Конфликт марксизма и социал-реформизма. Социал-демократия и государство всеобщего благоденствия. Модель демократического социализма. Кризис социал-реформизма с конца 1970-х гг.
5 смыслов: 1) идеал утопического общественного устройтсва; 2) политическая идеология на основе общественной собственности, классовго подхода и равенства; 3) низшая фаза коммунистической общественно-эукономической формации; 4) объединение нерадикальных партий социально-демократического толка; 5) название конкретного общественного строя, построенного на воззренияхз Маркса и Энгельса. Видит в идеологии комплекс идей, отраджающих взаимоотношения между классами. Идеологии порождают «ложное» видение мира и ведут к политическим апатии угнетённых классов. Ортодоксальный марксищзм (марксизм СССР) выработал нейтральную концепцию идеологии как облик ценностей любого класса, в том числе и рабочих. Для Маркса идеология – ругательство, ленинизм его реабитировал. Как идеолгия одилсмя после либерализма и консерватизма. Соцаилизм родился как критика победившего капитализма. Базовые принципы: коллективизм, кооперация, равенство, классовый подход к политике, общественная собственность.
Коллективизм. Люди склонны к кооперации, общению и рациональному мышлению. Товарищество, братство. Человек воспитывается коллективом, природа человека общественная. Кооперация – естественное поведение людей. Имеет моральный и экономический смысл: порождает доверие и способствует эффективности. Отсутствие кооперации уродует человека. Равенство. Фундаментальная ценность. 3 аргумента: 1) без социального равенства нет справедливости; 2) только социальное равенство поддерживает коллектив и кооперацию; 3) без социального равенства невозможно развитие личности. Относительное равенство (социальная демократия) или абсолютное (коммунизм).
Классовый подход к политике. Классы – ключевые акторы политики и социально-экономического процесса. От сотрудничества с буржуазией до диктатуры пролетариата. Социализм понимает общество в терминах классового неравенства, которое выражает господствующих и угнетённых. Самый неоднозначный принцип социализма. Общественная собственность. Капитал производится коллективно, а значит, должен быть в коллективном владении. Частная собственность порождает жажду наживы. В тоталитарном отношении: государственная собственность и директивное управление экономикой. Социал-демократы признают регулируемый капитал во имя всеобщего благоденствия: рынок – хороший слуга, но плохой хозяин. Возникновение и развитие социализма Первым употребил это слово французский писатель Пьер Лерц в труде «Об индивидуализме и социализме» в 1834 году, или герой книги Роберта Оуэна, родоначальник социализма-утопизма. Социализм был некая общественная перспектива, утопия как равенство в доходах и собственности. Маркс считал их социалистами-утопистами. Утопия – что-то положительное, которое трудно, или невозможно совершить (Т.Мор). Его новаторство: перешёл от общественной экономике потребления к общей экономике деятельности и общественной собственности. Эгалитарный принцип привнёс Руссо с его идеей социального равенства, но как идеология вырос в XIX веке из критики капиталистического строя. В XIX веке окончательно победил капитализм, который уничтожил традиционную структуру общества. 16-часовой рабочий день, детский труд. Рождался и увеличивался в количестве класс пролетариата. Отсюда популярность социалистических идей. Социализм как реакция на невыносимое положение большинства. Социализм вместо негативной свободы, которая дискредитировала себя выработал позитивную свободу (свободу для) – это самосовершенствование либо через труд, либо через кооперативное социальное взаимодействие.
Утопическая свобода Сен-Симон, Фурье: 1) анархия капиталистического производства; 2) несовместимость частнособственнических интересов с общественными; 3) преобладание паразитических элементов под производством; 4) недостаточность правового чистого равенства без обеспечения права на труд; 5) моральное разложение господствующего класса. Выход: создание крупного общественного производства, основанного на свободном труде и применении в экономике достижений науки и техники. Утопический социализм: социалистический принцип распределения по способностям (в меритократии – по заслугам; у Маркса – по потребностям (изобилие, доверие)). Утопический социализм: основная движущая сила общественно-исторического развития – это смена религиозных и нравственных основ общества. Маркс же считал, что сначала нужно изменить способы правительства, считал социальный утопизм идеалистами.
Изначально социализм-утопизм плохо относился к религии: в лучшем случае отвлекает от политической борьбы; в худшем – одна из форм идеологического правящего класса. Но религиозные принципы любви и сострадания используются в качестве моральной основы умеренного социализма (те, что против социальных реформ).
Прудон сначала анархист, потом социал-реформист. Главный объект критики – это крупная промышленность, которую он считал кражей. Прудон предлагал владение как альтернативу частной собственности и коммунизму. Владение как мелкая собственность, не связанная с экспроприацией чужого труда. Считал необходимым уничтожение класса эксплуататоров через экономические реформы в сфере обращения. Чтобы обмен был эквивалентен, он должен стать безденежным: 1) безденежный обмен товаров и услуг; 2) безденежный кредит. Реформы в сфере обращения превратят капиталистическое общество в общество самостоятельных производителей, и не понадобится насильственно свершать революцию. В основе сотрудничество рабочих и почти всей буржуазии (кроме крупной, которой мало). Решение в уравновешении действующих в обществе сил. Капитализм – это нарушение баланса равновесия, социализм – его восстановление. Прудонизм – моральное совершенствование, но против эмансипации женщин.
Все государства – суммы автономных коммун. Против включения женщин в общественно-политический процесс, отказаться рот идеи ликвидации государства в пользу идеи социального федеративного переустройства, т.е. большинство полномочий ушло на региональный уровень. Социалистическая идея всегда против национализма: против национально-освободительных движений Италии и Польши. За интернационализм: нация – буржуазный признак, результат капиталистического общества как результат ложного сознания (идеологии), когда рабочий класс заставляют работать на национальную буржуазию.
Специфическая форма – марксизм. Социализм верит в неизбежность исторического прогресса путём общественного и личностного развития (в такой последовательности). Классовая борьба – движущая сила истории. Конфронтация с социал-реформизмом, который выступает за постепенную интеграцию рабочего класса в капиталистическое общество без социалистической революции. Маркс: это бессмысленно. После 1917 года между ними раскол. Социал-реформизм: осуществить выборы и потом преобразования (после первой мировой войны 8-часовой день – норма). Эдуард Бернштейн: избирательное право и улучшенная жизнь рабочих, поэтому революция не нужна. Внедрение в экономику двух принципов: 1) социальная справедливость (8-часовой рабочий день, рост социальных гарантий, высокая заработная плата); 2) принцип солидарности (развитие рабочих ассоциаций, производственных кооперативов и союзного движения). Диктатура пролетариата – прикрытие диктатуры вождей, подмена авторитета, а социализм выступает против авторитета, т.к. он порождает скрытое доминирование элиты. Социализм – сторонник коллективного авторитета, за демократию участия и избирательные права. Идеал 0- постоянные референдумы. Раньше отрицал либеральную демократию как капиталистическую, а современная социал-демократия – сторонники либеральной демократии. После мировой войны оппозиция к социал-либерализму, после второй мировой – это ещё больше усилилось, поэтому программы социалистических партий стали менее жёсткими и реальными: развитие антимонопольного законодательства, защита гражданских прав, либеральное регулирование в экономике. Основы социальной политики были неприкасаемы.
Модель демократического социализма. Социализм не государственный строй, а процесс укоренения социальной справедливости в жизни общества. Баланс коллективных и индивидуальных интересов. Необходимость государственного вмешательства, чтобы капитализм не проявлял себя в полной мере. Незыблемость демократии и отрицание любых форм авторитаризма. Склонен к парламентской демократии, нежели президентской. Процесс постоянных реформ на основании принципов свободы, справедливости и гарантии прав человека. Смешная экономика. Отношение социализма к государству: противоречивое отношение к государству. Соцаил-реформаторы видят в государстве воплощение всеобщего блага, следовательно, идёт усиление государства как общее благоденствие. Кризис социал-реформизма в конце 1980-х гг. Государство всобщего благодженствие теряет эффективность: модель Кейнса не работет: и безработица, и инфляция. Поэтому идёт консерватиная волна: щза скоращение налогов и жёсткую финансовую политику. Социалисты признали необходимость адресной социальной политики: тем, кто в ней нуждается. Создаётся концепция «третьего пути» как альтернатива традиционной социал-демократии и неоконсерватизму. Энтони Гидденс. «Третий путь» - отказ от усиления государства в экономике. Развитие новой экономики, - экономики занний, основанной на сотрудчнисевте между рабочими и предпринимателями. 70% стоимости – нематериальная часть. Акцент в пользу коллективизма, в пользу общественного согласия; отказ от колеективного видения общетсва – принцип изменения зараткрева эконокики. Экономика знания преодолевает противоречия коллективного произсодвта и индживидуального противоречия. Отказаться от социального равенства в пользу равенства возможносте; в новой эконгомике равенство возможностей достаточно для общетсвенного благоденствия. Основная роль государства не управление экономикой, а проведение широкой и образовательной политики в услолвиях государства. Влияние семьи очень ограничено. Сначала социальная поьитика и образование, а тольк потом безопасностб.
С конца 80-х гг. социал-демократы начали восстанавливать свои позиции в политической жизни. Социал-демократы получили 22%, хотя по ядерному электорату – 30%. Альтернатива между традиционной социал-демократией и третьим путём не получилось. Кризис «третьего пути» накрыл и Шрёдера, и Клинтона и Блэра.
Марксизм Притязания марксизма на роль всеохватывающей социальной теории, образа мира и политической доктрины. Концепция решающей роли классовой борьбы в развитии общества. Описание капитализма как финальной стадии в развитии классовых обществ. Раскол марксизма на несколько направлений. Советская версия марксизма как идеология тоталитарного общества. Развитие марксизма как критической теории общества. Ослабление марксизма как политической доктрины. Одно из направлений социализма, одно из его течений. По своему влиянию превзошёл все другие направления социалистических идеологий. Именно Энгельс превратил учение Маркса в марксизм. Энгельс создал философию марксизма; сам Маркс считал политэкономию философией. Основа этого – Энгельс, который превратил учение Маркса в марксистское видение мира. «Научный социализм» (Энгельс). «Дилектика природы» (Энгельс), где попытался распространить марксизм на всё. К концу XIX века образовался как известная доктрина, но тогда ещё не получил научного признания 1) из-за идеологичности и политичности; 2) а также слишком опередил своё время. Во времена Маркса размышляли; он первый систематически применил математические методы исследования. 3 основных элемента:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|