Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проявление авторской индивидуальности в стиле текста




Качественные признаки разновидностей текста создаются, наряду с перечисленным, и проявлением в тексте личностных особенностей стиля автора.

Авторская индивидуальность максимально ощутима в художественных текстах, как на уровне проявления авторского сознания, его нравственно-этических критериев, так и на уровне литературной формы, идиостиля.

Эмоциональная память конкретного автора конкретного текста может выхватить из своих ощущений при создании литературного произведения разные впечатления - то конкретно-предметные, наглядные своей детальностью, то романтически-приподнятые, вызванные эмоционально-психологической напряженностью, состоянием аффекта. Так рождается либо сдержанность в описаниях, предметная детализированность, либо чрезмерная метафоричность, пышнословие.

Индивидуальность проявляется в использовании оценочных, эмоционально окрашенных и экспрессивных речевых средств. Такая эмотивная окрашенность научного текста может возникнуть в результате особого восприятия объекта, индивидуальные оценочные коннотации могут быть вызваны и особым, критико-полемическим способом изложения, когда автор выражает личное отношение к обсуждаемому предмету. В таком случае именно выражение мыслиесть воплощение индивидуальности.

Чтение становится увлекательным занятием и в том случае, если читатель стремится расширить свои представления о том, в каких условиях и под каким влиянием каких обстоятельств создавался тот труд, результаты которого находятся у него в руках. Современный исследователь должен знать мир автора и его текст лучше, чем сам автор понимал себя и собственное творение. Понимание произведения включает в себя синтез знаний внутренних и внешних условий жизни автора и осмысление их влияния на замысел текста, на его сюжет, содержание или индивидуальный стиль автора.

 

Жанрово-стилевая организация текста

Еще один существенный параметр любого текста - принадлежность его к определенному стилю и жанровая оформленность. Закономерности организации текстов разных стилей изучаются прежде всего функциональной стилистикой, риторикой, а литературный жанр текста как исторически сложившийся тип литературного произведения, имеющий набор существенных признаков, эстетических качеств, является предметом изучения прежде всего литературоведения.

В то же время в лингвистике последних лет активно развивается теория речевых жанров, идеи которой представляются плодотворными и перспективными для анализа литературно-художественных произведений. В свете этой теории литературно-художественное произведение рассматривается как речевой акт, речевая деятельность, что обусловлено эстетико-познавательной и коммуникативной природой текста.

Размышляя о природе речевых жанров, М.М. Бахтин отмечал их богатство, разнообразие, необозримость:

Крайнюю разнородность речевых жанров и связанную с этим трудность определения общей природы высказывания никак не следует преуменьшать. Особенно важно обратить здесь внимание на очень существенное различие между первичными и вторичными речевыми жанрами. Вторичные речевые жанры - романы, драмы, научные исследования разного рода, и т.п. - возникают в условиях более сложного и относительно высокоразвитого и организованного культурного общения - художественного, научного, общественно-политического и т.п. В процессе своего формирования они вбирают в себя и перерабатывают различные первичные жанры, сложившиеся в условиях непосредственного речевого общения. Эти первичные жанры, входящие в состав сложных, трансформируются в них и приобретают особый характер: утрачивают непосредственное отношение к реальной действительности и к реальным чужим высказываниям; например, реплики бытового диалога или письма в романе. Роман в его целом является высказыванием, как и реплики бытового диалога или частное письмо, но в отличие от них это высказывание вторичное".

В русском языке существует пять стилей, четыре из которых являются книжными стилями:

  • официально-деловой;
  • публицистический;
  • научный;
  • художественный,

пятым стилем в русском языке является разговорный.

 

Понятие семантического пространства текста. Содержание и смысл

В художественном тексте заложен смысловой заряд, сила воздействия которого не ограничена местом и временем. Великие произведения искусства не утрачивают актуальности многие века и в разные времена интерпретируются и воспринимаются по-разному. В этом и заключается основная трудность научного определения объема категории "содержание текста". Имея в виду относительную растяжимость смысла текста, исследователи пытаются выявить хотя бы существенные его составляющие, к которым относят обычно систему образов, тематические мотивы, идейно-образное содержание, авторские интенции и оценки.

По мнению ряда исследователей текста, "смысл литературного произведения возникает из всей суммы контекстов". Наряду с подобной интерпретацией, есть точка зрения, дифференцирующая смысл и содержание художественного текста. Так, И.Р. Гальперин считает целесообразным рассматривать содержание как совокупность смыслов, представляющую собой некое завершенное целое. "Содержание обычно неповторимо... Смысл может повторяться".

В последние годы под влиянием антропологической и когнитивной лингвистики изменилось, усложнилось и обогатилось представление о семантической организации художественного текста. Вследствие этого текст понимается одновременно "как двухмерная структура, образуемая в результате использования авторами специфической системы кодифицирования, как разновидность речевого акта, т.е. акта коммуникации между автором и читателем.

Для обозначения содержательной стороны самого сложного языкового знака - текста стал использоваться термин "семантическое пространство".

В категориях пространства рассматривается текст в двух своих ипостасях: текст как совокупность линейно расположенных знаков и текст как совокупность смыслов.

Итак, семантическое пространство текста - это ментальное образование, в формировании которого участвует, во-первых, само словесное литературное произведение, содержащее обусловленный интенцией автора набор языковых знаков - слов, предложений, сложных синтаксических целых; во-вторых, интерпретация текста читателем в процессе его восприятия.

Исследование семантического пространства художественного текста обязательно включает следующие текстовые универсалии: "человек", "время", "пространство". При этом особенно подчеркивается универсалия "человек": "Все без исключения единицы художественного текста и формально-смысловые отношения между ними как основа его структурности и концептуальности подчинены человеконаправленности". Кроме того, особенно подчеркивается в формировании семантики литературного произведения роль автора и персонажа. Е.А. Гончарова отмечает, что "Именно человек, его внутренний мир, духовные искания и переживания всегда составляли и составляют центр литературного произведения. В связи с этим основной признак художественных текстов в семиологическом освещении состоит в том, что они "заключают в себе не только информацию о действительности, а сложный мир чувств, настроений, стремлений человека. Они захватывают читателя, слушателя, зрителя не только своими идеями, но и эмоциональным отношением к жизни, ощущением прекрасного и возвышенного".

Наряду с текстовой универсалией "человек" в литературном произведении сопряжены не менее важные универсалии "время" и "пространство", которые связаны между собой. Человек в тексте изображается во времени и пространстве: он условно привязан к определенному месту и существует в конкретном текстовом времени.

Сопрягаемые с категорией образа автора текстовые категории "время" и "пространство" обнаруживают его знания о мире, выполняют координирующую и моделирующую функции, а соотнесенные с образами персонажей, они выполняют конкретизирующую и характерологическую функции. Место и время определяют тип и характер героя.

Таким образом, можно утверждать, что категории (человек, время, пространство) являются необходимыми атрибутами семантического пространства художественного текста. Они его организуют, т.е. выполняют текстообразующую функцию.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...