Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные политические идеологии современности




Идеология: основные подходы и интерператации.

Три атапа историко-логической эволюции понятия идеологии. Идеология как «ложное сознание». Марксистский подход к идеолологии. Связь идеологии и стилей мышления. Идеология и утопия. Современные подходы к идеологии: позитивизм, феноменология, иррационализм, критическая теория. «Конец идеологии» или «назад к идеологии»?

Когтинитвная функция идеологии. Легитимизирующая функция идеологии. Нормативная функция идеологии. Интеграционная функция идеологии. Мобилизационная функция идеологии.

Внутренняя структура идеологий. Ядро идеологии и ситуативная оболочка. Догматизаци рутинизация идеологий Логическая упорядоченность идеологического спектра.Два смысла идеологического спектра. Ось локализаци идеологий.

 

Интерпретации: 1) Обыденная. Все люди – политические мыслители. Все люди испытывают политические идеи в повседневном языке; 2) Профессиональная (собственно политический и политологический).

Когда мы смотрим, какой смысл вкладывается в политические термины, мы поднимаемся над обыденным урвонем. «А что значит: все люди равны?» - на обыденном уровне это не обнаруживается.

Политика – читая борьба за власть. Иеология принципиального значения не имеет. Пропагандистские конструкции – бихевиоризм. Стимул-реакция: мыслящий субъект реагирует на стимулы; невозможно исследовать людей на тему, в чём смысл жизни.

 

Диалектический матеиализм Маркса: политические идеи могут быть поняты только через анализ экономической и классовой борьбы (основаны на материальном базисе и не имеют самостоятельного значения).

Джон Кейнс: идеи играют самостоятельное, реашющее значение. Идеи могут править миром. Миром управлют эконмоситы и политические философы. Для разных политиков разный смысл в разных вещах.

А.Смит и Д.Рикардо – моральное оправдание капитализма: «невидимая рука рынка». Справедливость взглядов Смита, но не истиснность. Китики Смита: Маркс и Ленин: тчуждение, разрушение человеческой личности.

Национал-социализм – личное пристрастие Гитлера.

Всегда будут иметь материальную составляющую.

 

Люди не видят мир, каким он есть, а каким ожидают его увидеть.

Стереотипы нашу жизнь упрочивают. Идеология формирует цели, которые стимулируют полиические действия.

 

Все политики хотят иметь власть, значит, должен быть практиком, и должен адаптировать программы. В основном власть ради осуществления программы (власть ради власти – патология).

Политичесие программы должны быть идеологически мотивированы.

Предмет веры политической программе придаёт идеология.

Политические идеи могут сформировать саму политическую систсему (асболютистская монархия: 1) Божественное происхождение власти монарха (но это езё в Средневековье); 2) идея общественного договора.

 

Политические системы стран Запада – либеарльно-демократические принципы: 1) идея либерализма; 2) идея народовластия.

От деи национализма следует идея национального государства.

Идеологии ассоциируются с разными группами.

Либерализм = средний класс.

Консерватизм – устоявшаяся элита общества, эстеблишмент (с сельским населением и иногда с крупным бизнесом)

Социализм – наёмные работники (продающие свой труд).

 

Смысловые направления понятия:

1) Процесс произовдства смыслов, знаков и ценностей в социальной жизни;

2) Совокупность идей, характерных для конкретных социалных групп или классов;

3) «ложные идеи», способствующе оправданию существующей системы власти;

4) Социально необходимая иллюзия;

5) Деятельно ориентированный компекс убеждений.

 

Три этапа:

  1. Наука об идеях которая изучает их происхождение, закономености их развития.

Начало – середина XIX в. Основатель – Дестют де Траси. На данном эатпе ценностно-нейтральная. В чём смысл жизни можно узнать только через идеи. Утопическая идеология.

  1. Социально-полиичская направленность разичных взглядов теоий и концепций. Середина XIX -?? (по-моему, до XX в., хотя написано, что до наших дней).

Из сферы науки в сферу политики. Оценка идейных концепций политической направленности.

Совокупность идей, которые в мистифицированной форме выраают интересы социальных групп. Из-за своей ложности понятие «идеология» привнесло такой оттенок в XIX в. как нечто насильственное и искусственно насаждаемое.

  1. Предмет и инструмент исследования в социальных науках.

Начаол XX в. – до наших дней.

Наунчый анализ. Вебер, Мангейм, Парето, Спенсер и др.

 

Сотношение иеологии, истины и науки. Исслдеование природы идеологии.

Две наболее авторитетные подхода к идеологии.

1. Марксистский. Идеология: 1) идеалситическая концепция не имеющая отношение к материальному миру. Мир есть воплощение идей, мыслей и принципов; 2. Тип мыслительного процесса (воспроизводство иллюзии о самостотельном имре идей); сами идеологии не осознают, что обслуживают иллюзтю; 3) подход е действительности (конструирует образ дейтствительности и выдаёт его за решительность).

Идеология есть «ложное сознание»: 1) классовый подход; 2) социаьная обсуловленность идей материальными интересами. Идеологии искренне не осознают, что их идеи обсловлены конкетными классовыми, эконмоическими интересами. Их картина ложная, а объективная узествует незаивисмо от сознания.

2. Подхо Мангейма. Идеология – социально значимая система идей, которые отстаиваются пределённым социальным слоем в сових целях: 1) познаваемость социальных процессов; 2) определённые формы мышления порождаются процессом историческго развития.

2 системы взглядов: идеология и утопия.

Идеология – ситема взяглдов правящей группы, ценностное обоснование системы управления. Любая защита апологетична (т.е. защизает существующее полодение).

Наличие идеологии можно онаружить следующим образом: как правящий клас пытается обохначить свою познавательную перспективу. Способ понимания элитой общественно-политических процессов.

 

Утопия – негативный вариант идеологии. Позитивный поект любой утопии – будущее. В случае осуществления утопии она трансформируется в идеологию.

Разные общественные функции (на социальном урвоген):

Идеология – сохранять, защищать.

Утопия – критиковать и изменять.

Социально-классовые идеологии не видимы для носителей; они считают, что обладают истиной.

 

Два типа идеологий: парткуляторные (охватывают только определённое сообщество) и тотальные (устойчивые предсатвления большого колчиества людей на протяжении длительного времени, преендующие на универсальность, только она может стать государственной).

4 идеальных типа человеческого сознания (по Вебру):

1) Органический хилиазм (религиозное сознание);

2) либерально-гуманистические;

3) консервативные;

4) социалистическая утопия (самая критическая).

По Марксу, идеологией пропитана всякая реальность. По Мангейму, политическая. Мангейм смог показать систематизированноть идеологии. Роль когнитивного (познавательного фильтра).

Поппер: идеологии тоталитарные (стремятся дать объяснение всему и вся; основная внешняя характерситика – репрессивность) и открытые.

Открытая идеология открыта для критики и восприятия новых идей.

Вопрос о формировании идеологии.

Структурный функционализм (теория социального напряжения): любая идеология – реакция на смещение социальных ролей.

Начать действовать в соотстветствии с новыми усовиями. Качественное различение.

Теория культурного напряжения. Главное последствие привычной картины мира – эмоциальная неустойчивость. Смещение социальных ролей разрушает всю систему знаков (смволы социально-культурного характера).

Идеология – средство возвращения смысла.

Но эта теория не объясняетЮ почему разные люди приобщаются к разным идеологиям Какие критерии?

Переход от системного анализа к литературным и философискм концепциям смысла.

 

1. Тезис о плюрализме идеологий (т.е. в любом случае две и больше).

2. Определение идеологии как сочетания ложного и истинного сознания.

Отрицание в идеологии творческого начала. Внутри самой её быть не может. Ложность не значит лживость. Ценности не являются отражением действительности.Ценности – иная реальность. Мы не можем всопринимать мир только через ощущеия.

Значит, его картина будет хотя бы чуть-чуть субъективной.

1. Позитивистское напарвление. Парсонс: идеология – ценностные ориентации. Любая идеология направлена на познание и оценивание мира.

2. Феноменологическое направление. Альфред Шюц. Ядро идеологии – естественное мировоззрение и жизненный мир. Не поддаётся строгому науночму определнию. Комплексные идеологии – стихийно складюыващиеся мировоззрения. Идеология растворена в современной жизни и выходит за рамки политики.

Взгляд на идеологию в рамках ирационализма. Гипертрофия (преувеличение) мифологического характера идеологии.

 

В миф люди сами верят. В любой идеологии миф содержится.

Фридрих Ницше, Шопенгауэр, Фрейд – иррациональное напарвление.

Льюс Фойер.

  1. Инвариантный миф (существующий в единстве вариантов);
  2. Различные филососике доктрины, чередующиеся в процессе исторического развития;
  3. Учение о ведущей роли в обществе определённой социальной группы или класса.

Неомарксизм. Критическая теория общества.

Франкфуртская школа. Тезис о гиперидеологизированной действительности.

Ложность идеологии не от социально-экономического интереса, а потоу что ложна действительность.

 

Герберт Маркузе и Макс Хоркхаймер.

Формирвание рафинированного одномерного человека.

Техника и наука – новая иеология. Они изначально идеологизированы. Всеобщая деидеологизация (Д.Белл) или реидеологизация.

 

Возрастающее влияние науки приводит к потере влияния идеологии

1. Неочевидность механзмов современной власти.

2. Размывание смысловых границ между идеологиями и ценностями.

3. Дифференциация осителей идейных принципов по различным социальных и духовных параметрам.

Реидеологизация: идеологии постоянно возникают, когда необходима идеологическая мобилизация. Меняется механизм воспроизводства идеологии: политические партии потеряли ведущую роль в выработке идеологий. Воспринимают конструкции извне. Сам процесс формирования ушёл в гражданское обещство.

Отсутствутие глобальной идеологии.

 

Социальные функции идеологии:

  1. Критическое описание существующей политическо реальности.
  2. Образ будущего отечества (к чему стремимся).
  3. Теория текущих политических изменений.

 

Когнитивная (познаватеьная) функция идеологии: когнитивная карта политики – иденификация себя в политике Только благодаря идеологии человек может понять, кто он: «левый» или «правый»?

Легитимирующая функция: дать обоснование сущетсвующему или желаемому политическому режиму.

Нормативная функция: задавать нормы социального поведения, выработать критерии оценки.

Интеграционная функция: способствовать политической социализайии и объединению людей.

 

Самая важная функция идеологии – мобилизующая: способствует коллективным действиям по достижению политической деятельности.

 

Возникновение любой идеологии связано с глубоким общественно-полиичским кризисом. Рушится картина мира, и поэтому возникают новые идеологии.

  1. Те, кто отрицает существующий порядок.
  2. Те, кто существующий порядок по-новому обосновывают.

 

Внутренняя структура. Любая идеология целостна, систематизированна, самодостаточна.

Идеология состоит из 2 частей:

  1. Внутренне концептуальное ядро.

а) абстрактно всегда;

б) концентрированный ложный образ реальности;

в) универсальное и вневременное (для всех людей и на все времена);

г) благодаря ему в идеологии есть эмоциональное и внутреннее начало;

д) главный его мир не логика и внутренние противоречия, а способность воодушевить и убеждать.

 

  1. Ситуативная оболчка:

а) отклик идеологии на конкретную политическую ситуацию;

б) отклик не должен юыть сильнее, чем концептуальное ядро (может привести е ситуационному успеху, но в стратегическом плане поражение, т.к. приведёт к уходу ядерного электората) (ядерный электорат – концептуальное ядро идеологии, однако он не производит парийное отступление от концептуального ядра идеологии (напряжённые последние выборы в Германии, поражение социал-демократии)).

 

Общественно-политчечкася динамика.

1. Любые идеологии рано или поздно рутинизируются или догматризируются.

2. Любая идеология приобретает своих отцов-основателей, выбирают их (они жили раньше: заложили основы);

3. Обозначаются герои-мученики (пострадавшие за идею);

4. Формируются определённые ритуалы;

5. Все идеологии пытаются не допустить внтуренних перемен, но все им подвержены.

Основной внутренний фактор изменчивости идеологии – степень открытости её концептуального ядра (если в нём заложены предрасположенности к распределению – нормально, значит, либеральные).

 

Если жёстко ядро, то становится неповоротливой, и в случае перемен ставноистя агрессивной.

Общественная динамика формирует идеологические конфликты между ортодоксами и реформаторами:

1) Идеологии эволюционируют;

2) Вырождаются.

 

Проблема идеологического спектра (логическая упорядоченность взаимодействующих идеологий).

 

  1. Самый первый устаревший – пространственный (левые – правые).

Эта схема восходит к Французской революции 1789 г. Чины нацонального собрания расселись: слева – сторонники перемен; справа – сторонники старого порядка; середина – неопределившиеся.

Схема подходила для рисования когнитивной карты но не для анализа.

  1. Модернизационная схема (либераизм – консерватизм).

Просуществовала недолго: была разурешена с появлением социальной революции. Нельзя было сдвинуть либерализм в центр, а социализм поставить с краю, т.к. либертарианцы больше являются модернизаторами. С другой стороны, консерваторы также могут быть большими модернизаторами.

  1. Качественный подход к изменению (радикализм – реформизм).

Но на одном полисе могли оказаться совершенно противоположные идеологии?

 

Эти модели не отвечали двум принципиальным свойствам идеологического спектра:

1. Упорядоченная совокупность (почему та или иная идеология на определённом месте);

2. Это должно являться аналитическим инструментом для улучшения идеологии (идеологический спектр – когнитивная сетка для понимания идеологии в контексте существующей реальности).

Сегодня на основе трёх осей образуется трёхмерное пространство, которое больше всего подходи для научного анализа, нежели для просто человеческого понимания.

 

Современный идеологический спектр («подкова»).

Этот спектр (как и все) имеет недостаток: время от времени появляются новые идеолгии, которые невозможно отнести к определённой категории, всплывают где угодно. Например: национализм (и социальный, и консервативный лагерь, и либеральный).

 

Основной критерий идеологической ориентации – это цель, во имя которой должны осуществляться изменения (именно с точки зрения цели партии располагаются на идеологическом спектре).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...