Основные политические идеологии современности
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Идеология: основные подходы и интерператации. Три атапа историко-логической эволюции понятия идеологии. Идеология как «ложное сознание». Марксистский подход к идеолологии. Связь идеологии и стилей мышления. Идеология и утопия. Современные подходы к идеологии: позитивизм, феноменология, иррационализм, критическая теория. «Конец идеологии» или «назад к идеологии»? Когтинитвная функция идеологии. Легитимизирующая функция идеологии. Нормативная функция идеологии. Интеграционная функция идеологии. Мобилизационная функция идеологии. Внутренняя структура идеологий. Ядро идеологии и ситуативная оболочка. Догматизаци рутинизация идеологий Логическая упорядоченность идеологического спектра.Два смысла идеологического спектра. Ось локализаци идеологий.
Интерпретации: 1) Обыденная. Все люди – политические мыслители. Все люди испытывают политические идеи в повседневном языке; 2) Профессиональная (собственно политический и политологический). Когда мы смотрим, какой смысл вкладывается в политические термины, мы поднимаемся над обыденным урвонем. «А что значит: все люди равны?» - на обыденном уровне это не обнаруживается. Политика – читая борьба за власть. Иеология принципиального значения не имеет. Пропагандистские конструкции – бихевиоризм. Стимул-реакция: мыслящий субъект реагирует на стимулы; невозможно исследовать людей на тему, в чём смысл жизни.
Диалектический матеиализм Маркса: политические идеи могут быть поняты только через анализ экономической и классовой борьбы (основаны на материальном базисе и не имеют самостоятельного значения). Джон Кейнс: идеи играют самостоятельное, реашющее значение. Идеи могут править миром. Миром управлют эконмоситы и политические философы. Для разных политиков разный смысл в разных вещах.
А.Смит и Д.Рикардо – моральное оправдание капитализма: «невидимая рука рынка». Справедливость взглядов Смита, но не истиснность. Китики Смита: Маркс и Ленин: тчуждение, разрушение человеческой личности. Национал-социализм – личное пристрастие Гитлера. Всегда будут иметь материальную составляющую.
Люди не видят мир, каким он есть, а каким ожидают его увидеть. Стереотипы нашу жизнь упрочивают. Идеология формирует цели, которые стимулируют полиические действия.
Все политики хотят иметь власть, значит, должен быть практиком, и должен адаптировать программы. В основном власть ради осуществления программы (власть ради власти – патология). Политичесие программы должны быть идеологически мотивированы. Предмет веры политической программе придаёт идеология. Политические идеи могут сформировать саму политическую систсему (асболютистская монархия: 1) Божественное происхождение власти монарха (но это езё в Средневековье); 2) идея общественного договора.
Политические системы стран Запада – либеарльно-демократические принципы: 1) идея либерализма; 2) идея народовластия. От деи национализма следует идея национального государства. Идеологии ассоциируются с разными группами. Либерализм = средний класс. Консерватизм – устоявшаяся элита общества, эстеблишмент (с сельским населением и иногда с крупным бизнесом) Социализм – наёмные работники (продающие свой труд).
Смысловые направления понятия: 1) Процесс произовдства смыслов, знаков и ценностей в социальной жизни; 2) Совокупность идей, характерных для конкретных социалных групп или классов; 3) «ложные идеи», способствующе оправданию существующей системы власти; 4) Социально необходимая иллюзия; 5) Деятельно ориентированный компекс убеждений.
Три этапа:
Начало – середина XIX в. Основатель – Дестют де Траси. На данном эатпе ценностно-нейтральная. В чём смысл жизни можно узнать только через идеи. Утопическая идеология.
Из сферы науки в сферу политики. Оценка идейных концепций политической направленности. Совокупность идей, которые в мистифицированной форме выраают интересы социальных групп. Из-за своей ложности понятие «идеология» привнесло такой оттенок в XIX в. как нечто насильственное и искусственно насаждаемое.
Начаол XX в. – до наших дней. Наунчый анализ. Вебер, Мангейм, Парето, Спенсер и др.
Сотношение иеологии, истины и науки. Исслдеование природы идеологии. Две наболее авторитетные подхода к идеологии. 1. Марксистский. Идеология: 1) идеалситическая концепция не имеющая отношение к материальному миру. Мир есть воплощение идей, мыслей и принципов; 2. Тип мыслительного процесса (воспроизводство иллюзии о самостотельном имре идей); сами идеологии не осознают, что обслуживают иллюзтю; 3) подход е действительности (конструирует образ дейтствительности и выдаёт его за решительность). Идеология есть «ложное сознание»: 1) классовый подход; 2) социаьная обсуловленность идей материальными интересами. Идеологии искренне не осознают, что их идеи обсловлены конкетными классовыми, эконмоическими интересами. Их картина ложная, а объективная узествует незаивисмо от сознания. 2. Подхо Мангейма. Идеология – социально значимая система идей, которые отстаиваются пределённым социальным слоем в сових целях: 1) познаваемость социальных процессов; 2) определённые формы мышления порождаются процессом историческго развития. 2 системы взглядов: идеология и утопия. Идеология – ситема взяглдов правящей группы, ценностное обоснование системы управления. Любая защита апологетична (т.е. защизает существующее полодение). Наличие идеологии можно онаружить следующим образом: как правящий клас пытается обохначить свою познавательную перспективу. Способ понимания элитой общественно-политических процессов.
Утопия – негативный вариант идеологии. Позитивный поект любой утопии – будущее. В случае осуществления утопии она трансформируется в идеологию. Разные общественные функции (на социальном урвоген): Идеология – сохранять, защищать. Утопия – критиковать и изменять. Социально-классовые идеологии не видимы для носителей; они считают, что обладают истиной.
Два типа идеологий: парткуляторные (охватывают только определённое сообщество) и тотальные (устойчивые предсатвления большого колчиества людей на протяжении длительного времени, преендующие на универсальность, только она может стать государственной). 4 идеальных типа человеческого сознания (по Вебру): 1) Органический хилиазм (религиозное сознание); 2) либерально-гуманистические; 3) консервативные; 4) социалистическая утопия (самая критическая). По Марксу, идеологией пропитана всякая реальность. По Мангейму, политическая. Мангейм смог показать систематизированноть идеологии. Роль когнитивного (познавательного фильтра). Поппер: идеологии тоталитарные (стремятся дать объяснение всему и вся; основная внешняя характерситика – репрессивность) и открытые. Открытая идеология открыта для критики и восприятия новых идей. Вопрос о формировании идеологии. Структурный функционализм (теория социального напряжения): любая идеология – реакция на смещение социальных ролей. Начать действовать в соотстветствии с новыми усовиями. Качественное различение. Теория культурного напряжения. Главное последствие привычной картины мира – эмоциальная неустойчивость. Смещение социальных ролей разрушает всю систему знаков (смволы социально-культурного характера). Идеология – средство возвращения смысла. Но эта теория не объясняетЮ почему разные люди приобщаются к разным идеологиям Какие критерии? Переход от системного анализа к литературным и философискм концепциям смысла.
1. Тезис о плюрализме идеологий (т.е. в любом случае две и больше). 2. Определение идеологии как сочетания ложного и истинного сознания. Отрицание в идеологии творческого начала. Внутри самой её быть не может. Ложность не значит лживость. Ценности не являются отражением действительности.Ценности – иная реальность. Мы не можем всопринимать мир только через ощущеия. Значит, его картина будет хотя бы чуть-чуть субъективной. 1. Позитивистское напарвление. Парсонс: идеология – ценностные ориентации. Любая идеология направлена на познание и оценивание мира. 2. Феноменологическое направление. Альфред Шюц. Ядро идеологии – естественное мировоззрение и жизненный мир. Не поддаётся строгому науночму определнию. Комплексные идеологии – стихийно складюыващиеся мировоззрения. Идеология растворена в современной жизни и выходит за рамки политики. Взгляд на идеологию в рамках ирационализма. Гипертрофия (преувеличение) мифологического характера идеологии.
В миф люди сами верят. В любой идеологии миф содержится. Фридрих Ницше, Шопенгауэр, Фрейд – иррациональное напарвление. Льюс Фойер.
Неомарксизм. Критическая теория общества. Франкфуртская школа. Тезис о гиперидеологизированной действительности. Ложность идеологии не от социально-экономического интереса, а потоу что ложна действительность.
Герберт Маркузе и Макс Хоркхаймер. Формирвание рафинированного одномерного человека. Техника и наука – новая иеология. Они изначально идеологизированы. Всеобщая деидеологизация (Д.Белл) или реидеологизация.
Возрастающее влияние науки приводит к потере влияния идеологии 1. Неочевидность механзмов современной власти. 2. Размывание смысловых границ между идеологиями и ценностями. 3. Дифференциация осителей идейных принципов по различным социальных и духовных параметрам. Реидеологизация: идеологии постоянно возникают, когда необходима идеологическая мобилизация. Меняется механизм воспроизводства идеологии: политические партии потеряли ведущую роль в выработке идеологий. Воспринимают конструкции извне. Сам процесс формирования ушёл в гражданское обещство. Отсутствутие глобальной идеологии.
Социальные функции идеологии:
Когнитивная (познаватеьная) функция идеологии: когнитивная карта политики – иденификация себя в политике Только благодаря идеологии человек может понять, кто он: «левый» или «правый»? Легитимирующая функция: дать обоснование сущетсвующему или желаемому политическому режиму. Нормативная функция: задавать нормы социального поведения, выработать критерии оценки. Интеграционная функция: способствовать политической социализайии и объединению людей.
Самая важная функция идеологии – мобилизующая: способствует коллективным действиям по достижению политической деятельности.
Возникновение любой идеологии связано с глубоким общественно-полиичским кризисом. Рушится картина мира, и поэтому возникают новые идеологии.
Внутренняя структура. Любая идеология целостна, систематизированна, самодостаточна. Идеология состоит из 2 частей:
а) абстрактно всегда; б) концентрированный ложный образ реальности; в) универсальное и вневременное (для всех людей и на все времена); г) благодаря ему в идеологии есть эмоциональное и внутреннее начало; д) главный его мир не логика и внутренние противоречия, а способность воодушевить и убеждать.
а) отклик идеологии на конкретную политическую ситуацию; б) отклик не должен юыть сильнее, чем концептуальное ядро (может привести е ситуационному успеху, но в стратегическом плане поражение, т.к. приведёт к уходу ядерного электората) (ядерный электорат – концептуальное ядро идеологии, однако он не производит парийное отступление от концептуального ядра идеологии (напряжённые последние выборы в Германии, поражение социал-демократии)).
Общественно-политчечкася динамика. 1. Любые идеологии рано или поздно рутинизируются или догматризируются. 2. Любая идеология приобретает своих отцов-основателей, выбирают их (они жили раньше: заложили основы); 3. Обозначаются герои-мученики (пострадавшие за идею); 4. Формируются определённые ритуалы; 5. Все идеологии пытаются не допустить внтуренних перемен, но все им подвержены. Основной внутренний фактор изменчивости идеологии – степень открытости её концептуального ядра (если в нём заложены предрасположенности к распределению – нормально, значит, либеральные).
Если жёстко ядро, то становится неповоротливой, и в случае перемен ставноистя агрессивной. Общественная динамика формирует идеологические конфликты между ортодоксами и реформаторами: 1) Идеологии эволюционируют; 2) Вырождаются.
Проблема идеологического спектра (логическая упорядоченность взаимодействующих идеологий).
Эта схема восходит к Французской революции 1789 г. Чины нацонального собрания расселись: слева – сторонники перемен; справа – сторонники старого порядка; середина – неопределившиеся. Схема подходила для рисования когнитивной карты но не для анализа.
Просуществовала недолго: была разурешена с появлением социальной революции. Нельзя было сдвинуть либерализм в центр, а социализм поставить с краю, т.к. либертарианцы больше являются модернизаторами. С другой стороны, консерваторы также могут быть большими модернизаторами.
Но на одном полисе могли оказаться совершенно противоположные идеологии?
Эти модели не отвечали двум принципиальным свойствам идеологического спектра: 1. Упорядоченная совокупность (почему та или иная идеология на определённом месте); 2. Это должно являться аналитическим инструментом для улучшения идеологии (идеологический спектр – когнитивная сетка для понимания идеологии в контексте существующей реальности). Сегодня на основе трёх осей образуется трёхмерное пространство, которое больше всего подходи для научного анализа, нежели для просто человеческого понимания.
Современный идеологический спектр («подкова»). Этот спектр (как и все) имеет недостаток: время от времени появляются новые идеолгии, которые невозможно отнести к определённой категории, всплывают где угодно. Например: национализм (и социальный, и консервативный лагерь, и либеральный).
Основной критерий идеологической ориентации – это цель, во имя которой должны осуществляться изменения (именно с точки зрения цели партии располагаются на идеологическом спектре).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|