либерализма во все сферы.
Либерализм утверждается в XVII – XVIII вв. как развитие буржуазных отношений, вытеснявших феодальные порядки.
Религия как неприкосновенная сфера личной жизни, личного выбора. Религиозная свобода – неотъемлемый элемент гражданских свобод. Гарантированное разделение религии и политики, церкви и государства.
Внутри либерализма аналитически (т.е. при помощи внешнего анализа) выделяются 3 уровня: 1) Универсализм либерализма;
Состоит из двух компонентов: а) всеобщность человеческого разума: все люди – существа разумные, могут мыслить разумно, значит, хорошее существование жизни всем доступно, нужно только придерживаться определённых принципов; б) добрая природа человека: люди в среде недобрые, но виной всему среда. А разумные люди добры, т.к. это приносит больше удовольствия.
Либеральная трактовка человеческой природы: набор врождённых качеств, присущих всем индивидам (для либералов нет человека, нет общества; есть только индивид). Индивидуальные качества в конечном счёте независимы от социально-исторических условий индивидуальной ориентации на собственный интерес и самодостаточность. Они укрепляют сами собой по средам разума и способны к индивидуальному развитию.
2) вечные ценности либерализма; а) индивидуальные свобода; б) вера в возможность рационального понимания и переустройства мира (человек способен понять мир и заменить его в лучшую сторону: любой человек во всё время во всех обстоятельствах). Либеральная трактовка свободы опирается на индивидуальные ценности. Классический либерализм поддерживает негативную свободу (свободу «от»), а современный социальный либерализм защищает позитивную свободу (свободу для развития личности через благополучие) отсюда вытекает идея государства всеобщего благоденствия (в бедности человек не развивается).
3) основные политические принципы либерализма.
Основные политические принципы либерализма: 1) индивидуализм; 2) частная собственность; 3) идея государства как «ночного сторожа» (минималистское государство), занимающееся поддержанием безопасности и правопорядка; 4) идея неуклонного прогресса (человеческое общество всегда идёт от худшего к лучшему даже несмотря на то, что може оступиться, ошибиться); 5) терпимость (или толерантость к другой точке зрения к другому индивиду); 6) плюрализм (т.к. обществ состоит из индивидов, оно невозможно).
Тко характер либерализм приобрёл лишь в XIX в. Локк: артикулятор партии Вигов – партия городских аристократов боровшихся с абсолютной монархией Стюартов и их приверженности католицизму.
Первый классик лиерализма, осознавший универсальность своей теории – Кант – автор концепции правового государства.
Но далее для него эта концецпия была для защиты себя и своего государства от авторитарных монархий (тогда это был Фридрих Великий, который считал главной чертой государства эффективность; он считал либеральнеы прнципы лирикой, он их не запрещал, пусть будут, главное, чтобы лди повиновались).
Кант: неважно как строено государство, главное, чтобы автономия ичности не нарушалась, чтобы государство было правовое (казнь Марии-Антуанетты была абсолютным бесправием).
Французскаяреволюция доказала, что главное не монархию свергнуть, а создать правовое государство.
Либерализм формировался в конкретных исторических обстоятельствах. Экономические: борьба рыночной капиталистической экономики с феодальными привилегиями. На первых порах могла быть даже насильственная. Политические: либерализм боролся с абсолютной монархическим абсолютизмом за конституционное и репрезентативное правление (править должны представители общества). Либеральная трактовка политики авторитетна, отличается от абсолютистской: 1.Авторитет растёт снизу, как согласие управляемых индивидов; такой авторитет всегда рационален, целенаправленен и ограничен. Авторитет не может быть мистическим. Единственный авторитет для либерализма – комбинация легально-рациональной легитимности и публичной ответственности (открыто ответить должны политики за то, что происходит). Либерализм дал иную трактовку государству: это нейтральный арбитр во взаимодействии интересов групп.
Классический либерализм: государство – неизбежное зло, потому должно быть сведено к минимуму. Современный социальный либерализм: позитивная роль государства в сохранении и поддержании равенства возможностей.
Диберализм против сословных привилегий, за сословный рынок. Либерализм рассматривает экономику как жизненно важную часть его, а не государства.
Классический либерализм: строгая рыночная экономика с 1) частной собственностью; 2) конкуренцией; 3) материальным стимулированием.
Социальный либерализм: соглашается с частичным ограничением рынка и с умеренным управлением экономикой.
Либеральное отношение к социальной жизни. Либерализм боролся с сословным строем за всеобщее правовое равенство (Бомарше: «Аристократы взяли на себя только один труд – труд родиться»). Просветители – предшественники либерализма.
Всеобщее правовое равенство сформировало либеральное отношение к обществу; общество не обладает единой сущностью; общество – это сумма индивидов. Оно существует, только если индивиды на это согласились. Индивиды ориентируются в обществе только на свои собственные интересы. Общество возможно только как баланс интересов как общественная гармония.
Конец XVIII в. – победа либерализма. XIX в. стал веком либерализма; он перешёл в тотальное наступление во всех сферах; совместно с индивидуальным капитализмом.
К XX в. стал очевиден парадокс: индустриальный капитализм стал способствовать услению не либерализма, а его идеологических оппонентов: социализма, этнического национализма и религиозного фундаментализма. Здеь скрытая внутренняя логика. Маркс: концентрация капитала способствует развитию коллективизма: программа либерализма внутренне противоречива. Антиномии либерализма:
Основные признаки: - конституционное правление, основанное на правовых нормах; - гарантия гражданских свобод и индивидуальных прав; - система разделения властей; - регулярные выборы по принципу «один человек – один голос» (это единственный демократический принцип все остальные – либеральные); - политический плюрализм; - независимое от правительства гражданское обществ; - рыночная экономика.
Проблема собственности как естественное право всех инвживидов. Антиномия: если все обладают естественным правом на собственность, то как быть если соственность неизбежно отчуждается от всё большего колтчесвта людей? Абсолютное обнищание: богатые становятся богаче, бедные – беднее. Они ибералы надеются на естественный ход вещей и дорый характер человека; другие надеются, что естественная справедливость в заботе о тех, кто лишается собственности.
Антиномия: прблема равенства возможностей. Либерализм: люди рождены равными обладающими равными моральным достоинством, отсюда слеует идея правового равенства, а из него слеует иедя политического авенства и равенства возможностей.
Социальное раенство прерывеет свободу и препятствует развитию способностей. Классический либерализм был сторонником меритократии (власт достойныз): кадый получает то, что заслужил.
Соцаильный ьерализм:равенство возможностей нереализуемо без относительного социального равенсва. В XIX в. равенство возможностей стало терять силу. Либо искусственно поддерживать равенство возможностей в ущерб свободе, либо сохранить свободу даже ценой катастрофического разделения общества.
Становление принципов либерализма. Фундамент либерлизма – «Два трактата о правлении» Локка. Компромисс между различными социальными интересами и подвести их под общее основание.Естественно-правовой подход соситот из двух элементво: )все люди наеделны от природы ранвыми правами; 2) все люди в равной мере способны своими правами воспользоваться.Прежняя трактовка обественного договора была патриархальной (взаимоотношения отца и детей). Локк: природа и Бог не даровали монарху власи отца. Для подтверждения нужен не новый договор, а соглсаие граждан, а отсюда возникает идея выоборов. Обязанность: подчинение решению большинства. Фундаментальный принцип разделения властей. У людей есть право на вооружённое сопротивление. Приоритет гражданского общетсва над гсуарством. Проблема собственности. Природа – общее достояние. Общественная собственнсть не может сохраниться даже в естественном состоянии. От природы на вашу индивидуальность никто претендовать не может. Труд – часть вашей личности, инивидуальностию Именно поэтому собственность священна и неприкосновенна. Священная соственность удовлетворяет жизненные интересы своего владельца. Локк за имущественнывй ценз.
«Манчестерский либерализм»: право частной собственности. Собственность как владение; лишена гуманистического основания, но оставлене её священно. Появление утилитаризма (Иеремия Бентам). Движущая сила всех человеческих взаимоотношений – ощущение взаимоудовольствия и боль. Основная задча – нахождене баланса между общественнйо и индивидуальной пользами. Бентам: главное – нахождение счастья для наибольшего количества людей. Джон Стюарт Милль – либерал: права и свободы самоценны, не нуждаются в оказательстве. Государство вторично по отношению к обществу. Теоретик избирательного права. Общество должно стать благополучным – за порведение широкой социальной политики. Раочие могут претендовать на часть прибыли. Рабочие через профсоюз заключают огговор с предпринимателями: коллективный договор. Его взггляды считались утопией; сейчас – реальность.
С Середины XIX в. либерализм стал терять идеологическую инициативу. 1868: недвижимостью было необязательно владеть. Пока взрослый мучина живёт с родителями, не может голосовать. Либерализм возражал против усиления социальной политики. В начале XX в. перспективы либерализма стали неопределёнными. Два фланга: консерватиный и оциалистический. Либеральные партии потеряли статус прогрессистских. Появился социальный либерализм в начале XX в. (оформился в 30-50 гг. XX в.), т.е. либерализм, соглашающийся на проведение широко осицальной политики. После 1929 г. полный закат либерализма. Либерализм показал, что не способен противостоять тоталитаризму. Кейнс: пожертвовать экономиескими принципами во имя сокарщенич гражданских прав и свобод. Возникае идея государства всеобщего благоденствия. Идеологические позиции либерализма укрепились в середине XX в. Тогда государство всеобщего благоденствия стало свершившимся фактом.. Результат взаимодействия социал-демократии и социального лберализма (верность ндивидуальной свободе и правам). Новые способы гарантий индивдуальных прав. Широкая социальная полиика. Либерализм согласился на государственное вмешательство в экономику. Улучшение образа жизни путём увеличения потребления. Экономика в целом должна созранять рыночную экономику.
Соцаильный лиерализм потерпел победу. Его ноомы сали использовать немало стран. Индивидуальные конфлкиты в сферу политической идеологии. Либерализм сдал: все стали либераьными.
Либерализм преобладает, но крайне слаб в той мере, что все либералы. Классический либерализм заимствован консерваторами, другой – социал-демократами. Стал более историчен.
Лберальное оношене к истории: история – непрерывный прогресс, где каждое следующее поколение преумножает знания и навыки предыдущего. Последовательные рфеормы, а не революционные потрясеня.
Консерватизм
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|