Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Образ автора и образ персонажа: эмотивное пространство текста




Основополагающие категории художественного текста, являющиеся носителями субъективного и объек­тивного, – автор и персонаж, которые всегда занимают центральное положение в художественном произведе­нии вследствие его абсолютной антропоцентричности. Это обусловливает и путь интерпретации художествен­ного текста, в основе которого всегда лежит антропо­центрический подход.

Чувства, которые автор приписывает персонажу, предстают в тексте как объективно существующие в действительности (диктальные), а чувства, испытыва­емые автором и выражаемые им, имеют субъективную окраску (модальные). В целостном тексте гармонически переплетаются диктально-эмотивные смыслы (уро­вень персонажей) и модально-эмотивные смыслы (уро­вень авторского сознания), совокупность которых и составляет ядро эмотивного содержания текста.

Образ автора и образы персонажей – фигуры не равновеликие в художественном произведении. Автор связан крепкими узами с изображенным миром дей­ствительности, в том числе и с миром героев. Выделяя в качестве отдельного объекта исследования эмоцио­нальную структуру образов персонажей, мы понима­ем относительную условность их независимости от автора в контексте целого произведения.

Бинарность эмотивного содержания обусловлена не только текстовыми свойствами носителей чувств (ав­тор – персонаж), но и функционально. Можно предположить, что целостное эмотивное содержание предполагает обязательную интерпрета­цию мира человеческих эмоций (уровень персонажа) и оценку этого мира с позиции автора с целью воздей­ствия на этот мир, преобразования его.

В художественной литературе обнаруживается не только двойная аксиология, но и двойная психология персонажей и психология автора, находящихся в сложных отношениях. В связи с этим при относительно безграничном многообразии текстовых эмотивных смыслов можно выделить две типологических разновидности: эмотивные смыслы, включенные в структу­ру образа персонажа, и эмотивные смыслы, включен­ные в структуру образа автора.

Образ персонажа. Персонаж относится к разряду основных содер­жательных универсалий текста и даже возглавляет систему текстовых универ­салий. В связи с этим эмотивные смыслы, включаемые в его содержательную структуру, обладают особой информативной значимостью в тексте.

Эмоции персонажа изображаются как особая пси­хическая реальность. Совокупность эмоций в тексте – своеобразное динамическое множество, изменяющее­ся по мере развития сюжета, отражающее внутренний мир персонажа в различных обстоятельствах, в отно­шениях с другими персонажами.

Извлечение из текста эмотивной лексики и рас­смотрение ее в изоляции от текста дает лишь прибли­зительное, самое поверхностное представление о на­боре эмотивных смыслов, реализующихся в тексте в целом в плане их однотипности/разнотипности, моно­тональности/политональности.

В структуре образов персонажей обнаруживается многообразие эмотивных смыслов. Но внутренняя жизнь персонажа получает эстетическое осмысление только в контексте всего произведения – с учетом всей системы образов персонажей, в свете авторской концепции. Вне этих связей она ущербна и неполноценна.

Жизнь души персонажей полна противоречий, вызываемых самыми разными мотивами и соответ­ственно имеющих различные проявления: это может быть внутренний конфликт эмоций, межличностный эмоциональный кон­фликт, конфликт пер­сонажа и мира в целом.

Конфликтность эмоциональной сферы персонажа отражает общий закон художественного текста, так как «принцип противоречия – основной движущий меха­низм поведения литературного героя». Противоречия эти не фатальны, по мере развития сюжета они разрешаются, и особую роль в их разрешении играет эмоциональная доминанта ха­рактера персонажа.

Итак, образ персонажа вне текстовых связей – это схема, скелет, который обрастает плотью смысла толь­ко в контексте всего произведения и прежде всего в контексте авторских интенций. В связи со сказанным особо важным представляется рассмотре­ние эмотивных смыслов в структуре образа автора.

Образ автора. Художественный текст как законченное речевое произведение пронизан субъективностью и антропоцен­трическими устремлениями, а антропоцентричность выражается в речи и как субъективно-модальное зна­чение. Вследствие этого в эмотивном содержании тек­ста есть макрокомпонент, объединяющий модальные эмотивные смыслы, которые мы относим к разряду интенциональных.

Интенциональность – устремленность личности вовне – исходная структура человеческой личности. Особенно ярко эта черта личности обнаруживается в творческой деятельности и воплощается в ее результатах, поэтому интенции автора должны быть отнесены к смысловой стороне формирования текста и рассматриваться при этом в качестве его определяющих свойств.

Художественный текст формируется образом автора его точкой зрения на объект изображения, поэтому изучение интенциональных эмотивных смыслов помогает более полному рас­крытию образа автора литературного произведения.

Лексические средства выражения автор­ской оценки являются одним из важнейших способов выражения авторского «я» в тексте.

Автор обнаруживает свои симпатии, антипатии и прочие эмотивно-модусные квалификации изображенного мира в условиях разных типов речи и в текстовых фрагментах различной композиционной формы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...